Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гештальт-психология: основные положения, понятия, области исследования.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
История гештальтпсихологии начинается с выхода работы М.Вертгаймера “Экспериментальные исследования восприятия движения” (1912г.)
Причина их неудовлетворенности была в том, что высшие психические процессы оставались вне точного экспериментального анализа, который ограничивался сен сорными элементами и принципом ассоциаций. 1. Основные понятия: Гештальт – целостная структура, обладающий особым качеством по сравнению с суммой своих частей. Специфический признак гештальта – свойство транспозиции (переноса). Эксперимент – 2 точки на некотором расстоянии друг от друга зажигаются попеременно с разным интервалом в 200, 30 и 50 мс. При некотором временном интервале (50 мс) возникает кажущееся движение, стробоскопический эффект, фи-феномен (феномен чистого движения, статья Вертгаймера, см.начало). Движение как особое качество нельзя свести к сумме двух точек.
Инсайт - целостное понимание ситуации - такая целостная организация проблемной ситуации, которое позволяет разрешить проблему, устранить содержащийся в ней конфликт. Инсайт в мышлении (понимание) - гештальт в восприятии. Исследования охватывали восприятие, мышление, память, аффекты, волю. Метод – феноменологический метод – непосредственное описание наблюдателем содержания своего восприятия, своего переживания (описание предметного восприятия таким, каким они видят его в данный момент). Позволяет описывать не только субъективные явления, но и внешне наблюдаемое поведение (опыты на животных). Нет разницы между описанием и объяснением (описание и есть объяснение). 2. Основные принципы: Принцип изоморфизма (выражение структурного единства мира: физического, физиологического и психологического: психический мир есть точная структурная репродукция динамической организации соответствующих мозговых процессов). Принцип структурности (целое, которое определяет свойства и значение своих частей, называется структурой): элемент не имеет значения, а получает его в определенной структуре, в которую он включен. Исследования зрительного восприятия. В качестве единиц анализа были выбраны «гештальты» - целостные образования, выступающие в феноменальном плане как фигура на фоне. Фигура – некоторая вещь, в восприятии которой все ее свойства достаточно ясны и отчетливы. Фон – некая субстанция, неясная и размытая по отношению к фигуре Элементы зрительного поля объединяются в структуру в зависимости от ряда факторов (близость элементов друг к другу, сходство элементов, замкнутость, симметричность и т.д.). Между всеми объектами, находящимися в поле восприятия действуют два вида сил, которые помогают структурировать реальность: 1. связующие силы, которые объединяют объекты в гештальты. Чем ближе объекты в пространстве и времени – тем сильнее связующие силы. Ех: два близких укола на коже кажутся слитными, или две чуть диспаратные точки пространства кажутся одной. Но если бы действовали только эти силы, все поле восприятия слилось бы в единую однородную сферу. 2. Поэтому нужны еще и разделяющие силы. «Они являются периферическими по природе и разделяющими по функции».
Свойства фигуры и фона: 1. фигура выглядит интенсивнее, чем фон 2. контур воспринимается как принадлежащий фигуре 3. фигура кажется феноменально ближе (и больше), чем фон, а фон непрерывно простирается за фигурой. Законы восприятия: 1. Близость – чем ближе объекты друг к другу, тем с большей вероятностью они окажутся целостным образом; 2. Сходство – чем более сходны между собой части фигуры, тем с большей вероятностью они организуются в целое; 3. Продолжение – чем больше элементы в зрительном поле оказываются в местах, соответствующих продолжению закономерной последовательности (функционируют как части знакомых образов), тем с большей вероятностью они организуются в целое. 4. Замкнутость – чем в большей степени элементы зрительного поля образуют замкнутые целые, тем с большей готовностью они будут организовываться в целостные образы. Эта феноменология объяснялась с помощью принципа изоморфизма. (Принцип изоморфизма: при проекции сенсорного воздействия на кору, на ней возникнет возбуждение, такое же по форме, как это самое воздействие; сознательно воспринимаемый квадрат должен соответствовать области возбуждения, квадратной по форме в таком-то месте зрительной коры) Структуры являются непосредственным отражением в сознании физиологическим процессом в мозгу, возникающим в результате внешних воздействий, которые в виде афферентных импульсов достигают кортикальных полей. Физиологические закономерности объяснялись физическими законами