Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принципы историко-эволюционного подхода в психологии личности.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1 принцип: эволюция двух развивающихся систем предполагает борьбу двух тенденций (тенденция к сохранению и к изменению данных систем) 2 принцип: в любой эволюционирующей системе есть избыточные неадаптивные элементы, относительно независимые от контроля и обеспечивающие саморазвитие системы при непредвиденных изменениях ее существования. 3 принцип: необходимое условие развития систем – наличие противоречия между адаптивными формами активности (направлены на реализацию родовой программы) и проявлениями активности элементов, несущих индивидуальную изменчивость. Историко – эволюционный подход в психологии личности предполагает изучение личности в процессе эволюции порождающей ее системы. Северцов разработал учение о существовании двух видов прогресса в эволюции: · биологический прогресс заключается в изменении образа жизни и положения вида животных в биосфере · морфологический – в изменении строения и функций тела животных. Т.о. Северцов высказал идею о независимой эволюции образа жизни. От образа жизни зависит, пойдёт ли вид по пути ароморфоза (прогрессивная эволюция, при которой у вида появляются новые качества, повышающие уровень жизнедеятельности вида и расширяют приспособительные возможности, может привести к новому образу жизни), идиоадаптации (адаптация в узком смысле слова, специализация, обеспечивающая наилучшую приспособленность к типичным условиям существования), или регресса. На основе анализа соотношения индивидуальных и видовых психических способностей обнаружил закономерность: чем выше развито сообщество, тем больше вариативность проявлений входящих в это сообщество особей. Колебания в индивидуальной одарённости достигают своего апогея в человеческом обществе. За проявлениями индивидуальности выступают потенциальные возможности бесконечных линий творческого эволюционного процесса жизни. Неадаптивная активность личности является необходимой ступенью саморазвития системы, увеличением возможностей её эволюции. Необходимым условием развития различного рода систем является наличие противоречия между элементами адаптации и индивидуальной изменчивости. Эволюционный смысл индивидуальных проявлений человека состоит в том, что эти проявления, порождаясь в системе, обеспечивают её существование и дальнейшее развитие. Системный подход в изучении личности Проявления личности очень разнообразны: физические хар-ки, познавательные проц., и др. Поэтому мы не можем дать одного определения личности, нужно использовать системный подход. Системный подход - связующее звено между философией и специальными науками. Общая теория систем пришла из биологии. Система – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определённую целостность, единство (Садовский). Общие характеристики системы: · целостность – несводимость к сумме частей и невыводимость из какой-либо части системы · структурность – связи и отношения упорядочиваются в структуру · взаимосвязь системы со средой – “закрытый” (не изменяющий среду и систему) или “открытый” характер · иерархичность – каждый элемент системы может быть подсистемой или включать в себя систему · множественность описания Психологи каждый по-своему обращались к этой проблеме, и большинство исследователей личности пришли к тому, что личность можно понять только при изучении человека как целостности (Левин, Мюррей, Маслоу, Олпорт). Необходимость рассматривать человека не только как систему, но и как элемент других систем: полисистемное знание. Социализация личности Социализация личности включает в себя два момента: · присвоение социальных норм и ценностей и их последующее · воспроизведение Уровень социализации проявляется в общении. Институты: семья, школа и т.д. В центре процесса социализации личности стоят различные акты содействия. Социальная среда воздействует на ребенка. Первая форма социальной связи – это психологический симбиоз с матерью. Сотрудничество ребенка со взрослым (содействие) – основа социализации личности (социальное – индивидуальное). Приобщение к культуре – из содействия. Ребёнок начинает применять по отношению к себе те формы поведения, которые другие применяли по отношению к нему. Культурное развитие ребёнка проходит 3 основные ступени (по Выготскому): 1. Жест в себе: указательный жест как неудавшееся хватательное движение 2. Жест для других. Ребёнок просёк, что на что покажешь, то и принесут. Первоначальный смысл в неудавшееся движение вносят другие. 