Психология как наука. История развития представлений о предмете психологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психология как наука. История развития представлений о предмете психологии.



Психология как наука. История развития представлений о предмете психологии.

 

3 аспекта науки: система значений; система методов получения знаний; социальный институт.

Психология – наука о душе (психике).

2 класса психических явлений – явления сознания и бессознательное.

Психика – субъективное отражение объективного мира, для жизни и деятельности и управления поведением. Сознание – высшая форма психики, свойственная человеку; форма отражения реальности, о которой человек может дать отчет; возникает в обществе и для него.

Специфика психологического знания: с ливается субъект и объект познания; психологический факт зависит от теоретического представления о нем; психологический факт зависит от субъективного представления о нем; это наука, не только познающая, но и созидающая, конструирующая человека.

Специфика научного знания: выявления проблемы; теория; гипотеза; эмпирическая проверка.

6 типов объяснения: обобщающее; функциональное; причинное; структурное; телеологические; герменевтические.

Критерии «хорошей теории» (Р.Гросс): э мпирическая обоснованность; адекватность; понятность; способность предсказывать события; внутренняя согласованность; экономность; плодотворность; эстетичность; практичность; ценностная ориентация.

Соотношение научной и житейской психологии. Критерии: приобретение знаний; сохранение знаний; передача знаний.

Классификация основных направлений психологии: фундаментальные; пограничные; прикладные дисциплины.

Развитие предмета психологии:

Сознание - Вундт – поле сознание с элементами; Титченер - «волна внимания»; Джеймс (функционализм) – поток сознания;

Поведение (бихевиоризм) – Уотсон; Скиннер - оперантное научение, Толмен (необихевиоризм) - молярный подход, латентное научение.

Бессознательное: Фрейд; Юнг.

Деятельность: Гальперин – ориентировочная деятельность; культурно-историческая теория: предмет – ВПФ и культурные формы поведения.

Познавательные процессы -когнитивная психология

Личность человека -гуманистическая психология.

 

Методы психологического исследования. Типы экспериментов. Проблема объективного метода.

2 традиции изучения личности: номотетическая и идеографическая. Вундт (объяснительная психология) и Дильтей (описательная психология) - Штерн ввел эти термины и высказал идею о важности сочетания этих подходов. Метод -реализация определенного познавательного отношения к изучаемой действительности, направляющего организацию исследования и предполагающего использование соответствующих приемов и процедур исследования. Пермин и Джон выделяют три стратегии исследования личности: Клиническое исследование. Клиническое исследование всегда представляет собой анализ индивидуальных случаев. Либо наблюдение за естественным поведением, или в форме вербальных сообщений о том, что происходило в естественных условиях. Экспер. исследование. Это стратегия исследования, при которой экспериментатор манипулирует переменными и интересуется общими законами. Цель стоит в установлении причинно-следственных связей между немногими переменными. Эксперимент требует четкой организации, планирования. Коррел. исследование. Измеряются уже существующие индивидуальные различия и устанавливаются связи между ними. Наблюдение –преднамеренное, систем. и целенаправленное восприятие психических явлений и фактов с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений, который непосредственно нам не дан. Наблюдение бывает: субъективное (самонаблюдение) и объективное; непосредственное и опосредствованное; полевое и лабораторное; открытое и скрытое; включенное и невключенное; сплошное и выборочное; структурированное и неструктурированное (произвольное); констатирующее и оценивающее; систематическое и поисковое (пилотажное). Эксперимент – это метод психологического исследования, который характеризуется активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя. Исследователь самостоятельно вызывает явления, может варьировать условия, при которых данное явление наблюдается, т.е. он может манипулировать переменной. Переменная - любая реальность, которая может изменяться в экспериментальной ситуации (независимая и зависимая). Виды: лабораторные; естественные; констатирующие; формирующие. Недостатком метода является трудность в организации эксперимента таким образом, чтобы испытуемый не знал, что он является таковым. Беседа - получение инф-ии на основе словесной верб. коммуникации. При проведении беседы, при анализе ее хода и результатов встает ряд вопросов, которые прежде всего касаются откровенности испытуемого и его отношения к экспериментатору. Психодиагностическим методом проверяются гипотезы о зависимости между различными психологическими характеристиками. Требования те же, что к эксперименту. Методами психодиагностики являются тестирование и опрос. Тестирование. Испытуемый выполняет определенную заданную деятельность. На основании результатов испытания (продуктивный критерий) исследователь делает выводы о наличии, особенностях, уровня развития тех или иных свойств испытуемого. 3 хар-ки теста: надежность, валидность, стандартизированность. Тесты бывают: стандартизированные (тесты на интеллект, на креативность, на специальные способности); проективные: 1- ассоциативные (тест Роршаха), 2- конструктивные (ТАТ), 3- завершения (тест Розенцвейга), 4- экспрессивные (рисование, психодрама), 5- выбора (распределения по порядку) (тест Сонди). Опросники. Это методики, материал которых представляет вопросы, на которые испытуемый должен дать ответ. Опросники бывают: открытого и закрытого типа; анкеты и личностные.

