ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРЕДМЕТЕ ПСИХОЛОГИИ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРЕДМЕТЕ ПСИХОЛОГИИ



ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРЕДМЕТЕ ПСИХОЛОГИИ

(этот ответ особенно уменьшить не получилось, но тут много важного, так что пришлось дополнить готовый ответ и вообще его немного переструктурировать)

План ответа:
1) Становление психологии как самостоятельной науки.
-пси в рамках философии
-пси как самостоятельная наука
-теория и практика в психологии
-научная и житейская психология
-определение науки (система знаний, система методов, соц институт, решающий, поставленные обществом проблемы).
2)История развития предмета психологии.
-пси как наука о душе (до 16 века)
-как наука о сознании ( до18 века)
-как наука о психической реальности (многообразие направлений) (с 18 и по сей день)
3) методологические проблемы психологии.
-принцип объективности
-детерминизма
4) Психология как социальный институт.
5) место психологии среди других наук (Кедров, Пиаже, Соколова)
6)Направления современной психологии.

1) Становление психологии как самостоятельной науки.

Эббингауз: психология имеет долгое прошлое, но очень краткую историю.

Что это значит? Основную часть своего прошлого пси развивалась в рамках философии и была частью философского знания, а, следовательно, свой объект и предмет у нее тоже был как и у философии.

Т.е. можно говорить о том, что изначально зерна психологического знания зародились в философии, они постепенно зрели, развивались, превращались в слабенькие теории, потом в полноценно выстроенные теоретические представления. В итоге накопление таких знаний стало приводить к отделению и выделению именно психологической специфики, которая затем уже начала развиваться именно в психологическом направлении.

=> этапы:1) 6 век до н.э.- вторая треть 19 века: развитие пси в рамках философии

2) конец 19 века – наши дни и будущее (это самый грубый вариант классификации).

Сноска:

(помним, что рождение психологии как науки связывают с возникновением метода! 1879 год- открытие лаборатории Вундтом в Лейпциге, метод интроспекции, так что вообще сейчас психология- это наука с развитой методологией. Виды методов: наблюдение, эксперимент, беседа, измерение, тесты, проективные методики, анализ продуктов деятельности, практические методы (психотерапия, тренинги и т.д.)).

И вообще можно сказать, что изначальный базис психологии был заложен в рамках философии (ну и бла-бла про важность изучения философии, а так же примеры перетекания философов в психологию: Рубинштейн, Шпет и его философские труды и т.д.)

Связь теории и практики: теоретическое и практическое направление в психологии? Есть представление, что теория- это лишь отстраненные умопостроения и нафиг это все не нужно, в то время как именно практика дает нам возможность узнать и получить что-то новое. Но на самом деле имеет место тесная взаимосвязь этих направлений- теоретические данные позволяют как-то систематизировать накопленные представления и на основе этой системы дать плодотворную почву для «полезной» практики, а не для накопления чего-то непонятного. Практика же в свою очередь заставляет развиваться теорию, дает ей какие-то задачи и интересные данные (примеры развития запросов со стороны прикладной практики, ну или вообще вся история развития отечесвенной нейропси во временя работы в реабилетационных госпиталях ВОВ).

Научная и житейская психология:

Соотношение житейской и научной психологии
  Житейская психология Научная психология
Субъект знания любой человек (мол, я знаю, что теща раздражительна) научное сообщество
Объект другие люди в бытовых ситуациях другие люди в разных ситуациях (в т.ч экстремальных, в патологии) + животные + следы Д. чел. (мемуары, лит-ра и пр.)
Метод наблюдение и самонаблюдение наблюдение + эксперимент + изучение продуктов Д и пр
Мера обобщения житейские понятия, подходящие лишь к к конкретным ситуациям и зачастую противоречащие друг другу (вспомним противоречащие поговорки) единая система понятий с более высоким уровнем обобщения
Способы получения опыта субъективны, эмоциональны, интуитивны рациональны
Передача опыта почти невозможно передать организация обучения

Итак, научная психология, во-первых, опирается на житейский психологический опыт; во-вторых, извлекает из него свои задачи; наконец, в-третьих, на последнем этапе им проверяется.

