Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Исследование памяти в когнитивной психологии.
Содержание книги
- Восприятие как процесс категоризации (Брунер)
- Понятие когнитивной схемы. Виды и функции схем. Теория перцептивного цикла (Найссер)
- Конфигурация, проблема исследования
- Методы измерения ощущения. Основные психофизические законы. Теория обнаружения сигналов.
- Воспринимаемая интенсивность шума и воспринимаемая интенсивность сигнала, который предъявляется на фоне шума, не постоянна во времени и изменяется по законам нормального распределения.
- Восприятие пространства и движения.
- Теория перцептивных уравнений Эймса
- Исследования восприятия в школе «Новый взгляд»
- Ассоцианизм: Мышление как ассоциация представлений
- Описание методики Аха, как она применялась к детям
- Мыслит и осуществляет ориентировку субъект
- Эмоциональная регуляция мыслительной деятельности.
- Филогенез речевого мышления или генетические корни мышления и речи.
- Характеристика процесса воплощения мысли в слово. Значение и смысл слова (Выготский)
- Когнитивный подход к изучению способностей
- Тестирование уровня развития творческого мышления: проблемы и перспективы.
- Экспериментальные исследования процесса решения творческой задачи
- Основные фазы мыслительного процесса.
- Экспериментальные исследования процесса решения творческой задачи.
- Выделение стадий процесса решения задач в различных экспериментальных школах.
- Эмоциональная регуляция мыслительной деятельности
- Память: явления, функции и виды. Основные подходы к изучению памяти. Теории памяти.
- Ассоцианистский подход к изучению памяти: основные методы и результаты ее исследования. Классические методы исследования памяти.
- Классическая психология памяти: методы, факты, закономерности
- Процессы актуализации сохраняемых содержаний.
- Общее представление о научении. Навык и интеллект. Исследования интеллектуального поведения животных
- Внимание: явления, функции, виды и свойства. Основные подходы к изучению внимания. Теории внимания.
- Классификация основных видов внимания
- Выполнение двух действий одновременно (распределение внимания).
- Исследование памяти в когнитивной психологии.
- Понятия субъекта, индивида, личности.
- Принципы подлинной периодизации. Выготский
- Принципы историко-эволюционного подхода в психологии личности.
- Эмоции: классификации и функции
- I. Функции эмоций в поведении.
- Психология душевных волнений
- Теории эмоций в зарубежной психологии.
- Висцеральные изменения слишком медленно возникают, чтобы вызвать эмоцию.
- Впадение» сознания в магическое.
- Когнитивные теории эмоций и личности
- Биологическая теория эмоций.
- Информационная теория эмоций
- Мотивация человека. Потребности и мотивы, их классификация. Теории мотивации и классификации человеческих потребнотей. Методы диагностики мотивации.
- Побуждающая функция мотива и эффективность деятельности
- Исследования замещающих действий в школе Левина.
- Уровень притязаний и его измерение
- Произвольность и опосредованность мотивации человека. Саморегуляция и самодетерминация. Воля. Структура волевого процесса.
- Эмоциональные состояния. Негативные и позитивные состояния, проблема совладания.
- Психология и физиология эмоций. Методы изучения эмоциональных состояний.
- Критика теории Джеймса Ланге – У.Кэнноном и Ф.Бардом
Похожие статьи вашей тематики
Познание – процессы переработки, хранения, извлечения информации для определенных целей в рамках определенных структур. 1) процессуальный подход. 2) функциональный. 3) наличие структур: а) структурный подход (структуры для хранения) и б) уровневый подход (уровни переработки). (А) предмет – блоки хранения и переработки информации, где каждый блок – стадия процесса с определенным результатом. Методы: хронометрия и измерение продуктивности. (Б) предмет – способы переработки информации в зависимости от задачи, метод – постановка специфических задач, требующих разных способов решения.
Структурный подход. У. Джемс: впервые выделил 2 механизма памяти при описании потока сознания. Это первичная (непроизвольная память о недавнем или предвосхищение последующего, связь внешних и внутренних впечатлений, постоянно меняется) и вторичная (относительно не зависит от времени, находится в области предсознательного) память.
