Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Билет № 1: Предмет и задачи общей психологии↑ Стр 1 из 12Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Билет № 1: Предмет и задачи общей психологии Психология -- это наука о психике и психических явлениях. Основные этапы развития психологической науки 1 этап - Психология как наука о душе - такое определение психологии было дано более 2 000 лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. 2 этап - Психология как наука о сознании - возникла в 17в в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать называли сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов. 3 этап - Психология как наука о поведении - данный этап наступил в начале 20в. Задачи психологии - наблюдение за поведением, поступками, реакциями человека (что можно непосредственно увидеть). Мотивы поступков не учитывались. К этому периоду относится теория отражения, описанная В. И. Лениным. Осмысление теории отражения Психика — субъективное отражение субъективного мира; свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную действительность и на основе сформированного психического образа целесообразно регулировать деятельность и поведение субъекта. Вся материя обладает свойством отражения. Различают три его основные формы: 1) физическое отражение – отражение живого на неживом предмете. Пример:отражение света и звука,радиолокация; 2) физиологическое отражение – реакция живых организмов на внешнее раздражение. Пример: поворачивание цветка подсолнечника вслед за солнцем и тяготение корня в прорастающем зерне вниз, а стебля — вверх, а также такие сложные физиологические процессы, как изменения в сетчатой оболочке глаза под влиянием света, раздражение нервной клетки и проведение возбуждения по нерву, сокращение мышцы; 3) психическое отражение, которое подразделяется на сознание и самосознание. Позволяет: 1) правильно отражать окружающюю действительность; 2) совершается в процессе активной деятельности; 3) углублять и совершенствовать собственные познания об окружающей действительности; 4) преломляются через индивидуальность; 5) носит опережающий характер.
В основе работы мозга лежит рефлекс (лат.— отражение), т. е. закономерно возникающий ответ организма на раздражение, идущее из внешней среды или внутренних органов. По способу рефлекса происходят все акты неосознанной и осознанной психической жизни. 4 этап - Психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики - для современного этапа развития психологии характерно многообразие подходов к сущности психики, превращение психологии в многоотраслевую, прикладную область знаний, учитывающей интересы практики. Психика - это свойство высокоорганизованной материи (головного мозга), заключающаяся в активном отражении объективного мира, в построении картины мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности. В качестве объективного критерия психики выступает способность живых организмов реагировать на нейтральные раздражители (в засуху животные передвигаются поближе к водоему, слыша звук машин, они отодвигаются, уходят от шума) Предмет общей психологии -закономерности развития и проявления психических процессов, психических состояний, психических свойств, психических образований. Предмет изучения психологии - психика человека: - психические процессы - познавательные, эмоциональные, волевые; - психические состояния - бодрость, усталость, эйфория, стресс, паника и др.; - психические образования - знания, умения, навыки, привычки; - психические свойства (свойства личности) - темперамент, характер, способности, потребности, интересы, направленность. Основой задачей психологии является изучение законов психической деятельности человека. Законы психологии показывают: - как человек познает окружающий его объективный мир, как он отражается в мозгу человека; -как развивается психическая деятельность человека; -как формируются психические свойства личности. Они необходимы для формирования у людей высоких человеческих качеств. Главный объект исследования - это человек, его психические процессы, состояния и свойства. Дополнительная литература: Р.Готтсданкер «Основы психологического эксперимента» В.Дильтея «Описательная психология» Билет № 2: Методы психологической науки Методы психологии - совокупность способов и приемов изучения психических явлений. Методы психологии: 1. Организационные (определяют способ организации психологического исследования): - сравнительный - сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.п. - лонгитюдный - многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода - комплексный - в исследовании принимают участие представители разных наук 2. Эмпирические (методы сбора первичной информации): - наблюдение (состоящий в систематическом и целенаправленном восприятии и фиксировании психических явлений в определенных условиях (изучает память, внимание, мышление, характер, способности); -эксперимент (исследователь планомерно манипулирует одной или несколькими факторами и фиксирует сопутствующие изменения в проявлении изучаемого явления. 