Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психология как наука. История развития представлений о предмете психологии.↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Психология как наука. История развития представлений о предмете психологии.
3 аспекта науки: система значений; система методов получения знаний; социальный институт. Психология – наука о душе (психике). 2 класса психических явлений – явления сознания и бессознательное. Психика – субъективное отражение объективного мира, для жизни и деятельности и управления поведением. Сознание – высшая форма психики, свойственная человеку; форма отражения реальности, о которой человек может дать отчет; возникает в обществе и для него. Специфика психологического знания: с ливается субъект и объект познания; психологический факт зависит от теоретического представления о нем; психологический факт зависит от субъективного представления о нем; это наука, не только познающая, но и созидающая, конструирующая человека. Специфика научного знания: выявления проблемы; теория; гипотеза; эмпирическая проверка. 6 типов объяснения: обобщающее; функциональное; причинное; структурное; телеологические; герменевтические. Критерии «хорошей теории» (Р.Гросс): э мпирическая обоснованность; адекватность; понятность; способность предсказывать события; внутренняя согласованность; экономность; плодотворность; эстетичность; практичность; ценностная ориентация. Соотношение научной и житейской психологии. Критерии: приобретение знаний; сохранение знаний; передача знаний. Классификация основных направлений психологии: фундаментальные; пограничные; прикладные дисциплины. Развитие предмета психологии: Сознание - Вундт – поле сознание с элементами; Титченер - «волна внимания»; Джеймс (функционализм) – поток сознания; Поведение (бихевиоризм) – Уотсон; Скиннер - оперантное научение, Толмен (необихевиоризм) - молярный подход, латентное научение. Бессознательное: Фрейд; Юнг. Деятельность: Гальперин – ориентировочная деятельность; культурно-историческая теория: предмет – ВПФ и культурные формы поведения. Познавательные процессы -когнитивная психология Личность человека -гуманистическая психология.
Методы психологического исследования. Типы экспериментов. Проблема объективного метода. 2 традиции изучения личности: номотетическая и идеографическая. Вундт (объяснительная психология) и Дильтей (описательная психология) - Штерн ввел эти термины и высказал идею о важности сочетания этих подходов. Метод -реализация определенного познавательного отношения к изучаемой действительности, направляющего организацию исследования и предполагающего использование соответствующих приемов и процедур исследования. Пермин и Джон выделяют три стратегии исследования личности: Клиническое исследование. Клиническое исследование всегда представляет собой анализ индивидуальных случаев. Либо наблюдение за естественным поведением, или в форме вербальных сообщений о том, что происходило в естественных условиях. Экспер. исследование. Это стратегия исследования, при которой экспериментатор манипулирует переменными и интересуется общими законами. Цель стоит в установлении причинно-следственных связей между немногими переменными. Эксперимент требует четкой организации, планирования. Коррел. исследование. Измеряются уже существующие индивидуальные различия и устанавливаются связи между ними. Наблюдение –преднамеренное, систем. и целенаправленное восприятие психических явлений и фактов с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений, который непосредственно нам не дан. Наблюдение бывает: субъективное (самонаблюдение) и объективное; непосредственное и опосредствованное; полевое и лабораторное; открытое и скрытое; включенное и невключенное; сплошное и выборочное; структурированное и неструктурированное (произвольное); констатирующее и оценивающее; систематическое и поисковое (пилотажное). Эксперимент – это метод психологического исследования, который характеризуется активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя. Исследователь самостоятельно вызывает явления, может варьировать условия, при которых данное явление наблюдается, т.