Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Побуждающая функция мотива и эффективность деятельности

Поиск

Закон оптимальной мотивации Йеркса-Додсона.

С усилением общей активации повышается качество исполнения действий, но до определенного предела. Если мотивация слишком высока, исполнение ухудшится.

Йеркс, Додсон провели эксперимент на мышах, цыплятах, кошках и человеке. Задача: различение яркостей двух предметов. Один из ответов произвольно оценивался как неправильный. Первый эксперимент – на танцующих мышах. Животных научали различать цвета – черный и белый.

Первый фактор – легкость или трудность задачи. Задача научения построена так: перед животными два тоннеля. Один окрашен белой, другой – черной краской (или закрыт белой и черной дверкой). Приманка всегда находится там, где белое, белый цвет. Белое и черное меняются в случайном порядке от пробы к пробе. Нужно различать. Задача – легкая, контраст цветов велик. Средняя сложность – предъявляют два черных цвета, один – несколько светлее чем другой. Трудная задача - фактически один и тот же цвет – серый, но оттенки разные. В одном случае – несколько светлее, чем другой.

Второй переменный фактор - сила отрицательного подкрепления. Позитивное подкрепление – приманка – не меняется, а негативное – изменялось. В полу тоннеля проложена проволочная сетка и по этой сетке – ток, ток определенного напряжения. Напряжение тока – слабой, средней силы или сильный. Абсцисса – ток, ордината – число проб для достижения необходимого уровня. В каждом случае имеется оптимум мотивации, при котором научение наиболее быстрое. Однако, этот оптимум зависит от трудности задачи.

Исследовательский вопрос: сила задач и сила отрицательного подкрепления. Какая мотивация является оптимальной для легкой или трудной задачи? Между этими двумя факторами – обратная связь.

Закон: «С увеличением трудности задания интенсивность наказания, определяющая оптимальную скорость научения, должна приближаться к пороговой величине».

Это означает, что в случае трудной задачи оптимум достигается при слабой мотивации, тогда как при легкой задаче он соответствует сильной мотивации. Очевидно, что при легкой задаче избыточная мотивация не вызывает нарушений поведения (закон силы, у Торндайка). Но такая возможность возникает при трудных задачах.

Линдслей. Когда активация становится чрезмерной, эффективность человека ухудшается, появляются признаки дезорганизации и ослабления контроля.

Даффи. Результаты детей, которые были чрезмерно напряжены (напряжение измерялось с помощью динамогрофа), оказались хуже.

Шлосберг. Время реакции + тремор руки +КГР (та же самая кривая).

С усилением мотивации повышается качество исполнения, но до определенного предела: если она слишком велика, исполнение ухудшается.

Повседневная жизнь: учащиеся теряются на экзамене, войска лучше маневрируют на учениях, чем в бою.

Стенетт. Отношение между активацией, мотивацией, исполнением.

Слуховое слежение. Испытуемый должен был поворачивать ручку, так, чтобы звук исчез, при этом точка, соответствующая нулю периодически перемещалась программистом.

Три уровня мотивации: 1. Слабая мотивация: калибровка прибора; 2. Средняя: небольшие вознаграждения за успехи; 3. Сильная: большое вознаграждение за успех, ток за неудачу.

Активация (по КГР) увеличивалась от 1 к 3, однако лучшие результаты были получены в ситуации 2.

Фримен обобщил эти результаты. Получилась кривая с пиком (абсцисса: уровень стимуляции (активность субъекта от сна до эмоционального шока)). Связывает ухудшение эффективности с эмоциональной реакцией, чего не было в прежних исследованиях, в которых сильная активация, измеряемая по мышечному напряжению или уменьшению сопротивления кожи, означала только факт превышения оптимума мотивации. Уровень активации – энергетический эффект стимуляции (бихевиористская точка зрения).

Хебб. Ситуация = информация + уровень активации ретикулярной формации. Если этот уровень повышается и более сложная ситуация требует более тонкой адаптации, то происходит взаимодействие этих двух систем (информации и активации) и при наличии тревожных и эмоциональных реакций наблюдается ухудшение исполнения (но кривая та же).

Мальмо. Ухудшение исполнения при сильной активации связано с природой задачи: замедленные реакции в задачах, требующих быстроты; неловкость, когда надо быть точным; более медленное научение, более низкое качества интеллектуальных решений.

Кардо. Амфетамин влияет на условную реакцию избегания у крыс (слабые дозы улучшают, сильные вызывают беспорядочные ответы).

Патрик. Человек. Кабина – 4-ре двери. Надо найти как можно быстрее выход. Искомая дверь все время менялась, но не повторялась два раза подряд. Логического решения не было. Но можно найти более или менее рациональную стратегию. Если усиливали мотивацию испытуемого (в кабине сверху сыпались гвозди или пропускался электрический ток через пол), решения становились менее рациональными, более стереотипными и неэффективными.

Интенсивность стимуляции отрицательно сказывается на нашей эффективности, на адаптации к задачам, которые непрерывно ставит перед нами среда.

Нарушение адаптации, когда интенсивность ситуации становится слишком сильной.