2 вида: лабораторный (в специально организованных условиях, с применением приборов), естественный (спецусловия, но близкие к естественным, например, на уроке в классе); -тестирование (специальная задача, позволяющая быстро оценить соответствующее психическое явление и уровень его развития у испытуемого). Виды тестов: 1. по форме проведения - индивидуальные, групповые 2. по цели - для отбора, для распределения, для классификации 3. по изучаемому признаку - тесты интеллекта; тесты достижений; личностные тесты (опросники, проективные, ситуативные) - анкетирование (личности ребенка - его склонностей, интересов, характера, познавательных процессов - восприятия, представлений, воображения, мышления; - вопросы должны быть заранее продуманы) - анализ продуктов деятельности (при изучении главным образом личности ребенка - его склонностей, интересов, характера, познавательных процессов, вопросы должны быть заранее продуманы) биографический метод 3. Обработки данных (позволяют произвести количественную обработку первичной информации): - количественный - способы статистической обработки информации - качественный - дифференциация материала по группам, анализ 4. Интерпретационные (различные приемы объяснения выявленных в результате статической обработки данных закономерностей и их сопоставление с ранее установленными фактами): - генетический - анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий и т.д. -структурный - установление структурных связей между всеми характеристиками изучаемого явления 5. Воздействия (коррекции) - приемы влияния на психические явления с целью их изменения в соответствии с постановленной целью: - аутотренинг, групповой тренинг, психотерапия, ролевые игры, гипноз, психоанализ. Вспомогательный прием – 6. самонаблюдение - человек сам наблюдает течение у себя самого тех или иных психических процессов (например, рассказывает как он мысли при решении математической задачи). Е.Е.Соколова «Общая психология» С.Л.Рубинштейн «Основы общей психологии»
Виды воображения по степени произвольности, или преднамеренности. · Произвольное(воссоздающее воображение, творческое воображение и мечта.) · Непроизвольное (сновидения) По степени активности: · Пассивное воображение может быть преднамеренным(грезы) и непреднамеренным(галлюцинации). · Активное(связано с волевыми проявлениями человека) Воображение и творчество Творчество тесно связано со всеми психическими процессами, в том числе и с воображением. Так, английский ученый Г. Уоллес предпринял попытку исследовать творческий процесс. В результате ему удалось выделить четыре стадии процесса творчества: 1. Подготовка (зарождение идеи). 2. Созревание (концентрация, «стягивание» знаний, прямо и косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений). 3. Озарение (интуитивное схватывание искомого результата). 4. Проверка. Рекомендуемая литература Брушлинский А. В. Воображение и творчество // Научное творчество. — М.: Наука, 1969. Выготский Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте // Хрестоматияпо психологии. — М.: Просвещение, 1987. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. — СПб.: Свет, 1997. 5 .Дьяченко О. М. Воображение дошкольника. — М.: Знание, 1986.
Билет№7. Внимание и его свойства. Понятие внимания Внимание - направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном. Внимание, как психический процесс относится к познавательным процессам. Формы проявления внимания многообразны. Оно может быть направлено на работу органов чувств (зрительное, слуховое, обонятельное внимание), на процессы запоминания, мышления, на двигательную активность. Основные свойства внимания. · контроль и регуляцию деятельности. (отражение становится ясным, отчетливым, представления и мысли удерживаются в сознании до тех пор, пока не завершится деятельность, пока не будет достигнута ее цель. · Устойчивость – длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или к одной и той же задаче. · Концентрация внимания – повышение интенсивности сигнала при ограниченности поля восприятия. Концентрация предлагает не только длительное удержание внимания на объекте, но и отвлечение от всех других воздействий, не имеющих значения для субъекта в данный момент. · Сосредоточенность внимания проявляется в результате концентрации сознания на объекте с целью получения наиболее полной информации о нем. · Распределение внимания – субъективно переживаемая способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно. · Переключаемость – это скорость перехода от одного вида деятельности к другому (рассеянность – плохая переключаемость) · Предметность внимания связана со способностью выделять определенные комплексы сигналов в соответствии с поставленной задачей, личной значимостью, актуальностью сигналов и т.