Константность и предметность восприятия. Роль установки и мотивации в перц. процессах. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Константность и предметность восприятия. Роль установки и мотивации в перц. процессах.



Константность – св-во перц. образа сохранять относ. постоянство своих характеристик при изменении условий восприятия. 5 основных видов: размера, формы, цвета, скорости, глубины. Два стимула: эталонный и переменный. Инструкцию: выбрать перем.стимул, кот. воспринимался бы как одинаковый с эталонным. Коэфф-т константности (Таулесс, Брунсвик): К = (V – P)/(R – P) * 100%.

1. Ядерно-контекстная теория Е.Боринга. К = f (Я, К) = f (C.О.Sэ; О.И.об У.В.Sэ). Ядерная переменная – опред. хар-ка сетчат. образа этал. Контекстная содержит объект. инф-ю об условиях, восприятия этал. стимула. Эксп-т -Холуэй и -Боринга (конс-сть восприятия размера). Я - размер сетчат. образа этал. стимула, а К - признаки абс. и относ. удаленности. Испытуемые –в перекрестке двух коридоров. На расстоянии 3 и 36м. предъявлялся этал. стимул с один. угл. размером. Перем. стимулы - круги разных размеров в другом коридоре (3м). Нужно подобрать перем.стимул (одинак. с этал.). Изменяли условия:а). Обычное наблюдение (весь возможный набор признаков→феномен сверхконстантности. б). Монок. наблюдение (исключ-ся диспартность, конвергенция) → неполная константность. в). Монок. наблюдение через искус.зрачок (искл-ся лин.перспектива; монок. двиг.паралакс) → еще уменьшение константности. г). полумрак (+плохо различима текстура) и график приближается к ЗУЗ (К=0, при ориентации только на угл. размер, кот одинаков).

2. Теория перц. уравнений Иттельсона. К = f (Я, К) = f (C.О.Sэ; О.И.об У.В.Sэ). Если испытуемый смотрит на квадрат со стороной 4см. на расстоянии 4м., угловой размер α.. Если он будет субъективно воспринят на расстоянии 4м, то сторона квадрата 4см. Если – 3м, то 3см.Если 5м., то -5 см. Согласно теории, наша перц. система способна решать тригон.уравнения опред. рода.

Проверка закона Эммерта: создается послед. образ, его сетчат. размер постоянный. Затем смотрит на экран на разных расстояниях. Измерив ВУ и ВР (н-р, прямым методом Стивенса) → линейная зав-сть, т.н. инвар. отношение (постоянное) ВР/ВУ = 2tg (α/2) → подтверждение теории Иттельсона. Эксп-т И.: три карты с разными угл. размерами на одном расстоянии. Испытуемый видит на разных расстояниях. Измерим субъект. расстояние до карт→произведение угл. размера и ВУ остается постоянным. Чем больше угл. размер, тем ближе воспринимается.

3. Теория Гибсона. Эксп-т в "открытом поле с вехами". Оценивалась константность восприятия. К всегда был около 100% независимо от расстояния. С т.з. Г. вся необх. инф-ия о константности - в опред.инвар.стр-х: инф-ия о длине и ширине объектов задается количм текстурных элементов, кот. заслоняет объект; оно постояннонезависимо от расстояния; инфо-ия о высоте объектов задается постоянством отношений частей объекта, на которые его делит линия горизонта. → гипотезы о существовании ядерных и контекстных переменных излишни, т.к. вся информация в ООС.

Предметность.. Оптические искажения: инверсия, риверсия, переворачивание сетч.образа, изменение знака диспартности. Устройства для изменения знака диспаратности - псевдоскоп. Стрэттон: возможность перц. адаптации к инвертир. зрению. 8 дней жил в оптически перевернутом мире. Перц. адаптация к инвер. зрению возможна, но не достаточно стойкая. М.Колер: прикосновение к объекту способствует их норм. восприятию. С амонаблюдение негативно влияет на перц. адаптацию. Логвиненко: несколько раз в день измерял коэф-т константности восприятия формы испытуемой. Идет восстановление работы зрит. системы. В процессе адаптации образ окруж. мира начинает в б о льшей степени соотв-ть не объект. хар.м прокс. стимула, а знаниям человека о свойствах окруж. мира. При рассматривании предметов через псевдоскоп сразу никакого обращения по глубине не наблюдают. Для ускорения эффекта обращения - техника аналит. интроспекции. Обращение по глубине зависит от способности к технике и от свойств самих предметов. Хуже всего обращаются хорошо знакомые и сложные по форме предметы. Компанейский: не мог увидеть челов.лицо и его маску обращенными по глубине. Вогнутая и выпуклая маски воспринимаются человеком через псевдоскоп выпуклыми. Столин: рассм-ал через псевдоскоп собств. руку и не мог увидеть кисть, обращенную по глубине. Наиболее легко обращаются простые геом. фигуры (кубы, конусы) и незнакомые по форме предметы. Компанейский: на руку жгуты, между ними пузыри кожи. На основе закона диспаратности были бы остроуг.кусочки кожи.→ правило правдоподобия: псевдоскоп. обращения образов предметов по глубине происходят в той мере, в какой они допустимы с т.з. имеющихся у человека знаний об объект.свойствах этих предметов. Столин: фарфоровая мискя с подкрашенной водой. Гварниеро: формирование "кожного зрения" у слепых. Устройство, моделирующее общий принцип работы глаза. Возникшие у испытуемого новые образы подобны зрительным образам.

