Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Зрительного анализа в синтезаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В процессе работы по развитию пространственных представлений- необходимо учитывать: особенности и последовательность формирования простра«стаей>ного восприятия и пространственных представлений в онтогенезе; психологическую структуру оптического и оятико-пространственного пнозиса и лраксиса; состояние зрительного, пространственного восприятия и пространственных представлений у умственно отсталых школьников.. И. П. Павлов указывал, что. в основе формирования пространственной.ориентировки лежит механизм образования временных связей. Пространственная ориентировка включает два вида ориентировок, тесно связанных между собой: 1) ориентировку на собственном теле, дифференциа 2) ориентировку в окружающем пространстве. Ребенок научается распознавать правую и левую руку раньше, чем ориентироваться в окружающем пространстве, т. е. развитие пространственных представлений происходит у ребенка, на основе дифференциации правых и левых частей тела, в первую очередь рук. На определенной стадии развития в результате преобладающих неоднократных действий правой руки в коре головного мозга вырабатываются условные зрительно-двигательные связи, которые способствуют выделению правой руки как ведущей. Дальнейшая дифференциация правой и левой стороны тела формируется на основе умения выделять правую руку. Различение левой руки у ребенка в этот период осуществляется только через правую руку. Используя двигательные ощущения своих рук, ребенок начинает различать правые и левые части тела. Дошкольники в возрасте 3—3,5 лет практически легко различают правую н левую руку, т. е. они производят ряд действий только правой рукой, но они не овладели еще речевой дифференциацией правого и левого. Развитие речевых пространственных дифференцировок происходит значительно позднее. Таким образом, дифференциация правого и левого возникает сначала в первой сигнальной системе, а затем развивается при возрастающем взаимодействии со второй сигнальной системой. Первоначально закрепляется речевое обозначение правой руки, а затем левой. Ориентировка детей в окружающем пространстве развивается также в определенной последовательности. Первоначально положение предметов (справа или слева) ребенок определяет лишь в том случае, когда они расположены сбоку, т. е. ближе к правей или левой руке. При этом дифференциация направлений сопровождается двигательными реакциями рук и глаз вправо или ' влево. В дальнейшем, когда закрепляются речевые обозначения, эти движения затормаживаются. Умение различать правые и левые стороны предмета, находящегося непосредственно перед ребенком, развивается у детей в норме позже. Наиболее трудным является определение правой и левой стороны у человека, сидящего напротив. Трудность заключается в том,.что ребенку нужно мысленно представить себя в другом пространственном расположении. При устранении оптических дислексии необходимо учитывать указанные закономерности формирования пространственных представлений в онтогенезе^и строить свою работу в следующем плане: 1) дифференциация правых и левых частей тела: 2) ориентировка в окружающем пространстве; 3) уточнение понимания и употребления предлож Рассмотрим подробнее эти разделы. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРАВЫХ И ЛЕВЫХ ЧАСТЕЙ ТЕЛА Работа по дифференциации правых и левых частей тела начинается с выделения ведущей правой руки. Логопед может дать следующие задания: 1.Покажите, какой рукой вы едите, пишете, рисуе 2. Скажите, как называется эта рука. В случае за ко раз. Затем дети поднимают правую руку и называ* ют ее. 3. Покажите, где левая рука, При затруднениях ло 4. Для закрепления дифференциации правой и левой После уточнения- речевых обозначений правой и ле В заключение можно предложить детям более сложные задания, как: «Покажи правой рукой левый глаз, левое ухо, правую ногу», «Покажи левой рукой правый глаз, правое ухо, левую ногу». ОРИЕНТИРОВКА В ОКРУЖАЮЩЕМ ПРОСТРАНСТВЕ Ориентировка в окружающем пространстве формируется на ооно!ве имеющихся уже у детей представлений о правой и левой стороне тела, а также речевых обозначений правой и левой руки. Данная работа проводится-в определенной последовательности. 1. Определение пространственного расположения Логопед дает детям задание определить пространственные соотношения предметов, находящихся сбоку от него: «Покажи, какой предмет находится справа от тебя, слева»;.«Положи книгу оправа, слева от себя». Если ребенок затрудняется в выполнении этого задания, тогда следует уточнить, что справа, это значит ближе к правой руке, слева — ближе к левой руке, напри^ мер: «Где находится шкаф, окно, дверь и т. д. — справа или слева от тебя?». Ребенка необходимо поставить так, чтобы эти предметы были справа или слева. Затем предлагаются задания по определению пространственного расположения предметов, находящихся спереди от ребенка. 2. Определение пространственных соотношений Сначала логопед уточняет расположение двух предметов. Затем предлагает взять правой рукой книгу и по- Заказ 4083 ложить ее возле правой руки, взять левой рукой тетрадь В дальнейшем дети должны уметь выполнять следующие задания по инструкций логопеда: положить карандаш справа от тетради; положить ручку слева от книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге — справа или слева; где находится карандаш по Отношению к тетради — справа или слева. Затем предлагаются три предмета и логопед дает детям следующие задания: «Положи книгу перед собой, слева от нее положи карандаш, справа ручку и т. д.».