Норман, Во (1965). 2-компонентная модель: первичная (= КП) и вторичная (= ДП) память. Переход на другой этап – результат переработки. Знание – результат перевода информации из КП в ДП с помощью повторения.
Аткинсон, Шифрин (1968). 3-компонентная модель памяти. Критерий – время. 1) УКП – сенсорный регистр, 2) КП – рабочая память, 3) ДП – семантическая память. Процессы переработки информации в каждом блоке: 1) кодирование (= запечатление), 2) хранение, 3) извлечение (= воспроизведение), 4) забывание. Уровни протекания процессов памяти: 1) автоматизированный, 2) контролируемый. Контроль зависит от факторов: а) характер задачи и инструкции, б) характер материала, в) индивидуальные особенности испытуемого и др.
сенсорная “ухо – голос” семантическая
Джемс: УКП и КП – первичная, ДП – вторичная.
Норман, Во: КП – первичная, ДП – вторичная.
Функциональная характеристика структур памяти: (1) УКП – условие успешного опознания образа. Непосредственный отпечаток – хранение без переработки. Изучены иконическая и эхоическая память. (2) КП – удержание материала задачи и знаний, необходимых для ее решения. Механизм – повторение. А. Беверли: 2 блока КП (на основе экспериментов). А) входной регистр (функция: запасание вербальных входов), проговаривание еще не осмысленного материала. Б) буфер ответа / артикуляционная петля (подготовка вербальных выходов), повторение и осмысливание. + В) блок управления и контроля над переработкой материала. (3) ДП – хранение элементов для опознания. Единица – когнитивная схема, карта. Обеспечение субъекта концепцией окружающего мира и представлением о его законах, сохранение единства субъекта, возможность идентифицировать себя в процессе развития и саморазвития. Тулвинг: 2 вида памяти. 1) семантическая: система понятий и категорий. 2) эпизодическая: сохранение материала с точным указанием места и времени. Аткинсон: только (1) относительно стабильна, (2) – меняется с изменением субъекта. Память на значимые события (мотивация, эмоции) – автобиографическая память. Здесь существует общий механизм кодирования и декодирования. Для извлечения информации из ДП нужны “ключи”.
Основные процессы памяти в ее блоках. 1) кодирование. Процессы ввода информации и способы ее переработки: зрительный, слуховой, фонематический / артикуляционный, смысловой. Процессы перекодирования: глаз – голос, голос – схема, ухо – голос (проговаривание). 2) хранение – объем, емкость: пространственный (количество) и временной (время). 3) извлечение и забывание. Что? Вся информация или ее признаки. Как? Взятие (непосредственно) и поиск (опосредованно).
| Наличность.
| Доступность.
| 1) извлечение.
| = Взятие.
|
|
| 1) считывание всей информации (возможно только в СР).
| 1) распознавание образа как решение задачи.
| Кодирование.
| Хранение.
| Извлечение / забывание.
|
| Пространственная емкость.
| Временная емкость.
|
| Непосредственный отпечаток на сенсорной поверхности от воздействия определенной модальности: память – ощущение.
| По существу не ограничено, информация отражается вся, непосредственно и целиком.
* Исследование Спермена: (1) методика частичного отчета. Испытуемому предъявляется таблица 3х4 элементов (цифр / букв), сразу же – отчет о материале. Результаты: частичный отчет испытуемого 4 – 5 элементов. Вывод: объем КП ограничен.
| Иконическая память: 250 мс – 2 с. Найссер: до 1 с. Шепард: до 25 с. (объем СР + входной регистр КП).
| Непосредственно наличный, но угасающий продукт восприятия. Извлечение: одновременное / параллельное считывание целиком. Автоматически, без усилий.