д. · Объем внимания характеризуется количеством объектов, на которые может направить и сосредоточить внимание субъект в доли секунды. Определяется объем внимания посредством специальных приборов-тахистоскопов. В одно мгновение человек может обратить внимание только на несколько объектов (от 4 до 6). Виды внимания: Сенсорное внимание возникает при действии объектов на органы чувств. Оно обеспечивает четкое отражение предметов и их свойств в ощущениях и в восприятиях человека. Благодаря сенсорному вниманию возникающие в сознании образы предметов являются ясными и отчетливыми. Сенсорное внимание может быть зрительным, слуховым, обонятельным и т.д. В основном у человека проявляется зрительное и слуховое внимание. Лучше всего в психологии изучено зрительное внимание, так как его легко обнаружить и зафиксировать. Моторное внимание направлено на движения и действия, совершаемые человеком. Оно дает возможность более четко и ясно осознавать приемы и способы, применяемые в практической деятельности. Моторное внимание регулирует и контролирует движения и действия, направленные на предмет, особенно в тех случаях, когда они должны быть особенно четкими и точными. Интеллектуальное внимание направлено на более эффективное функционирование таких познавательных процессов как: память, воображение и мышление. Благодаря этому вниманию человек лучше запоминает и воспроизводит информацию, создает более четкие образы воображения, ясно и продуктивно мыслит. Поскольку это внимание имеет внутренний характер и мало доступно для исследования, то оно менее всего изучено в психологии. Преднамеренное (произвольное) внимание возникает при наличии у субъекта цели или задачи быть внимательным к какому-либо внешнему предмету или к внутреннему умственному действию. Оно в основном направлено на регулирование внешних сенсорных и моторных действий и внутренних познавательных процессов. Преднамеренное внимание может стать произвольным, когда субъекту необходимо проявить волевое усилие для того, чтобы направить и сосредоточить внимание на объекте, который необходимо познавать или с которым надо действовать Если направленность и сосредоточенность внимания связаны с сознательной целью, речь идет о произвольном внимании. Н. Ф. Добрынин выделил еще один вид внимания – послепроизвольное внимание (это внимание, естественно сопровождающее деятельность личности; возникает оно, если личность поглощена деятельностью; связано с наличной системой ассоциаций). Это может иметь место в том случае, когда цель проявлять внимание остается, но исчезают волевые усилия. Такое внимание начинает проявляться, когда деятельность, требующая волевых усилий, становится увлекательной и осуществляется без особых затруднений. Непреднамеренное (непроизвольное) внимание возникает само собой без всякой цели со стороны человека. Его вызывают значимые для человека свойства и качества предметов и явлений внешнего мира. Одним из таких свойств является новизна объекта.
Функции внимания. Основные функции внимания – обеспечение избирательности познавательных процессов, целенаправленности деятельности человека и её активизации. Благодаря избирательности познавательных процессов человек имеет дело только с той информацией, которая в данный момент времени играет для него наиболее важную роль. направленность избирательный характер психической деятельности, преднамеренный или непреднамеренный выбор ее объектов. В понятие направленности включается также и сохранение деятельности на известный промежуток времени сосредоточенность, углубленность в деятельность. Чем труднее стоящая перед человеком задача, тем напряженнее, интенсивнее, углубленнее будет его внимание, и, наоборот, чем легче задача, тем менее углубленным является его внимание.
Рекомендуемая литература 1. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2: Вопросы общей психологии,1982. 2. Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. — М.,1974. 3. Лурия А. Р. Внимание и память. — М., 1975. 4. Павлов И. II. Полное собрание сочинении СССР, 1952.
Основные черты памяти Наиболее важные черты, неотъемлемые характеристики памяти, это:
1. Объем - способность одновременно сохранять значительный объем информации. Средний объем памяти - 7 элементов (единиц) информации. 2. Быстрота запоминания - отличается у разных людей. Скорость запоминания можно увеличить с помощью специального тренирования памяти. 3. Точность - точность проявляется в припоминании фактов и событий, с которыми сталкивался человек, а также в припоминании содержания информации. Эта черта очень важна в обучении 4. Длительность — способность в течении долгого времени сохранять пережитый опыт. Также очень индивидуальное качество: некоторые люди могут вспомнить лица и имена школьных друзей много лет спустя, некоторые забывают их спустя всего несколько лет. Длительность памяти имеет выборочный характер. 5. Готовность к воспроизведению - способность быстро воспроизводить в сознании человека информацию. Именно благодаря этой способности мы можем эффективно использовать приобретенный раньше опыт.