3. Жест для себя. Жест становится движением, направленным на другого человека, средством связи. Всякая функция в культурном развитии ребёнка появляется на сцену дважды, в двух планах: сперва в социальном, потом в психологическом. Отношения между ВПФ были некогда реальными отношениями между людьми. Всякая ВПФ проходит через внешнюю стадию развития, т.к. функция является первоначально социальной. Основные характеристики ВПФ: 1.социальны по природе; 2.произвольны; 3.системны; 4.опосредованы. Три грани социализации личности. (по ЛСВ) · Грань индивидуализации. От интерпсихического, внешнего – к интрапсихическому, индивидуальному. Сперва “речь-для-других”, потом “речь-для-себя” (по ЛСВ). · Переход от “МЫ” к “Я”. Интимизация. Переход от 3его лица к 1ому. · “Интериоризация” как производство внутреннего плана сознания. Понимание мотивов других людей. Внутренняя речь как диалог с самим собой, преобладание смысла над значением, слияние смыслов
Принципы историко-эволюционного подхода в психологии личности. Эволюционный смысл возникновения того или иного феномена в порождающей его системе. Изучение целевой детерминации. Принцип 1. Эволюция любых развивающихся систем предполагает взаимодействие двух противоположных тенденций: к сохранению и к изменению данных систем. Принцип 2. В любой эволюционирующей системе функционируют избыточные неадаптивные элементы, относительно независимые от регулирующего влияния различных форм контроля и обеспечивающие саморазвитие системы при непредвиденных изменениях условий ее существования. Принцип 3. Необходимым условием развития различного рода систем является наличие противоречия (конфликта или гармонического взаимодействия) между адаптивными формами активности, направленными на реализацию родовой программы, и проявлениями активности элементов, несущих индивидуальную изменчивость. Социогенез личности. Асмолов: Историческое время, соц пространство, жизненный путь – 3 координаты. Важность общества. Социально-историческая обусловленность. Искусственное ограничение выбора деят-ти – обеспечение поведения (деиндивидуализация – Китайская стена). Мотивообразующий хар-р социально-исторического образа – изобретение потребностей (телевизор). Личность – элемент развития социальной системы, получает свою хар-ку через общественные ф-ии (роли). Социогенез – происхождение и развитие ВПФ, личности, межличностных отношений (обусловленность их особенностями социолизации данной культуры). При исследовании личности в разных культурах нужно избегать европоцентризма. Образцы поведения (этнические стереотипы) могут быть неосознанны, надсознательны. Различие внутри национальности больше, чем между нациями. Приспосабливаясь к соц условиям человек развивает в себе те черты, которые заставляют его желать действовать так, как он должен действовать. Строгий контроль – эффект выученной беспомощности (невозможность изменить события – отказ от попыток сделать это – нужда в регламентации). Этнический и социальный хар-р – выражение функциональных ролевых качеств личности, проявляющихся в его социотипическом поведении (личность слита соц общностью). Ф-ия социотипического поведения: нейтрализация роста вариативности, индивидуальности; освобождение от принятия решения в типовых стуациях. Отклонения есть у всех, иначе нет нормы. Леминальность – жизненный переход личности в другую общность – когда старая позиция оставлена, а новая не родилась. Субъект индивидуализации – соц группа (исторически), которая побуждала члена общины пройти через пороговые (леминальные ситуации). Процесс индивидуализации опирался на знаки – овладение своим Я.
Триандис, Малпасс, Дэвидсон: Межкультурные исследования нужны для подтверждения (и наоборот) инвариантности теорий во времени и пространстве. Направленность: установление сходства (различия). Эмический подход: описание явлений в культуре аппаратом культуры. Этический подход: универсальные понятия, можно сравнивать. Неверные тесты: вместо того, чтобы показывать как они справляются со СВОИМИ трудностями, мы говорим как они выполняют НАШИ задания (Вубер). Поведение = ф-ия от способности личности, субъективной культуры, личностных предиспозиций, физического окружения (география), социальной структуры, других факторов. Восприятие – социум, жизнь общества – восприимчивость к иллюзиям. Категоризация: одни ответы на разные стимулы. Когнитивные схемы: 1-е 25 слов (разные у индусов и датчан). Ценности: образ жизни, интеллектуальное развитие (богатый – независимость, бедный – подчинение, мексиканцы – пассивность). Личностные диспозиции зависят от социальных структур (ребенок противостоит социальному нажиму, если он подвергается более, чем 1 соц фактору). Базовые способности инвариантны (избирательность восприятия), а специфика процессов (выбор стимула) – различны в куьлтурах.