Стратегии изучения личности (Асмолов): 1) Конституционально-антропологическая: определяются врожденные предрасположенности личности (характер, темперамент); 2) Факторная: объект - черты личности (Айзенк, Кеттелл); 3) Блочная: внизу – темперамент, половозрастные особенности (нет социального), потом психические процессы, прошлый опыт (здесь уже больше социального), направленность в отношении личности к миру; 4) Мотивационно-динамическая: мотивационные факторы: потребность, влечение, инстинкты. Проективные методы; 5). Поведенческо –интеракционисткая: элементы личности – взаимодействия между средой, обществом, личностью. Оцениваются – социальные роли, поступки (необихевиаризм Бандуры). Проблема объект. метода была поставлена Уотсоном, когда он критиковал метод интроспекции. В качестве ОМ у Уотсона выступает наблюдение. Проблема объект. метода во многом проблема достоверных данных об изучаемых явлениях. Наиболее проработанным с этой точки зрения является эксперимент. Проблема валидности (операциональной, внешней, внутренней). Как решается проблема валидности. Есть схемы, которые позволяют повышать каждый из видов валидности. Если говорить о беседе, то проблема достоверности состоит в доверии словам. Чтобы получать правдивые данные, нужно с клиентом установить контакт. Также можно получать сведение о клиенте от других людей. Наблюдение: адекватность восприятия. Способ решения – несколько наблюдателей. Т.е. объективный метод нужно свести к достоверности получения данных.

Определения мышления и его видов. Осн. подходы к изучению мышления. Теории мышления.

Основные подходы к изучению мышления: механистический; телеологический; целостный; генетический; когнитивный; мотивационный.

Мышление (Тихомиров) - это процесс, познавательная деятельность, продукты которой характеризуются обобщенным, опосредованным отражением действительности.

Виды мышления: аутистическое и реалистическое (Блейлер); абстрактное и конкретное (виды поведения) (Гольдштейн); практическое (полководец) и теоретическое (характерно для ученого исследователя) (Теплов); творческое (открытие нового решения задачи или усовершенствования) и критическое (проверка имеющихся решений с целью их применения в решении задачи); наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое (процесс развития ребенка в онтогенезе) (Рубинштейн).

Теории мышления как процесса решения задач. (Вюрцбургская школа). Основываются на определении Джеймса: Мышление – замещение целого его частями и связанными с ними свойствами и следствиями (Джеймс). Процесс решения задачи (репродуктивный – решение с использованием прошлого опыта; продуктивный – поиск новых средств решения задачи).

1) Теория мышления как процесса восполнения комплекса (Зельц - Вюрцбургская школа). Пример, найти соподчиненное понятие слову охота. Этот процесс восполнения комплекса осуществляется с помощью определенных операций, и в частности, с помощью операции припоминания всех понятий, кот были в его прошлом опыте связаны с понятием охота. Оба соподчиненных понятия находятся в прошлом опыте человека, т.е. решение задачи уже потенциально заложено. Искомое решение – незавершенный или незаполненный комплекс знаний (испытуемый не знает решения, но имеет какое-то представление о нем). Зельц делает попытку объяснить не только процессы репродуктивного мышления, но и разрабатывает теорию для решения новых задач. Способы решения новой задачи с помощью операций: 1) актуализации средств; 2) абстракции средств; 3) актуализации ранее абстрагированных средств

2) Гештальт-теория продуктивного мышления (Дункер). Стадии: «проблемная ситуация» - столкновение с условиями и требованиями задачи; стремление эту ситуацию разрешить; «проникновение в конфликт» - внезапное понимание причины, почему задача не решается (инсайт); «функциональное решение»; фаза его реализации. Эксперименты с шимпанзе.

