Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психология и физиология эмоций. Методы изучения эмоциональных состояний.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Определение эмоций. Рубинштейн: эмоция – психическое отражение актуального состояния потребностей. Эмоция – субъективный эквивалент потребности. Леонтьев: мотив – предмет потребности и предмет деятельности. Функции мотива: побуждение и образование смысла. Смысл – представленность в сознании отношения мотива к цели. Эмоция – психическая представленность смысла. Психоанализ: это ключ к познанию мотивов. Различные аспекты изучения эмоций. (1) эмоциональное явление. Впервые психическое явление описывалось с помощью интроспекции психологии сознания. Вундт: элементарные эмоции – чувства, сложные эмоции – аффекты. В качестве явления он рассматривает элементы сознания: объективные и субъективные. Простое впечатление, связанное с объектом - объективный элемент. Любая эмоция связана с определенным предметом – предметность. Эмоция всегда – отношение к чему-то, это тесная связь с познавательной сферой. Субъективный элемент – переживание, подчеркивает приспособительный характер эмоций. Основная функция: синтез объективных элементов. Чистое ощущение – свойство объекта. Чувства задают целостность ощущения, т.е. эмоция связана с мотивом. Критерии различения чувств: удовольствие – неудовольствие, возбуждение – успокоение, напряжение – разрядка. Более сложные эмоциональные явления – аффекты (процессы). Признак аффекта – продолжение во времени. Качество аффекта: преемственность чувств, их последовательность, обладающая целостностью. Аффект – форма течения чувств, которые связаны с изменением в протекании представлений. Сартр: эмоция как феномен. Феномен = описание + объяснение = «непосредственное понимание». Феномен – то, что само себя объясняет. Человек существует в нескольких мирах. В социальном поведении – в рациональном мире (возможность умозаключать). Мир эмоций архаичен («магический мир»). «Пережить эмоцию – внезапно перейти из мира рационального в мир магический. Это регрессия сознания в иной способ существования». Эмоция – это феномен, ее непосредственное переживание является конечным результатом. Если у человека критерий эмоциональной оценки единственный, то он живет в мире магии. Возможность анализа эмоций: отделение эмоциональной оценки от свойств объекта. эмоциональное состояние. Приспособительное значение эмоциональных состояний. Их ситуативность. Их телесное выражение. (3) эмоциональный процесс. Теория Джемса – Ланге. Долгое время в психофизиологии господствовал традиционный подход в интерпретации взаимосвязи физиологических и психологических эмоциональных процессов. Согласно этому, у человека под влиянием какого-либо внешнего воздействия возникает определенная эмоция, которая вызывает те или иные физиологические изменения (Я плачу, потому что мне грустно от одиночества). Однако в конце 19го века американский психолог У.Джемс и независимо от него датский физиолог К.Ланге выдвинули так называемую «периферическую теорию эмоций», получившую название теория Джемса-Ланге, в которой поставлена под сомнение и даже опровергается традиционная точка зрения. Джемс говорил, что телесные изменения следует непосредственно за восприятием волнующего факта и наше переживание этих изменений, по мере того, как они происходят, и является эмоцией. Ланге попытался обосновать это положение на основе эмпирических исследований. Он показал, что в ответ на воздействия стимулов сначала должны произойти соответствующие изменения в физиологических процессах (прежде всего, изменения в составе крови) и только затем как субъективное отражение этих физиологических изменений возникает эмоция. По теории Джемса-Ланге «Мне грустно потому, что я плачу», физиологический процесс плача, связанный с определенными гуморальными процессами и мимикой, вызывает эмоцию грусти. Это физиологический смысл эмоций. Психологический смысл: Клапаред. Уточнил теорию Джеймса-Ланге. Есть первичные оценки (чувства, которые следуют сразу же за наблюдением). Эмоция может не возникать, а чувственная оценка необходима, она обеспечивает приспособление к ситуации. Эмоция как конечный результат может разрушить деятельность. Исследования: Шектен, 60е годы. Испытуемые участвовали в испытании лекарства, которое как бы вызывает эмоцию (на самом деле – на 10-15 минут повышают общую телесную активность). Нужно определить, какую эмоцию вызывает препарат. В каждой группе помощник экспериментатора задает образец для понимания телесных изменений. Возвращаясь к теории Джемса-Ланге следует отметить, что экспериментальной проверке данной теории посвящены опыты многих ученых. Одним из первых подверг сомнению вывода Ланге американский физиолог У.