34. Структура личности. Черты личности. Смысловая сфера личности и психология Я. Методы диагностики и исследования личности
Структура личности и различные подходы к ее изучению в психологии. Классический психоанализ (структурная модель Фрейда) Личность делится на три структуры (хотя Фрейд полагал, что эти составляющие следует рассматривать скарее как некие процессы, чем как особые структуры): · Ид. Исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Ид функционирует целиком в бессознательном и тесно связано с инстинктивными биологическими побуждениями (еда, сон и др.). Согласно Фрейду, ид – нечто темное, биологическое, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющееся правилам. Ид сохраняет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей его жизни. Оно свободно от всяких ограничений. Ид выражает первичный принцип всей человеческой жизни – немедленную разрядку психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями (особенно сексуальными и агрессивными). Немедленная разрядка напряжения получила название принцип удовольствия. Ид использует рефлекторные реакции и первичные представления с целью получения немедленного удовлетворения инстинктивных побуждений. Ид можно сравнить со слепым королем, чья брутальная власть и авторитет заставляют подчиняться, но, чтобы реализовывать власть, он вынужден опираться на своих подданных. Фрейд рассматривал ид в качестве посредника между соматическими и психическими процессами в организме. Ид выполняет роль резервуара для всех примитивных инстинктивных побуждений и черпает свою энергию прямо из телесных процессов. · Эго. Это компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Эго стремится выразить и удовлетворить желания ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Эго получает свою структуру и функцию от ид, эволюционирует из него и заимствует часть энергии ид для своих нужд, чтобы отвечать требованиям социальной реальности. Таким образом, эго помогает обеспечивать безопасность и самосохранение организма. Эго решает задачу при помощи вторичных процессов представления. Эго подчиняется принципу реальности, цель которого – сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда будет найдена возможность достичь разрядки подходящим способом и/или будут найдены соответствующие условия во внешней среде. Принцип реальности вносит в наше поведение меру разумности. Эго различает реальность и фантазию, выдерживает умеренное напряжение, а также способно направлять поведение в нужное русло. · Суперэго. Это последний компонент развивающейся личности, представляющий интернализованную версию общественных норм и стандартов поведения, моральную сторону личности. С точки зрения Фрейда, организм человека не рождается с суперэго. Дети должны обретать его, благодаря взаимодействию с родителями и другими значимыми фигурами. Фрейд разделил суперэго на две подсистемы: совесть и эго-идеал. Совесть приобретается посредством родительских наказаний. Эго-идеал – поощрительный аспект суперэго. Суперэго считается полностью сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется самоконтролем. Аналитическая психология (структура личности по К.Г.Юнгу) Юнг утверждал, что душа (в теории Юнга термин, аналогичный личности) состоит из трех отдельных, но взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного. Эго – центр сферы сознания. Это все, что человек осознает. Это основа нашего самосознания. Личное бессознательное – это хранилище подавленного, вытесненного из сознания материала, а также скоплений связанных между собой мыслей и чувств, называемых комплексами (однажды сформировавшись, комплекс начинает влиять на поведение человека и его мироощущение). Материал личного бессознательного у каждого из нас уникален и, как правило, доступен для сознания. Коллективное бессознательное – хранилище латентных следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. Оно состоит из архаичных, изначальных элементов, называемых архетипами. Архетипы – это врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают человека воспринимать события определенным образом. Это не воспоминания как таковые, а именно предрасполагающие факторы. Примеры архетипов:
