Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классификация основных видов вниманияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Две классификации. Самая первая классификация принадлежит Титчнеру. Исходя из своего определения – сенсорной ясности, описал 3 основных свойства, иллюстрируемые на рисунке потока сознания. 1. Объем – количество содержаний сознания, которые воспринимаются одновременно и ясно (ширина волны). 2. Интенсивность – степень ясности содержаний сознания (высота волны) 3. Устойчивость – длительность сохранения содержаниями сознания свойства ясности.
объем
интен- устойчивость сивность
Вторая классификация принадлежит Рубинштейну. Характеризует эти свойства иначе, т.к. другое определение внимания. Ключевые слова – направленность, сосредоточенность, углубленность.
Примеры исследования свойств внимания: Объем внимания Ранние эксперименты. Гамильтон – если бросить пригоршню шариков, то трудно обозревать одновременно более 6-7 объектов (если их как-то не группировать). Но это был грубый эксперимент. Джевонс: в круглый бумажный ящик бросал горсть бобов и записывал число, которое он определил с первого взгляда, а затем – подсчитывал. Произвел более тысячи проб. При 3-х и 4-х бобах не было ошибок, при пяти – ошибки в 5%, потом процент ошибок еще увеличивается (составил целую таблицу). Значительная тенденция переоценки чисел 5 и 7 и более значительная тенденция к недооценке числа выше 9. Опыты с тахистоскопом. Это инструмент, дающий зрительное раздражение с очень короткой экспозицией. Испытуемый заранее знает, куда смотреть (есть точка фокуса), доэкспозиционное поле примерно той же яркости – не надо адаптировать глаза. Т.о. глаза заранее сфокусированы и конвергированы. Контролируется послеэкспозиционное поле. Механизм работает бесшумно. Продолжительность экспозиции дает возможность ясно увидеть поле, но не позволяет бросить два взгляда. Яркая экспозиция дает то же самое ощущение, как и экспозиция более длинная, но менее интенсивная. Требуется, чтобы было правильно схвачено кол-во Ob (разбросанные черные точки на белой карточке, предъявляемые в течение 37-100мс). Средний объем для здорового взрослого человека равен приблизительно 8 объектам. В целом, объем колеблется от 6 до 11. Как схватывается кол-во Оb? Часто используется группировка. Еще – счет, сосчитать за 100 мс нельзя, но зрительный последовательный образ продлевает время, затрачиваемое на сосчитывание, и первичный образ (последовательный образ) памяти предоставляет еще больше времени. Первичный образ различим, если не двигать глаза. Группировка и сосчитывание могут быть скомбинированы. Эксперимент Оберли был организован так, чтобы получить 3 объема: - для восприятия кол-ва объектов любыми приемами; - для восприятия, в котором было бы исключено сосчитывание и использование последовательных образов; - для восприятия, которое осуществлялось бы непосредственно ощущением, без группирования или сосчитывания. После каждой пробы испытуемый сообщал, каким образом он устанавливал кол-во точек. Объем был наименьшим при прямом восприятии, промежуточным при группировке и наибольшим в случае восприятия с применением любых приемов. Объемы в среднем: - для прямого восприятия – 4 точки; - для прямого восприятия + группирование – 7 точек, - для восприятия, включающего все формы – 8 точек. Упражнение повышает средний объем. Некоторые испытуемые приобретают опыт в группировании, др. – в сосчитывании. Если одно и то же расположение точек часто повторяется, они научаются его непосредственно узнавать. Различные объемы. Объем разный у разных испытуемых, изменяется от момента к моменту, в зависимости от расположения точек на карточке, изменяется также соответственно кол-ву показаний, которые должны быть получены после экспозиции. Если требуется не только простое указание на количество предъявленных Ob, объем внимания становится меньше. Эксперимент Гленвилля и Далленбаха – экспонировали: 1) точки с инструкцией сообщить их кол-во, 2) буквы – с инструкцией их прочитать, 3) геометрические фигуры – с инструкцией их назвать, 4) геометр. фигуры различных цветов – с инструкцией назвать форму и цвет каждой фигуры. Средние объемы: 1) – 9 единиц, 2) – 7 ед., 3) – 4 ед., 4) – 3 ед. Действительный объем восприятия больше, чем результаты, которые получаются в экспериментах, т.к. по мере отчета многое забывается. Эксперименты на объем восприятия кол-ва звуков потерпят неудачу, т.к. происходит автоматическая ритмизация, в результате которой легко подсчитать элементы. Сдвиги и колебания внимания Биллингс помещал перед испытуемым картину с инструкцией следить за одной особенной точкой на ней и нажимать на кнопку каждый раз, когда его внимание отклоняется от этой точки. В среднем – 2 сек. на один объект или мысль до смены. Это время варьировало от момента к моменту. Пиллсбури: полученное среднее слишком высоко, т.