е. он может манипулировать переменной. Переменная - любая реальность, которая может изменяться в экспериментальной ситуации (независимая и зависимая). Виды: лабораторные; естественные; констатирующие; формирующие. Недостатком метода является трудность в организации эксперимента таким образом, чтобы испытуемый не знал, что он является таковым. Беседа - получение инф-ии на основе словесной верб. коммуникации. При проведении беседы, при анализе ее хода и результатов встает ряд вопросов, которые прежде всего касаются откровенности испытуемого и его отношения к экспериментатору. Психодиагностическим методом проверяются гипотезы о зависимости между различными психологическими характеристиками. Требования те же, что к эксперименту. Методами психодиагностики являются тестирование и опрос. Тестирование. Испытуемый выполняет определенную заданную деятельность. На основании результатов испытания (продуктивный критерий) исследователь делает выводы о наличии, особенностях, уровня развития тех или иных свойств испытуемого. 3 хар-ки теста: надежность, валидность, стандартизированность. Тесты бывают: стандартизированные (тесты на интеллект, на креативность, на специальные способности); проективные: 1- ассоциативные (тест Роршаха), 2- конструктивные (ТАТ), 3- завершения (тест Розенцвейга), 4- экспрессивные (рисование, психодрама), 5- выбора (распределения по порядку) (тест Сонди). Опросники. Это методики, материал которых представляет вопросы, на которые испытуемый должен дать ответ. Опросники бывают: открытого и закрытого типа; анкеты и личностные. Стратегии изучения личности (Асмолов): 1) Конституционально-антропологическая: определяются врожденные предрасположенности личности (характер, темперамент); 2) Факторная: объект - черты личности (Айзенк, Кеттелл); 3) Блочная: внизу – темперамент, половозрастные особенности (нет социального), потом психические процессы, прошлый опыт (здесь уже больше социального), направленность в отношении личности к миру; 4) Мотивационно-динамическая: мотивационные факторы: потребность, влечение, инстинкты. Проективные методы; 5). Поведенческо –интеракционисткая: элементы личности – взаимодействия между средой, обществом, личностью. Оцениваются – социальные роли, поступки (необихевиаризм Бандуры). Проблема объект. метода была поставлена Уотсоном, когда он критиковал метод интроспекции. В качестве ОМ у Уотсона выступает наблюдение. Проблема объект. метода во многом проблема достоверных данных об изучаемых явлениях. Наиболее проработанным с этой точки зрения является эксперимент. Проблема валидности (операциональной, внешней, внутренней). Как решается проблема валидности. Есть схемы, которые позволяют повышать каждый из видов валидности. Если говорить о беседе, то проблема достоверности состоит в доверии словам. Чтобы получать правдивые данные, нужно с клиентом установить контакт. Также можно получать сведение о клиенте от других людей. Наблюдение: адекватность восприятия. Способ решения – несколько наблюдателей. Т.е. объективный метод нужно свести к достоверности получения данных. Определения мышления и его видов. Осн. подходы к изучению мышления. Теории мышления. Основные подходы к изучению мышления: механистический; телеологический; целостный; генетический; когнитивный; мотивационный. Мышление (Тихомиров) - это процесс, познавательная деятельность, продукты которой характеризуются обобщенным, опосредованным отражением действительности. Виды мышления: аутистическое и реалистическое (Блейлер); абстрактное и конкретное (виды поведения) (Гольдштейн); практическое (полководец) и теоретическое (характерно для ученого исследователя) (Теплов); творческое (открытие нового решения задачи или усовершенствования) и критическое (проверка имеющихся решений с целью их применения в решении задачи); наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое (процесс развития ребенка в онтогенезе) (Рубинштейн). Теории мышления как процесса решения задач. (Вюрцбургская школа). Основываются на определении Джеймса: Мышление – замещение целого его частями и связанными с ними свойствами и следствиями (Джеймс). Процесс решения задачи (репродуктивный – решение с использованием прошлого опыта; продуктивный – поиск новых средств решения задачи). 1) Теория мышления как процесса восполнения комплекса (Зельц - Вюрцбургская школа). Пример, найти соподчиненное понятие слову охота. Этот процесс восполнения комплекса осуществляется с помощью определенных операций, и в частности, с помощью операции припоминания всех понятий, кот были в его прошлом опыте связаны с понятием охота. Оба соподчиненных понятия находятся в прошлом опыте человека, т.