Определение науки:

1) исторически развивающаяся система знаний;

2) система методов получения этого знания;

3) это социальный институт, который решает обществом поставленные задачи.

 

Чтобы рассказать о какой-либо науке, нужно, прежде всего, начать с определения ее предмета. Однако в психологии определение ее предмета – одна из основных проблем, не решенных до сих пор. С чем же связаны трудности определения предмета психологии?

1. Предмет любой науки не задан раз и навсегда, изменяется в развитием науки. В психологии – то же самое, однако в отличие от большинства наук, психологи так и не пришли к общему мнению на этот счет. Для психологии вообще характерен крайний плюрализм точек зрения на все фундаментальны научные вопросы.

2. Психология – одна из самых сложных наук вообще (ЛСВ, Эйнштейн).

3. Психология находится в тесной взаимосвязи почти со всеми остальными науками, поэтому существует опасность подмены предмета психологии предметами других наук (физиологии, социологии и т.д.). (пример из соц пси: в каком-то универе курс по с пси читался социологами и психологами: курс разбит на две части, сначала читали социологи, потом психологи, студенты воспринимали этот предмет, как 2 разных).

«сноска»:
На современно этапе- объект пси— это совокупность различных носителей психических явлений, основными из которых являются поведение, деятельность, взаимоотношения людей в больших и малых социальных группах, а предмет- психика.

(Предмет — это то, что находится в рамках, в границах объекта. Объект — это та часть научного знания, с которой исследователь имеет дело. Предмет исследования — это тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаем целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные признаки)

Исследуемые явления: сознание, бессознательные явления, общественные отношения, предметы материальной и духовной культуры, психосоматические явления

 

 

2) История развития предмета психологии.

1) Наука о душе

Сам термин "психология появился в 16 веке (1590г., немецкие схоласты Гоклениус и Касман), состоит из двух греческих слов: psyche – душа, logos - смысл, выраженный в слове (осмысленное слово, разум, познание, изучение, исследование, разумное понимание). Однако до появления термина психология уже существовала как сложившая наука о душе, и вообще термин появился тогда, когда душа как предмет начала себя изживать.

Таким образом, первым предметом психологии является понятие души. Душа как научное понятие – "первая научная гипотеза древнего человека" (ЛСВ) – отличалась от мифологического понимания души:

- мифологические обобщения души были свойственны тому или иному народу, т.к. отражали их образ жизни, и не были приняты всем научным сообществом

- мифологическая «душа» не требовала доказательств, а лишь веры; научная же «душа» была обоснована

- мифологическую «душу» нельзя было опровергнуть, научную же требовалось и требуется проверять опытом.

Сознание.

Христианство закрепило представления о божественной сущности души. Однако запросы практики требовали эмпирических фактов, которые невозможно было найти в священных текстах. Р. Бэкон (13 в.): опытная наука – во главе всех наук. У. Оккам (14 в.): устранить из рассуждений все, что не поддается опытной проверке. Ф. Бэкон (16 в.): реальность нужно изучать в опыте, а не по текстам. Душа не подается эмпирическому исследованию, следовательно, нужно отказаться от рассуждений о ее сущности.

Методы

1. Пассивные (Ограничены в контроле)

2. Активные

1. Лабораторные

2. Квазиэкспериментальные исследования (Устанавливают причинно-следственную связь)

1. Лонгитюдные

2. кросскультурные

3. психогенетические

 

 

(3) Современная систематика методов психологического исследования

Современная систематика методов отражает особенности познавательного отношения к психологической реальности – перечень решаемых задач или различие нормативов (и возможных выводов), различия в психологических гипотезах. Тогда мы будем говорить о следующих типах методов в психологии:

ü Наблюдение

-преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений, который непосредственно не дан

ü Эксперимент

-это вид теоретического или эмпирического исследования, построенного в соотв. с логикой гипотетико-дедуктивного рассуждения относительно изучаемой причино-следственной зависимости.