Важным моментом в данной работе является уточнение пространственного расположения различных фигур и букв. Детям предлагаются карточки с различными фигурами и различные задания к ним: написать буквы Следующий вид заданий — рисование по речевой инструкции: нарисовать точку, ниже точки — крестик, справа от точки — кружок. Нарисовать кружок, справа от него — крестик, выше крестика поставить точку. Нарисовать точку, слева от точки нарисовать треугольник, выше треугольника — кружок и т. д. 3. Определение правой и левой стороны предмета. Логопед предлагает ребенку взять книгу обеими руками и показать правую, а затем левую сторону книги. Затем определить правую и левую сторону предмета, который лежит на столе. Задание выполняется по рече- вой инструкции логопеда: «Покажи правую, левую сто 4. Определение пространственных соотношений элементов графических изображений букв. На этом этапе параллельно проводится работа по развитию зрительного анализа изображений букв на составляющие элементы, синтез элементов в буквы, определение сходства(и различия между похожими графическими изображениями и буквами. Предлагаются следующие задания: 1 Няйти аигуоу. букву в ряду сходных. Предлагается таблица сходных букв:
2. Срисовать фигуру или букву по предложенному 3. Сложить из палочек, спичек фигуры (сначала по 4. -Сконструировать буквы печатного шрифта из предъявленных элементов букв: в, ы, п, б, г, ш и т. д. (/|Сс) а) по образцу; б) по представлению после кратковременного предъ в) по речевой инструкции. 5*._; 67 5. Найти заданную фигуру среди двух изображений,
Л Л А 'Каждая из этих фигур предъявляется или на все время выполнения задания, или на незначительное время (20—30 сек) до начала выполнения задания. 6. Показать правильно изображенную букву среди 7. Дополнить недостающий элемент фигуры при на 8. Добавить недостающий элемент фигуры по пред 9. Дополнить недостающий элемент в букве: а) по образцу после кратковременной экспозиции б) по представлению после кратковременной экспо в) по речевой инструкции. , п - Б (ь)- До К (К), до Г (I), до д (Л), доЕ(С), доЖ(г^), Дв3(°);до И (II), до Л (П, до М(||),доН (II), до П (И), доР (I),до Ф* (4), до Ю (О), до Я (Я). 10. Переделать букву, сделать из одной буквы дру 11. Преобразовать букву, изменяя пространственное 12. Определить различие сходных фигур, букв, отли 13. Определить различие сходных фигур или букв, состоящих из одинаковых элементов, раз лично ^расположенных в пространстве: р—ь, г —т, и—п. При устранении оптических дислексии параллельно с развитием пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза проводится работа над пониманием и употреблением предложных конструкций, обозначающих пространственные соотношения. Сначала берутся предлоги в, на, под с ярко выраженным конкретным содержанием, затем предлоги — над, из, около, за. Работа начинается с уточнения конкретного значения предлога. Приведем примерный план занятий. Тема: «Предлог в». Цель: Уточнение понимания и употребления предлога в. Оборудование: картинки, стакан, чайная ложка, ручка, пенал и т. д. X о д з а н я т и я. Логопед раздает детям картинки, на которых нарисованы дрова в лечке, белочка в дупле, книга в столе, и называет'их, выделяя голосом предлог в. Логопед обращает внимание детей на то, что во всех предложениях употребляется маленькое слово -в. Это слово обозначает, что предмет находится внутри чего-то (дрова внутри печки, птичка" внутри клетки, книга внутри стола). Конкретное значение предлога в закрепляется при рас* смотрении других картинок (ложка в стакане, ручка в пенале, тетрадь в портфеле). После придумывания предложения к каждой картинке уточняется, что означает слово в. Дается схема предлога в Такие же занятия можно провести и по знакомству с предлогами на, под и точно познакомить детей со схемой этих предлогов. на — Каждый предлог отрабатывается отдельно. Когда дети хорошо усвоят этот материал, можно дать им более сложные задания — по схемам подобрать соответствующие картинки. Для уточнения понимания предлогов даются такие задания: 1.Логопед предлагает детям картинки с различным 2. Логопед дает детям различные задания на выпол С целью закрепления правильного употребления предлогов в самостоятельной речи детям предлагается назвать, где расположен предмет, например, по серии картинок (ручка в пенале, на пенале, под пеналом; птичка в клетке, на'клетке, под клеткой). Если ребенок затрудняется выполнить задание, можно задать вопрос:. «Где ручка, где птичка?» Игры в лото.