Методы диагностики мотивации: К методам диагностики мотивации относятся наблюдение, анкетирование, хронометраж (фотография) своего дня, шкалирование и др. Наблюдение. Мотивация доступна наблюдению. Ее довольно легко обнаружить: об отношении учащихся к учению или труду можно судить по наличию или отсутствию интереса к предмету, прилежанию, активности на уроках, систематическому выполнению заданий и т.д. Изучение учащихся будет более целенаправленным, если проводить наблюдения по следующим признакам. Анкетирование. Письменный опрос или анкета. Анкета как научный инструмент есть результат тщательной и трудоемкой работы экспертов по ее созданию. Проективные методы. Эти методы построены на анализе продуктов воображения и фантазии. Они основаны на представлениях 3. Фрейда о механизме проекции, а также на многочисленных исследованиях влияния мотивации на воображение и перцепцию. Проективные методы используются для диагностики глубинных мотивационных образований, особенно неосознаваемых мотивов. Эти методы сначала возникли в условиях клиники, но в дальнейшем стали интенсивно использоваться и в экспериментальной психологии. Проективные методики многообразны. У нас в стране одна из модификаций, чаще всего используемая для выявления мотивации, ТАТ была создана Е. Т. Соколовой (1982) для диагностики мотивации подростка. Стимульный материал методики включает 20 сюжетных таблиц, которые предъявляются индивидуально в 2 сеанса по 10 таблиц. Тест выявляет потребность в эмоциональных контактах, в достижении, повиновении, избегании наказания, агрессии.

 

 

Ситуационная динамика мотивации. Цели и целеполагание. Развитие мотивации.

Общая характеристика теории поля Левина.

Ситуативная мотивация – понятие тесно связано с исследованиями К.Левина, образовал школу. Исследования проводились в рамках теоретического контекста – общие представления Левина о предмете и задачах психологии.

Основные теоретические положения К.Левина о предмете и задачах психологии.

Задачи психологии

1. Основная задача состоит в том, чтобы, в конечном счете, создать такую теорию, с помощью которой можно было бы объяснить поведение любого человека в любой конкретной ситуации.

2. Теории должна быть такой, что бы на ее основе можно было предсказывать поведение человека и управлять им.

Предмет психологии.

Для того, чтобы создать такую теорию, человек должен рассматриваться в контексте того окружения, в котором человек в каждый данный момент времени находится.

Этот тезис выражается формулой:

V = f (P, U)

V – поведение

P – особенности человека

U - особенности его окружения

 

С помощью этой формулы Левин стремится подчеркнуть, что мы должны изучать поведение человека в конкретной ситуации — это есть функция двух переменных: конкретных особенностей человека и конкретных особенностей окружения.

Совокупность взаимовлияющих друг на друга особенностей человека и его окружения, определяющих поведение человека в конкретной ситуации в данный момент времени, Левин обозначает термином ПОЛЕ.

Отсюда происходит название его теории — «теория поля», опираясь на которую с точки зрения Левина можно решить три благородные задачи.

Основное содержание переменных.

Р — к основным особенностям человека, которые являются самыми главными, определяющими его поведение, Левин относит 2 вида мотивов:

- истинные потребности;

- квазипотребности.

 

Истинные потребности - относятся все врожденные потребности (инстинктивные), например, чувство голода, стремление человека к достижению центральных волевых целей.

Центральные волевые цели – это отдаленные, перспективные жизненные цели человека, задающие направленность его жизни. Связанное с целями стремление не назовешь врожденными и инстинктивными, т. к. эти цели возникают в результате осознанного решения человека (например, стремление человека приобрести определенные профессии).

Квазипотребность – побуждение к деятельности, направленной на достижение определенного результата, возникающее в связи с намерением человека совершить эту деятельность. Квазипотребность рассматривается как составная часть намерения, которая включает помимо осознанного принятия решения о совершении какого-то действия, еще и побуждение к этому действию. Например, у меня есть решение написать на доске и потребность это сделать.

 

Рубинштейн. Намерение представляет собой зафиксированное решение, направленность на осуществление цели.

Левин был первым, кто обратил внимание на то, что намерения человека совершить определенную деятельность так же может обладать побудительной силой.

Побуждения, связанные с намерением – особый вид побуждения. Левин предлагает для его обозначения особый термин – квазипотребность (имеющая определенную специфику, нежели традиционные; традиционные — истинные потребности).

Побуждение + намерение — квазипотребность.

Квазипотребность есть тот самый вид побуждения, который рассматривается в психологии как ситуативная мотивация, т. е. мотивация, которая побуждает и направляет деятельность человека в конкретных жизненных ситуациях в конкретный, данный момент времени.

Деятельность может быть мотивирована всеми 7-ю потребностями по Маслоу.

Любая конкретная деятельность состоит из совокупности преднамеренных деятельностей, для которых нужны частные действия со своими мотивациями. Частные по Левину – преднамеренные деятельности.

Чтение лекций – конкретный процесс, последовательное осуществление последовательных действий.