3) Теория мышления как процесса обработки информации (Ньюэлл, Саймон). Компьютерная метафора. Процесс решения задач компьютером - использование программ (состоят из операций). Содержание операций заключается в обработке исходной информации, которая представлена в символической форме (цифры, рисунки, таблицы). Мышление животных и человека на уровне органов чувств, нервной ткани, мышечных реакциях. Многие задачи решаются методом анализа целей и средств. При решении задач, человек постоянно выясняет какие у него в данный момент имеются средства для достижения поставленной цели. Выделили критерии творческого мышления: продукт мыслительной деятельности обладает новизной и ценностью; процесс мышления отличается новизной (требует отказа от ранее принятых идей); характеризуется наличием сильной мотивации к поиску решения задачи; исходная проблемная ситуации не ясна и плохо определена, поэтому творческое мышление заключается в формировании самостоятельной проблемы. На основании выявленных способов решения творческих задач (это были логические задачи), авторы создали программу Логик-теоретик. 2 основные стратегии поиска новых способов решения задач: 1 – алгоритмы; 2 – эвристика. Использовали метод рассуждения вслух при решении задач поставленных четко. Их специфика состоит в том, что функциональное решение уже известно субъекту. На основании метода рассуждения вслух автор описывает процесс решения задач, опираясь на данные протоколов испытуемых. В данном случае процесс решения задачи представляет собой последовательность перехода от меньшей осведомленности к большей, что ведет к решению задачи. Элементарные единицы мыслительного процесса – это граф решения задач, то есть переход от меньшей осведомленности в решении к большей.

Развитие памяти и внимания.

Память. Выготский - в контексте теории к-историчексого развития психики и поведения человека. Центральное понятие – понятие ВПФ, которые есть только у человека. Выготский указывает 4 свойства ВПФ: опосредствованные; социальные; произвольные; системные.

Процесс перехода интерпсихической функции в интрапсихическую – интериоризация.

С позиции культурно-исторической теории развитие памяти рассматривается Выготским как развитие одной из многих ВПФ и происходит по определенным универсальным для всех функций законам. Этот подход и был положен в основу проведения А.Н.Леонтьевым исследования по развитию памяти в онтогенезе. Испытуемые – дети от 4 до 16 лет и взрослые – студенты 22-28 лет.

В 1 серии предлагался для запоминания ряд из 15 слов с интервалом 3 сек. Через 1-2 мин. после предъявления их просили воспроизвести этот ряд. Для каждого подсчитывалось количество воспроизведенных слов. Во 2 серии давали 20 карточек с картинками. Затем предъявлялся тот же ряд из 15 слов и через 1-2 мин. экспериментатор показывал карточку, а испытуемый должен был назвать слово, которое он запомнил. Подсчитывалось количество правильно воспроизведенных слов. Как и в методике Выготсокго-Сахарова в методике Леонтьева были два ряда стимулов: стимулы-объекты, стимулы-средства - методика двойной стимуляции.

Основные результаты: 1. У дошкольников в обеих сериях продуктивность запоминания оказалась примерно одинаковой (они еще не умеют использовать карточки в качестве средств); 2. У школьников до 12 лет наблюдается максимальное различие в результатах двух серий (явное преимуществе внешне опосредствованного запоминания по сравнению с натуральным запоминанием); 3. У взрослых продуктивность запоминания в обеих сериях возрастает, но особенно в сери без карточек. Субъективные отчеты показали, что в 1 серии они часто использовали внутренние средства для запоминания слов. Вывод: развитие памяти человека подчиняется общему закону развития ВПФ, согласно которому "развитие высших сигнификативных форм памяти идет по линии внешне опосредствованного запоминания в запоминание внутренне опосредствованное".