а) Логопед называет предметы. Ребенок закрывает картинку.соответствующим' предлогом, написанным на карточке. Уточнение понимания и употребление других предлогов проводится по такому же плану. При устранении оптических дислексии проводится работа по дифференциации слов, обозначающих направление движения: наречий (вверх, вниз, направо, налево, навстречу) и употребление грамматических конструкций с предлогами к, от, в, из. В работе логопед может использовать картинки; графические схемы. Вначале отрабатываются понятия направо — налево на движениях, которые совершают сами дети. Один ученик идет направо или налево от стола, а другой определяет направление. Остальные следят за правильностью ответа.'Используются элементарные графические схемы: Для уточнения и закрепления понятий направо, налево можно использовать следующие задания: 1. Подобрать соответствующую схему после выпол 2, Выполнить движение по заданной схеме: •пойти направо, — пойти налево. Логопед показывает схему, ребенок выполняет движение в соответствии со схемой. 3. К схеме подобрать картинки,, соответствующие 4. Нарисовать направление движения, выполненного 5. Нарисовать направление движения по речевой ин Уточнение понятий вверх, вниз, навстречу и их обозначений проводится так же, как и предыдущих '«понятий:-с-помощью картинок, графических схем, путем воспроизведения движений. Используются такие графические схемы: Примерный план занятий по дифференциации предлогов, обозначающих направление движения (к, от, в, из) Тема: «Предлоги, обозначающие направление движения (к, о/и, в, из)». Цель: уточнение значений и дифференциация предлогов к, от, в, из. Оборудование: картинки. Ход занятия. Логопед уточняет значение каждого конкретного предлога, затем дает детям несколько картинок: «Девочка идет к дому», «Мальчик идет к дереву», «Ученик подходит к столу» и т. д.— и задает вопросы по кар-* тинкам.
Дети отвечают на вопросы или придумывают предложения к этим картинкам. Логопед повторяет предложение и подчеркивает интонационно предлог к, уточняет, что предлог к обозначает определенное направление движения, приближение к предмету. Предлагается придумать предложение с этим словом. Значение предлога в каждом предложении уточняется. Детям дается схема пред- .которая подкрепляется движе- ниями. Например, рука движется к карандашу. Затем отрабатывается предлог от. Дети вначале рассматривают картинки: «Мальчик идет к реке», «Мальчик купается», «Мальчик идет от реки»; К каждой картинке дети придумывают1 предложения. Подробнее останавливаются на последней картинке — «Мальчик идет от реки». «Он уходит от реки все дальше и дальше, удаляется от нее, вот реки уже и не видно». Уточняется конкретное значение предлога от. Дается обобщающая Затем логопед сравнивает значение предлогов к и от, "подчеркивает, что эти предлоги обозначают раз-* личные, противоположные направления, и предлагает обобщенную схему этих предлогов. Для закрепления темы можно дать детям различные задания по графическим схемам:- а) подобрать картинки к той и другой схеме, б) воспроизвести движение руки (от карандаша или >в) назвать предлог по движению (например, руки к карандашу), г) назвать предлог по схеме. к Большое место при устранении оптических дислексии занимает работа над уточнением и дифференциацией оптических образов неусвоенных букв. Для лучшего усвоения буква соотносится с каким-либо сходным предметом, изображением: о —обруч, з—змея, ж — жук, п —перекладина, у —ушки. Используются различные загадки о буквах, например: Стоят два колышка рядком, А между ними поясок, Протянутый наискосок. (И) Два колышка наискосок, (С. Маршак.) Можно использовать ощупывание рельефных букв, конструирование букв из элементов, реконструирование, срисовывание, вырезывание букв, лепку их из пластилина, обведение их контуров в воздухе, сравнение сходных букв. Устранение оптических 'дислексии осуществляется приемами, направленными на развитие зрительной памяти, пространственных представлений и речевых обозначений пространственных отношений. Брлыпое внимание уделяется сравнению* сходных графических букв.
графическая схема предлога от подбирают картинки, придумывают предложения по этой схеме. Значение предлога закрепляется с помощью заданий на движение (рука движется от карандаша; маль* чик отходит от стола). Приемы работы над.нарушениями чтения зависят от вида и.характера и проявлений этих нарушений. В заключение следует подчеркнуть, что описанная методика устранения дислексии может быть использована не только при устранении выявленных нарушений чтения, но и для профилактики этих нарушений.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; просмотров: 677; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.195.79 (0.013 с.) |