* Гипотеза: СР связан с ДП, т.к. только человек воспринимает информацию, тут же осознает (или: входной регистр КП).
| Тип кодирования зависит от специфики органов чувств.
| (2) метод метки: сообщение о том, о какой части таблицы нужен отчет (звук). Случайный порядок меток. Результаты: продуктивность запоминания при частичном отчете выше, чем при полном. Вывод: объем СР > объем КП.
| Слуховая память: 2 – 4 с.
| Забывание – угасание сенсорного отпечатка со временем по физиологическим причинам – нарушение процесса консолидации следов. Возможные особенности субъекта: наложение, маскировка.
|
| 2) поиск из емкости – последовательный перебор материала.
| 2) поиск по “ключам” как декодирование информации – различные стратегии восстановления результата.
|
| 3) спонтанное воспоминание по значимому признаку.
| 3) поиск с расширением – привлечение новых данных, пере структурирование материала.
| 2) забывание.
| = Утрата наличности, нарушение условий сохранения.
| = Утрата доступности, нарушение механизмов извлечения.
|
| 1) угасание, стирание мнемического следа.
| 1) неясность материала при принятии решения (например, эффект маскировки).
|
| 2) смешение / интерференция, взаимное влияние элементов: А) проактивное влияние, Б) ретроактивное.
| 2) потеря “ключей” в результате смешения контекстов и распадения связей между ними.
|
| 3) отсутствие активности субъекта при перекодировании.
| 3) утрата значимости и вытеснение.
|
Сенсорный регистр (* - экспериментальное исследование).
Кратковременная память.
Кодирование.
| Хранение.
| Извлечение / забывание.
|
| Пространственная емкость.
| Временная емкость.
|
| Преобразующий передатчик.
| 7 +/- 2 единиц. Их характер может быть разным, но количество постоянно.
| Пока задача не решена информация, нужная для решения, будет сохраняться. Для простых вербальных задач: 15 – 30 с.
| Непосредственно наличный и повторяемый продукт текущей переработки.
| Условия кодирования: 1) непроизвольное внимание – фильтр по первичному отбору информации, 2) произвольное внимание, контроль.
| Единица – результат переработки информации. Вундт: апперцепция – укрупнение единиц. “Ящик с ячейками”.
| * Эксперимент Петерсонов: метод введения задачи-помехи (дистрактора). Работая с ней, не может работать с материалом первой задачи (обратный счет тройками). Время хранения – 18 с. Вывод: забывание в КП, как и в СР, - угасание.
| Извлечение требует определенных усилий, доступ к информации ограничен количеством объектов (взять можно не все сразу).
| Формы кодирования: 1) акустико-артикуляционное (внутреннее проговаривание).
* Эксперимент Конрада: предъявление набора букв, не связанных между собой. Фиксация ошибок в отчете: информация – зрительная, ошибки – по звучанию буквы. Если буквы близки по звучанию, то резко возрастает количество ошибок. Даже у глухих, но не немых, ошибки артикуляционного характера.
| * Исследование Нормана, Во: метод зонда. Набор материала для запоминания, где один элемент – зонд, т.е. предъявляется ранее. Испытуемый должен вспомнить, осознать при первом предъявлении, назвать следующую цифру (см. Рис. 1).
| Различение: вход регистра и буфер ответа (артикуляционная петля).
* Эксперименты: долговременное хранение и кратковременное хранение связаны с различными механизмами работы памяти. КП: входной регистр. ДП: артикуляционная петля. Результаты: при введении задачи-дистрактора эффекта недавности нет. Вывод: существует входной регистр. Результаты: при увеличении времени между предъявляемым материалом повышается продуктивность запоминания материала в центре ряда. Вывод: он находится в артикуляционной петле.
| Механизм извлечения – быстрый автоматический поиск, перебор.
* Эксперимент Стернберга: метод зонда. После 6 цифр – зонд. Считывание: параллельно или последовательно? Результат: время ответа зависит от места цифры в списке, т.к. испытуемый непроизвольно перебирает материал (см. Рис. 2).
| 2) зрительно-пространственное.
* Эксперимент Познера: буквы для предъявления. 1) = форма, = содержание между собой, 2) = только форма, 3) разные. Фиксация времени реакции. Результаты: время опознания (1) наименьшее.
|
| Свободное припоминание.
ДП-хранение
КП-хранение
Место слова в списке.
Эффект Эффект
первичности недавности
| 2 механизма забывания: 1) угасание со временем, 2) интерференция. Виды влияний.