Внимание. Выготский - развитие внимания в контексте общей теории ВПФ и развитие внимания подчиняется определенным универсальным законам развития ВПФ. Леонтьев провел исследования и на материале внимания с целью найти эмпирическое подкрепление концепции Выготского о законах развития ВПФ. Испытуемые – дети от 4 до 16 лет и взрослые от 22 до 28 лет. В 1 серии игра в "вопросы-ответы" по типу детской игры (да-нет не говорите, черно-белое не покупайте). Задавались вопросы, некоторые из которых предполагали название цветов. Испытуемые должны были отвечать не задумываясь как можно быстрее. При этом они не должны были называть два определенных цвета и один цвет дважды. Среди вопросов было 7 провокационных, направленных на нарушение этих двух пунктов инструкции. Во 2 серии 8 цветных карточек, которые можно было использовать для достижения успеха. Основные результаты: 1. У дошкольников в обеих сериях примерно одинаковые низкие показатели эффективности выполнения задания. Они еще не умеют успешно сосредотачивать и удерживать свое внимание на выполнении инструкции, карточки не используют как полезные средства для решения задачи, а просто ими играют; 2. У школьников до 12 лет наибольшее различие в двух сериях. Они активно используют карточки для ответов, откладывая в сторону запрещенные цвета и уже названные. Это позволяет лучше сосредотачивать и удерживать внимание на инструкции; 3. У взрослых испытуемых показатели эффективности выполнения задания являются максимальными и они сближаются. Они не пользуются карточками, т.к. им уже не нужны внешние средства для запоминания. У них достаточно развито внутренне опосредствованное запоминание и значит внутренне опосредствованное внимание.

Гальперин внимание – самостоятельная форма психической деятельности, которая выполняет функцию умственного и сокращенного контроля за ходом выполнения любого умственного действия. Концепция Гальперина поэтапного формирования умственных действий для целенаправленного формирования внимания человека. Исследовании Кабыльницкой. Определенный понятный план работы над ошибками – 7 пунктов, который записывался на карточках. Карточка выступает внешним средством организации деятельности ребенка. Благодаря плану контроль за выполнение деятельности становится внешним и развернутым. Сначала дети уже не держали карточку, но произносили вслух пункты, потом произносили пункты шепотом, потом речь про себя, в конце работа над ошибками во внутреннем плане.

Психология как наука. История развития представлений о предмете психологии.

 

3 аспекта науки: система значений; система методов получения знаний; социальный институт.

Психология – наука о душе (психике).

2 класса психических явлений – явления сознания и бессознательное.

Психика – субъективное отражение объективного мира, для жизни и деятельности и управления поведением. Сознание – высшая форма психики, свойственная человеку; форма отражения реальности, о которой человек может дать отчет; возникает в обществе и для него.

Специфика психологического знания: с ливается субъект и объект познания; психологический факт зависит от теоретического представления о нем; психологический факт зависит от субъективного представления о нем; это наука, не только познающая, но и созидающая, конструирующая человека.

Специфика научного знания: выявления проблемы; теория; гипотеза; эмпирическая проверка.

6 типов объяснения: обобщающее; функциональное; причинное; структурное; телеологические; герменевтические.

Критерии «хорошей теории» (Р.Гросс): э мпирическая обоснованность; адекватность; понятность; способность предсказывать события; внутренняя согласованность; экономность; плодотворность; эстетичность; практичность; ценностная ориентация.

Соотношение научной и житейской психологии. Критерии: приобретение знаний; сохранение знаний; передача знаний.

Классификация основных направлений психологии: фундаментальные; пограничные; прикладные дисциплины.

Развитие предмета психологии:

Сознание - Вундт – поле сознание с элементами; Титченер - «волна внимания»; Джеймс (функционализм) – поток сознания;

Поведение (бихевиоризм) – Уотсон; Скиннер - оперантное научение, Толмен (необихевиоризм) - молярный подход, латентное научение.

Бессознательное: Фрейд; Юнг.

Деятельность: Гальперин – ориентировочная деятельность; культурно-историческая теория: предмет – ВПФ и культурные формы поведения.

Познавательные процессы -когнитивная психология

Личность человека -гуманистическая психология.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 392; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.42.168 (0.022 с.)