Разработка проблемы бессознательного в философии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разработка проблемы бессознательного в философии



В рамках философии проблема бессознательного разрабатывалась в двух основных направлениях: как проблема «космических начал» и основ жизненного процесса в целом (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон) и как проблема соотношения разума и страстей, рассудка и чувств, осознанных желаний и неясных влечений отдельного человека. Представителей последнего направления также можно разделить на две группы по принципу: «негативное» (Герберт, Фехнер) или «позитивное» (Гельмгольц) определение бессознательного. Первые, признавая в психике человека наличие иррациональных побуждений и «смутно осознаваемых впечатлений», считали, что они могут быть всегда подчинены сознательному контролю, и таким образом стать более или менее ясно осознанными. Вторая группа авторов понимала бессознательное не как «отсутствие сознания», а как особую реальность, имеющую определенные законы существования и развития. «Негативное» определение бессознательного получает распространение с того момента, когда сознание на время становится синонимом психики вообще. Можно упомянуть Гербарта в первой половине 19 века разделившего представления по степени ясности на три группы, в зависимости от нахождения в области «ясного сознания» (позже Вундт назвал ее «полем внимания»), сознания или бессознательного, причем между областями находятся границы – пороги. Во второй половине Фехнер разделяет ощущения на сознательные и бессознательные.

Позитивные определения бессознательного. Теоретически возможность существования бессознательных психических процессов доказал Лейбниц. Он говорит о «неосознаваемых восприятиях», которые он называл «малыми восприятиями». Сведение всей психики к сознанию – величайшее заблуждение. Ибо за рамками сознания имеется психическое содержание». Гельмгольц, говоря о бессознательных умозаключениях, говорит о бессознательном не как о «смутно» осознанном, но как об особом механизме, который может быть никогда не осознан, но тем не менее оказывает существенное влияние на протекание психических процессов в сознании, помогая ориентироваться в мире.

Таким образом, к моменту создания психоаналитического учения, представления о бессознательном были широко распространены.

Психоаналитическое учение З. Фрейда

Случай Анны О. – предположение, что заболевание (истерия) произошло потому, что развившемуся при патогенных положениях аффекту был закрыт нормальный выход. Если больная с выражением аффекта в гипнозе вспоминала, по какому поводу и в какой связи известные симптомы появились впервые, то удавалось совершенно устранить симптомы болезни (катартический метод лечения).

Бессознательное – нереализованные влечения, которые из-за конфликта с требованиями социальных норм недопускались в сознание, отчуждались с помощью механизма вытеснения, обнаруживая себя в психопатологии обыденной жизни (описки, оговорки и пр), творчестве, сновидениях, неврозах. Психика не ограничивается только состояниями сознания. Предмет психологии – бессознательное – как особый мир, имеющий определенные законы функционирования и развития.

Исходные тезисы: 1. Независимость психики от сознания. Сознание при этом тоже свойство психики, но присущее ей только в отдельные моменты. 2. Строгая детерминации психической жизни бессознательными процессами. 3. Бессознательное принципиально можно ввести в область сознания и таким образом нейтрализовать ее влияние (катартическое лечение ущемленных аффектов – аффективное переживание), но осознание субъектом причинной связи нереализованных влечений с психотравмирующими событиями не приводит к исчезновению переживаний. Эффекты бессознательного устраняются в том случае, если вызвавшие их события изживаются личностью совместно с другим человеком (психоаналитик) или др. людьми (психотерапия групповая).

Психоанализ рассматривает душевную жизнь с трех точек зрения: 1) топической (учение о структуре душевной жизни); 2) экономической и 3) динамической (структура личности).

1) С топической точки зрения Фрейд различает три сферы психикисознательное, предсознательное и бессознательное. Сознательное имеет свойство переживания. Предсознательное – это скрытое (латентное) бессознательное, потенциально сознательное: может проникнуть в сознание, т.е. имеет способность сознания. Бессознательное – это вытесненная бессознательная психика, не обладает способностью проникнуть в сознание: это может только представитель вытесненной бессознательной психики (объективные проявления – психопатология обыденной жизни, сновидения, неврозы, творчество). Между сознательным и бессознательным существуют барьеры в виде защитных механизмов личности: 1) вытеснение; 2) проекция (приписывание другим своих неприемлемых желаний); 3) замещение (перенос чувств с объекта, которому они предназначались, на более доступный); 4) рационализация (правдоподобное оправдание своих неудач); 5) противодействие; 6) отрицание (отгораживание от угрожающих переживаний); 7) сублимация (направление импульсов на социально приемлемую активность).