ü Беседа

-метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации.

 

ü Измерение

система процедур получения числовых (количественных) характеристик свойств изучаемых в психологии явлений и процессов

ü Проективные техники

ü Тесты

ü Анализ продуктов деятельности

-способ получения информации в результате количественного и качественного анализа документальных источников

ü Методы психологической практики

 

Наблюдение

Наблюдение – древнейший метод познания. Его примитивной формой – житейскими наблюдениями – пользуется каждый человек в своей повседневной практике.

Наблюдение - преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений, который непосредственно не дан (словарь под ред. Петровского и Ярошевского).

Наблюдение как научный метод предполагает:

- определение цели и задач наблюдения;

- исходную описательную гипотезу;

- подробно разработанный план наблюдения (выбор объекта, условий наблюдения, способа наблюдения (напр., зеркало Гезелла), способов регистрации наблюдаемого, способов обработки получаемой информации).

Наблюдение часто включено в другие методы исследования: беседу, эксперимент и др.

При психол. наблюдении субъект наблюдения исп. спец. выделенные категории и единицы, выступающие как средства качественного описания наблюдаемой им реальности.

ü единицы наблюдения - описание объекта в словаре ест. языка и языка научных понятий;

ü категория наблюдения разработка систем условных названий, искусственных созданных знаков и кодов, к-ые строятся на основе теоретических представлений о наблюдаемом явлении (например, система категорий в методе наблюдения процесса взаимодействия людей в дискуссии, предложенном Р. Бейлзом).

Виды наблюдения (по кр. психол. словарю под ред. Л. А. Карпенко)

ü несистематическое и систематическое. Несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования, здесь важны не фиксация причинных зависимостей и строгое описание явления, а создание некоторой обобщенной картины поведения индивида. Систематическое наблюдение проводится по определенному плану;

ü сплошное и выборочное. В первом случае исследователь или группа исследователей фиксирует все особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения. Во втором случае он обращает внимание лишь на определённые параметры поведения или типы поведенческих актов(нужна схема протокола и предварительная подготовка;

ü включенное и невключенное наблюдение. Во включенном наблюдатель сам включен в процесс.

ü непроизвольное, вынужденное – отсутствует предварительная подготовка. При наблюдении появляется какой-то факт, который производит эффект неожиданности;

ü непосредственное и опосредованное. При опосредованном используются средства (камера);

ü естественное (полевое) и лабораторное;

ü открытое и скрытое (не знает, что за ним наблюдают).

 

Недостатки метода:

-предвзятое отношение (может исказить некоторые черты или факты);

-одиночное проявление черты, а принимается как характерное (галла-эффект, или эффект Ореола);

-противопоставление себе каких-либо черт;

-ошибки усреднения (неуверенность наблюдателя и выведение результатов как средние проявления);

- смешивание второстепенного с существенным.

 

Эксперимент

Эксперимент - метод психологического исследования, характеризующийся активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт.

По Корниловой: это вид теоретического или эмпирического исследования, построенного в соотв. с логикой гипотетико-дедуктивного рассуждения относительно изучаемой причино-следственной зависимости.

4 особенности по Рубинштейну:

ü в эксперименте исследователь сам вызывает изучаемое явление;

ü экспериментатор может варьировать, изменять условия протекания и проявления изучаемого процесса;

ü возможно попеременное исключение отдельных условий;

ü эксперимент позволяет варьировать количественные соотношения условий, допускает математическую обработку данных.

 

В эксперименте проверяется каузальная гипотеза - предположение о существовании причинно-следственной связи между явлениями. Часто гипотезы возникают на насущных потребностях и при желании что-нибудь улучшить.

