Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Константность и предметность восприятия. Роль установки и мотивации в перц. процессах.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Константность – св-во перц. образа сохранять относ. постоянство своих характеристик при изменении условий восприятия. 5 основных видов: размера, формы, цвета, скорости, глубины. Два стимула: эталонный и переменный. Инструкцию: выбрать перем.стимул, кот. воспринимался бы как одинаковый с эталонным. Коэфф-т константности (Таулесс, Брунсвик): К = (V – P)/(R – P) * 100%. 1. Ядерно-контекстная теория Е.Боринга. К = f (Я, К) = f (C.О.Sэ; О.И.об У.В.Sэ). Ядерная переменная – опред. хар-ка сетчат. образа этал. Контекстная содержит объект. инф-ю об условиях, восприятия этал. стимула. Эксп-т -Холуэй и -Боринга (конс-сть восприятия размера). Я - размер сетчат. образа этал. стимула, а К - признаки абс. и относ. удаленности. Испытуемые –в перекрестке двух коридоров. На расстоянии 3 и 36м. предъявлялся этал. стимул с один. угл. размером. Перем. стимулы - круги разных размеров в другом коридоре (3м). Нужно подобрать перем.стимул (одинак. с этал.). Изменяли условия:а). Обычное наблюдение (весь возможный набор признаков→феномен сверхконстантности. б). Монок. наблюдение (исключ-ся диспартность, конвергенция) → неполная константность. в). Монок. наблюдение через искус.зрачок (искл-ся лин.перспектива; монок. двиг.паралакс) → еще уменьшение константности. г). полумрак (+плохо различима текстура) и график приближается к ЗУЗ (К=0, при ориентации только на угл. размер, кот одинаков). 2. Теория перц. уравнений Иттельсона. К = f (Я, К) = f (C.О.Sэ; О.И.об У.В.Sэ). Если испытуемый смотрит на квадрат со стороной 4см. на расстоянии 4м., угловой размер α.. Если он будет субъективно воспринят на расстоянии 4м, то сторона квадрата 4см. Если – 3м, то 3см.Если 5м., то -5 см. Согласно теории, наша перц. система способна решать тригон.уравнения опред. рода. Проверка закона Эммерта: создается послед. образ, его сетчат. размер постоянный. Затем смотрит на экран на разных расстояниях. Измерив ВУ и ВР (н-р, прямым методом Стивенса) → линейная зав-сть, т.н. инвар. отношение (постоянное) ВР/ВУ = 2tg (α/2) → подтверждение теории Иттельсона. Эксп-т И.: три карты с разными угл. размерами на одном расстоянии. Испытуемый видит на разных расстояниях. Измерим субъект. расстояние до карт→произведение угл. размера и ВУ остается постоянным. Чем больше угл. размер, тем ближе воспринимается. 3. Теория Гибсона. Эксп-т в "открытом поле с вехами". Оценивалась константность восприятия. К всегда был около 100% независимо от расстояния. С т.з. Г. вся необх. инф-ия о константности - в опред.инвар.стр-х: инф-ия о длине и ширине объектов задается количм текстурных элементов, кот. заслоняет объект; оно постояннонезависимо от расстояния; инфо-ия о высоте объектов задается постоянством отношений частей объекта, на которые его делит линия горизонта. → гипотезы о существовании ядерных и контекстных переменных излишни, т.к. вся информация в ООС. Предметность.. Оптические искажения: инверсия, риверсия, переворачивание сетч.образа, изменение знака диспартности. Устройства для изменения знака диспаратности - псевдоскоп. Стрэттон: возможность перц. адаптации к инвертир. зрению. 8 дней жил в оптически перевернутом мире. Перц. адаптация к инвер. зрению возможна, но не достаточно стойкая. М.Колер: прикосновение к объекту способствует их норм. восприятию. С амонаблюдение негативно влияет на перц. адаптацию. Логвиненко: несколько раз в день измерял коэф-т константности восприятия формы испытуемой. Идет восстановление работы зрит. системы. В процессе адаптации образ окруж. мира начинает в б о льшей степени соотв-ть не объект. хар.м прокс. стимула, а знаниям человека о свойствах окруж. мира. При рассматривании предметов через псевдоскоп сразу никакого обращения по глубине не наблюдают. Для ускорения эффекта обращения - техника аналит. интроспекции. Обращение по глубине зависит от способности к технике и от свойств самих предметов. Хуже всего обращаются хорошо знакомые и сложные по форме предметы. Компанейский: не мог увидеть челов.лицо и его маску обращенными по глубине. Вогнутая и выпуклая маски воспринимаются человеком через псевдоскоп выпуклыми. Столин: рассм-ал через псевдоскоп собств. руку и не мог увидеть кисть, обращенную по глубине. Наиболее легко обращаются простые геом. фигуры (кубы, конусы) и незнакомые по форме предметы. Компанейский: на руку жгуты, между ними пузыри кожи. На основе закона диспаратности были бы остроуг.кусочки кожи.→ правило правдоподобия: псевдоскоп. обращения образов предметов по глубине происходят в той мере, в какой они допустимы с т.