Память: явления, функции и виды. Осн. подходы к изучению памяти. Теории памяти. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Память: явления, функции и виды. Осн. подходы к изучению памяти. Теории памяти.



Единого определения памяти в психологии нет. Память – это способность субъекта сохранять в течение какого-то времени определенные содержания, являющиеся результатами процессов запоминания, о которой можно судить по результатам процессов актуализации этих содержаний.

Виды: моторная, аффективная, образная, словесно-логическая (Блонский). Автобиографическая память, к которой относятся образы воспоминаний, в которых запечатлены эпизоды, связанные со значимыми событиями человека, определившими его жизненный путь. (Сквайер) – процедурная, декларативная. (Тулвинг) – семантическая, эпизодическая. Эксплицитная, имплицитная.

В зависимости от времени хранения информации различают: - ультракороткую (на 1-2 сек.); - кратковременную (20-30 сек); - долговременную (не ограничено время).

Процессы запоминания: произвольные (есть сознательная цель) и непроизвольные – цель запомнить материал отсутствует, но запоминание все равно происходит. Процессы актуализации сохраняемых содержаний: воспроизведение – процесс, в результате которого сохраняемые содержания могут быть вновь актуализированы в виде образов; узнавание – процесс, в результате которого человек воспринимает определенные содержания сознательного опыта как уже ранее ему известные.

Функции памяти: представление о времени и способность ориентироваться в нем; возможность научения; возможность идентичности личности.

Амнезия – потеря памяти. Возникает в результате травм головного мозга или его сотрясений, кровоизлияний в мозг, стресса и др. Виды амнезии: общие; частные. Общие амнезии бывают: полными, неполными, временными, постоянными, перемежающиеся, прогрессирующие (по закону регрессии или обратного развития), ретроградными, антероградными, антероретроградными + корсаковский синдром. Есть еще обманы памяти: парамнезии, конфабуляции, криптомнезии.

Ассоцианисткий подход (ассоциации – связь между явлениями психики или поведения при определенных условиях). В качестве условий могут выступать: близость асоциируемых явлений в пространстве; или во времени; наличие между ними сходства; или контрастного различия. Эббингаузом на бессмысленном материале были разработаны методы: заучивания; антиципации; сбережения; узнавания. Результаты: Используя такой материал и методы, Эббингауз вывел ряд закономерностей: объем кратковременной памяти и в среднем составляет 6-7 элементов для бессмысленных слогов; осмысленный и хорошо структурированный материал запоминается лучше, чем бессмысленный; эффект края: лучше запоминаются элементы ряда, расположенные по его краям, чем находящиеся в середине. Йост установил влияние распределения. Эббингауз выявил закономерность забывания заученного бессмысленного материала, построив кривую забывания (с помощью метода сбережения). Пьерон показал, что процесс забывания бессмысленного материала существенно зависит от организации процесса его заучивания. Был открыт феномен реминесценции, противоречащий результатам Эббингауза. Реминесценция - явление, обратное забыванию, состоящее в том, что у субъекта с течением времени происходит улучшение эффективности воспроизведения ранее заученного материал (эксперимент Бэлларда).

Бартлетта (конструктивисткий подход) исследования памяти в повседневной жизни. процедуры последовательного запоминания (игра в испорченный телефон). Большая часть информации не запоминается; обобщенность нарастает; появляются новые элементы.

Деятельностный подход - проблема непроизвольного запоминания. Зинченко эксперимент, проверяя гипотезу, что человек непроизвольно запоминает в б о льшей степени тот материал, который связан с направленностью его деятельности. Набор карточек классификация предметов или упорядочивание чисел. Смирнов -опоздавшие сотрудники.

Фрейд мотив неохоты. Выясняется с помощью метода свободных ассоциаций.

Левин с итуативное запоминание материала, забывание намерений.

Смирнов - мнемическая направленность (неосознаваемая установка, а не цель). Неосознаваемая возникает, когда человек выполняет какую-то деятельность, которая для достижения нужного результата неосознанно предполагает запоминание определенного материала Эксперимент Истоминой испытуемые – дети, 3 разные условия выполнения задания (мотивация разная).

Развитие памяти и внимания.

Память. Выготский - в контексте теории к-историчексого развития психики и поведения человека. Центральное понятие – понятие ВПФ, которые есть только у человека. Выготский указывает 4 свойства ВПФ: опосредствованные; социальные; произвольные; системные.