Основные процессы памяти · Запоминание - Представляет собой запечатление и закрепление любого опыта. · Хранение - означает наличие информации, что не всегда связано с ее доступностью для сознания · Воспроизведение отвечает за извлечение информации из блока хранения. Осуществляется его деятельность через «узнавание», «воспроизведение», «припоминание». · Узнавание генетически более раннее проявление памяти. Это воспроизведение образа какого-либо объекта, явления в условиях его повторного восприятия. Узнать — это опознать, то есть узнавание — это акт познания.Воспроизведение отличается от узнавания тем, что осуществляется без повторного восприятия того объекта, который воспроизводится. · Реконструкция материала · Реминисценция — факт улучшения отсроченного воспроизведения, то есть воспоминание первоначально забытого материала. · Забывание. Блок забывания также определяется как относительно независимый. До сих пор на уровне дискуссий идет объяснение механизма и причин забывания. Немецкий психолог
Виды и формы памяти Существуют разные классификации видов человеческой памяти:
память делят на непроизвольную и произвольную. 1) Непроизвольная память означает запоминание и воспроизведение автоматический, без всяких усилий. В этом случае запоминание происходит без всяких усилий, «автомати-ческий». 2) Произвольная память подразумевает случаи, когда присутствует конкретная задача, и для запоминания используются волевые усилия. В данном виде памяти большую роль играет цель. Доказано, что непроизвольно запоминается материал, который интересен для человека, который имеет большое значение. 2. По характеру психической деятельности По характеру психической деятельности, с помощью которой человек запоминает информацию, память делять на двигательную, эмоциональную (аффективная), образную. В свою очередь, образную память делят по виду анализаторов, которые участвуют при запоминании впечатлений человеком. Образная память может быть зрительной. слуховой, обонятельной, осязательной и вкусовой.. 1) Двигательная (кинетическая) память — запоминание и сохранение, а при необходимости воспроизведение многообразных сложных движений. Эта память активно участвует в развитии двигательных (трудовых, спортивных) умений и навыков. Все ручные движения человека связаны с этим видом памяти. 2) Эмоциональная память — память на переживания. Особенно этот вид памяти проявляется в человеческих взаимоотношениях. Как правило, то что вызывает у человека эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на длительный срок. Как уже было упомянуто, приятные события более прочно откладываются в памяти чем неприятные. Данный вид памяти играет важную роль в мотивации человека, а проявляет себя эта память очень рано: около 6 мес. 3) Словесно-логическая память - это разновидность запоминания, когда большую роль в процессе запоминания играет слово, мысль, логика. 4) Образная память - связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов и явлений, их свойств, отношений между ними. Данная память начинает проявляться к возрасту 2-х лет, и достигает своей высшей точки к юношескому возрасту. Образы могут быть разными: человек запоминает как образы разных предметов, так и общее представление о них, с каким-то абстрактым содержанием. Запоминать образы помогают разные анализаторы. У разных людей более активны разные анализаторы, но как было сказано в начале работы, у большинства людей лучше развита зрительнаяш память. · Зрительная память — связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Люди с развитой зрительной памятью обычно имеют хорошо развитое воображение и способны «видеть» информацию, даже когда она уже не воздействует на органы чувств. Она очень важна для людей некоторых профессий: художников, инженеров, композиторов. Упомянутоя раньше эйдетическое зрение, или феноменальная память, также характеризуется сильной образностью. · Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков: речи, музыки. Такая память особенно необходима при изучении иностранных языков, музыкантам · Осязательная, обонятельная и вкусовая память — это пример памяти, (существуют и другие виды, которые не будут упомянуты), которая не играет существенной роли в жизни человека, возможности такой памяти очень ограничены и ее роль — это удовлетворение биологических потребностей организма. Они развиваются особенно остро только у людей определенных профессий. 3. По продолжительности сохранения информации; 1) Мгновенная или иконическая память 2) Кратковременная память Объем кратковременной памяти очень индивидуален, и существуют разработанные формулы и методы для ее измерения. В связи с этим необходимо сказать о такой ее особенности как свойство замещения. Когда индивидуальный объем памяти переполняется, новая информация частично замещает хранящуюся там, а старая информация часто безвозвратно исчезает. Хорошим примером могут быть трудности при запоминании обилия фамилий и имен людей, с которыми мы только что познакомились. Человек способен удержать в кратковременной памяти не больше имен чем позволяет его объем памяти. 3) Оперативная память -память рассчинная на сохранение информации в течении определенного, зараннее заданного срока. Срок хранения информации колеблется от нескольких секунд до нескольких дней.. 4) Долговременная память - память, способная хранить информацию в течении неограниченного срока.