Пути выявления бессознательных причин – анализ объективных проявлений бессознательного:

1) метод свободно всплывающих ассоциаций;

2) метод толкования сновидений; в снах бессознательное пользуется определенной символикой (сновидения и неврозы – компромисс между требованиями подавленных импульсов и сопротивлением цензурирующей силы);

3) метод анализа ошибочных действий(описки, оговорки, потери вещей и др).

Содержание и сущность бессознательного. Скрытые тенденции – это желания, с которыми наше социализированное сознание не может примириться. В системе бессознательного нет отрицания, сомнения, различных степеней достоверности, противоречий. Ее процессы находятся вне времени, они подчинены принципу наслаждения, для не имеет значения критерий реальности. Она существует в форме представлений, не облекаясь в речь. Бессознательное называется первичным психическим процессом. Оно – исходный момент душевной жизни. Единица бессознательного – аффективный комплекс – сцепление разнородных деталей, конкретных ситуаций связанных с аффектом. Структура комплекса: Симптом (явная часть) → Причина (находится в бессознательном) Þ Сознательный путь от синдрома к причине.

2) Экономическая точка зрения на деятельность психического аппарата. Подход к душевной жизни с точки зрения траты энергии. Влечения заряжены определенным количеством энергии, которая создает напряжение в организме, сопровождаемое неудовольствием, страданием. Под влиянием биологической тенденции к снижению возбуждения организм стремится освободиться от страдания, снизить напряжение.

3) Динамическая точка зрения. Если в описательном смысле существует двоякое бессознательное, то в динамическом только одно: то, что вытеснено и не может быть сознательным. В окончательном варианте психическая сфера разделялась на три образования: Я, Сверх-Я, Оно. Индивидуум представляется как бессознательное Оно, которое поверхностно охвачено Я. Здесь собираются все влечения. Понимание Фрейдом влечений менялось. Þ Окончательный вариант. Þ Типы влечений (объединяются в группу влечений к жизни – эрос):

  1. сексуальные влечения, к-ые подчиняются принципу удовольствия;
  2. инстинкт самосохранения-влечения «Я» - подчиняется принципу реальности.

Другим влечением является влечение к смерти, к разрушению (танатос). Оно играет самую важную роль в структуре личности. Оно – движущая сила поведения, источник энергии, мощное мотивационное начало. Я – поверхностный слой душевного аппарата. Сознание соизмеряет деятельность Оно с принципом реальности. Сверх-Я направлено против Оно, выражает систему требований Я. Имеет двойное лицо: включает систему идеалов и запреты. Это критическая инстанция, посредник между Я и Оно. Относится к области бессознательного; его роль – это роль критика и надзирателя.

Общая линия развития человека. По Фрейду, ребенок рождается наполненный влечениями. Он – чисто органическое существо. Таким образом, общество в развитии выполняет роль антогониста и подавляет естественные инстинкты. При удовлетворении они доставляют ему наслаждение. Эти недифференцированные желания органического удовольствия, наслаждения Фрейд называл сексуальным влечением, в основе которого лежит энергия либидо. Развитие организма происходит под влиянием влечений и проходит ряд стадий психосексуального развития.

  1. Оральная стадия (0 – 1 год). Стадия первичного нарциссизма, или аутоэротизма. Выделяется маленький кусочек Я (отделение себя от матери при помощи фрустрации).
  2. Анальная стадия (1-3 года). Эрогенная зона – органы выделения. Формирование кусочка Сверх-Я (мать приучает ребенка к опрятности).
  3. Фаллическая стадия (3-5 лет). Эдипов комплекс и комплекс Электры. Все структуры личности окончательно формируются к 5 годам. На Я действуют противоположно направленные силы Оно и Сверх-Я.
  4. Латентная стадия (5-12 лет). Окончательный выбор объекта любви.
  5. Генитальная стадия. Задача: прийти к соглашению между сексуально зрелым телом и окружающим миром (часто это происходит через сублимацию).

Это благополучное развитие либидо. Для неблагополучного развития характерны фиксации на определенной стадии, регрессия (инфантелизм).

Вывод: основная линия развития связана с тем, что развитие происходит от признания инстинктов к господству над ними (там, где было Оно должно быть Я).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 861; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.85.211.2 (0.027 с.)