Процесс перехода интерпсихической функции в интрапсихическую – интериоризация.

С позиции культурно-исторической теории развитие памяти рассматривается Выготским как развитие одной из многих ВПФ и происходит по определенным универсальным для всех функций законам. Этот подход и был положен в основу проведения А.Н.Леонтьевым исследования по развитию памяти в онтогенезе. Испытуемые – дети от 4 до 16 лет и взрослые – студенты 22-28 лет.

В 1 серии предлагался для запоминания ряд из 15 слов с интервалом 3 сек. Через 1-2 мин. после предъявления их просили воспроизвести этот ряд. Для каждого подсчитывалось количество воспроизведенных слов. Во 2 серии давали 20 карточек с картинками. Затем предъявлялся тот же ряд из 15 слов и через 1-2 мин. экспериментатор показывал карточку, а испытуемый должен был назвать слово, которое он запомнил. Подсчитывалось количество правильно воспроизведенных слов. Как и в методике Выготсокго-Сахарова в методике Леонтьева были два ряда стимулов: стимулы-объекты, стимулы-средства - методика двойной стимуляции.

Основные результаты: 1. У дошкольников в обеих сериях продуктивность запоминания оказалась примерно одинаковой (они еще не умеют использовать карточки в качестве средств); 2. У школьников до 12 лет наблюдается максимальное различие в результатах двух серий (явное преимуществе внешне опосредствованного запоминания по сравнению с натуральным запоминанием); 3. У взрослых продуктивность запоминания в обеих сериях возрастает, но особенно в сери без карточек. Субъективные отчеты показали, что в 1 серии они часто использовали внутренние средства для запоминания слов. Вывод: развитие памяти человека подчиняется общему закону развития ВПФ, согласно которому "развитие высших сигнификативных форм памяти идет по линии внешне опосредствованного запоминания в запоминание внутренне опосредствованное".

Внимание. Выготский - развитие внимания в контексте общей теории ВПФ и развитие внимания подчиняется определенным универсальным законам развития ВПФ. Леонтьев провел исследования и на материале внимания с целью найти эмпирическое подкрепление концепции Выготского о законах развития ВПФ. Испытуемые – дети от 4 до 16 лет и взрослые от 22 до 28 лет. В 1 серии игра в "вопросы-ответы" по типу детской игры (да-нет не говорите, черно-белое не покупайте). Задавались вопросы, некоторые из которых предполагали название цветов. Испытуемые должны были отвечать не задумываясь как можно быстрее. При этом они не должны были называть два определенных цвета и один цвет дважды. Среди вопросов было 7 провокационных, направленных на нарушение этих двух пунктов инструкции. Во 2 серии 8 цветных карточек, которые можно было использовать для достижения успеха. Основные результаты: 1. У дошкольников в обеих сериях примерно одинаковые низкие показатели эффективности выполнения задания. Они еще не умеют успешно сосредотачивать и удерживать свое внимание на выполнении инструкции, карточки не используют как полезные средства для решения задачи, а просто ими играют; 2. У школьников до 12 лет наибольшее различие в двух сериях. Они активно используют карточки для ответов, откладывая в сторону запрещенные цвета и уже названные. Это позволяет лучше сосредотачивать и удерживать внимание на инструкции; 3. У взрослых испытуемых показатели эффективности выполнения задания являются максимальными и они сближаются. Они не пользуются карточками, т.к. им уже не нужны внешние средства для запоминания. У них достаточно развито внутренне опосредствованное запоминание и значит внутренне опосредствованное внимание.

Гальперин внимание – самостоятельная форма психической деятельности, которая выполняет функцию умственного и сокращенного контроля за ходом выполнения любого умственного действия. Концепция Гальперина поэтапного формирования умственных действий для целенаправленного формирования внимания человека. Исследовании Кабыльницкой. Определенный понятный план работы над ошибками – 7 пунктов, который записывался на карточках. Карточка выступает внешним средством организации деятельности ребенка. Благодаря плану контроль за выполнение деятельности становится внешним и развернутым. Сначала дети уже не держали карточку, но произносили вслух пункты, потом произносили пункты шепотом, потом речь про себя, в конце работа над ошибками во внутреннем плане.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 408; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.214.215 (0.005 с.)