Эмоциональная регуляция мыслительной деятельности.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эмоциональная регуляция мыслительной деятельности.



Эмоции отражают отношения между мотивами (потребностями) и успехом или возможностью успешной реализации отвечающей им деятельности субъекта (А.Н.Леонтьев).

Важная роль эмоц.процессов в познании была отмечена давно Выделяли такие интеллектуальные чувства, как сомнение - интеллектуальная тревожность, уверенность, догадку, удивление, удовольствие, а также, интеллектуальная агрессия, интеллектуальная фрустрация. При этом широкое распространение получила точка зрения, согласно которой эмоции имеют лишь негативное виляние на познание, искажая отражение реальности (пример, аутистическое мышление).

Имела место попытка ввести специальное понятие “эмоциональное мышление” (Г.Майер), которое отличается от “судящего мышления” по ведущей роли в нем практических потребностей: фокус сосредоточен на практической цели, а познание является лишь побочным средством (т.е. понятие близко к “практическому мышлению” по Теплову). Эмоциональное мышление разделялось Майером на “аффективное” (сюда относится эстетическое и религиозное мышление) и “волевое”. Религиозные акты мысли являются, т.о., аффективными умозаключениями, формирующимися в результате непосредственного оценивания известных фактов, вызванного желанием достичь известных благ и избежать известных зол.

В отечественной психологии преодолен традиционный разрыв между познавательными (мышление) процессами и эмоциями (и мотивами): положение о единстве интеллекта и аффекта Выготского, о психическом процессе как единстве интеллектуального и эмоционального Рубинштейна, положение Леонтьева о том, что мышление как деятельность имеет аффективную регуляцию, непосредственно выражающую ее пристрастность.

 

Интеллектуальные эмоциональные процессы рассматриваются в рамках:

1. возникновения хода решения

2. как детерминанту

3. их регулирующей функции

4. проблемы смены эмоциональных состояний в ходе решений.

 

Исследование исходного эмоционального состояния на эффективность решения. Хоббе. До начала мыслительного процесса испытуемый приводится в определенное эмоциональное состояние и затем дается задание и делается вывод об эффективности по скорости и правильности решения задания. Результат: Работает закон Иеркса-Додсона.

 

Эксперименты Виноградова Ю.Е. (конец 60 гг.) Обнаружен феномен эмоционального решения. Эвристическя функция эмоций.

Исследования роли эмоциональной активации в структуре решения задач.

Цель: выявить отношения между мышлением и эмоциями в фазе рождения замысла решения. Изучалось творческое мышление на примере решения шахматных задач (на постановку мата в 1-2 хода), которое требовало отказа от шаблонных схем. Процесс решения отчетливо членится на 2 фазы: нахождение основной идеи решения и доказательства ее правильности (расчет вариантов). Индикатором состояний эмоциональной активации служила КГР. Инструкция: решать задачу, рассуждая вслух. Время решения ограничивалось 30 мин. Передвигать фигуры не разрешалось. Испытуемые: шахматисты 1-го разряда, специально отобранные по показателям начального уровня КГР. Путем визуального наблюдения исключались случаи изменений КГР, вызываемых посторонними причинами. После эксперимента испытуемый давал развернутый письменный отчет о возникающих у него эмоциональных состояниях и о процессе поиска решения задачи.

Общая динамика изменения КГР: при волнении кривая характеризуется хаотическими колебаниями, в спокойном состоянии - имеет плавный характер с направленность в сторону повышения. Специальному анализу был подвергнут феномен резкого падения сопротивления кожи. Проверка связи падений КГР с переживаниями эмоционального возбуждения: проведены эксперименты, в которых в момент наступления выраженных переживаний возбуждения испытуемый нажимал на кнопку. Доказано строгое совпадение резких изменений КГР и подачи сигнала.