* Эксперименты: ухудшение запоминания с увеличением элементов в ряду. Увеличение времени запоминания: (1, 2)?
| 3) семантическое
|
|
Продуктивность опознания.
1 5 13
Число элементов.
| Эксперимент Нормана, Во: разная скорость предъявления элементов. Верна (1) для разных скоростей разные данные, т.к. при разных скоростях количество элементов одинаково, а количество элементов в единицу времени разное. Верна (2) для разных скоростей одинаковые данные.
|
|
|
| Основной механизм забывания – (2).
|
| Артикуляционная петля.
| Входной регистр.
|
| Задача на объем памяти с порядковым отсчетом, нет эффекта недавности.
| Припоминание в свободном порядке, есть эффект недавности.
|
| Фонематическое артикуляционное кодирование. Затруднение при схожем звучании материала.
| Возможность сохранения другими способами.
|
| Отрицательное влияние артикуляционного подавления (решение одной задачи при постоянном повторении другой - непрерывный дистрактор).
| Нет феномена.
|
| Отрицательная зависимость о длины ряда и длины запоминаемых слов.
| Нет феномена.
Эффект недавности: материал непосредственно снимается с входного регистра.
|
| Субъект активен.
| Субъект пассивен.
|
Кодирование.
| Хранение.
| Извлечение / забывание.
|
| Пространственная емкость.
| Временная емкость.
|
| Перекодирование, схематическое хранение.
| Время хранения информации зависит от степени ее переработки. Емкость в принципе неограниченна.
| Опосредованно доступный результат семантического / контекстно-смыслового кодирования.
| Основные формы кодирования: 1) семантическое, информация хранится во взаимной связи: А) понятийной (в смысловых узлах). Б) грамматических конструкциях.
| Она увеличивается за счет организации материала и построения структурных единиц.
| Извлечь: 1) взять, что существует, 2) восстановить временно утраченное.
Трудности извлечения: нарушение доступа к информации.
| Знание может быть связано с поведением (Норман: сценарий поведения). Хашебок: а) замена терминов с сохранением значений, б) нечувствительность к орфографическим ошибкам (показатель глубины проработки).
| * Факты: неожиданные совпадения, припоминания – связь с мотивацией. К. Г. Юнг. Принцип синхронности: материал сохраняется в памяти не по принципу последовательности во времени, а по смыслу для субъекта.
| * Эксперимент Брауна, Макнейла: отыскивание информации по смысловому контексту. Феномен “верчения на языке”. ИСС, субъект испытывает чувственное удовольствие.
| * Эксперимент Нормана: восстановить пропущенное слово в предложении. Восстановление зависит от сложности предложения. Вывод: кодирование смысловым контекстом и специфическое кодирование - пространственно-временным контекстом.
| Неожиданное припоминание – объединение событий по смыслу (автобиографическая память).
| Основная форма извлечения: необходимость ключей. 1) семантических, 2) контекстно-специфических.
| Стимул обогащается с помощью контекста. Такое кодирование более надежно, т.к. контекстом является сам субъект.
| Хранит все.
| * Исследование Бедбери: запоминание даты посещения психологической лаборатории (2 – 540 дней). С удалением события во времени процент ошибок увеличивается. На каждые 100 дней ошибки увеличиваются на 19 в сторону недооценки.
| 2) специфическое кодирование.
|
| Ключи – стратегии воспроизведения. Повышение эффективности (1 -> 4). 1) ориентация на нетипичное событие, 2) на время и день недели, 3) на время года, 4) на привычные действия.
|
|
| * Исследование Каммера. Факты социальных воспоминаний (вещие сны).
|
|
| Когнитивная психология: когда человеку кажется, что существует совпадение, это воспринимается, как реальность. Почему оно запомнилось? За ночь – 10 – 20 снов. Этот опыт может сохраняться без извлечения. Высокая вероятность совпадения с реальным событием, которое является ключом для извлечения прошлого опыта. Функция реального события – ретроактивное облегчение воспоминания.
|
|
| Эксперимент Хинрмона: совпадение с последующим событием – функция ключа, который делает предшествующее объектом непроизвольного внимания. 5 серий: 1) шкалирование 20 существительных по 2 семантическим шкалам, 2) задача-дистрактор, 3) частота использования 18 изображений, где 7 совпадают со словами из 1, 4) задача-дистрактор, 5) припоминание слов из 1. Если слова и изображения совпадают, то испытуемый вспоминает их прежде всего. Вывод: ретроактивное облегчение.
|
|
| Механизмы забывания: 1) нарушение???, 2) утрата ключей, 3) интерференция???, 4) мотивационное вытеснение.
| | | | | Долговременная память.
