Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Восприятие пространства и движения.

Поиск

Восприятие (перцепция) – целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии адекватных физических раздражителей на органы чувств.

Оно больше суммы ощущений, на которых базируется.

Удаленность – это расстояние от наблюдателя до любой точки пространства.

Глубина (относительная удаленность) – расстояние между двумя точками пространства в направлении от наблюдателя.

Признак - хар-ка внешнего воздействия или реакция объекта на эти воздействия, к-ая опр. восприятие удаленности и глубины.

Классификация признаков удаленности и глубины

1) Зрительные (внешние воздействия): а) трансформационные (движение объекта или стимула); б) статические: бинокулярные и монокулярные (один глаз или два?).

2) Мышечные (реакция субъекта на воздействие).

1. Монокулярные, или изобразительные признаки

Впервые выделена художниками.

1) Линейная перспектива (признак глубины – оно же «относительный размер»??) – совокупность опр. правил изображения объектов на картинах, благодаря к-ым мы воспринимаем глубину. Например, изображая дорогу, мы рисуем две линии, к-ые сходятся у линии горизонта. + Пример с иллюзиями в комнатой Эймса (чел-к смотрит в глазок и видит два угла комнаты, к-ые ему кажутся равноудаленными, хотя на самом деле длины правой стены комнаты в 2 раза короче, чем левой.

2) Знакомый размер (удаленность) – более дальнее кажется более маленьким, а более ближнее – большим. Эксперимент с игральными картами. Испытуемым предъявлялось 3 ярко освещенные игральные карты в условиях полной редукции признаков удаленности. Каждая карта помещалась на одинаковом физическом расстоянии от наблюдателя, но размеры карт были разные: одна нормальной величины, другая – вдвое больше, а третья – вдвое меньше обычной. Испытуемый оценивал удаленность этих карт. Оказалось, что испытуемый считал, что большая карта нах-ся в два раза ближе, а меньшая – в два раза дальше нормальной карты.

 

3) Перекрытие (глубина или интерпозиция)– если контур какой-то фигуры перекрывает контур др. фигуры, то они воспринимаются на разном расстоянии от наблюдателя.

4) Тень – тень, отбрасываемая одним объектом на др, показывает, какой из них дальше.

5) относительная четкость и яркость – градиент текстуры – смена крупных и отчетливых предметов мелкими более тесно расположенным говорит об увеличении расстояния)

6) Воздушная перспектива – изменение цвета в зависимости от дистанции (дальнее видится более размыто, чем ближнее); объясняется наличием в воздухе пыли.

2. Бинокулярные признаки (диспаратность; глубина)

Неизменность основных черт внешнего пространства объясняет тот факт, что некоторые механизмы пространственного зрения являются врожденными. Это относится и к фузии – объединению в единый образ изображений проецирующихся на сетчатки обоих глаз (в таком случае говорят, что изображение попало на. Фузия лежит в основе бинокулярного зрения. Такое объединение возможно, лишь если объекты проецируются на центральную ямку фовеа обоих глаз, или точки, удаленные от середин центральных ямок на одно и тоже расстояние в одном и том же направлении – это пары корреспондирующих точек. Но наши глаза нах-ся друг от друга на опр. расстоянии, поэтому происходит несовпадение сетчаточных проекций в правом и левом глазе (бинокулярный параллакс). В этом случае говорят, что монокулярное изображение проецируется на диспаратные точки. В этом случае слияния не происходит и изображение двоится.

Диспаратность – это степень смещения сетчаточного изображения любой точки пространства в правом и левом глазе относительно сетчаточного изображения точки фиксации (разность углов при к-ой данная точка видна правому и левому глазу).

Эксперимент на создание искусственной диспаратности (стереограммы Юлиша). В стереоскопе предъявл. 2 изображения для правого и левого глаза. Для левого глаза: берется лист бумаги, разбивают его на ячейки и в случайном порядке заполняем его точками и пустотами; в центре нах-ся точка фиксации, очерченная малым квадратом. Для правого глаза: все тоже самое, но площадь малого квадрата смещается вправо, образованная же пустотная зона заполняется точками в случайном порядке. В рез-те изображение выглядит рельефным. При увеличении же диспаратности (смещении правого малого квадрата вправо, малый квадрат будет все более и более удаляться). Þ Слайды разработаны на основе смещения объекта в сторону относительно одного глаза.

Существуют пороги диспаратности (нижний и верхний абсолютные пороги).

1) Порог стереобсиса (=нижнему абсолютному порогу) – это минимальная величина диспарантности, к-ая впервые вызывает восприятие глубины. Этот порог был получен эмпирическим и теоретическим путями.

Совокупность точек пространства, которые при данном угле конвергенции проецируются на корреспондирующие точки сетчаток – гароптер. Теоретический гароптер – это окружность, проходящая через точку фиксации и центры вращения обоих глаз (диспарантность всех точек пространства = 0), а эмпирический гароптер (нах-ся внутри границ абсолютного порога стереобсиса) – меняется вместе с удалением точки фиксации. Минимальная диспарантность приблизительно равна 1,5 угловых минуты. F1 и F3 образуют зону гароптера (в этой зоне объекты не двоятся при данной конвергенции, т.е. нет глубины). Теоретический гароптер – слева, а эмпирический – справа.

2) Порог дипломии (= верхнему абсолютному порогу) – минимальная величина, при к-ой образы впервые начинают двоиться. Это происходит вплоть до значений диспаратности 15-30 углов в минуту. Эта область значений диспаратности называется зона Панума. При ее больших значениях фузия оказывается невозможной и возникает попеременное воспроизведение то одного, то другого изображения или их частей – бинокулярное соревнование.

