![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Виды и теории научения. Формирование навыков и умений.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Одним из основных содержаний памяти являются декларативные (знания, о которых человек может заявить: "Я знаю, что...", это знания о событиях и ситуациях) и процедурные (знания человека о том, как выполняются различного рода умственные или перцептивные действия, которые называются привычки, умения, навыки) знания. Поэтому память связана с процессами научения. Они не тождественны процессам запоминания. Научиться – не значит запомнить, а запомнить - не значит чему-то научиться. На материале двигательных навыков можно рассмотреть процесс научения двигательным навыкам. Человек приобретает эти процедурные знания, как навыки выполнять, и они хранятся в памяти. Норман на материале двигательных навыков предложил 5 основных критериев отличия хорошо усвоенных умений (навыков) от плохо усвоенных: плавность; автоматизм; умственные усилия не требуются; влияние стресса; интерпретация задачи. Чтобы освоить умение до навыка необходима спец. тренировка. Объективно о процессе усвоения навыков можно судить по кривой научения. Это кривая с отрицательным ускорением. Она завершается плато, что говорит либо о достижении определенного предела совершенствования, либо человек не хочет дальше осваивать навык. Павлов – классическое обуславливание, Уотсон; Скиннер – оперантное научение; Толмен – латентное научение (когнитивная карта – влияет на скорость научения). Бандура теория социального научения - процесс научения новым формам поведения предполагает использование человеком различного рода информации об этих формах поведения, которую он получает от других людей. Основной источник информации о поведении других людей – наблюдение. В процессе научения Бандура выделяет 4 составляющие: процессы внимания; процессы сохранения; моторно-репродуктивные процессы; мотивационные процессы. От мотивации зависит привлечение внимания человека к тем или иным моделям поведения. В отличие от бихевиоризма, в теории соц. научения утверждается: -Чтобы человек научился новым формам поведения, ему вовсе необязательно осуществлять их реально. Научение м. ограничиться лишь внимательным наблюдением при условии сформированности конкретных умений и навыков для воспроизведения моторного поведения. - Процесс научения необязательно предполагает наличие подкрепления. Но Бандура не игнорирует роль подкрепления и выделяет 3 основных вида подкрепления: а). Внешнее – извне, от других людей, непосредственно по результатам использования в своем поведении тех или иных моделей поведения. б). Косвенное – основано лишь на наблюдении за последствиями использования моделей поведения другими людьми. в). Самоподкрепление – человек сам подкрепляет себя с помощью похвал, других наград за реализацию в жизни моделей поведения, которые он считает для себя личностно значимыми. Самоподкрепление и самонаказание с т.з. Бандуры – важнейшие составляющие саморегуляции человека или саморегулируемого поведения.
Теория научения, описывающая процесс формирования двигательных навыков, Бернштейн. Она является следствием его представлений о кольцевой и уровневой регуляции движения. 8 этапов, на каждой решаются определенные задачи: фаза определения ведущего уровня построения движения; определение двигательного состава; ыыявление и роспись коррекций; развертка фонов; автоматизация движений; срабатывание фоновых коррекций; стандартизация; стабилизация.
Внимание: явления, функции, виды и свойства. Осн. подходы к изучению внимания. Теории внимания. В психологии нет обобщенного определения внимания. Разные авторы относят разные феномены. Вундт: внимание – особый психический процесс, благодаря которому одни содержания воспринимаются более ясно и отчетливо по сравнению с другими, входящими в поле сознания. Это процесс апперцепции, в котором проявляется внутренняя активность субъекта. Джеймс: внимание – особый психический процесс, продуктом которого является отбор отдельных содержаний сознания (преперцепция) - проявление внутренней активности субъекта. Джеймс разделяет виды внимания по трем основаниям: непроизвольное и произвольное, непосредственное и опосредствованное, чувственное и интеллектуальное. Брунер аналог преперцепции – "перцептивная готовность", с помощью которой объясняются феномены избирательной направленности восприятия; Найссер аналог – "предвосхищающие когнитивные схемы", одна из функций которых – отбор нужной субъекту информации.
Добрынин внимание - особый вид психической деятельности, выражающийся в выборе и поддержании тех или иных процессов этой деятельности. Выделяет по источнику активности - непроизвольные виды - вынужденное; аффективное; привычное. Произвольное и послепроизвольное. Титченер внимание - сенсорная ясность, т.е. внимание является всего лишь одним из свойств элементов сознания (волна внимания), свойства -объем, интенсивность и устойчивость. Рубинштей: внимание – это в первую очередь динамическая характеристика протекания познавательной деятельности, т.е. это избирательная направленность на объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность.Выделяет 5 свойств внимания: концентрация; объем; распределение внимания; устойчивость; переключение внимания. Рибо считал, что внимание, независимо от того, является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Критерии внимания: 1. критерий ясности и отчетливости; ощущение смены содержаний сознания, связанного со сменой фокуса сознания с одного на другое; успешность деятельности, ошибочность, быстрота; мнемический критерий – то, на что было направлено внимание запоминается и как правило надолго; объективные проявления внимания; если селекция произошла, то произошел и акт внимания. Выготский рассматривает развитие внимания в контексте общей теории ВПФ и развитие внимания подчиняется определенным универсальным законам развития ВПФ. Гальперин внимание - самостоятельная форма психической деятельности, функция которой умственный и сокращенный контроль за ходом выполнения любого умственного действия. Не всякий контроль есть внимание, но всякое внимание есть контроль. Контроль, который не есть внимание, осуществляется во внешнем плане и является детальным и развернутым. Концепция Гальперина поэтапного формирования умственных действий для целенаправленного формирования внимания человека. Исследовании Кабыльницкой. Определенный понятный план работы над ошибками – 7 пунктов, который записывался на карточках. Карточка выступает внешним средством организации деятельности ребенка. Благодаря плану контроль за выполнение деятельности становится внешним и развернутым. Сначала дети уже не держали карточку, но произносили вслух пункты, потом произносили пункты шепотом, потом речь про себя, в конце работа над ошибками во внутреннем плане. В когнитивной психологии внимание понимается как своеобразный селектор, который спасет психику от перегрузки. Изучая феномен избирательности сознания (Джеймс - "вечеринка с коктейлем"). Черри смоделировал эту ситуацию в лабораторных условиях, разработав методику селективного слушания. В итоге были разработаны модели внимания: ранней и поздней селекции. Основные этапы процесса обработки информации: обнаружение информации; ее опознание; принятие решения и выбор ответа. Структурный подход - группа теорий, которая рассматривает внимание как "фильтр", который блокирует переработку избыточной информации (Бродбент, Трейсман, Дойчи). Основная тема описание свойств фильтра и его местоположения в системе. Функциональный подход - ресурсные концепции внимания (Канеман) и понимание внимания как активного отбора необходимой информации (Найссер).
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 364; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.199.190 (0.008 с.) |