е. решение задачи уже потенциально заложено. Искомое решение – незавершенный или незаполненный комплекс знаний (испытуемый не знает решения, но имеет какое-то представление о нем). Зельц делает попытку объяснить не только процессы репродуктивного мышления, но и разрабатывает теорию для решения новых задач. Способы решения новой задачи с помощью операций: 1) актуализации средств; 2) абстракции средств; 3) актуализации ранее абстрагированных средств 2) Гештальт-теория продуктивного мышления (Дункер). Стадии: «проблемная ситуация» - столкновение с условиями и требованиями задачи; стремление эту ситуацию разрешить; «проникновение в конфликт» - внезапное понимание причины, почему задача не решается (инсайт); «функциональное решение»; фаза его реализации. Эксперименты с шимпанзе. 3) Теория мышления как процесса обработки информации (Ньюэлл, Саймон). Компьютерная метафора. Процесс решения задач компьютером - использование программ (состоят из операций). Содержание операций заключается в обработке исходной информации, которая представлена в символической форме (цифры, рисунки, таблицы). Мышление животных и человека на уровне органов чувств, нервной ткани, мышечных реакциях. Многие задачи решаются методом анализа целей и средств. При решении задач, человек постоянно выясняет какие у него в данный момент имеются средства для достижения поставленной цели. Выделили критерии творческого мышления: продукт мыслительной деятельности обладает новизной и ценностью; процесс мышления отличается новизной (требует отказа от ранее принятых идей); характеризуется наличием сильной мотивации к поиску решения задачи; исходная проблемная ситуации не ясна и плохо определена, поэтому творческое мышление заключается в формировании самостоятельной проблемы. На основании выявленных способов решения творческих задач (это были логические задачи), авторы создали программу Логик-теоретик. 2 основные стратегии поиска новых способов решения задач: 1 – алгоритмы; 2 – эвристика. Использовали метод рассуждения вслух при решении задач поставленных четко. Их специфика состоит в том, что функциональное решение уже известно субъекту. На основании метода рассуждения вслух автор описывает процесс решения задач, опираясь на данные протоколов испытуемых. В данном случае процесс решения задачи представляет собой последовательность перехода от меньшей осведомленности к большей, что ведет к решению задачи. Элементарные единицы мыслительного процесса – это граф решения задач, то есть переход от меньшей осведомленности в решении к большей. Развитие памяти и внимания. Память. Выготский - в контексте теории к-историчексого развития психики и поведения человека. Центральное понятие – понятие ВПФ, которые есть только у человека. Выготский указывает 4 свойства ВПФ: опосредствованные; социальные; произвольные; системные. Процесс перехода интерпсихической функции в интрапсихическую – интериоризация. С позиции культурно-исторической теории развитие памяти рассматривается Выготским как развитие одной из многих ВПФ и происходит по определенным универсальным для всех функций законам. Этот подход и был положен в основу проведения А.Н.Леонтьевым исследования по развитию памяти в онтогенезе. Испытуемые – дети от 4 до 16 лет и взрослые – студенты 22-28 лет. В 1 серии предлагался для запоминания ряд из 15 слов с интервалом 3 сек. Через 1-2 мин. после предъявления их просили воспроизвести этот ряд. Для каждого подсчитывалось количество воспроизведенных слов. Во 2 серии давали 20 карточек с картинками. Затем предъявлялся тот же ряд из 15 слов и через 1-2 мин. экспериментатор показывал карточку, а испытуемый должен был назвать слово, которое он запомнил. Подсчитывалось количество правильно воспроизведенных слов. Как и в методике Выготсокго-Сахарова в методике Леонтьева были два ряда стимулов: стимулы-объекты, стимулы-средства - методика двойной стимуляции. Основные результаты: 1. У дошкольников в обеих сериях продуктивность запоминания оказалась примерно одинаковой (они еще не умеют использовать карточки в качестве средств); 2. У школьников до 12 лет наблюдается максимальное различие в результатах двух серий (явное преимуществе внешне опосредствованного запоминания по сравнению с натуральным запоминанием); 3. У взрослых продуктивность запоминания в обеих сериях возрастает, но особенно в сери без карточек. Субъективные отчеты показали, что в 1 серии они часто использовали внутренние средства для запоминания слов. Вывод: развитие памяти человека подчиняется общему закону развития ВПФ, согласно которому "развитие высших сигнификативных форм памяти идет по линии внешне опосредствованного запоминания в запоминание внутренне опосредствованное". Внимание. Выготский - развитие внимания в контексте общей теории ВПФ и