Брунер "Новый взгляд". Феномен установки. Эксп-т Брунера и Гудмен с монетами – влияние потребностей и ценностей на восприятие. Эксп-нт по восприятию неценз. слов.Эксп-нт Бодалева (влияние установок человека на процесс восприятия) – портрет герой/преступник.

Определения мышления и его видов. Осн. подходы к изучению мышления. Теории мышления.

Основные подходы к изучению мышления: механистический; телеологический; целостный; генетический; когнитивный; мотивационный.

Мышление (Тихомиров) - это процесс, познавательная деятельность, продукты которой характеризуются обобщенным, опосредованным отражением действительности.

Виды мышления: аутистическое и реалистическое (Блейлер); абстрактное и конкретное (виды поведения) (Гольдштейн); практическое (полководец) и теоретическое (характерно для ученого исследователя) (Теплов); творческое (открытие нового решения задачи или усовершенствования) и критическое (проверка имеющихся решений с целью их применения в решении задачи); наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое (процесс развития ребенка в онтогенезе) (Рубинштейн).

Теории мышления как процесса решения задач. (Вюрцбургская школа). Основываются на определении Джеймса: Мышление – замещение целого его частями и связанными с ними свойствами и следствиями (Джеймс). Процесс решения задачи (репродуктивный – решение с использованием прошлого опыта; продуктивный – поиск новых средств решения задачи).

1) Теория мышления как процесса восполнения комплекса (Зельц - Вюрцбургская школа). Пример, найти соподчиненное понятие слову охота. Этот процесс восполнения комплекса осуществляется с помощью определенных операций, и в частности, с помощью операции припоминания всех понятий, кот были в его прошлом опыте связаны с понятием охота. Оба соподчиненных понятия находятся в прошлом опыте человека, т.е. решение задачи уже потенциально заложено. Искомое решение – незавершенный или незаполненный комплекс знаний (испытуемый не знает решения, но имеет какое-то представление о нем). Зельц делает попытку объяснить не только процессы репродуктивного мышления, но и разрабатывает теорию для решения новых задач. Способы решения новой задачи с помощью операций: 1) актуализации средств; 2) абстракции средств; 3) актуализации ранее абстрагированных средств

2) Гештальт-теория продуктивного мышления (Дункер). Стадии: «проблемная ситуация» - столкновение с условиями и требованиями задачи; стремление эту ситуацию разрешить; «проникновение в конфликт» - внезапное понимание причины, почему задача не решается (инсайт); «функциональное решение»; фаза его реализации. Эксперименты с шимпанзе.

3) Теория мышления как процесса обработки информации (Ньюэлл, Саймон). Компьютерная метафора. Процесс решения задач компьютером - использование программ (состоят из операций). Содержание операций заключается в обработке исходной информации, которая представлена в символической форме (цифры, рисунки, таблицы). Мышление животных и человека на уровне органов чувств, нервной ткани, мышечных реакциях. Многие задачи решаются методом анализа целей и средств. При решении задач, человек постоянно выясняет какие у него в данный момент имеются средства для достижения поставленной цели. Выделили критерии творческого мышления: продукт мыслительной деятельности обладает новизной и ценностью; процесс мышления отличается новизной (требует отказа от ранее принятых идей); характеризуется наличием сильной мотивации к поиску решения задачи; исходная проблемная ситуации не ясна и плохо определена, поэтому творческое мышление заключается в формировании самостоятельной проблемы. На основании выявленных способов решения творческих задач (это были логические задачи), авторы создали программу Логик-теоретик. 2 основные стратегии поиска новых способов решения задач: 1 – алгоритмы; 2 – эвристика. Использовали метод рассуждения вслух при решении задач поставленных четко. Их специфика состоит в том, что функциональное решение уже известно субъекту. На основании метода рассуждения вслух автор описывает процесс решения задач, опираясь на данные протоколов испытуемых. В данном случае процесс решения задачи представляет собой последовательность перехода от меньшей осведомленности к большей, что ведет к решению задачи. Элементарные единицы мыслительного процесса – это граф решения задач, то есть переход от меньшей осведомленности в решении к большей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.239.148 (0.006 с.)