Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ощущение и восприятие: свойства и виды. Осн. подходы к изучению. Теории восприятия.Содержание книги
Поиск на нашем сайте Восприятие – это процесс порождения образов, возникающий при воздействии стимулов на органы чувств. Теории ООП – главная роль принадлежит объектам окружающего мира, которые воздействуют на ОЧ, а роль субъекта. ООП основное содержание - непосредственное отражение физических воздействий со стороны объективно существующего окружающего мира на органы чувств. Теории СОП - ведущие детерминанты - субъектные (познавательный опыт человека, потребности, эмоции, личностные особенности и т.д.). СОП основное содержание процесса восприятия рассматривается как процесс представления (воплощения) уже имеющихся у субъекта знаний об окружающем мире в образы восприятия. 6 свойств образа восприятия (Олпорт): сенсорное качество; конфигурация; константность; система отсчета; предметность; установка. 2 вида стимулов: д истальный; проксимальный. Ощущения - (ООП) это процесс непосредственного отражения воздействий стимулов на органы чувств в виде сенсорных качеств. Свойства ощущений: интенсивность, протяженность во времени, протяженность в пространстве. Классификация ощущений: по модальностям; протопатическая чувствительность (первичная) и эпикритическая (тонкая, позволяет выделять детали. Классификация рецепторов: по модальности; по видам воздействий, на которые они приспособлены реагировать; по месту расположения в теле человека: экстерорецепторы; интерорецепторы; проприорецепторы. Виды образов, которые не относятся к ощущениям и восприятию: послеобраз; фосфен; эйдетический образ; синестезии; галлюцинации. Теории ООП - структуралистская - образ восприятия – результат процесса суммации отдельных элементов (Титченер, Гельмгольц). - гештальттеория – образ восприятия – это целостная структура, являющаяся результатом динамической организации ее частей; принцип изоморфизма (М.Вертхаймер, В.Келер, К.Коффка). - экологическая - проксимальный стимул – это не само физическое воздействие, а его структурная характеристика; объемлющий оптический строй; инвариантные структуры светового потока; величина градиента плотности структуры светового потока (Гибсон) Теории СОП - теория бессознательных умозаключений (Гельмгольц) - понятия первичный образ; образ представления; образ восприятия. Процесс восприятия описывается как процесс бессознательного умозаключения, который по содержанию представляет собой процесс преобразования первичного образа под влиянием образа представления в образ восприятия с характерными для него свойствами. - теория категоризации (Брунер) – объяснение свойства предметности восприятия в аспекте соотнесенности образов восприятия предметов с их значениями. 4 основные стадии: первичная категоризация; поиск признаков; подтверждающая проверка; окончательное подтверждение. Процесс категоризации является избирательно направленным - снабжение человека информацией об окружающем мире, необходимой для решения задач поведения - перцептивной готовностью – степенью готовности различных категорий для восприятия. Эта степень зависит от личностных и ситуативных факторов. Пример влияния личностных факторов: нецензурные слова в эксперименте; эксперимент Бодалева (портрет преступника и героя). - Теория перцептивного цикла (Найссер) важна роль субъекта в процессе восприятия (отбирает информацию, необходимую для решения определенных задач). Пример: исследование Ярбуса – с репродукцией картины Репина "Не ждали". Процесс восприятия является циклическим - центральное звено – предвосхищающие схемы, которые направляют исследовательскую деятельность субъекта на поиск и отбор той информации, которая ему нужна. Уже отобранная информация модифицирует исходные схемы. Проблема врожденного и приобретенного в восприятии. Теории перцептивного научения. Исследования этой проблемы проводились в отношении двух свойств восприятия – конфигурации и константности. В исследованиях участвовали 3 категории испытуемых: новорожденные животные, выращенные в условиях сенсорной изоляции и ограничении моторной активности; новорожденные младенцы; слепые от рождения люди, которые после операции обрели способность видеть. Проблема конфигурации: нативизм – восприятие формы и пространства является врожденным; эмпиризм – это восприятие является результатом научения. Исследования: - с новорожденными животными: вылупившимся цыплятам предлагался корм различной формы и размеров - новорожденные цыплята способны воспринимать и различать разные формы. - сразу после рождения цыплятам одевали на глаза призмы, искажающие расстояние до корма на земле, в результате, вместо реального корма цыплята клевали точку в воздухе → восприятие удаленности тоже является врожденным. - восприятия формы с 6-недельными младенцами: проверялась гипотеза о врожденности хорошего продолжения – врожденно. - по восприятию удаленности с новорожденными 2-недельного возраста. Для предъявления стимульного материала применялась методика теневых проекций. - прозревших слепых: такие люди способны после операции сразу воспринимать фигуры на фоне, различать формы этих фигур и воспринимать локализацию в пространстве. Восприятие удаленности было неточным. Вывод: конфигурация является врожденной (восприятие формы, локализация в пространстве). Проблема константности. Исследования: - с младенцами 6-8- недель. Кубы 3-х размеров на разном расстоянии → существует феномен константности восприятия величины (ориентировка на объективные характеристики стимула, а не на размер сетчаточного образа); - на крысах, выращенных в темноте с рождения. Их запускали в темный Y-образный лабиринт и на определенном расстоянии от развилки помещались два круга разных размеров. Крыса добегала до развилки, включался свет и после поворота в один из коридоров свет выключался. Результаты говорят об отсутствии константности величины. - константности восприятия у прозревших слепых отсутствуют, либо они противоречивы и нет согласованных результатов. Вывод: Результаты в б о льшей степени склоняют в пользу врожденности, особенно что касается феномена константности восприятия. Несмотря на нативизм и эмпиризм, в процессе жизни субъекта образы восприятия развиваются по двум основным направлениям, которые Гибсоны обозначили как обогащение и дифференциация. Эксперимент – испытуемые разных возрастов, стимульный материал – карточки с разными спиралями, по мере повторения испытуемые научились различать фигурки → происходит развитие в направлении дифференциации. В рамках ООП процесс восприятия – дифференциация образов; СОП процесс восприятия – развитие образов восприятия связано с развитием познавательного содержания. Основные факторы, определяющие развитие образов восприятия и ощущения – практическая деятельность субъекта, осуществляемая посредством движений. Исследование – новорожденные котята, одни двигались другие нет. Исследование Ю.Б.Гиппенрейтер и Овчинниковой под рук. А.Н.Леонтьева роли двигательной активности в развитии слуховой чувствительности человека к различению высоты речевых звуков. Перцептивные действия – это действия, направленные на сбор информации об окружающем мире, необходимой для решения субъектом определенных задач. Процесс их возникновения и развития состоит из ряда этапов. Эксперимент Л.А.Венгера испытуемые – дети от 2 до 3 лет. Геометрические фигуры разной формы и соответствующие отверстия. По мере повторного решения у испытуемых изменялись способы решения задачи, которые и отражают этапы развития перцептивных действий - решение задачи методом проб и ошибок, наугад; возникновение развернутых перцептивных действий (дети посредством движений глаз обследовали ситуацию, затем брали фигурку и правильно выполняли задание); сформированных перцептивных действий – дети мгновенно решали задачу.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 386; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.108 (0.009 с.) |