Экспериментальная гипотеза – конкретизация некоторой догадки, или идеи, с целью ее проверки в эксперименте. Гипотеза включает в себя:

- НП (независимая переменная - управляемая, т.е. активно изменяемая исследователем переменная; представлена на двух или более уровнях, в экспериментальной гипотезе понимается в качестве причинно-действующего фактора)

- ЗП (зависимая переменная - то, что изменяется под влиянием изменение НП, в психологическом исследовании представлена показателями деятельности испытуемого, любыми формами оценки его субъективных суждении и отчетов, психофизиологическими параметрами и т.д.)

- ДП (дополнительные переменные - переменные, влияющие на результат эксперимента, напр, время проведение, самочувствие испытуемого, интонация экспериментатора).

По условиям проведения.

Лабораторный эксперимент – эксперимент в специально созданных условиях, позволяющих выделить так называемую чистую независимую переменную путем контроля всех других условий, с которыми может смешиваться ее влияние.

Естественный эксперимент, или полевой эксперимент, — вид эксперимента, который проводится в условиях обычной жизнедеятельности испытуемого с минимумом вмешательства экспериментатора в этот процесс. Этот метод специфичен тем, что возможности экспериментатора по контролю дополнительных переменных ограничены.

ЛЭ позволяет обеспечить высокую внутреннюю валидность, но низкую внешнюю валиднсть; а ЕЭ – наоборот.

 

По форме осуществления.

Реальный (реализованный) эксперимент – проводится с целью получить эмпирические доводы в пользу или против предполагаемого в содержательной гипотезе понимания психологической закономерности.

Мысленный эксперимент - позволяет предполагать получение тех или иных данных при управляемых экспериментальных воздействиях, но эти предположения не реализуются в предметной деятельности исследователя. МЭ направлен на обоснование определенного решения о виде и механизмах предполагаемой закономерной связи между НП и ЗП.

 

По задачам эксперимента

Констатирующий эксперимент - это эксперимент, устанавливающий наличие какого-либо непреложного факта или явления. Эксперимент становится констатирующим, если исследователь ставит задачу выявления наличного состояния и уровня сформированности некоторого свойства или изучаемого параметра, иначе говоря, определяется актуальный уровень развития изучаемого свойства у испытуемого или группы испытуемых.

Формирующий эксперимент — особый метод психологического исследования, состоящий в том, что исследователь определенным образом строит обучение (воспитание) испытуемого с целью получить заданное изменение его психики.

 

По целям эксперимента

ü Эксперимент с научными целями

ü Эксперимент с практическими целями (напр., в рекламе)

5. Квазиэксперимент – по форме контроля – это исследование, которое направлено на проверку причинно-следственной гипотезы, но не может быть названо истинно экспериментальным, в силу недостаточного контроля за экспериментальным воздействием и побочными факторами.

Т.о., недостаточность контроля диктует изменения экспериментальных схем и накладывает определенные ограничения на логику вывода: при необходимости применения квазиэкспериментальных планов остается множество источников конкурирующих объяснений, и их необходимо проконтролировать либо в специальных схемах реализации исследования, либо обсудить с точки зрения контроля за выводом.

Отличие от экспериментальных планов, где имеет место следование принципу изолированных условий – предположение о том, что каждый экпериментальный фактор изменяется изолированно от других и можно говорить о его отдельном вкладе в экспериментальный эффект.

Почему проводят квазиэксперименты? Это обусловлено следующими моментами:

1. При проведении строгих лабораторных исследований теряется специфика каузальных зависимостей, следовательно, приходится проводить исследования в полевых условиях. Понятно, что при этом снижается контроль.

2. Нужно, чтобы испытуемые не знали, что с ними проводится эксперимент («замаскированный», «слепой» эксперимент). Пр.: школьники контрольного класса не знают об отличии учебной программы экспериментального класса от их собственной. В таком случае будет высокая внешняя валидность (т.к. достигнуто соответствие переменных жизненным реалиям), но внутренняя валидность страдает, т.к. возникают смешения (фон, естественное развитие и проч.). НО:

а) Снимаются «эффекты ожидания» испытуемых (они же ничего не знают!)

