Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ощущение и восприятие: свойства и виды. Осн. подходы к изучению. Теории восприятия.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Восприятие – это процесс порождения образов, возникающий при воздействии стимулов на органы чувств. Теории ООП – главная роль принадлежит объектам окружающего мира, которые воздействуют на ОЧ, а роль субъекта. ООП основное содержание - непосредственное отражение физических воздействий со стороны объективно существующего окружающего мира на органы чувств. Теории СОП - ведущие детерминанты - субъектные (познавательный опыт человека, потребности, эмоции, личностные особенности и т.д.). СОП основное содержание процесса восприятия рассматривается как процесс представления (воплощения) уже имеющихся у субъекта знаний об окружающем мире в образы восприятия. 6 свойств образа восприятия (Олпорт): сенсорное качество; конфигурация; константность; система отсчета; предметность; установка. 2 вида стимулов: д истальный; проксимальный. Ощущения - (ООП) это процесс непосредственного отражения воздействий стимулов на органы чувств в виде сенсорных качеств. Свойства ощущений: интенсивность, протяженность во времени, протяженность в пространстве. Классификация ощущений: по модальностям; протопатическая чувствительность (первичная) и эпикритическая (тонкая, позволяет выделять детали. Классификация рецепторов: по модальности; по видам воздействий, на которые они приспособлены реагировать; по месту расположения в теле человека: экстерорецепторы; интерорецепторы; проприорецепторы. Виды образов, которые не относятся к ощущениям и восприятию: послеобраз; фосфен; эйдетический образ; синестезии; галлюцинации. Теории ООП - структуралистская - образ восприятия – результат процесса суммации отдельных элементов (Титченер, Гельмгольц). - гештальттеория – образ восприятия – это целостная структура, являющаяся результатом динамической организации ее частей; принцип изоморфизма (М.Вертхаймер, В.Келер, К.Коффка). - экологическая - проксимальный стимул – это не само физическое воздействие, а его структурная характеристика; объемлющий оптический строй; инвариантные структуры светового потока; величина градиента плотности структуры светового потока (Гибсон) Теории СОП - теория бессознательных умозаключений (Гельмгольц) - понятия первичный образ; образ представления; образ восприятия. Процесс восприятия описывается как процесс бессознательного умозаключения, который по содержанию представляет собой процесс преобразования первичного образа под влиянием образа представления в образ восприятия с характерными для него свойствами. - теория категоризации (Брунер) – объяснение свойства предметности восприятия в аспекте соотнесенности образов восприятия предметов с их значениями. 4 основные стадии: первичная категоризация; поиск признаков; подтверждающая проверка; окончательное подтверждение. Процесс категоризации является избирательно направленным - снабжение человека информацией об окружающем мире, необходимой для решения задач поведения - перцептивной готовностью – степенью готовности различных категорий для восприятия. Эта степень зависит от личностных и ситуативных факторов. Пример влияния личностных факторов: нецензурные слова в эксперименте; эксперимент Бодалева (портрет преступника и героя). - Теория перцептивного цикла (Найссер) важна роль субъекта в процессе восприятия (отбирает информацию, необходимую для решения определенных задач). Пример: исследование Ярбуса – с репродукцией картины Репина "Не ждали". Процесс восприятия является циклическим - центральное звено – предвосхищающие схемы, которые направляют исследовательскую деятельность субъекта на поиск и отбор той информации, которая ему нужна. Уже отобранная информация модифицирует исходные схемы. Проблема врожденного и приобретенного в восприятии. Теории перцептивного научения. Исследования этой проблемы проводились в отношении двух свойств восприятия – конфигурации и константности. В исследованиях участвовали 3 категории испытуемых: новорожденные животные, выращенные в условиях сенсорной изоляции и ограничении моторной активности; новорожденные младенцы; слепые от рождения люди, которые после операции обрели способность видеть. Проблема конфигурации: нативизм – восприятие формы и пространства является врожденным; эмпиризм – это восприятие является результатом научения. Исследования: - с новорожденными животными: вылупившимся цыплятам предлагался корм различной формы и размеров - новорожденные цыплята способны воспринимать и различать разные формы. - сразу после рождения цыплятам одевали на глаза призмы, искажающие расстояние до корма на земле, в результате, вместо реального корма цыплята клевали точку в воздухе → восприятие удаленности тоже является врожденным. - восприятия формы с 6-недельными младенцами: проверялась гипотеза о врожденности хорошего продолжения – врожденно. - по восприятию удаленности с новорожденными 2-недельного возраста. Для предъявления стимульного материала применялась методика теневых проекций. - прозревших слепых: такие люди способны после операции сразу воспринимать фигуры на фоне, различать формы этих фигур и воспринимать локализацию в пространстве. Восприятие удаленности было неточным. Вывод: конфигурация является врожденной (восприятие формы, локализация в пространстве). Проблема константности. Исследования: - с младенцами 6-8- недель. Кубы 3-х размеров на разном расстоянии → существует феномен константности восприятия величины (ориентировка на объективные характеристики стимула, а не на размер сетчаточного образа); - на крысах, выращенных в темноте с рождения. Их запускали в темный Y-образный лабиринт и на определенном расстоянии от развилки помещались два круга разных размеров. Крыса добегала до развилки, включался свет и после поворота в один из коридоров свет выключался. Результаты говорят об отсутствии константности величины. - константности восприятия у прозревших слепых отсутствуют, либо они противоречивы и нет согласованных результатов. Вывод: Результаты в б о льшей степени склоняют в пользу врожденности, особенно что касается феномена константности восприятия. Несмотря на нативизм и эмпиризм, в процессе жизни субъекта образы восприятия развиваются по двум основным направлениям, которые Гибсоны обозначили как обогащение и дифференциация. Эксперимент – испытуемые разных возрастов, стимульный материал – карточки с разными спиралями, по мере повторения испытуемые научились различать фигурки → происходит развитие в направлении дифференциации. В рамках ООП процесс восприятия – дифференциация образов; СОП процесс восприятия – развитие образов восприятия связано с развитием познавательного содержания. Основные факторы, определяющие развитие образов восприятия и ощущения – практическая деятельность субъекта, осуществляемая посредством движений. Исследование – новорожденные котята, одни двигались другие нет. Исследование Ю.Б.Гиппенрейтер и Овчинниковой под рук. А.Н.Леонтьева роли двигательной активности в развитии слуховой чувствительности человека к различению высоты речевых звуков. Перцептивные действия – это действия, направленные на сбор информации об окружающем мире, необходимой для решения субъектом определенных задач. Процесс их возникновения и развития состоит из ряда этапов. Эксперимент Л.А.Венгера испытуемые – дети от 2 до 3 лет. Геометрические фигуры разной формы и соответствующие отверстия. По мере повторного решения у испытуемых изменялись способы решения задачи, которые и отражают этапы развития перцептивных действий - решение задачи методом проб и ошибок, наугад; возникновение развернутых перцептивных действий (дети посредством движений глаз обследовали ситуацию, затем брали фигурку и правильно выполняли задание); сформированных перцептивных действий – дети мгновенно решали задачу.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.78.117 (0.01 с.) |