Изображения мандалы – символические воплощения единства и целостности «Я». Диспозициональная теория личности (личность по Г.Олпорту). «Личность – динамическая организация тех психофизических систем внутри индивидуума, которые определяют характерное для него поведение и мышление». Олпорт считал черту самой значительной единицей анализа для понимания и изучения личности. Черта личности – это предрасположенность к реагированию сходным образом на различные виды стимулов. Они Могут быть классифицированы как кардинальные (настолько пронизывает человека, что все его поступки можно свести к ее влиянию), центральные (не столь всеобъемлющие, но все же яркие характеристики человека), вторичные (менее заметные, а значит менее пригодные для характеристики личности). Олпорт также выделял общие (общие черты, по которым можно сопоставить большинство людей в данной культуре) и индивидуальные склонности (характеристики, свойственные какому-либо человеку) «Черты» черт: 1.Черта личности – это не только номинальное обозначение. 2.Черта личности является более обобщенным качеством, чем привычка. 3.Черта личности является движущим или, по крайней мере, определяющим элементом поведения. 4.Существование черт личности можно установить эмпирически. 5.Черта личности лишь относительно независима от остальных черт 6.Черта личности не является синонимом моральной или социальной оценки. 7.Черту можно рассматривать либо в контексте личности, у которой она обнаружена, либо по ее распространенности в обществе. 8.То, что поступки или даже привычки не согласуются с чертой личности, не является доказательством отсутствия данной черты. Диспозициональная теория личности (личность по Г.Айзенку) Суть теории: элементы личности могут быть расположены иерархически. Суперчерты (например, экстраверсия) состоят из черт (например, общительность, активность и т.п.). Черты состоят из многочисленных привычных реакций, которые в свою очередь, формируются из множества специфических реакций. Индивидуальная теория личности (А.Адлер). Рассматривал человека как целое, самосогласующееся и целостное. По Асмолову 1. Конституционально-антропометрическая стратегия. Пример: Э.Кречмер, У.Шелдон. Организация личности сводится к выявлению типов характера, причем характер и темперамент нередко отождествляются. 2. «Факторная» теория изучения черт личности. Пример: Г.Айзенк. Основой анализа являются черты личности, зафиксированные в языке, по выбору которых судят о структуре личности. 3. «Блочная» стратегия изучения. Нижний уровень: индивидные свойства. Следующий: психические процессы. Следующий: прошлый опыт. Верхний: блок направленности. 4. Мотивационно-динамическая стратегия. Пример: Олпорт. 5. Поведенческо-интеракционистская стратегия. Элементами являются те или иные компоненты взаимодействия между личностью и средой. Методы исследования личности в разных направлениях психологии.
Смысловая регуляция поведения личности Очерк: То, что присуще только человеку и каждому человеку – это его внутренний мир. Внутренний мир – не только образ внешнего, такой образ есть и у животных. Внутренний мир имеет своё специфическое содержание, свои законы формирования и развития, которые во многом (хотя и не полностью) зависят от мира внешнего. Поведение животных определяется двумя факторами: · Внешними стимулами, вызывающими автоматические инстинктивные или прижизненно сформированные реакции · Внутренними состояниями напряжения тех или иных потребностей. Взаимодействие этих двух форм детерминации может порождать очень сложное поведение, но это поведение подчинено только одной логике – логике удовлетворения своих потребностей. Сальваторе Мадди выделил три группы человеческих потребностей: · Биологические · Социальные · Психологические (это новое, потребности в суждении, символизации, воображении). В связи с этими группами выделяет два пути развития личности: · Биологические и социальные доминируют: конформистский тип (можно назвать этот тип поведения подчинённым реактивной логике) · Психологические доминируют: индивидуалистский. (можно назвать этот тип поведения подчинённым смысловой логике) Личность живёт не в среде, а в мире, отношения с которым она строит на основании логики жизненной необходимости – логики, в свете которой каждое действие и обстоятельство выступает как имеющее смысл. Основными составляющими внутреннего мира человека являются присущие только ему и вытекающие из его уникального личностного опыта устойчивые смыслы объектов и явлений, отражающие его отношение к ним, а также личностные ценности, которые являются, наряду с потребностями, источниками этих смыслов. Потребности и личностные ценности занимают одно и то же место в структуре мотивации человека и в структуре порождения смыслов. Таким образом и поведение человека может быть подчинено логике удовлетворения своих потребностей или смысловой логике.