Кеннон. в процессе эмпирических исследований им было установлено, что при эмоциональном возбуждении (имеющим внешние признаки) внутри организма происходят выбросы адреналина. Кеннон называл его гормоном «борьбы и бегства», оказывающем воздействия на процесс мобилизации внутренних органов с целью эффективного воздействия (борьбы или отказа то нее). В условиях, угрожающих существованию, эмоции, по его мнению, сопряжены с вегетативной бурей, компонентами которой являются усиление сердечной деятельности, торможение перестальтики и секреции пищеварительных желез, расширение зрачков, возрастание количества сахара в крови и т.д. на основе своих исследований Кеннон предложил альтернативную теорию взаимосвязи физиологических и психологических фактов в эмоциональном переживании, в которой утверждается, что эмоциональное состояние и соответствующие им органические изменения порождаются одновременно и возникают из единого источника. Таким источником, эмоциональным центром, по мнению Кеннона, является неспецифическая структура головного мозга – таламус. Возникновение эмоции есть результат одновременного возбуждения через таламус симпатической нервной системы и коры головного мозга. Выводы Кеннона скорректировал швейцарский физиолог П.Бард. Он показал, что в действительности как телесные изменения, так и связанные с ними эмоциональные переживания возникают почти в одно и то же время (Я плачу, потому что мне грустно, и мне грустно, потому что я плачу). Однако Бард считал, что с появлением эмоций среди структур головного мозга больше связан не таламус, гипоталамус, а центральная часть лимбической системы. Барду в экспериментальных исследованиях удалось доказать, что электрическим воздействием на эти структуры в определенной степени можно управлять эмоциональными состояниями. Раздражение одних участков вызывает переживание удовлетворения, других – страдания, третьих – страх, четвертых – гнев и т.д. Свой вклад в опровержение теории Джемса-Ланге и раскрытие механизма появление эмоций внес С.Шехтер. теория Шехтера получила название «когнитивно-психологической». Шехтер экспериментально доказал, что эмоциональное переживание обусловлено взаимодействием познавательных и физиологических факторов. Формула Шехтера: «Эмоция – это знание внешних и внутренних процессов, помноженных на возбуждение организма». При этом ведущую роль играет интеллектуальная интерпретация внешней и внутренней (оценка своего физиологического состояния) информации (Я плачу и знаю, что я плачу, потому что мне грустно). Современные исследования показывают, что в формировании эмоций принимают участие разнообразные физиологические механизмы в их очень сложном взаимодействии, осуществляются психосоматическое единство, взаимное влияние и интеграция, установлены конкретные отделы мозга и нейрохимические процессы, связанные с формированием и характером протекания эмоциональных процессов. Методы изучения эмоций. Физиологические показатели (изменение вегетативной системы). Изменение типового привычного реагирования (той или иной активности организма: дыхание, сердцебиение, потоотделение и т.д.). любая активность либо блокирована, либо изменена. КГР – ключевой признак эмоции (индикация эмоций). – это признак не только эмоции, но это составляющая часть ориентировочного рефлекса (т.е. она не специфична, мы не знаем какая эмоция переживается). Эта реакция – ответ на жизненно важный стимул. Наенко, Овчиннокова: мышечно-двигательные изменения в условиях напряжения: эмоциональное напряжение – нарушение моторики, выраженной в общей мышечной скованности, в треморе и нарушении координации движений. Увеличение электр. Активности мышц, выраженные в амплитудных и частотных изменениях потенциалов. Тремор пальцев рук. Вегетативные показатели напряженности: частота сердечных сокращений (увеличение), дыхание. Учащение дыхательных движений. Сопровождается уменьшением глубины дыхания, а так же укорочение фазы выдоха относительно вдоха. Кровяное давление – повышение. Рост этого показателя не только в ситуации обнаружения и устрашения аварии, но и в период ожидания критических событий, при возникновении чувства тревоги,.повышенного внимания. КГР – показатель сенсорного и умственного возбуждения, внимание, настороженность и высокая активность любого происхождения (увеличение числа спонтанных колебаний и в падении сопротивления кожи). ЭЭГ – увеличение амплитуды тета-ритма, увеличение высокочастотной активности. Биохимические показатели эмоций. Резкие выбросы в кровь адреналина. Наенко, Овчиннокова: выбросы с мочей аскорбиновой кислоты, увеличение лейкоцитов в крови, колебания содержания эозинофилов в крови.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 586; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.73.107 (0.011 с.) |