электромагнитного поля. Опыты Келера с курами. Светлая и темная полоски + зерно. Предъявлялись зерна на светло-сером и на темно-сером листе бумаги. На первом можно было клевать, на втором – зерна были приклеены. Постепенно методом проб и ошибок курица выработала положительную реакцию на светло-серый лист. Она безошибочно подходила к светло-серому листу и клевала зерна. Когда реакция упрочилась, то критический опыт: предъявлялись светло-серый и белый листы. Поведение курицы: положительная реакция на белый лист и отрицательная на светло-серый. Вывод: дрессировка курицы была выработана не на абсолютную темноту или светлость тона, а на относительную. Еще критический опыт с черным и темно-серым листами. Реакция аналогичная (ориентировка на относительную светлоту). Все это с совершенной ясностью и убедительностью показывает, что курица реагирует на предложенную ей ситуацию как на единое целое: реакция на более светлый тон. Т.е. структура зрительного восприятия курицы как целого определяет свойства составляющих его элементов. Отсюда вывод, что структуры являются первичными примитивными актами. Целое – не высшее, как считалось раньше; структурное не есть результат интеллекта, творческого синтеза и т.п. Исследования мышления. Этапы мышления: постановка задачи на основе условий; группировка, реорганизация и структурализация; обнаружение структуры путем инсайта; нахождение путей реализации в соответствии с этой структурой. Келер: интеллектуальное решение состоит в том, что элементы поля прежде не связываемые начинают объединяться в некоторую структуру, соответствующую проблемной ситуации. “Инсайт” - озарение. Начало 20-х годов: опыты с человекообразными обезьянами. Клетка, приманка, палка. 3 стадии: 1) хаотическая беспорядочная активность 2) стадия бездействия 3) инсайт (обезьяна вскакивает, хватает палку, достает приманку). Интеллектуальное поведение - решение конкретных задач. Все необходимое для решения представлено в зрительном поле. Инсайт - качественное изменение в поведении. До инсайта проблемная ситуация беспорядочна, поведение хаотично. После – части объединились в целое, поведение упорядоченно, имеет цель. Средство и цель взаимосвязаны. 1) понимание без решения (нет палки - функциональная замена палки - хорошая ошибка испытуемого). Есть инсайт, но цель не достигнута. 2) решение без понимания (решение по аналогии с действиями сородичей. Цель не достигнута (“глупый” шимпанзе). Поведение по частям внешне совпадает с системой решения, но части разобщены, и действия не дают результата. Нет инсайта - инсайт не сводится к сумме своих частей.
Вертгеймер: мышление заключается в усмотрении, осознании структурных особенностей и структурных требований в действиях, которые соответствуют этим требованиям и определяются ими, и тем самым, в изменении ситуации в направлении улучшения ее структуры. Условия переструктурирования ситуации – умение отказаться от привычных сложившихся в прошлом опыте и закрепленных упражнениями шаблонов, схем, оказывающихся неадекватными ситуации задачи. Переход на новую точку зрения осуществляется внезапно в результате озарения – инсайта. К.Левин: Основание человеческой активности в любой ее форме (поступок, мышление, память) является намерение – потребность. Потребность – некоторое стремление, тенденция выполнить, осуществить какую-то цель.квазипотребности образуются в актуальной ситуации в связи с принятыми намерениями, целями направляют активность человека. Квазипотребность создает в личности систему напряжения, которая стремится к разрядке. Разрядка и тогда удовлетворение потребности. Каждая вещь в психологическом поле характеризуется не по свои м физическим свойствам, а выступает в каком-то отношении к личности субъекта (положительная и отрицательная валентность). Единство личности и среды – жизненное пространство, которое обладает свойствами – уровень реальности, временная перспектива. В понимание жизненного пространства Левин включал ожидания, представления о будущем (идеальный план) и прошлом, но в связи с тем как они представлены в настоящем, отсюда проблема целеобразования и целенаправленного поведения. Основные положения гештальттеории: 1. Идея целостности образа; 2. Идея изоморфизма (существуют подобия психол. процессов нервным (материальным) процессам; 3. Идея имманентной динамики гештальта (фигура – фон). В картине мира, которая сложилась у нас могут происходить изменения; 4. Господство «хорошей фигуры» (замкнуты, симметричны, сбалансированы); 5. Идея ассимиляции и контраста (восприятие отдельного человека, ассимилируя его с группой (стереотипы); 6. Принцип структурности.
13. Когнитивный подход в психологии: основные принципы, понятия, методы и области исследования.
