Основные подходы к изучению восприятия. Теории восприятия



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные подходы к изучению восприятия. Теории восприятия



Субъектно- и объектно-ориентированные процессы восприятия

Все теории можно условно разделись на две большие группы по представлению о детерминантах процесса восприятия. Подходы отличаются по двум критериям:

1. По степени участия субъекта и объектов окружающего мира в качестве основных детерминант процесса восприятия.

Объектно-ориентированный подход. Процесс восприятия обусловлен воздействиями со стороны объектов окружающего мира.

Субъектно-ориентированный подход.Главная детерминанта – субъект, познавательный опыт человека, его потребности, эмоции, намерения, личностные особенности.

Ситуация вечеринки с коктейлем. Множество людей, которые едят, разговаривают. Входит новый человек – слышит гул голосов, начинает прислушиваться, что говорит интересующий его человек (из гула голосов воспринимает информацию). Захотел обратить внимание на то, что говорит другой собеседник – начинает слышать, что говорит другой. Физическое воздействие на органы чувств, происходит, даже если предыдущий оратор продолжает говорить, а вот его речь не воспринимается (субъектные детерминанты).

Влияние установок человека на процессы восприятия: Пример Бодалева. Двум разным группам испытуемых предъявлялся один и тот же портрет человека (герой – преступник). Восприятие астрономами планеты Сатурн (Ричард Грегори). Долгое время Сатурн воспринимали как шар, окруженный ореолами конкретных форм, меняющихся в зависимости от времени наблюдения. Один человек понял, что Сатурн окружает кольцо, и все стали видеть кольцо, меняющее угол наклона. Появился новый познавательный опыт.

 

2. Второе различие касается основного содержания процесса восприятия.

В объектно-ориентированном подходе основное содержание процесса восприятия рассматривается как непосредственное отражение физических воздействий со стороны объективно существующего окружающего мира. Например, соответствие между частотой колебания звуковой волны (физическая характеристика – объективная) и высотой воспринимаемого звука (субъективная характеристика).

Субъектно-ориентированный подход. Процесс восприятия – это воплощение уже имеющихся у субъекта знаний об окружающем мире в образы его восприятия. Например, лектор смотрит на нечто в своей руке и говорит, что это мел, он воспринимает объект и одновременно знает, что это мел, им пишут на доске, он крошится, и т.д.

На эти два аспекта восприятия указывал еще А.Н.Леонтьев. Леонтьевская чувственная ткань - это то, что возникает в сознании человека, в результате воздействия окружающего мира на органы чувств, в ней представлена сознательная картина мира человека, которая возникает у него в процессе присвоения значений.

Таким образом, можно сказать, что объективисты подчёркивают значимость чувственной основы, а субъективисты – предметного содержания и связанного с этим субъективного опыта конкретного человека.

Объектно-ориентированные теории восприятия.

1. Структуралистская теория восприятия

2. Гештальттеория восприятия

3. Экологическая теория восприятия (Гибсон)

Субъектно-ориентированные теории восприятия

1. теория бессознательного умозаключения;

2. теория категоризации;

3. теория перцептивного цикла.

 

Структуралистская теория восприятия.

Основную суть данной теории можно сформулировать в виде тезиса: «Образ восприятия является результатом процесса суммации отдельных элементов».

1. Что такое элементы? Это то, что не разложимо на составные части, а более конкретно Титченер выделяет 2 вида элементов:

· ощущения – элементарные образы, характеризующиеся только одним свойством – сенсорное качество, и возникающие при воздействии на органы чувств отдельных видов физической энергии, т.е. когда раздражается отдельный рецептор.

·· образы памяти – следы прежних ощущений. Если два ощущения повторялись совместно много раз и если затем возникает одно ощущение (или образ памяти), то сразу же появляется образ памяти другого ощущения (например, один только вид молотка вызывает переживание стука).

2. Что такое процесс суммации элементов? Это процесс соединения элементов в образы, целиком и полностью обусловленный законами работы нервной системы.

С точки зрения структуралистов, все, что мы видим, состоит из ЕЗР (едва заметных различий) света и тени, цветовых точек или пятен. Например, движение объекта складывается из восприятия его в каждый момент времени в различных точках пространства.

В психологии восприятия есть область - восприятие цвета. В ней существуют только структуралистские объяснения, а следовательно, очень легко показать, что такое с точки зрения структурализма, законы, обусловленные особенностями нервной системы, которые соединяют отдельные элементы в нечто другое и в результате получаются феномены. Самая простая для разъяснения теория - Трехкомпонентная теория восприятия цвета. Авторы: Томас Юнг (1773-1829), Герман Гельмгольц (1821-1894).

Оказывается, что в сетчатке глаза существуют три типа рецепторов, которые избирательно чувствительны к трем различным длинам цветовых волн, которые вызывают 3 основных ощущения. Как, опираясь на эти элементы можно объяснить возникновение более сложных ощущений других цветов? Например, с помощью определенных законов суммации, которые в данной теории называются законом смешения цветов.

Ощущение любого цвета может быть получено путем смешения указанных основных цветов, если взять определенную пропорцию их интенсивности:

И – интенсивность.

Ц – цвет С – синий; З – зеленый; К – красный.

И (Ц) = И1 (С) + И2 (З) + И3 (К)

Это уравнение некая метафора.

И1 И2 И3 – совершенно конкретные числа, которые указывают пропорции, в которых надо взять основные цвета с тем, чтобы у нас возникло ощущение какого-то цвета.