Тип умственной деятельность (поиск идеи или технический расчет вариантов) проявляется в особенностях кривой: падения особенно выражены при поиске новой идеи; если общая схема решения ясна испытуемому с самого начала – падения минимальны (следовательно, эмоциональная активация (ЭА) связана прежде всего с творческим звеном мыслительной деятельности).Причем, ЭА закономерно предшествует называнию нового принципа действия. Состояние ЭА появляется практически одновременно с произнесением междометий (“Ага!”, “Ой!” и т.п.), которые на несколько секунд опережают называние испытуемым решения. Речевые высказывания, следующие за междометьем перед называнием решения представляют собой сигналы самоостановки (“стоп-стоп”), обозначают состояния приближения к неосознанной идее (“так-так”), констатацию неясного результата поиска (“что-то мелькнуло”, “кажется, нашел”), выражение сомнения или необходимости попробовать. Это свидетельствует о продолжении поиска в интервале между состоянием ЭА и называнием конкретного действия. ЭА выступает как предвосхищение принципа решения. Т.о., феномен предвосхищения имеет 3 разновидности: словесно-оформленные предвосхищения, предвосхищения на уровне невербального поиска и эмоциональные предвосхищения. Состояние ЭА, “чувство близости решения”, предшествует во времени даже появлению неопределенных речевых оценок (испытуемый еще не уверен в правильности, а сопротивление кожи уже падает).

Эмоциональная реакция дважды опережает выдачу решения на речевом уровне: называние готового решения (иногда на десятки минут) и называние вероятной гипотезы (на несколько секунд). Момент появления “эмоционального решения” делит процесс на две разнородные фазы: после него происходит фиксация зоны поисков, уменьшение ее объема, фиксация направления исследования, изменение характера поисковых действий. Следовательно ЭА выполняет регулирующую функцию.

При решении происходи явление сдвига эмоциогенных зон: существование одной подготавливает появление другой и само эмоциональное решение задачи. Наблюдается нарастание эмоциональной окраски одного и того же действия, упоминаемого в разных попытках (кумуляция ранее появившейся окраски хода).

В ходе проверки найденного принципа решения испытуемый может работать в неверном направлении, однако, после отрицательной оценки неудачного направления, он возвращается не к начальной ситуации задачи, а к некоторому критическому эмоционально-окрашенному пункту. Т.о. эмоциональные состояния выполняют эвристические функции – выделяют зоны, определяющие не только развитие поиска в глубину, но и возврат к определенному пункту.

В задачах, где испытуемый находил верное решение, объективно критические моменты, наиболее ценные преобразования ситуации, выступали для него и как субъективно ценные действия, что выражалось в их эмоциональной окраске. Субъективные ценности выступают как отражение объективной ценности элементов.

В случаях, когда испытуемый не мог решить задачу и в отчете писал, что чувствовал вялость, незаинтересованность, запись КГР показала отсутствие периодов ЭА.

В специальной серии экспериментов рассматривалось, как повлияет на продуктивность деятельности искусственно вызванное состояние без эмоций. Инструкция: проговаривать процесс решения равнодушно и монотонно. Для этого приходилось “гасить” эмоции. Были получены “плоские” записи, задачи не были решены и были оценены как трудные. В процессе приспособления к условиям некоторые испытуемые переходили к тактике угадывания решения без аналитической поисковой работы: ни одна из догадок не была правильной. Контрольные эксперименты с задачами, не требующими творческой работы (операции сложения и вычитания двух- и трехзначных чисел в уме) показали, что здесь деятельность не нарушается, КГР носит уплощенный характер с тенденцией к повышению.

Факт закономерного предшествования состояний ЭА говорит о том, что они включены в сам процесс поиска решения, состояние ЭА выступает как некоторый неспецифический сигнал “остановки”, как указание на то, “где” должно быть найдено решение, оно выступает как неконкретизированное предвосхищение принципа решения (или окончательного решения) и переживается испытуемым как “чувство близости решения”. Нахождение принципа решения задачи само является двухфазным: сначала выделение приблизительной области, затем – самого принципа. Само состояние ЭА подготавливается предшествующими кумуляцией эмоций и сдвигами эмоциогенной зоны.