Истинные потребности составляют основу для возникновения квазипотребностей. Побудительная сила квази проистекает из истинных потребностей (энергетический источник для квази потребностей).

Пример. Для чего лектору необходимо привести доску в порядок? Необходимо для реализации другой квазипотребности – рассказать материал, который намечен лектором.

Для чего лектор приходит, чтобы рассказывать материал? – апелляция к истинной (базовой) мотивации – комплекс потребностей (7 по Маслоу).

Намерения не являются чем-то изолированным… (К.Левин).

U – особенности окружения.

Окружение – конкретная ситуация, в которой находится человек в данный момент времени.

Говоря об окружении, Левин имеет в виду не физическое, не социальное окружение, а только лишь психологическое.

Психологическое окружение – совокупность психологических фактов, определяющих поведение человека в данной ситуации и в данный момент времени. Фактами могут быть различные объекты, люди, события, действия и другие его аспекты.

Пример психологического окружения и его отличие от физического и социального.

Психологическое окружение Капустина состоит из трех фактов:

1. Студенты

2. Конспект, на который ориентируется, читая лекции.

3. Общая атмосфера, царящая в аудитории, которая свидетельствует об эффективности работы по отношению студентов.

Физическое окружение в данной аудитории включает описание размеров аудитории, кол-во столов, людей и т.д.

Социальное окружение – анкеты, в которых указаны должность, семейное положение и другие характеристики.

Психологическое окружение не тождественно окружению физическому и социальному.

Человек и его окружение вместе образуют жизненное пространство, в котором человек находится в данный момент. Термином жизненное пространство Левин подчеркивает, что с психологической точки зрения, жизнь человека происходит здесь и сейчас, в конкретный данный момент времени.

Рисунок – две окружности: в центре Р, а окружение – U.

Изобразим жизненное пространство более дифференцировано. Разбиваем малый круг на ячейки, обозначающие квазипотребности. Большой круг разбивается на определенные регионы – соответствующие определенным жизненным окружениям.

Поведение человека представляется в виде вектора, направленного от человека к факту, на которое направлено поведение.

Поведение человека – это функция взаимовлияющих друг на друга переменных Р и U.

Взаимовлияние состоит в следующем.

1. Как переменная Р влияет на U.

2. Как переменная U влияет на Р.

 

1. Р --- U. Как потребности и квазипотребности влияют на психологическое окружение.

Факт – при возникновении у человека потребностей или квазипотребностей, определенные факты его психологического окружения начинают восприниматься пристрастно. События мира, объекты, ситуации начинают приобретать Валентность.

Валентность – степень побудительности или привлекательности различных предметов, событий, ситуаций и других аспектов окружающего мира.

Валентность варьируется по степени – более выражена, менее выражена.

Для голодного человека положительную валентность (побудительность, привлекательность) приобретают пищевые объекты. Если у человека хронически нет возможности удовлетворить эту потребность, положительной валентностью начинают обладать объекты, связанные с пищевыми (продуктовый магазин, обеденный стол, холодильник). Если голодный человек удовлетворяет свою потребность, положительная валентность пищевых объектов начинает уменьшаться. При чрезмерном удовлетворении, пищевые объекты приобретают отрицательную валентность, пресыщение. Отрицательной валентностью могут приобретать объекты, препятствующие удовлетворению потребности – закрытые двери продуктового магазина, пустые прилавки.

2. U --- Р

В перечень фактов психологического окружения входят только те, которые обладают положительной или отрицательной валентностью. Факты окружения являются значимыми, имеют прямое отношение к Р.

С.А. +, К +, Атмосфера может меняться в ходе лекции, поэтому ее изображаем от + до -. Из этого вытекает, что у лектора есть квазипотребность рассказать материал.

Влияние достаточно очевидно, обнаруживается в многочисленных фактах повседневной жизни человека. Наше окружение оказывает влияние на человека, на возникновение у него квазипотребностей.

Испытуемых приглашали в комнату, в которой на столе находились определенные предметы (зеркало, книга, колокольчик и др.). Испытуемых оставляли наедине, проявляли интерес к предметам. Эти факты свидетельствуют о том, что вещи могут обладать положительной валентностью.

Грязная доска препятствует осуществлению намерения – имеет отрицательную валентность – возникают новые намерения и новая квазипотребность – привести доску в порядок.

Идет обратное влияние со стороны окружения на поведение.

 

Поле - это жизненное пространство человека, представляющее собой множество сосуществующих друг с другом и взаимовлияющих друг на друга фактов, образующих единое целое, которое определяет поведение человека в конкретной ситуации в данный момент времени.

К.Левин: «Романист, рассказывающий историю, лежащую за фасадом поведения, сообщает данные в конкретной взаимосвязи, как часть единого целого. Психология должна отделять друг от друга отдельные факторы, влияющие на поведение, множество взаимозависимых фактов составляют единое поле...»

Рассмотрим как эта теория объясняет конкретные феномены исследования:

- Ситуативное запоминание человеком собственных намерений.

- Забывание человеком собственных намерений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 507; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.42.122 (0.009 с.)