Еще один закон: для каждого цвета существует дополнительный цвет, сложение с которым вызывает ощущение ахроматического цвета (любой оттенок - от черного до белого). Это означает, что если мы наложим на ощущение красного цвета ощущение зеленого цвета, которое вызывается другой длиной волны, то в результате мы увидим оттенок ахроматического цвета.

Для каждого цвета существует набор из этих трех чисел.

В отношении каких свойств образов восприятия, предлагаемые теоретические объяснения сохраняют свою актуальность и в настоящее время?

Структуралистские объяснения, бесспорно, сохраняют свою актуальность в отношении такого свойства образа восприятия как сенсорное качество.

Структуралистские объяснения других свойств восприятия (конфигурация, константность, предметность и т.д.) в настоящее время среди психологов широкой популярностью не пользуются, т.к. другие теории объясняют их более убедительно.

Что собой представляет с точки зрения той или иной теории проксимальный стимул для восприятия?

Проксимальный стимул – это множество (совокупность) отдельных физических воздействий, которые вызывают эти ощущения.

Как авторы теории описывают процесс восприятия?

Процесс восприятия состоит из 2-х стадий:

1 - возникновение ощущений и образа памяти;

2 - суммация ощущений и образов памяти, обусловленная законами работы НС.

 

Гештальттеория восприятия

В разработку внесли свой вклад много различных психологов, таких как Макс Вертхаймер, Вольфганг Келер, Курт Коффка. Гештальттеория развивалась как оппозиция структуралистской теории.

Образ восприятия – это целостная структура, являющаяся результатом динамической перецептивной организации ее частей.

1. Образ восприятия – это всегда целостная структура. С точки зрения гештальтпсихологов это некая определенная фигура, расположенная на фоне.

2. В этой целостной структуре можно выделить отдельные части, но они ни в коем случае не являются элементами в структуралистском понимании.

3. Образ восприятия – это не сумма частей, а результат их динамической, силовой, перцептивной организации.

По каким особенностям мы в образе отличаем фигуру от фона?

Гештальтпсихологи приводят несколько таких характеристик:

1. фигура всегда выглядит как вещь-объект, а фон как аморфный субстрат;

2. фигура всегда выглядит как выступающая вперед;

3. контур, разделяющий фигуру и фон, воспринимается, как принадлежащий фигуре.

4. фигура имеет четкую локализацию в пространстве, которой фон не имеет.

Гештальтпсихологи утверждают, что любой человек если внимательно изучит свои образы, увидит, что они распадаются на эти две части, то, что мы называем фигура и фон.

«Динамическая перцептивная организация, элементов, находящихся в зрительном поле», - элементы это часть, фрагмент, компонент или предмет, все, что отдельно расположено в поле восприятия. В тезисе сказано, что эта целостная структура является результатом динамической перцептивной организации. Что это такое? Гештальтпсихологии разъясняют, что такое динамическая перцептивная организация, приводя примеры так называемых законов перцептивной организации.

· Закон близость в пространстве

Чем ближе друг к другу расположены элементы в зрительном поле, тем с большей вероятностью они образуют фигуру

В качестве фигур мы воспринимаем параллельные линии, а пустоты воспринимаются как фон.

 

 

·· Закон хорошее продолжение

Чем в большей степени одни элементы в зрительном поле являются продолжением других, тем с большей вероятностью они образуют фигуру.

                               
               
 

 


Законы перцептивной организации имеют динамическую (силовую) природу. С точки зрения гештальпсихологов возникновение образов восприятия как целостных структур, расположенных на фоне является результатом определенной работы, которую совершают перцептивные силы.

Эти силы бывают 2-х видов:

Связывающие – интегрируют отдельные части или элементы, которые находятся в поле восприятия, в целостные фигуры.

Сдерживающие – возникают в результате действия связывающих сил, они противоположны им по направлению и, напротив, являются потенциальными источниками дезинтеграции фигур.

Пример: восприятие двойственных фигур, 2 профиля фигур – мы видим вазу. Под влиянием того, что сдерживающие силы превысили связывающие, происходит распад фигуры и возникают новые фигуры. Это силовая борьба хорошо прослеживается в смене структуры образа восприятия.

Предложив свое объяснение возникновения образов восприятия, которые опираются на перцептивные силы, гештальпсихологи не могли не задаться вопросом о природе этих сил. В качестве ответа они формируют теоретический постулат «Принцип изоморфизма», который устанавливает существование подобия между феноменами психики и теми феноменами, которые наблюдаются в ЦНС.

В результате воздействия объектов внешнего мира на органы чувств, в ЦНС возникают различные области возбуждения, которые соответствуют этим воздействиям. Поскольку мозг является электролитом, то внутри этих областей возбуждения и между ними начинают возникать различного рода электродвижущие силы. Вся сложная конфигурация силовых взаимодействий внутри и между различными областями возбуждения находит свое субъективное отражение в образах восприятия в виде связывающих и сдерживающих сил.

 

В отношении каких свойств образов восприятия, предлагаемые теоретические объяснения сохраняют свою актуальность и в настоящее время?

Несмотря на недоказанность принципа изоморфизма, наибольшим успехом среди психологов и по сей день пользуются объяснения такого свойства перцептивного образа гештальта, как конфигурация.

Что собой представляет с точки зрения той или иной теории проксимальный стимул для восприятия?

Проксимальным стимулом для восприятия является сложное целостное физическое воздействие.

Как авторы теории описывают процесс восприятия?

Процесс восприятия – это процесс динамической перцептивной организации, которая подчиняется определенным законам и осуществляется посредством перцептивных сил. При этом природа перцептивных сил объясняется с помощью принципа изоморфизма.



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.217.174 (0.017 с.)