Уровневый подход. Крейк Ф.: концепция???. Память – функция способа переработки информации, определяется типом задачи и активностью испытуемого по его решению. Время – главный критерий выделения блоков. Процесс переработки информации непрерывен, т.к. обычно каждый блок связывался с определенным видом кодирования, но эта связь относительна.
Теория Крейка-Локхарта. (1) способы кодирования информации: а) зрительное, б) акустико-артикуляционное, в) семантическое. Различаются по глубине. Долгое запоминание – результат глубокой переработки. Информация может перерабатываться сразу на нескольких уровнях. Эксперимент Крейка: опыт с отрицательным эффектом недавности. Заучивание 10 списков по 15 слов. Регистрация эффектов в каждом списке. Поочередное заучивание – обычный эффект недавности в каждом списке. По окончании – воспроизведение всего заученного материала. Элементы, запомненные ранее лучше, воспроизводятся хуже. Вывод: эти элементы не прошли глубокой переработки на всех уровнях. Блоки КП: 1) входной регистр и 2) буфер ответа. Глубокая переработка только в 2. (2) единицы хранения информации. КП: содержание ячейки – функция от глубины переработки информации. (1 + 2) = +/- 7. Прочность – результат продолжительности работы с информацией или временем ее циркуляции на каждом уровне. Норман, Во: повторение необходимо для удержания информации и является условием для передачи информации из КП в ДП. Виды повторений: 1) простое (копия), 2) разрабатывающее (Бернштейн: повторение без повторения). Эксперимент Гандуса: предъявление слов с большим периодом (5 с). Фиксация действий испытуемого во время интервала. Результаты: повторение одного слова, слов из списка, повторение родственных слов. Вывод: прочность следа зависит от степени его разработки. Продуктивность заполнения связана с частотой повторения слова, с его включением в разные контексты. Тулвинг: идея специфического кодирования материала. 2 - расширение контекста, более широкая циркуляция материала. (3) возможности извлечения информации. СР: автоматизированные высокоскоростные процессы переработки информации без участия сознания. Самая высокая вариативность времени хранения информации. Диапазон зависит от мнемической установки испытуемого, которая определяется характером задачи и отчета. Зинченко, Смирнов: прочность следа зависит от места, которое занимает материал в структуре решаемой задачи. Любая деятельность имеет мнемическую направленность: а) произвольную, б) непроизвольную. (а) прочность следа – характер задачи, инструкции, способа отчета. (б) возникновение особой установки, интерес к субъекту. Как он принимает задачу, так складывается стратегия запоминания. Вывод: решаемая задача формирует интенцию субъекта, которая определяет: 1) способ (глубина) переработки материала, 2) циркуляцию информации на уровнях (ширина). Эксперимент Крейка-Тулвинга: запомнить 60 слов с помощью 3 типов вопросов: 1) как написано? 2) с чем рифмуется? 3) к чему относится? Эффективность воспроизведения зависит от характера вопросов (max – 3) и от контекста. Норман: переработка информации непрерывна. Отчет как прерывание этого процесса. Эффекты: 1) недавности – результат прерывания, 2) содержание материала зависти от уровня как способа переработки, количество (продуктивность) – от глубины текущего уровня. 3) необходимость непрерывного внимания к материалу – идея центрального исполнителя, который следит за качеством переработки. Беддели: центральный исполнитель – основная часть КП. Может быть на любом уровне, но имеет ограниченную емкость, не может отслеживать все процессы сразу. Центральный диспетчер не выполняет работу автоматизированных уровней, может брать на себя содержательную часть работы, требующей активности испытуемого. Идея мета памяти – памяти второго порядка.
|