Проблема “Я” и направления её изучения в психологии. Самосознание личности. Кон: Хотя это одно из старейших философо-психологических понятий, его категориальный статус не определён. Понятие “Я” соотносят то с личностью, то с самосознанием. Но “Я” – не просто личность, а личность, рассматриваемая изнутри. А самосознание может быть и групповым. Понятие “Я” двояко, т.к. как заметил ещё Кант, “Я” – это субъект мышления, рефлексирующее “Я” и одновременно объект восприятия и внутреннего чувства. В психологии первое называют действующим, субъектным, экзистенциальным “Я”, а второе – “Я-концепцией”. Как на “Я” посмотришь, так и определишь: для бихевиориста понятия “самости” вообще не существует. Пока никто не сумел внятно разделить “Я” рефлексирующее и действующее. Эриксон выделяет “Эго-идентичность”, определяя его то как “осознанное чувство индивидуальной идентичности”, то как “бессознательное стремление к последовательности личного характера”, то как “критерий молчаливой деятельности Эго-синтеза”. Левинджер в своей концепции тоже многозначен. Он считает, что определить “Эго” так же трудно, как жизнь. Считает его синтетической, организующей функцией психики. Процесс развития Эго он понимает как моральное, когнитивное развитие и рост способности к межличностным отношениям. Неверно, что образ “Я” сводится к сумме самоощущений. Личностный подход позволяет проанализировать понятие “Я”. Проблема в том, что понятия субъективности, диалогичности и ценности “Я” не поддаются жесткой операционализации и не укладываются в привычную логику экспериментальной науки, построенной по образцу естествознания и поэтому ориентированной на изучение безличных процессов. Ограниченность можно преодолеть на уровне философского синтеза. Помощь в решении проблемы “Я” психологам оказывают смежные гуманитарные науки: этнокультурология и историческая психология. Также ценным источником является литературоведение: художественно-образное познание старше научно-теоретического.
Теория выполняет роль катализатора для эмпирического исследования важных личностных феноменов и обеспечивает смысловую основу интерпретации установленных фактов и закономерностей. В отличие от несистематических наблюдений или соображений с позиции здравого смысла, при экспериментальном изучении личности те или иные заключения, касающиеся человеческого поведения, не считаются обоснованными до тех пор, пока не будут представлены объективные и воспроизводимые данные. В основе всех исследовательских подходов в психологии личности лежит наблюдение. Существует несистематизированное, естественное (в реальных жизненных условиях) и контролируемое полевое наблюдение (естественное наблюдение + экспериментальный контроль). Минусы естественного наблюдения: 1) наблюдатели часто оказываются простыми свидетелями непредсказуемых событий, которые они не вполне могут контролировать. 2) обобщение результатов наблюдения основывается на малом количестве наблюдаемых объектов. 3) наблюдатели могут непреднамеренно вмешиваться в происходящее. Метод анамнеза. Детальное изучение поведения человека в течение продолжительного периода времени называется историей болезни, или изучением анамнеза. Этот метод обеспечивает возможность глубокого анализа отдельной личности. Метод направлен прежде всего на диагностику и лечение индивидуумов, страдающих эмоциональными расстройствами. Кроме того, изучение клинических случаев имело значение при создании ряда теорий личности и при изучении здоровых индивидуумов на протяжении многих лет. При описании прошлого пациента используются разные методы, как-то: биографические и автобиографические очерки, личностные опросники и проективные тесты, интервью, а также информация, полученная от тех людей, которые хорошо знают данного человека. «+»: 1) Показывает сложность и уникальность индивидуума. 2) Свободен от искусственных и надуманных лабораторных условий. «-»: 1) Не обеспечивает надежной основы для формулирования общих принципов поведения; рассматриваемые случаи слишком частные. 2) Результаты могут отражать интересы и личные склонности исследователя. 3) Не позволяет выделять причинно-следственные отношения между переменными. Корреляционный метод. Этот метод используется для установления связей между переменными и внутри них. Переменными здесь могут быть данные тестирования, демографические характеристики, результаты измерения черт характера по методу самооценки, мотивы, ценности и установки, физиологические реакции, а также стиль поведения. При помощи этого метода можно получить ответ на такие вопросы, как-то: можно ли на основе успеваемости в колледже предсказать профессиональный успех в дальнейшем. Для решения подобных задач психологи вычисляют статический индекс, называемый коэффициентом корреляции. Он показывает степень зависимости двух переменных и направление этой зависимости (прямая или обратная). Коэффициент корреляции может варьировать от –1 до +1. «+»: 1) Позволяет изучать широкий круг переменных, относящихся к индивидуальным различиям. 2) Позволяет изучать переменные в естественных условиях реальной жизни. 3) Позволяет определить, может ли имеющаяся информация об одной переменной использоваться для предсказания появления (действия) второй переменной в будущем.
