Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Восприятие пространства и движения.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Восприятие (перцепция) – целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии адекватных физических раздражителей на органы чувств. Оно больше суммы ощущений, на которых базируется. Удаленность – это расстояние от наблюдателя до любой точки пространства. Глубина (относительная удаленность) – расстояние между двумя точками пространства в направлении от наблюдателя. Признак - хар-ка внешнего воздействия или реакция объекта на эти воздействия, к-ая опр. восприятие удаленности и глубины. Классификация признаков удаленности и глубины 1) Зрительные (внешние воздействия): а) трансформационные (движение объекта или стимула); б) статические: бинокулярные и монокулярные (один глаз или два?). 2) Мышечные (реакция субъекта на воздействие). 1. Монокулярные, или изобразительные признаки Впервые выделена художниками. 1) Линейная перспектива (признак глубины – оно же «относительный размер»??) – совокупность опр. правил изображения объектов на картинах, благодаря к-ым мы воспринимаем глубину. Например, изображая дорогу, мы рисуем две линии, к-ые сходятся у линии горизонта. + Пример с иллюзиями в комнатой Эймса (чел-к смотрит в глазок и видит два угла комнаты, к-ые ему кажутся равноудаленными, хотя на самом деле длины правой стены комнаты в 2 раза короче, чем левой. 2) Знакомый размер (удаленность) – более дальнее кажется более маленьким, а более ближнее – большим. Эксперимент с игральными картами. Испытуемым предъявлялось 3 ярко освещенные игральные карты в условиях полной редукции признаков удаленности. Каждая карта помещалась на одинаковом физическом расстоянии от наблюдателя, но размеры карт были разные: одна нормальной величины, другая – вдвое больше, а третья – вдвое меньше обычной. Испытуемый оценивал удаленность этих карт. Оказалось, что испытуемый считал, что большая карта нах-ся в два раза ближе, а меньшая – в два раза дальше нормальной карты.
3) Перекрытие (глубина или интерпозиция)– если контур какой-то фигуры перекрывает контур др. фигуры, то они воспринимаются на разном расстоянии от наблюдателя. 4) Тень – тень, отбрасываемая одним объектом на др, показывает, какой из них дальше. 5) относительная четкость и яркость – градиент текстуры – смена крупных и отчетливых предметов мелкими более тесно расположенным говорит об увеличении расстояния) 6) Воздушная перспектива – изменение цвета в зависимости от дистанции (дальнее видится более размыто, чем ближнее); объясняется наличием в воздухе пыли. 2. Бинокулярные признаки (диспаратность; глубина) Неизменность основных черт внешнего пространства объясняет тот факт, что некоторые механизмы пространственного зрения являются врожденными. Это относится и к фузии – объединению в единый образ изображений проецирующихся на сетчатки обоих глаз (в таком случае говорят, что изображение попало на. Фузия лежит в основе бинокулярного зрения. Такое объединение возможно, лишь если объекты проецируются на центральную ямку фовеа обоих глаз, или точки, удаленные от середин центральных ямок на одно и тоже расстояние в одном и том же направлении – это пары корреспондирующих точек. Но наши глаза нах-ся друг от друга на опр. расстоянии, поэтому происходит несовпадение сетчаточных проекций в правом и левом глазе (бинокулярный параллакс). В этом случае говорят, что монокулярное изображение проецируется на диспаратные точки. В этом случае слияния не происходит и изображение двоится. Диспаратность – это степень смещения сетчаточного изображения любой точки пространства в правом и левом глазе относительно сетчаточного изображения точки фиксации (разность углов при к-ой данная точка видна правому и левому глазу). Эксперимент на создание искусственной диспаратности (стереограммы Юлиша). В стереоскопе предъявл. 2 изображения для правого и левого глаза. Для левого глаза: берется лист бумаги, разбивают его на ячейки и в случайном порядке заполняем его точками и пустотами; в центре нах-ся точка фиксации, очерченная малым квадратом. Для правого глаза: все тоже самое, но площадь малого квадрата смещается вправо, образованная же пустотная зона заполняется точками в случайном порядке. В рез-те изображение выглядит рельефным. При увеличении же диспаратности (смещении правого малого квадрата вправо, малый квадрат будет все более и более удаляться). Þ Слайды разработаны на основе смещения объекта в сторону относительно одного глаза. Существуют пороги диспаратности (нижний и верхний абсолютные пороги). 1) Порог стереобсиса (=нижнему абсолютному порогу) – это минимальная величина диспарантности, к-ая впервые вызывает восприятие глубины. Этот порог был получен эмпирическим и теоретическим путями. Совокупность точек пространства, которые при данном угле конвергенции проецируются на корреспондирующие точки сетчаток – гароптер. Теоретический гароптер – это окружность, проходящая через точку фиксации и центры вращения обоих глаз (диспарантность всех точек пространства = 0), а эмпирический гароптер (нах-ся внутри границ абсолютного порога стереобсиса) – меняется вместе с удалением точки фиксации. Минимальная диспарантность приблизительно равна 1,5 угловых минуты. F1 и F3 образуют зону гароптера (в этой зоне объекты не двоятся при данной конвергенции, т.е. нет глубины). Теоретический гароптер – слева, а эмпирический – справа. 