б) Нет угрозы валидному выводу из-за разной желательности различных уровней переменных. В лабораторных экспериментах часто актуализируются особые формы мотивации (напр., испытуемый стремиться показать «свои способности»).

3. Существуют зависимости, «управлять которыми невозможно, даже если для этого применить всю силу правительства» (Кэмпбелл). Здесь причинно-действующими факторами являются не внешние воздействия, а внутренние, субъективные условия. Стратегии отбора и подбора групп: выбор, когда и на ком проводить измерения ЗП.

 

 

Беседа

Беседа - метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации.

Беседа может быть стандартизированная (точно сформулированные вопросы, которые задаются всем опрашиваемым) и нестандартизированная (вопросы ставятся в свободной форме).

Каждая беседа должна иметь четко сформулированную цель и план ее проведения. Идет сбор вербальной и невербальной информации.

Беседы различаются в зависимости от преследуемой психологической задачи. Выделяют следующие виды:

ü Терапевтическая беседа

ü Экспериментальная беседа (с целью проверки экспериментальных гипотез)

ü Автобиографическая беседа

ü Сбор субъективного анамнеза (сбор информации о личности субъекта)

ü Сбор объективного анамнеза (сбор информации о знакомых субъекта)

 

 

Измерение

Измерение - система процедур получения числовых (количественных) характеристик свойств изучаемых в психологии явлений и процессов. Использование в психологии метода измерения позволяет перейти от простого описания феноменов к выявлению количественных связей между ними и тем самым установлению законов их функционирования.

Г.Т. Фехнер (немецкий физик и философ) – один из первых исследователей, использовавших метод измерения в психологии. «Основы психофизики» (1860): попытался установить количественные отношения между параметрами физического стимула и соответствующими им свойствами ощущений. Г. Т. Фехнер полагал, что — в отличие от величины физического стимула — величину соответствующего ему ощущения непосредственно измерить невозможно, поэтому он предложил ряд косвенных методов измерения ощущений, которые используются психологами до сих пор. Так, например, с помощью предложенного им метода минимальных изменений можно измерить величину так называемого абсолютного порога, что равнозначно косвенному измерению чувствительности как величины, обратной порогу.

Абсолютный порог - минимальная величина раздражителя (стимула), вызывающего едва заметное ощущение, т.е. порог представляет собой условную границу, разделяющую все раздражители на два класса: не воспринимаемых испытуемым в силу их незначительной величины и воспринимаемых. Процедура определения нижнего абсолютного порога заключается в следующем: испытуемому предъявляют физические стимулы (например, пятна света) в полной темноте. Например, сначала предъявляют видимое пятно света, постепенно (пошагово) уменьшая его интенсивность. Испытуемый должен отвечать на каждое предъявление стимула «вижу» или «не вижу». Когда он перестанет видеть предъявляемое ему пятно, начинают предъявлять «восходящий ряд» стимулов (начиная с тех, которые заведомо не воспринимаются). В какой-то момент испытуемый говорит «вижу». Опять повторяется «нисходящий ряд», затем «восходящий» — и так происходит несколько раз, причем длину «восходящих» и «нисходящих рядов», а также момент их начала и конца варьируют, чтобы избежать нежелательных искажений испытуемым результатов. Как правило, точка перехода от ответа «вижу» к ответу «не вижу» (это называется порогом исчезновения) не совпадает с точкой перехода от «не вижу» к «вижу» (порог появления). Поэтому в качестве абсолютного порога принимается среднее значение этих величин.

 

Различные методы измерения широко используются в психодиагностике, представляющей собой «науку и практику постановки психологического диагноза». Чаще всего методы психодиагностики называются тестами.