«-»: 1) Не позволяет делать заключение о том, что переменные причинно связаны. 2) Возможны недоразумения, вызванные действием «третьей переменной». 3) Надежность и валидность шкал самооценки могут быть сомнительными. Экспериментальный метод. Этот метод дает исследователям возможность устанавливать причинно-следственные связи посредством манипуляции определенной переменной в тщательно контролируемых условиях, что позволяет наблюдать изменения второй переменной, как результат изменений первой переменной.
«+»: 1) Позволяет изолировать отдельные переменные и манипулировать ими по своему усмотрению. 2) Устанавливает причинно-следственные связи; позволяет делать выводы о причинности. 3) Сбор данных, их запись и анализ объективизированны.
«-»: 1) Круг феноменов, которые можно изучать в лаборатории, ограничен по этическим соображениям. 2) Искусственные лабораторные условия могут ограничивать возможность распространить закономерности поведения в экспериментальной ситуации на поведение в иных, не тестовых условиях. 1) На изменение изучаемой переменной могут оказывать влияние экспериментальные артефакты (например, представления о социально желательном или нежелательном поведении и др.) Ни один метод не является идеальным для решения всех вопросов. Методы оценки личности должны удовлетворять критериям стандартизации, нормирования, надежности и валидности. Стандартизация подразумевает единообразие процедур проведения теста и подсчета результатов. Тестовые нормы – это стандарт, с которым сравниваются оценки испытуемых. Надежность означает, что повторное проведение того же самого теста должно давать приемлемо сходные результаты или оценки. Валидность – это вопрос о том, измеряет ли тест именно то, что предназначен измерять, а также предсказывает ли он именно то, что предполагалось предсказывать с его помощью. Центральным вопросом в процессе научного исследования является измерение различных аспектов отдельной личности. Основными подходами к оценке личности являются метод интервью, личностные тесты самоотчета и проективные тесты. Интервью – один из наиболее распространенных методов получения информации о людях. Их можно разделить на структурированные и неструктурированные. Структурированная форма предпочтительна при проведении научного исследования, а неструктурированная – в терапевтической ситуации. Методы самоотчета бывают двух типов: тесты, измеряющие единственный показатель и тесты, измеряющие одновременно несколько показателей. Пример первого. «Шкала самосоознания»: была сконструирована с целью измерения двух самостоятельных параметров самосознания; первая субшкала оценивает личностное самоосознание, определяемое как степень осознания испытуемыми их собственного настроения, установок, мыслей и физического состояния (образцы вопросов теста: «Я всегда стараюсь понять, что со мной происходит», «Я быстро реагирую на изменения в своем настроении»); вторая субшкала измеряет общественное само осознание, определяемое как степень озабоченности человека по поводу того, как он выглядит в социальных ситуациях (образцы вопросов теста: «Мне не безразлично как я выгляжу» и др.) Пример второго. «Миннесотский многоаспектный личностный опросник»: самый распространенный многомерный тест; это наборы из сотен утверждений, на которые возможен ответ «да» или «нет»; в тест также входят четыре «контрольные шкалы» (например, «Шкала лжи»). «+»: испытуемым предоставляется минимальная свобода в ответах, а на процедуру подсчета результатов не влияют личные склонности или теоретическая ориентация экспериментатора. «-»: предумышленный обман, фальсификация ответов в социально желаемом свете и т.п. Проективные методы пытаются проникнуть в неосознаваемые или очень тонкие аспекты личности. Существует много различных типов. Линдсей подразделяет их на 5 типов:1) ассоциативные методы (пример: «Тест чернильных пятен»); 2) конструктивные методы (пример: составить рассказ по картинкам и рассказать о возникающих при этом чувствах); 3) методы завершения (пример: испытуемому предлагают завершить мысль – «тест незаконченных предложений Роттера»); 4) экспрессивные методы – рисование картинки (пример: тест «Нарисуй человека»); 5) методы выбора или распределения по порядку.
МОТИВАЦИЯ
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 1231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.17 (0.014 с.) |