Пример с линейкой. Если ближний и дальний объекты (концы линейки) расположены прямо перед нами и мы фиксируем ближний объект, то дальний начинает двоиться, причем видимое правым глазом, лежит справа от того, что видно левым (отрицательная диспаратность). Когда же фиксируется дальний объект, двоится изображение ближнего и видимое правым глазом, лежит слева от видимого левым (положительная диспаратность).

3. Трансформационный признак (монокулярный двигательный параллакс; глубина)

Двигательный параллакс - при движении наблюдателя объекты, находящиеся дальше точки фиксации, движутся вместе с ним, ближе точки фиксации - ему навстречу, причем, объекты расположенные находящиеся очень близко к наблюдателю и расположенные дальше всего от него движутся быстрее. Пример с поездкой на электричке (восприятие скорости), картинка при этом ориентирована в глубину. вертикальная доска с точкой фиксации посередине, на доске движутся объекты с разными скоростями - впечатление, что доска наклонена.

4. Мышечные, или окуломоторные признаки

1) Угол конвергенции (схождение и расхождение глаз при фиксации взора) – чем дальше от наблюдателя расположена точка фиксации, тем меньше угол. Эксперимент: испытуемому на разных расстояниях в темной комнате предъявляли точечные вспышки света; в рез-те испытуемый видел все на разных расстояниях.

2) Аккомодация (мышечное сокращение хрусталика, т.е. изменение его кривизны глаза при удалении и приближении) - чем ближе объект, тем больше кривизна хрусталикаи больше напряжены мышца. Эксперимент: испытуемого помещают в темную комнату и предъявл. световые точки на разных расстояниях. Но только одному глазу; в рез-те дистанция оценивается верно (до 2 метров).

Восприятие движения

Наши глаза могут давать информацию о движении двумя различными способами

1.Глаз остается неподвижен, образ движущегося объекта перемещается по рецепторам сетчатки и вызывает в них быстро сменяющиеся сигналы, при этом перцептивный образ на сетчатке остается неизменным. Þ Зрительный признак восприятия движения.

2.Сам глаз следует за движущимся объектом, а его изображение остается более или менее неподвижным относительно сетчатки. Þ Мышечный признак восприятия движения.

Следовательно, существует 2 системы восприятия движения:

1. Изображение – сетчатка (разные рецепторы, к-ые чувствительны к скорости пробегания изображения по сетчатке).

2. Глаз – голова (6 мышц, управляющие движением глаза, сигнал от к-ых поступает в мозг).

Во время нормальных движений эти 2 системы тормозят друг друга, результатом чего является стабильность внешнего мира. Рассматривая окружающий мир, мы делаем огромное кол-во локомоций, но при этом мир воспринимаем стабильно, почему? Такая теория стабильности разрабатывалась двумя теоретическими подходами:

1. Афферентная теория Шеррингтона

В ЦНС есть блок сличения информации о движении сетчаточного образа по сетчатке и движении самого челка (его глаза).

Схема: движения глаза (афферентация) Þ блок сравнения Ü (афферентация) движение сетчаточного образа по сетчатке. Сигналы от глаза тормозят сигналы движения, возникающие в сетчатке, если их разница = 0, то объект стабилен. Но сигналы от глазных мышц до мозга идут очень долго, т.е. на некоторое время у чел-ка всегда создается ощущение неустойчивочти внеш. мира. Пример опровержения: яркая вспышка света перед глазами; мы в рез-те ничего не видим, хотя образ на сетчатке есть.

2. Эфферентная теория Гельмгольца.

Схема: движение глаз Ü (эффекторыне команды) центр эффекторных команд (копия эффекторные команд к движению глаз) Þ блок сравнения Ü (афферентный сигнал) смещение сетчаточного образа по сетчатке. Считал, что сетчаточные сигналы движения тормозятся не сигналами, исходящими от самих мышц глаза, а центральными сигналами, исходящими от мозга и управляющими самим движением глаз (сигналы от мозга тормозят и сетчаточные сигналы, и мышечные).

Факты в пользу этой теории. Если подвигать пальцем глазное яблоко (пассивное движение), то происходит растяжение мышц. Мир кажется вращающимся в направлении, противоположном движению глаз. Стабильность не поддерживается (выключение системы глаз-голова).

Иллюзии

1) Автокинетическое движение. Если смотреть на светящуюся неподвижную точку в темноте, то она кажется движущейся.

2) Стробоскопичекое (кажущееся) движение. Одновременность. перемещения с места на место двух поочередно включающихся точек света; испытуемый отчетливо видит движение, не воспринимая перемещающегося объекта (эксперимент с мигающими точками: время = 200 мс - две точки попеременно – эффект последовательности, = 30 мс – одновременно – эффект одновременности, фи-феномен, = 50 мс иллюзия движения => стробоскопический эффект)

3) Индуцированное движение. Движущийся предмет (например, чел-к) вызывает видимость движения другого предмета (луна и облака). Двигаться имеет тенденцию тот предмет, который видится как фигура относительно фона, созданного другим объектом.

4)Эффект водопада. Существуют рецепторы, к-ые реагируют только на движение вправо и рецепторы, к-ые реагируют только на движение влево. При пристальном смотрении, когда полосы двигаются влево, эти рецепторы устают – глаз утомляется, а др. глаз остается нейтральным, т.е. возникает адаптация.

Экологического подхода к восприятию пространства Дж. Гибсона



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 1046; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.82.182 (0.008 с.)