к. испытуемые забывали отмечать некоторые сдвиги, причем каждый отмеченный сдвиг на деле означает 2 сдвига: - от наблюдаемой точке к др. объекту или мысли и от этого объекта к нажатию кнопки, поэтому среднее – не 2 сек., а 1 сек. Колебания вроде 0,1-0,2 сек. на объект – наибольшая подвижность внимания. Если мы поставим вопрос не о том, как быстро может передвигаться внимание, а о том, как долго оно может оставаться фиксированным, то от Биллингса мы получаем ответ – 5 сек. На сложном объекте можно сосредоточить внимание гораздо дольше, но внимание сдвигается с одной части объекта к другой. Колебание внимания. при восприятии двухзначных фигур. Колебания могут быть до некоторой степени управляемы путем направления глаз на ту часть фигуры, которую мы хотим увидеть выступающей. Если к этому управлению не прибегать, то темп колебаний очень изменчив. Если изменения однажды начались, они повторяются все чаще во время непрерывной фиксации глаз на рисунке. После отдыха изменения могут снова стать более медленными. Биллс, научив испытуемого управлять восприятием такой фигуры, предложил ему сменять фазы как можно чаще и получил среднее – 72 фазы в минуту. В то время как одна из фаз держится устойчиво, Вн. Может совершенно отвлечься от рисунка. Врач-ушник Урбанчич - если тиканье часов еле слышно, то оно периодически то исчезает, то возвращается. При зрении раздражитель будет едва воспринимаем, когда он мал по площади или мало отличается от фона по яркости. Темп колебаний широко варьирует у разных лиц. Типичное время равно примерно 8-10 сек. Темп непостоянен даже у одного человека. Продолжительность фаз, когда стимул воспринимается, возрастает с силой раздражителя. Мускульная неустойчивость. Чтобы ухо имело max чувствительность, слуховая мембрана должна поддерживаться в предельном напряжении при помощи мелких мускулов, если они периодически расслабляются, звуки могут становиться неслышимыми. Но значение этого фактора было отвергнуто, т.к. если слуховая мембрана удалена, все равно есть колебания Вн. при слушании тиканья часов. То же со зрением: есть колебания даже у людей с удаленным хрусталиком. Колебания производительности при непрерывной работе. Биллс – иногда, эксперимент по изучению задержек в работе испытуемых – требовал быстрой серии легких реакций (называние 6 цветов предъявляющихся в беспорядке в виде маленьких квадратиков; замены цифр буквами и т.д.) испытуемый отвечал, а Биллс при ответах нажимал на ключ. Работа продолжается некоторое время на высшей скорости, а затем наступает срыв. Они не происходят с ритмичной регулярностью. Средние промежутки варьируют у разных лиц от 10 до 30 сек., даже у одного и того же человека все варьируется. Упражнение уменьшает, а утомление увеличивает частоту «срывов». Когда выполнение задания требует точного согласования сложных мозговых механизмов, отвлечение Вн. нарушает это согласование. Еще эксперимент (Стерзингер?): лист бумаги, на котором изображены ряды и группы букв, надо было вычеркивать определенные буквы по определенным правилам. Испытуемый делал много ошибок, но периодично. Некоторые испытуемые имели тенденцию ошибаться в одном случае из каждых трех, другие - из четырех, как если бы они имели привычку отдыхать через определенное кол-во актов внимания. Отвлечение внимания Эксперимент Гови: второкурсники учились выполнять определенное задание 6 недель, а потом одна группа выполняла его в другой форме при нормальных условиях, а экспериментальная – в условиях слухового и зрительного отвлечения. На выполнение задания это мало подействовало. Как преодолевается отвлечение. Морган проверял гипотезу, что для преодоления отвлечения в работу должно быть вложено больше энергии. Он регистрировал силу движений пальцев испытуемых при выполнении задачи, напоминавшей машинопись. Результаты: сначала испытуемый совершенствовался, с появлением шума замедлялся, потом быстро восстанавливал скорость и дальше совершенствовался, а когда шум прекращался – не улучшение, а срыв, т.к. к шуму испытуемый уже приспособился, потом далее совершенствование; сила удара убывала в течение первого периода тишины, резко возрастала в начале шума, оставалась постоянной во время шума и падала по прекращении шума; запись дыхания показала речевую активность части испытуемых, особенно во время шума. Отвлечения, которые не преодолеваются. Всякие гудки, которые используются в экспериментах, не интересны. Вебер использовал в качестве отвлекающих факторов хорошую музыку и забавные анекдоты; чтобы избежать адаптации, давал задачи, требующие одной или двух минут интенсивной мыслительной деятельности. Все испытуемые показали уменьшение производительности (10-50%), и в отчете сообщили, что были отвлечены. Преодолевали отвлечение либо субъективно, отстраняя отвлекающие факторы, либо положительным сосредоточением на работе (увеличение темпа, интенсивности, иногда думанье вслух). Экспериментатор отмечал: общее возрастание мускульного напряжения, возрастание энергии рабочих движений, оборонительные движения.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 626; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.228.55 (0.012 с.) |