2) Порог дипломии (= верхнему абсолютному порогу) – минимальная величина, при к-ой образы впервые начинают двоиться. Это происходит вплоть до значений диспаратности 15-30 углов в минуту. Эта область значений диспаратности называется зона Панума. При ее больших значениях фузия оказывается невозможной и возникает попеременное воспроизведение то одного, то другого изображения или их частей – бинокулярное соревнование. Пример с линейкой. Если ближний и дальний объекты (концы линейки) расположены прямо перед нами и мы фиксируем ближний объект, то дальний начинает двоиться, причем видимое правым глазом, лежит справа от того, что видно левым (отрицательная диспаратность). Когда же фиксируется дальний объект, двоится изображение ближнего и видимое правым глазом, лежит слева от видимого левым (положительная диспаратность). 3. Трансформационный признак (монокулярный двигательный параллакс; глубина) Двигательный параллакс - при движении наблюдателя объекты, находящиеся дальше точки фиксации, движутся вместе с ним, ближе точки фиксации - ему навстречу, причем, объекты расположенные находящиеся очень близко к наблюдателю и расположенные дальше всего от него движутся быстрее. Пример с поездкой на электричке (восприятие скорости), картинка при этом ориентирована в глубину. вертикальная доска с точкой фиксации посередине, на доске движутся объекты с разными скоростями - впечатление, что доска наклонена. 4. Мышечные, или окуломоторные признаки 1) Угол конвергенции (схождение и расхождение глаз при фиксации взора) – чем дальше от наблюдателя расположена точка фиксации, тем меньше угол. Эксперимент: испытуемому на разных расстояниях в темной комнате предъявляли точечные вспышки света; в рез-те испытуемый видел все на разных расстояниях. 2) Аккомодация (мышечное сокращение хрусталика, т.е. изменение его кривизны глаза при удалении и приближении) - чем ближе объект, тем больше кривизна хрусталикаи больше напряжены мышца. Эксперимент: испытуемого помещают в темную комнату и предъявл. световые точки на разных расстояниях. Но только одному глазу; в рез-те дистанция оценивается верно (до 2 метров). Восприятие движения Наши глаза могут давать информацию о движении двумя различными способами 1.Глаз остается неподвижен, образ движущегося объекта перемещается по рецепторам сетчатки и вызывает в них быстро сменяющиеся сигналы, при этом перцептивный образ на сетчатке остается неизменным. Þ Зрительный признак восприятия движения. 2.Сам глаз следует за движущимся объектом, а его изображение остается более или менее неподвижным относительно сетчатки. Þ Мышечный признак восприятия движения. Следовательно, существует 2 системы восприятия движения: 1. Изображение – сетчатка (разные рецепторы, к-ые чувствительны к скорости пробегания изображения по сетчатке). 2. Глаз – голова (6 мышц, управляющие движением глаза, сигнал от к-ых поступает в мозг). Во время нормальных движений эти 2 системы тормозят друг друга, результатом чего является стабильность внешнего мира. Рассматривая окружающий мир, мы делаем огромное кол-во локомоций, но при этом мир воспринимаем стабильно, почему? Такая теория стабильности разрабатывалась двумя теоретическими подходами: 1. Афферентная теория Шеррингтона В ЦНС есть блок сличения информации о движении сетчаточного образа по сетчатке и движении самого челка (его глаза). Схема: движения глаза (афферентация) Þ блок сравнения Ü (афферентация) движение сетчаточного образа по сетчатке. Сигналы от глаза тормозят сигналы движения, возникающие в сетчатке, если их разница = 0, то объект стабилен. Но сигналы от глазных мышц до мозга идут очень долго, т.е. на некоторое время у чел-ка всегда создается ощущение неустойчивочти внеш. мира. Пример опровержения: яркая вспышка света перед глазами; мы в рез-те ничего не видим, хотя образ на сетчатке есть. 2. Эфферентная теория Гельмгольца. Схема: движение глаз Ü (эффекторыне команды) центр эффекторных команд (копия эффекторные команд к движению глаз) Þ блок сравнения Ü (афферентный сигнал) смещение сетчаточного образа по сетчатке. Считал, что сетчаточные сигналы движения тормозятся не сигналами, исходящими от самих мышц глаза, а центральными сигналами, исходящими от мозга и управляющими самим движением глаз (сигналы от мозга тормозят и сетчаточные сигналы, и мышечные). Факты в пользу этой теории. Если подвигать пальцем глазное яблоко (пассивное движение), то происходит растяжение мышц. Мир кажется вращающимся в направлении, противоположном движению глаз. Стабильность не поддерживается (выключение системы глаз-голова). Иллюзии 1) Автокинетическое движение. Если смотреть на светящуюся неподвижную точку в темноте, то она кажется движущейся. 2) Стробоскопичекое (кажущееся) движение. Одновременность. перемещения с места на место двух поочередно включающихся точек света; испытуемый отчетливо видит движение, не воспринимая перемещающегося объекта (эксперимент с мигающими точками: время = 200 мс - две точки попеременно – эффект последовательности, = 30 мс – одновременно – эффект одновременности, фи-феномен, = 50 мс иллюзия движения => стробоскопический эффект) 3) Индуцированное движение. Движущийся предмет (например, чел-к) вызывает видимость движения другого предмета (луна и облака). Двигаться имеет тенденцию тот предмет, который видится как фигура относительно фона, созданного другим объектом. 4)Эффект водопада. Существуют рецепторы, к-ые реагируют только на движение вправо и рецепторы, к-ые реагируют только на движение влево. При пристальном смотрении, когда полосы двигаются влево, эти рецепторы устают – глаз утомляется, а др. глаз остается нейтральным, т.е. возникает адаптация. Экологического подхода к восприятию пространства Дж. Гибсона
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 1046; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.247.59 (0.009 с.) |