Рекомендуемая литература Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения М.: Прогресс, 1980. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 1999. Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти. — М, 1966.
Общее понятие о личности Личность — это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих. Б. Г. Ананьев выделил четыре уровня человеческой организации, представляющих наибольший интерес для научного исследования. К их числу были отнесены индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность. В психологической науке категории человек, индивид, личность, индивидуальность относятся к базовым категориям. Они не являются сугубо психологическими и изучаются всеми общественными науками. Поэтому встает вопрос о специфике исследования этих категорий психологией: все психические явления формируются и развиваются в деятельности и общении, но принадлежат они не этим процессам, а их субъекту — общественному индивиду, личности. Проблема личности в психологии выступает и как самостоятельная. Важнейшая теоретическая задача состоит в том, чтобы обнаружить объективные основания тех психологических свойств, которые характеризуют человека как индивида, как индивидуальность и как личность. Человек рождается на свет уже человеком. Понятие человек является самым широким. Это принятое классическое научно обобщенное название особого вида живого существа — “человека разумного”, или homo sapiens. В это понятие объединено все: природное, биохимическое, социальное, медицинское и др. Индивид — категория, указывающая на принадлежность к человеческому роду. В этом понятии выражена родовая принадлежность человека, т.е. любой человек — это индивид. Это подчеркивание единичности (в отличие от человека) и неделимости (в отличие от личности). Индивид акцентирует в человеке биологическое, но и не исключает социальных составляющих, присущих человеческому роду. Человек рождается конкретным индивидом, но, став личностью, не перестает одновременно быть индивидом. Личность — человек, развивающийся в обществе и вступающий во взаимодействие и общение с другими людьми с помощью языка. Это человек как член общества, результат формирования, развития и социализации. Но сказанное не означает, что личность — это существо только социальное, лишенное биологических характеристик. В психологии личности социальное и биологическое существуют в единстве. Понять, что такое личность, можно только через изучение реальных общественных связей и отношений, в которые вступает человек. Не зря С. Л. Рубинштейн говорил, что вся психология есть психология личности. В то же время категория “человек” и “личность” не синонимичны. Последнее определяет социальную ориентированность человека, который становится личностью, при условии, что развивается в обществе (например, в отличие от “диких детей”), взаимодействует с другими людьми (в отличие от глубоко больных от рождения). У всякого нормального человека есть несколько личностных проявлений в зависимости от того, на какую часть общества он проецируется в данный момент: семья, работа, учеба, дружба. В то же время личность целостна и едина, системна и организована. В психологии имеют место и другие, более узкие трактовки понимания личности, когда выделяют те или иные качества, якобы выступающие для нее неотъемлемыми атрибутами. Здесь личностью предлагается считать лишь того, например, кто самостоятелен, ответственен, высокоразвит. Подобные критерии являются, как правило, субъективны и труднодоказуемы. Индивидуальность — категория, подчеркивающая уникальность, неповторимость и самостоятельность каждой психики (личности, индивида, человека). Специфика общественных условий жизни и образа деятельности человека определяет особенности его индивидуальных признаков и свойств. Все люди имеют определенные психические черты, взгляды, обычаи и чувства, у каждого из нас есть различия в познавательной сфере личности, которые и будут определять нашу индивидуальность. Психологическая структура личности — это целостная модель, система качеств и свойств, которая полно характеризует психологические особенности личности (человека, индивида). Все психические процессы осуществляются в какой-нибудь личности, но не все выступают в качестве ее отличительных свойств. Любой из нас в чем-то похож на всех людей, в чем-то лишь на некоторых, в чем-то ни на кого не похож. В психологии существует огромное количество моделей психологической структуры личности, которые проистекают из различных теорий о психики и личности, из разных параметров и задач. В нашем пособии мы используем модель психологической структуры личности, на основе совмещения двух схем, разработанной вначале С. Л. Рубинштейном, а затем К. К. Платоновым. Эта базовая модель исходит из личностно-деятельностного подхода. Данная структура включает в себя шесть взаимосвязанных подструктур. Они условно выделяются лишь для получения некоторой схемы целостной личности. Итак, в личности выделяются следующие психологические составляющие, или подструктуры:
Далее данные подструктуры, которые составляют предметное содержание психологии личности, будут описываться в следующих лекциях, и раскладываться на отдельные составляющие: процессы, качества, свойства и т. д.