 

Другими словами этот эксперимент Был обнаружен феномен эмоционального решения. Регулирующая функция эмоций. Падение КГР – критерий найденного эмоционального решения. Это эмоциональное решение начинает получать эмоциональную окраску – нет еще предметности, но индивид уже знает как решать задачу. Дальше идет развертка процесса вербализации, т.е. инсайт развернут во времени и не наступает сразу. Вербализованное решение появляется в сознании как на пленке. Эффект накопления эмоциональных процессов, связанных с определенной предметностью называется кумуляцией эмоций. Кумуляция эмоций – это подготовка к нахождению идей, к инсайту. Кроме накопления, они дальше определяют стратегию движения.

Операциональные исследовательские смыслы или невербализованный операциональный смысл (Телегина) – психическое отражение, новая единица безсознательного, отличная от установки и побочных продуктов деятельности. Появляются в результате переобследования одних и тех же элементов ситуации и включение одного и того же элемента в различные системы взаимодействия. Обнаружены при исследовании функций движения глаз в мыслительной деятельности (название лучшего шахматного ходе за белых ( или за черных) в данной ситуации).

Эксперимент на эмоциональное закрепление.

Как эмоциональные следы (прошлый опыт) влияет на решение задачи?

Когда испытуемый находил решение и это подкреплялось положительной оценкой (молодец, до тебя никто не смог решить), то проходило закрепление хода положительным эмоциональным состоянием. В следующей задаче испытуемый начинает с того же хода, закрепленного положительной эмоцией, но когда в данной задаче такой ход оказывается неправильным, то субъект постепенно отказывается от него. Взаимодействие возникающих эмоций в новой деятельности и старых эмоций, закрепленных в прошлой деятельности происходит так: Сдвиг эмоциональных оценок происходит постепенно. Новые эмоциональные оценки сначала не могут победить более сильные старые, но в процессе накопления новых эмоций субъект отказывается от старого эмоционального следа. Старый эмоциональный опыт преодолевается только при получении нового опыта!

Эксперимент Клочко. Феномен эмоционального обнаружения проблемы. Дается текст заключающий в себе скрытое противоречие (о реке, которая сначала спускается с горы, а затем медленно на нее взбирается). Исследовалось, увидит ли испытуемые противоречие. Ставились последовательно три мнимые цели: – проверить грамотность текста. Если испытуемый не обнаруживает противоречие то следующая инструкция – запомнить текст с одного раза. Если опять не обнаруживает – найти противоречие в тексте.

Результат: Выделились три группы одна – не замечали противоречия, КГР не падало, и пересказывали текст после второй инструкции как есть. У других испытуемых деятельность останавливалась при пересказывании, резко падала КГР, возникало эмоциональное сомнение. Из тех, кто зафиксировал сомнение – одни интуитивно обходили его, снимали его, другие – говорили, что здесь что-то не так. Они не могли сказать, что не так. В этом случае возникало эмоциональное обнаружение проблемы, но оно не завершилось осознанной аргументацией.

Эмоциональное решение – это механизм интуиции он не логичен и не гармоничен.

Экзистенциальная современная философия:

М. Мамардашвили – экзистенциальный философ. Его представления о мышлении:

1) Мысль рождается из удивления вещам как таковым. Жизнь в строгом смысле невозможна и если она случается, то - это чудо. Т.о. удивляться невозможности жизни, потому что она все-таки есть – это мысль.

2) Мысль нельзя подумать, она рождается из душевного потрясения.

3) Чистая мысль в руках человека – невозможная вещь, т.к. человек мыслит не по содержанию мысли, а по внешнему виду этого содержания. Платон: мысль служит украшением, когда человек пользуется ею для прославления себя, сл-но он не мыслит. Мыслить означает мыслить чтобы вспоминать.

4) Мысль невыразима. Речь – преднамеренное построение для уже готовой, существующей мысли. Только во время беседы какая-то взаимная индукция 2-х людей рождает необходимое, невозможное выражение, только в беседе что-то может быть.