развитие внимания подчиняется определенным универсальным законам развития ВПФ. Леонтьев провел исследования и на материале внимания с целью найти эмпирическое подкрепление концепции Выготского о законах развития ВПФ. Испытуемые – дети от 4 до 16 лет и взрослые от 22 до 28 лет. В 1 серии игра в "вопросы-ответы" по типу детской игры (да-нет не говорите, черно-белое не покупайте). Задавались вопросы, некоторые из которых предполагали название цветов. Испытуемые должны были отвечать не задумываясь как можно быстрее. При этом они не должны были называть два определенных цвета и один цвет дважды. Среди вопросов было 7 провокационных, направленных на нарушение этих двух пунктов инструкции. Во 2 серии 8 цветных карточек, которые можно было использовать для достижения успеха. Основные результаты: 1. У дошкольников в обеих сериях примерно одинаковые низкие показатели эффективности выполнения задания. Они еще не умеют успешно сосредотачивать и удерживать свое внимание на выполнении инструкции, карточки не используют как полезные средства для решения задачи, а просто ими играют; 2. У школьников до 12 лет наибольшее различие в двух сериях. Они активно используют карточки для ответов, откладывая в сторону запрещенные цвета и уже названные. Это позволяет лучше сосредотачивать и удерживать внимание на инструкции; 3. У взрослых испытуемых показатели эффективности выполнения задания являются максимальными и они сближаются. Они не пользуются карточками, т.к. им уже не нужны внешние средства для запоминания. У них достаточно развито внутренне опосредствованное запоминание и значит внутренне опосредствованное внимание. Гальперин внимание – самостоятельная форма психической деятельности, которая выполняет функцию умственного и сокращенного контроля за ходом выполнения любого умственного действия. Концепция Гальперина поэтапного формирования умственных действий для целенаправленного формирования внимания человека. Исследовании Кабыльницкой. Определенный понятный план работы над ошибками – 7 пунктов, который записывался на карточках. Карточка выступает внешним средством организации деятельности ребенка. Благодаря плану контроль за выполнение деятельности становится внешним и развернутым. Сначала дети уже не держали карточку, но произносили вслух пункты, потом произносили пункты шепотом, потом речь про себя, в конце работа над ошибками во внутреннем плане. Психология как наука. История развития представлений о предмете психологии.
3 аспекта науки: система значений; система методов получения знаний; социальный институт. Психология – наука о душе (психике). 2 класса психических явлений – явления сознания и бессознательное. Психика – субъективное отражение объективного мира, для жизни и деятельности и управления поведением. Сознание – высшая форма психики, свойственная человеку; форма отражения реальности, о которой человек может дать отчет; возникает в обществе и для него. Специфика психологического знания: с ливается субъект и объект познания; психологический факт зависит от теоретического представления о нем; психологический факт зависит от субъективного представления о нем; это наука, не только познающая, но и созидающая, конструирующая человека. Специфика научного знания: выявления проблемы; теория; гипотеза; эмпирическая проверка. 6 типов объяснения: обобщающее; функциональное; причинное; структурное; телеологические; герменевтические. Критерии «хорошей теории» (Р.Гросс): э мпирическая обоснованность; адекватность; понятность; способность предсказывать события; внутренняя согласованность; экономность; плодотворность; эстетичность; практичность; ценностная ориентация. Соотношение научной и житейской психологии. Критерии: приобретение знаний; сохранение знаний; передача знаний. Классификация основных направлений психологии: фундаментальные; пограничные; прикладные дисциплины. Развитие предмета психологии: Сознание - Вундт – поле сознание с элементами; Титченер - «волна внимания»; Джеймс (функционализм) – поток сознания; Поведение (бихевиоризм) – Уотсон; Скиннер - оперантное научение, Толмен (необихевиоризм) - молярный подход, латентное научение. Бессознательное: Фрейд; Юнг. Деятельность: Гальперин – ориентировочная деятельность; культурно-историческая теория: предмет – ВПФ и культурные формы поведения. Познавательные процессы -когнитивная психология Личность человека -гуманистическая психология.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 479; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.92.50 (0.01 с.) |