 

Тесты

Тест - ряд заданий различного характера, выполнение которых испытуемым оценивается в количественных показателях; при этом устанавливается соответствие последних определенным нормам и стандартам.

 

Тесты интеллекта (уровня интеллектуального развития) представляют собой батарею вопросов или задач (вербальных и невербальных), решение которых оценивается определенным количеством баллов.

Суммарный показатель решения задач сравнивается с «нормой» (установленной на большом количестве испытуемых данного возраста), в результате определяется реальный «умственный возраст» ребенка (который может расходиться с «паспортным возрастом»).

IQ = «умственный возраст» / фактический («паспортный») возраст * 100%

Наиболее известны тесты IQ Векслера, Айзенка, Равена и др. Несмотря на постоянную критику самой идеи и методов измерения IQ, тесты интеллекта по-прежнему широко используются в практике.

 

Личностные опросники - разновидность тестов, разработанных в рамках субъективного диагностического подхода и направленных на измерение различных особенностей личности. Прототипом современных ЛО обычно считают разработанный Ф. Вудвортсом (1919) "Бланк данных о личности", предназначенный для выявления и отсеивания с военной службы лиц с невротической симптоматикой.

ЛО могут быть подразделены на: а) опросники черт личности; б) опросники типологические; в) опросники мотивов; г) опросники интересов; д) опросники ценностей; е) опросники установок.

Наиболее известным личностным опросником является MMPI (Миннесотский многофакторный личностный опросник, созданный американскими исследователями в 40-х гг. XX в.). Он содержит 10 базисных шкал и три оценочные шкалы, которые позволяют оценить степень достоверности полученных в тесте результатов.

 

Проективные методы

Проективные методы направлены на изучение целостной личности и особенно бессознательных ее структур, поэтому они гораздо менее формализованы, чем опросники.

Термин «проективные техники» был введен Франком в 1939. он разработал классификацию методик:

1) методики структурирования – беспорядочный стимульный материал, который испытуемый должен структурировать, придать смысл (чернильные пятна Роршеха);

2) конструирования – создание из деталей нечто целое, которое создается в соответствии со своим опытом, чувствами, желаниями (по фрагментам рассказа составить целое);

3) интерпретации – нужно истолковать какое-либо событие (ТАТ);

4) катарсиса – освобождение при игровой деят-ти в специально организованных условиях (Игры в школе и дома, Самоукина);

5) экспрессии – рисование на свободную тему или заданную (рисунок семьи, ДДЧ, несуществующее животное);

6) изучения импрессии – предпочтение одних стимулов как наиболее желательных (Люшер);

7) дополнения – н. завершить рассказ, историю (Когда я думаю о школе, то…);

8) рефрактивные – описание личности человека, который схож по полу, возрасту с испытуемым. Характеристика на другого обычно является естественней самого испытуемого.

Плюсы:

+ изучение личности глобально (сознательное и бессознательное);

+ чем менее методика структурирована и не определены стимулы, тем менее вероятность того, что сработают защитные механизмы;

+ результаты не оцениваются как правильные или нет, все ценные;

+ не ограничено во времени;

+ индивидуальны;

+ обеспечивают более тесный эмоциональный контакт с испытуемым, к-ый чувствует себя непринужденно и доверяет психологу;

+ психотерапевтический эффект;

+ опосредованно изучением личности.

Минусы:

- не ограничено во времени;

- нельзя оценивать большую группу, т.к. индивидуальны;

- не совсем надежны и валидны;

- интерпретация делается во многом на основе жизненного опыта;

- основано на интуиции психолога;

- опосредованы изучением личности.

 

Концепция М.Я. Басова

Пионером выделения деятельности в особую, ни к каким другим формам жизни не сводимую категорию выступил Михаил Яковлевич Басов (1892-1931).

Дисскусия субъективной психологии и бихевиоризма. Басов: нужно подняться и над тем, что осознает субъект, и над тем, что проявляется в его внешних действиях. Но не механически объединить одно и другое, а включить их в качественно новую структуру. Он назвал ее деятельностью.