5) Мысль доступна человеку на пределе всех его сил, т.е. мысль может промелькнуть на пределе человечески возможного, с этим связан жуткий труд мысли.

6) Мышление само собой разумеющееся событие, это может случиться, а может – нет. Также как события жизни невозможны, невозможны и события мышления, но они бывают и это удивительно.

Н.А.Бердяев – экзистенциальный философ. Особенности его творческого мышления были открыты им в самопознании. Он понял, что слабая сторона его мышления – это плохая способность к анализу и к дискурсивному развитию мысли. Его мышление афористическое и интуитивное. При этом его мысль не фрагментарна, а централизована, направлена на целостное постижение смысла. Н.А. писал, что он не видит планомерного развития своей мысли, а видит ряд озарений, ряд пережитых по-новому старых интуиций. Он отодвигал их из поля своего сознания и видел в новом свете.

 

 

21. Мышление, сознание, язык и речь.

 

Общепринятого определения языка нет. Филологи дружно кивают на известного лингвиста Фердинанда Де Соссюра, его определение:

Язык – это универсальное для всех говорящих на нем людей (он приписывает язык только людям) система знаков, имеющих определенное значение, и правила оперирования ими.

Язык – это строго нормализованная система средств общения, т.е. система символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. В языке зафиксирована основная логика человеческой деятельности. В индивидуальном развитии, язык – это средство общения, мышления и самоанализа.

Основные единицы языка (Глейтман «Основы психологии»):

1. Фонемы –основные перцептивные единицы, из которых состоит речь. Для произнесения какого-либо звука, мы заставляем столб воздуха из легких подниматься вверх и наружу через рот, одновременно передвигая части голосового аппарата из одного положения в другое. Многие различия в звуках не воспринимаются, например, слово «нос» можно произнести с большим или меньшим присвистом на звуке «с», но часто различия в звуках указывают на различия значений слов. Ни «нож» ни «босс» не будут восприняты как «нос». Фонема – самая маленькая единица языка.

2. Морфемы– наименьшие единицы языка, несущие в себе смысл. Некоторые слова состоят из одной морфемы («но», «бег», «путь»), но для образования сложного слова нужно объединение морфем. Например, суффикс –ник (обозначающий «тот, кто осуществляет») и окончание –и («больше, чем один») при объединении с морфемой «путь» дают сложное слово «путники» (путь + ник + и).

Слово.

4. Словосочетания (фразы) – это единицы, организующие слова в осмысленные группы в рамках предложения.

5. Предложение.Слова и словосочетания объединяются в предложения в соответствии с правилами синтаксиса, которые устанавливают, какие элементы должны быть включены в предложение и в каком порядке они могут появляться.

Необходимо отличать язык от речи. Речь (определение Рубинштейна) – это деятельность общения, осуществляемая посредством языка. Основные функции речи:

- сигнификативная (семантическая) функция – обозначающая функция. Она является базовой, без нее не могут быть реализованы другие функции;

- коммуникативная функция – функция сообщения, речь, как деятельность общения характеризуется тем, что один человек передает другому с помощью языка какую-то информацию;

- выразительная функция заключается в том, что в процессе общения человек не только сообщает какое-то содержание, но и свое эмоционально-ценностное отношение к этому содержанию;

- функция воздействия – состоит в том, что человек общается с другими людьми, чтобы оказать какое-то воздействие, например, обратить внимание на что-то, повлиять на ход мыслей или прямо заставить дать какую-то ответную реакцию.

Таким образом, деятельность общения – это речь основанная на том, что каждое слово что-то обозначает. С помощью слов мы передаем какую-то информацию, отношение к этой информации и воздействуем на человека с помощью этой информации.

 
 

 


Речевому мышлению (словесно-логическому) посвящены исследования Выготского. Речевое мышление отличается от наглядно-образного и наглядно-действенного.



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.227.117 (0.015 с.)