Свойства темперамента. К свойствам темперамента можно отнести те отличительные индивидуальные признаки человека, которые определяют собой динамические аспекты всех его видов деятельности, характеризуют особенности протекания психических процессов, имеют более или менее устойчивый характер, сохраняются в течение длительного времени, проявляясь вскоре после рождения (после того, как центральная нервная система приобретает специфически человеческие формы). Считают, что свойства темперамента определяются в основном свойствами нервной системы человека, которые мы рассмотрели в предыдущей главе учебника, обсуждая проблемы способностей. Советский психофизиолог В.М. Русалов, опираясь на новую концепцию свойств нервной системы, предложил на ее основе более современную трактовку свойств темперамента. Исходя из теории функциональной системы П.К. Анохина, включающей четыре блока хранения, циркулирования и переработки информации (блок афферентного синтеза, программирования (принятия решений), исполнения и обратной связи), Русалов выделил четыре связанные с ними свойства темперамента, отвечающие за широту или узость афферентного синтеза (степень напряженности взаимодействия организма со средой), легкость переключения с одной программы поведения на другую, скорость исполнения текущей программы поведения и чувствительность к несовпадению Реального результата действия с его акцептором. В соответствии с этим традиционная психофизиологическая оценка темперамента изменяется и вместо двух параметров -- активности и чувствительности -- включает уже четыре компонента: эргичность (выносливость), пластичность, скорость и эмоциональность (чувствительность). Все эти компоненты темперамента, по мнению В.М.Русалова, биологически и генетически обусловлены. Темперамент зависит от свойств нервной системы, а они в свою очередь понимаются как основные характеристики функциональных систем, обеспечивающих интегративную, аналитическую и синтетическую деятельность мозга, всей нервной системы в целом. Темперамент - это психобиологическая категория в том смысле слова, что его свойства не являются полностью ни врожденными, ни зависимыми от среды. Они, по выражению автора, представляют собой, «системное обобщение» первоначально генетически заданных индивидуально-биологических свойств человека, которые, «включаясь в самые разные виды деятельности, постепенно трансформируются и образуют независимо от содержания самой деятельности обобщенную, качественно новую индивидуально устойчивую систему инвариантных свойств». В соответствии с двумя основными видами человеческой деятельности -- предметной деятельностью и общением каждое из выделенных свойств темперамента должно рассматриваться отдельно, поскольку предполагается, что в деятельности и общении они проявляются по-разному. Еще на одно обстоятельство, характеризующее связь темперамента со свойствами нервной системы, следует обратить внимание. Психологической характеристикой темперамента являются не сами по себе свойства нервной системы или их сочетание, а типичные особенности протекания психических процессов и поведения, которые данные свойства порождают. Рассмотрим эти свойства применительно к познавательным процессам, предметной деятельности и общению человека. В число соответствующих свойств можно включить активность, продуктивность, возбудимость, тормозимость и переключаемость. Активная сторона восприятия, внимания, воображения, памяти и мышления соответственно, тем, насколько человек в состоянии сосредоточить, сконцентрировать свое внимание, воображение, память и мышление на определенном объекте или его аспекте. Темп проявляется в том, насколько быстро работают соответствующие психические процессы. Например, один человек запоминает, припоминает, рассматривает, представляет, думает над решением задачи быстрее, чем другой. Продуктивность всех перечисленных познавательных процессов может быть оценена по их продуктам, по результатам, полученным в течение определенного отрезка времени. Продуктивность выше там, где за одно и то же время удается больше увидеть, услышать, запомнить, припомнить, представить, решить. Не следует смешивать продуктивность с работоспособностью. Человек, обладающий высокопродуктивными (в указанном смысле слова) познавательными процессами, вовсе не обязательно имеет повышенную работоспособность, т.е. умение в течение длител
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 21821; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.101.250 (0.014 с.) |