Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Виды и теории научения. Формирование навыков и умений.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Одним из основных содержаний памяти являются декларативные (знания, о которых человек может заявить: "Я знаю, что...", это знания о событиях и ситуациях) и процедурные (знания человека о том, как выполняются различного рода умственные или перцептивные действия, которые называются привычки, умения, навыки) знания. Поэтому память связана с процессами научения. Они не тождественны процессам запоминания. Научиться – не значит запомнить, а запомнить - не значит чему-то научиться. На материале двигательных навыков можно рассмотреть процесс научения двигательным навыкам. Человек приобретает эти процедурные знания, как навыки выполнять, и они хранятся в памяти. Норман на материале двигательных навыков предложил 5 основных критериев отличия хорошо усвоенных умений (навыков) от плохо усвоенных: плавность; автоматизм; умственные усилия не требуются; влияние стресса; интерпретация задачи. Чтобы освоить умение до навыка необходима спец. тренировка. Объективно о процессе усвоения навыков можно судить по кривой научения. Это кривая с отрицательным ускорением. Она завершается плато, что говорит либо о достижении определенного предела совершенствования, либо человек не хочет дальше осваивать навык. Павлов – классическое обуславливание, Уотсон; Скиннер – оперантное научение; Толмен – латентное научение (когнитивная карта – влияет на скорость научения). Бандура теория социального научения - процесс научения новым формам поведения предполагает использование человеком различного рода информации об этих формах поведения, которую он получает от других людей. Основной источник информации о поведении других людей – наблюдение. В процессе научения Бандура выделяет 4 составляющие: процессы внимания; процессы сохранения; моторно-репродуктивные процессы; мотивационные процессы. От мотивации зависит привлечение внимания человека к тем или иным моделям поведения. В отличие от бихевиоризма, в теории соц. научения утверждается: -Чтобы человек научился новым формам поведения, ему вовсе необязательно осуществлять их реально. Научение м. ограничиться лишь внимательным наблюдением при условии сформированности конкретных умений и навыков для воспроизведения моторного поведения. - Процесс научения необязательно предполагает наличие подкрепления. Но Бандура не игнорирует роль подкрепления и выделяет 3 основных вида подкрепления: а). Внешнее – извне, от других людей, непосредственно по результатам использования в своем поведении тех или иных моделей поведения. б). Косвенное – основано лишь на наблюдении за последствиями использования моделей поведения другими людьми. в). Самоподкрепление – человек сам подкрепляет себя с помощью похвал, других наград за реализацию в жизни моделей поведения, которые он считает для себя личностно значимыми. Самоподкрепление и самонаказание с т.з. Бандуры – важнейшие составляющие саморегуляции человека или саморегулируемого поведения. Теория научения, описывающая процесс формирования двигательных навыков, Бернштейн. Она является следствием его представлений о кольцевой и уровневой регуляции движения. 8 этапов, на каждой решаются определенные задачи: фаза определения ведущего уровня построения движения; определение двигательного состава; ыыявление и роспись коррекций; развертка фонов; автоматизация движений; срабатывание фоновых коррекций; стандартизация; стабилизация.
Внимание: явления, функции, виды и свойства. Осн. подходы к изучению внимания. Теории внимания. В психологии нет обобщенного определения внимания. Разные авторы относят разные феномены. Вундт: внимание – особый психический процесс, благодаря которому одни содержания воспринимаются более ясно и отчетливо по сравнению с другими, входящими в поле сознания. Это процесс апперцепции, в котором проявляется внутренняя активность субъекта. Джеймс: внимание – особый психический процесс, продуктом которого является отбор отдельных содержаний сознания (преперцепция) - проявление внутренней активности субъекта. Джеймс разделяет виды внимания по трем основаниям: непроизвольное и произвольное, непосредственное и опосредствованное, чувственное и интеллектуальное. Брунер аналог преперцепции – "перцептивная готовность", с помощью которой объясняются феномены избирательной направленности восприятия; Найссер аналог – "предвосхищающие когнитивные схемы", одна из функций которых – отбор нужной субъекту информации. Добрынин внимание - особый вид психической деятельности, выражающийся в выборе и поддержании тех или иных процессов этой деятельности. Выделяет по источнику активности - непроизвольные виды - вынужденное; аффективное; привычное. Произвольное и послепроизвольное. Титченер внимание - сенсорная ясность, т.е. внимание является всего лишь одним из свойств элементов сознания (волна внимания), свойства -объем, интенсивность и устойчивость. Рубинштей: внимание – это в первую очередь динамическая характеристика протекания познавательной деятельности, т.е. это избирательная направленность на объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность.Выделяет 5 свойств внимания: концентрация; объем; распределение внимания; устойчивость; переключение внимания. Рибо считал, что внимание, независимо от того, является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Критерии внимания: 1. критерий ясности и отчетливости; ощущение смены содержаний сознания, связанного со сменой фокуса сознания с одного на другое; успешность деятельности, ошибочность, быстрота; мнемический критерий – то, на что было направлено внимание запоминается и как правило надолго; объективные проявления внимания; если селекция произошла, то произошел и акт внимания. Выготский рассматривает развитие внимания в контексте общей теории ВПФ и развитие внимания подчиняется определенным универсальным законам развития ВПФ. Гальперин внимание - самостоятельная форма психической деятельности, функция которой умственный и сокращенный контроль за ходом выполнения любого умственного действия. Не всякий контроль есть внимание, но всякое внимание есть контроль. Контроль, который не есть внимание, осуществляется во внешнем плане и является детальным и развернутым. Концепция Гальперина поэтапного формирования умственных действий для целенаправленного формирования внимания человека. Исследовании Кабыльницкой. Определенный понятный план работы над ошибками – 7 пунктов, который записывался на карточках. Карточка выступает внешним средством организации деятельности ребенка. Благодаря плану контроль за выполнение деятельности становится внешним и развернутым. Сначала дети уже не держали карточку, но произносили вслух пункты, потом произносили пункты шепотом, потом речь про себя, в конце работа над ошибками во внутреннем плане. В когнитивной психологии внимание понимается как своеобразный селектор, который спасет психику от перегрузки. Изучая феномен избирательности сознания (Джеймс - "вечеринка с коктейлем"). Черри смоделировал эту ситуацию в лабораторных условиях, разработав методику селективного слушания. В итоге были разработаны модели внимания: ранней и поздней селекции. Основные этапы процесса обработки информации: обнаружение информации; ее опознание; принятие решения и выбор ответа. Структурный подход - группа теорий, которая рассматривает внимание как "фильтр", который блокирует переработку избыточной информации (Бродбент, Трейсман, Дойчи). Основная тема описание свойств фильтра и его местоположения в системе. Функциональный подход - ресурсные концепции внимания (Канеман) и понимание внимания как активного отбора необходимой информации (Найссер).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 350; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.62.36 (0.007 с.) |