з. имеющихся у человека знаний об объект.свойствах этих предметов. Столин: фарфоровая мискя с подкрашенной водой. Гварниеро: формирование "кожного зрения" у слепых. Устройство, моделирующее общий принцип работы глаза. Возникшие у испытуемого новые образы подобны зрительным образам. Брунер "Новый взгляд". Феномен установки. Эксп-т Брунера и Гудмен с монетами – влияние потребностей и ценностей на восприятие. Эксп-нт по восприятию неценз. слов.Эксп-нт Бодалева (влияние установок человека на процесс восприятия) – портрет герой/преступник. Определения мышления и его видов. Осн. подходы к изучению мышления. Теории мышления. Основные подходы к изучению мышления: механистический; телеологический; целостный; генетический; когнитивный; мотивационный. Мышление (Тихомиров) - это процесс, познавательная деятельность, продукты которой характеризуются обобщенным, опосредованным отражением действительности. Виды мышления: аутистическое и реалистическое (Блейлер); абстрактное и конкретное (виды поведения) (Гольдштейн); практическое (полководец) и теоретическое (характерно для ученого исследователя) (Теплов); творческое (открытие нового решения задачи или усовершенствования) и критическое (проверка имеющихся решений с целью их применения в решении задачи); наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое (процесс развития ребенка в онтогенезе) (Рубинштейн). Теории мышления как процесса решения задач. (Вюрцбургская школа). Основываются на определении Джеймса: Мышление – замещение целого его частями и связанными с ними свойствами и следствиями (Джеймс). Процесс решения задачи (репродуктивный – решение с использованием прошлого опыта; продуктивный – поиск новых средств решения задачи). 1) Теория мышления как процесса восполнения комплекса (Зельц - Вюрцбургская школа). Пример, найти соподчиненное понятие слову охота. Этот процесс восполнения комплекса осуществляется с помощью определенных операций, и в частности, с помощью операции припоминания всех понятий, кот были в его прошлом опыте связаны с понятием охота. Оба соподчиненных понятия находятся в прошлом опыте человека, т.е. решение задачи уже потенциально заложено. Искомое решение – незавершенный или незаполненный комплекс знаний (испытуемый не знает решения, но имеет какое-то представление о нем). Зельц делает попытку объяснить не только процессы репродуктивного мышления, но и разрабатывает теорию для решения новых задач. Способы решения новой задачи с помощью операций: 1) актуализации средств; 2) абстракции средств; 3) актуализации ранее абстрагированных средств 2) Гештальт-теория продуктивного мышления (Дункер). Стадии: «проблемная ситуация» - столкновение с условиями и требованиями задачи; стремление эту ситуацию разрешить; «проникновение в конфликт» - внезапное понимание причины, почему задача не решается (инсайт); «функциональное решение»; фаза его реализации. Эксперименты с шимпанзе. 3) Теория мышления как процесса обработки информации (Ньюэлл, Саймон). Компьютерная метафора. Процесс решения задач компьютером - использование программ (состоят из операций). Содержание операций заключается в обработке исходной информации, которая представлена в символической форме (цифры, рисунки, таблицы). Мышление животных и человека на уровне органов чувств, нервной ткани, мышечных реакциях. Многие задачи решаются методом анализа целей и средств. При решении задач, человек постоянно выясняет какие у него в данный момент имеются средства для достижения поставленной цели. Выделили критерии творческого мышления: продукт мыслительной деятельности обладает новизной и ценностью; процесс мышления отличается новизной (требует отказа от ранее принятых идей); характеризуется наличием сильной мотивации к поиску решения задачи; исходная проблемная ситуации не ясна и плохо определена, поэтому творческое мышление заключается в формировании самостоятельной проблемы. На основании выявленных способов решения творческих задач (это были логические задачи), авторы создали программу Логик-теоретик. 2 основные стратегии поиска новых способов решения задач: 1 – алгоритмы; 2 – эвристика. Использовали метод рассуждения вслух при решении задач поставленных четко. Их специфика состоит в том, что функциональное решение уже известно субъекту. На основании метода рассуждения вслух автор описывает процесс решения задач, опираясь на данные протоколов испытуемых. В данном случае процесс решения задачи представляет собой последовательность перехода от меньшей осведомленности к большей, что ведет к решению задачи. Элементарные единицы мыслительного процесса – это граф решения задач, то есть переход от меньшей осведомленности в решении к большей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.193.193 (0.007 с.) |