Деятельность – особая структура, состоящая из отдельных актов и механизмов, связи между которыми регулируются задачей. Деятельность является субъективной: за всеми ее актами и механизмами стоит субъект, говоря словами Басова, "человек как деятель в среде". Т.е. нужно также изучать взаимодействия организма со средой, с социумом.

3 вида строения деятельности:

1. Простая временная связь: деятельность на этой ступени – это цепь реакций, но система стимулов организована взрослыми таким образом, что активность ребенка упорядочивается.

2. Ассоциативная связь – это все действия, взятые из памяти, произведенные по ассоциации и пр.

3. Апперцептивно детерминированный процесс – подчинен некой цели, с которой соотносятся частичные действия. 2 подтипа:

а) деятельность с готовой схемой, заданной извне;

б) деятельность в условиях, когда есть задача, которую надо решить, но нет принципа решения, его надо искать.

 

 

Дальнейшее развитие принцип деятельности получил в трудах С.Л.Рубинштейна и А.Н.Леонтьева.

Социальный бихевиоризм

Теории социального научения. По мнению Бандуры, на человека влияют не только внешние условия: он также должен постоянно предвидеть последствия своего поведения путем его самостоятельной оценки. Он считал, что человек может освоить практически все виды поведения без непосредственного получения какого-либо подкрепления. Бандура говорит и о косвенном подкреплении, т.е. о наблюдении за тем, как другие получают подкрепление и о самоподкреплении, когда люди подкрепляют свое собственное поведение. Все виды поведения, по его мнению, изучаются на основе наблюдения за другими людьми и моделирования их поведения (связано со способностью к саморегуляции о оперированию символами), значит, поведение можно «выучить заново» или хотя бы частично изменить его. При модификации поведения используется моделирование: испытуемые должны наблюдать за моделью в таких ситуациях, которые кажутся им пугающими или провоцируют у них чувство тревоги. Поведение через наблюдениерегулируется четырьмя взаимосвязанными факторами – процессами внимания (например, наблюдаемые хар-ки объекта) и сохранения (например, моторное или символическое повторение), двигательного воспроизведения (например, физические способности) и мотивации (все виды подкрепления). Þ Т. о. Бандура рассматривал функционирование чел-ка как взамодействие бихевиоральных, когнитивных и относящихся к окружающей среде факторов. Понятие самоэффективности – осознание человеком своей способности выстраивать поведение относительно специфической задачи или ситуации.

Теория социального научения Роттера подчеркивает значение мотивационных и когнитивных факторов для объяснения поведения в контексте социальных ситуаций. Социальное поведение можно описать с помощью следующих понятий: 1) поведенческий потенциал – каждый человек обладает определенным набором действий, поведенческих реакций, сформировавшихся в течение жизни; 2) на поведение человека влияет его ожидание - субъективная вероятность того, что определенное подкрепление будет иметь место в результате специфического поведения; 3) на поведение человека влияет характер подкрепления, его ценность для человека - степень, с которой мы при равной вероятности получения предпочитаем одно подкрепление другому; 4) психологическая ситуация. Формула прогноза потенциала поведения = ожидания того, что подкрепление последует за данным поведением + ценность ожидаемого подкрепления. На поведение человека влияет его «локус контроля» - верят ли люди, что подкрепление зависит от их собственного поведения или же контролируется факторами извне.

 

План ответа

1. История понимания рациональности:

2. Классический и неклассический идеалы рациональности. Эксперимент, условия причинного вывода. Карл Поппер и эксперимент.

3. Объективный метод в психологии: кто это и как его применять?

- Интроспекционисты (и Челпанов)

- Сеченов и Бехтерев (а также бихевиористы)

- Выготский и «Исторический смысл психологического кризиса»: кризис в психологии начала 20 века.