Возникает на рубеже 50-60-х годов, в сложный период для науки, т.к. происходит крушение всего-всего. В физике – рушится ньютоновски - галелеевские принципы. В психологии нарастают недовольства. Претерпевают изменение лингвистики и т.д. возникают новые науки: нейронауки, компьютерные. Переориентация на исследование когнитивных процессов казалась революцией. Но по сути своей она была контрреволюцией. Первой революцией была деятельность Павловцев юных (поведенческая революция – когда предмет психологии для объективизации оной, был назван только поведением). Но восприятие, память, мышление трансформировались под углом поведенческого направления. Восприятие – различение, память – научение, язык – вербальное поведение. Контрреволюция вернула экспериментальную психологию сознание. Это был ответ на редукционизм поведенческой психологии. Истоки когнитивной психологии. 1 источник – необихевиористы: Ø Толмен. Он внес понятие промежуточное переменной, в качестве которой он рассматривает когнитивные процессы. Он вводит понятие когнитивных карт (не только у человека, но и у животных). Он вводит понятие цели (не только у человека, но и у животных). Ø Субъективный бихевиоризм Миллера, Прибрама, Голлантер. Постулируют существование в организме опресредующих процессов (опосредующие реакцию организма на внешний стимул). Это 2 инстанции – образ (все накопленные когнитивные знания, т.е. картина мира, все знания, которыми мы обладаем) и план (знание инструкции, которыми мы руководствуемся при осуществлении операции - алгоритм). Другие существенные введения: (дискуссия между Толменом и Уотсоном – молярно ли поведение или молекулярно) они пытаются объединить позиции, предлагая синтетическую точку зрения. Т.е. поведение может быть рассмотрено на разных уровнях: 1. поверхностный, общий уровень – целостный акт под поведением (стратегия поведения), 2. может быть разложено на х и y. 3. четыре, а не 2 простые операции. 2 и 3 этапы – тактика достижения цели. Как целостный акт оно определяет стратегию, в деталях – тактику достижения цели.В качестве единицы поведения: test – operation - test – exist: проба – операция, проба – осуществление. 3 источник возникновения когнитивной психологии – гештальпсихология (поддерживала интерес к проблеме сознания в эпоху господства бихевиоризма). Главное – объекты исследования гештальтов – познавательные процессы. 4 источник: · исследования Пиаже, который изучая детскую психологию, оценивает когнитивные компоненты психики – периодизация. · Бартлет – исследование восприятия, мышления и т.д. Ввел понятие схемы в когнитивную психологию: форма организации нашего опыта - схема. · Работа по восприятию Гибсонов (Джемс и Элеонора). · Лурия, который поставил вопрос о рассмотрении мозга и сознания как некой единой системы. Он внес существенный вклад в трактовке параллелизма. · Влияние за пределами психологии – развитие кибернетики, изобретение искусственного интеллекта, возникновении нового взгляда на мир в физике (кризис взгляда на объективный мир, кризис идеи противопоставление субъекта и объекта, независимости объекта от субъекта). Все это послужило поводом для возобновления интереса к сознанию. Родоначальники когнитивной психологи: Джордж Миллер (вместе с Брунером в 60 году создает при гарвардском университете центр когнитивных исследований), Уильрик Найсер (в 67 году выпускает «Когнитивную психологию»). Критика когнитивной психологии – искусственность, лабораторность – нет представления, как протекает процесс познания в действительности. Найсер, будучи основателем направления, стал одним из первых и самых ярких критиков.
Особенности когнитивной психологии: 1. метафорическая наука (как психоанализ) – использует модели (рабочая схема, которая в процессе исследования может уточняться, отвергаться и т.д.). В 17 веке являлось метафорой всего – часы и машины (Ламетри). В 20 веке на роль метафоры претендует компьютер. Т.е. то же самое, и явный разрыв между реальностью и метафорой. 2. согласно модели теории и переработки информации процесс познания может быть разделен на некоторое количество этапов, на каждом из которых есть свой уникальный набор операций. Способность переработки информации имеет ограничения на 2 уровнях: на сенсорном уровне (количество информации, которая может быть воспринята) и когнитивном уровне (количество информации, которая может быть переработана). Во время обработки происходит модификация энергии (из физической в нервную), абстрагируется (из мозаичной становится более обобщенной и абстрактной), соотнесение с прошлым опытом. Возрождение интереса к проблеме бессознательного – оно выступает как более эмоциональное и рациональное. Представители когнитивной психологии предпочитают говорить о неосознанном. Неосознанное на разных этапах. Сознательной переработки не может быть: процесс запускается и происходит на бессознательном уровне. Т.е. переработка идет бессознательно. Т. об., можно говорить, что процесс может идти бессознательность (быстрее и эффективнее) и сознательно. Функциональная асимметрия. Связь человека и животных: некоторые операции одинаковы, т.е. память и другие символические и когнитивные процессы более сложны, чем казалось раньше. Оценка когнитивной психологии: 1) направления: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, языковые функции, психология развития, решение задач, мышление, человеческий и искусственный интеллект. 2) Все черты психологической школы – лаборатории, журналы. 3) критика вне и изнутри: отсутствие единства в большинстве терминов (не могут договориться, где основные, а где частные, не основополагающие понятия) 4) нет эмоций, что мертвит 5) Найссер говорит, что недостаточная экологическая валидность, безразличие к проблемам культуры, когнитивные процессы исследуются как абстрактные. 6) редукционизм – машинная метафора, использование примитивных процессов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 1607; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.113.24 (0.01 с.) |