- Постановление ЦК по поводу «педологических извращений»

- В.М. Теплов (его доклад 1952 г.) об объективном методе в психологии.

4. Методы современной психологии, критерии их объективности.

 

План ответа

1. 1. История возникновения ГП

2. Основные понятия и основные принципы

3. Школы ГП:

а. Лейпцигская (Крюгер, Фолькельт, Зандер)

б. Берлинская (Вертгеймер, Келер, Коффка)

в. Курта Левина (Курт собст-но Левин, Овсянникова, Зейгарник)

- эксперимент Биренбаум

- эксперм. Овсянкиной

- экспер. Зейгарник

4. Вклад ГП и ее критика (по Соколовой Е.Е.)

История возникновения ГП

 

История гештальтпсихологии начинается с выхода работы М.Вертгаймера “Экспериментальные исследования восприятия движения” (1912г.).

Целостная психология выступает против элементаризма «классической психологии сознания», т.е. против требования разложения целостных психических образований на простейшие, неделимые элементы. Уже в ассоцианизме подчеркивалась недостаточность этого принципа (ментальная химия Джона Стюарта Милля в 1843г., Вундт). Основная идея целостного подхода: сознание как целое не сводимо к сумме составляющих его элементов. Предмет исследования это сознание (оппозиция с бихевиоризмом) Гештальтпсихология исследует образ, как классический психический феномен. Однако не сводят психику к сознанию.

Идеи целостности появляются еще в сер. XIX в. (Джон Стюарт Милль о неравенстве целого сумме частей, Брентано о единстве и целостности сознания).

Эренфельс, входивший в так называемую Австрийскую школу, которая функционировала в городе Грац под руководством Алекса Мейонга – ученика Брентано (он еще открыл первую экспериментальную психологическую лабораторию в Австрии в 1894 г), в 1890г. ввел понятие гештальта, когда исследовал восприятие мелодии Маха при переносе мелодии в другую тональность качество не меняется (свойство транспозиции); состав ощущений может меняться, а качество сохраняться. Считает, что целое появляется после частей в результате их суммации.

На самом деле принцип целостности гласит: не целое возникает на базе частей (как у Эренфельса), а целое существует изначально (как у Вертгеймера). Части есть искусственно выделенные элементы целого.

 

 

Основные понятия

Гештальт – целостная структура, обладающий особым качеством по сравнению с суммой своих частей. Специфический признак гештальта – свойство транспозиции (переноса). Эксперимент – 2 точки на некотором расстоянии друг от друга зажигаются попеременно с разным интервалом в 200, 30 и 50 мс. При некотором временном интервале (50 мс) возникает кажущееся движение, стробоскопический эффект, фи-феномен. Движение как особое качество нельзя свести к сумме двух точек.

Инсайт − целостное понимание ситуации − такая целостная организация проблемной ситуации, которое позволяет разрешить проблему, устранить содержащийся в ней конфликт. Инсайт в мышлении (понимание) = гештальт в восприятии.

Исследования охватывали восприятие, мышление, память, аффекты, волю.

Метод – феноменологический метод – непосредственное описание наблюдателем содержания своего восприятия, своего переживания (описание предметного восприятия таким, каким они видят его в данный момент). Позволяет описывать не только субъективные явления, но и внешне наблюдаемое поведение (опыты на животных). Нет разницы между описанием и объяснением (описание и есть объяснение).

Основные принципы

1. Принцип изоморфизма (выражение структурного единства мира: физического, физиологического и психологического: психический мир есть точная структурная репродукция динамической организации соответствующих мозговых процессов).

2. Принцип структурности (целое, которое определяет свойства и значение своих частей, называется структурой): элемент не имеет значения, а получает его в определенной структуре, в которую он включен.

 

В целостный подход(собственно ГП)входит 2 школы

а. Лейпцигская (Крюгер, Фолькельт, Зандер)

б. Берлинская (Вертгеймер, Келер, Коффка)

в. Курт



Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.254.246 (0.019 с.)