Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы психологического исследования. Типы психологических экспериментов.

Поиск

 

Последний уровень методологии – конкретные эмпирические методики, определяющие сбор и обработку данных. Исследователь должен всегда отдавать себе отчет в том, на какой методологической базе была создана та или иная методика и возможно ли её применение в другом контексте.

Классификация методов всегда носит условный хар-р, т.к. одно и то же название метода может маскировать совершенно разные теоретические позиции отдельных авторов. Прежде чем перейти к описанию основных методов психол. исследования необх. разобраться, чем метод отличается от методики. Метод – это структура исследования, способ его организации, способ проверки гипотезы. Методика – способ фиксации эмпирических данных.

Основными эмпирическими м-дами исследования в психологии принято считать наблюдение, эксперимент, психодиагностический метод и измерение. Ряд используемых в психологии методик могут использоваться и для целей наблюдения, и для целей психодиагностики, например: м-д анкетирования и м-д беседы (интервью), м-д анализа результатов деятельности и др. Кроме того, сами методы, например наблюдение, могут являться методиками сбора эмпирич. данных и явл-ся, например частью эксперимента. Þ 2 направления: 1) методы проверки гипотез (наблюдение, корреляционное исследование, эксперимент и квазиэксперимент); 2) методы сбора данных (измерение, беседа, опрос, анкетирование, анализ продуктов деят-ти).

Наблюдение обычно описывают как «преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие психических явлений с целью изучения их специфических изменений в опр. условиях и отыскания смысла этих явлений, к-ый непосредственно не дан» (словарь под ред. Петровского и Ярошевского). Наблюдение как научный м-д предполагает: четко поставленную цель, подробно разработанный план, исходную описательную гипотезу (в данном случае управлять зависимостями невозможно). При психол. наблюдении субъект наблюдения исп. спец. выделенные категории и единицы, выступающие как средства качественного описания наблюдаемой им реальности. Единицы наблюдения: описание объекта в словаре ест. языка и языка научных понятий; категория наблюдения разработка систем условных названий, искусственных созданных знаков и кодов, к-ые строятся на основе теоретических представлений о наблюдаемом явлении (например, система категорий в методе наблюдения процесса взаимодействия людей в дискуссии, предложенном Р. Бейлзом). Виды наблюдения, классифицированные по разным основаниям (по кр. психол. словарю под ред. Л. А. Карпенко):

1. по хар-ру контакта с объектом наблюдения (ОН): непосредственное (прямой контакт наблюдателя с ОН) или опосредствованное (знакомство с ОН через изучение анкет, биографий. Аудио- и видеоматериалов);

2. по условиям осуществления: полевое или лабораторное;

3. по хар-ру взаимодействия с объектом: а) включенное или невключенное, б) открытое (объект знает о наличии наблюдения) или скрытое;

4. по упорядоченности во времени: сплошное (ход событий постоянно фиксируется) или выборочное;

5. по упорядоченности в проведении: структурированное или произвольное;

6. по хар-ру фиксации: констатирующее (факты просто фиксируются) или оценивающее (оценка степени выраженности тех или иных параметров Он по заданному критерию);

7. по целям: систематическое (имеет четко поставленную цель) или поисковое (хар-но для «пилотажных» исследований).

Эксперимент называется метод психологического исследования, характеризующийся более активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, чем это м.б. осуществлено в наблюдении (в широком смысле – один их эмпирических методов сбора данных; в узком смысле – это проверка каузальной гипотезы, или по Корниловой – это вид теоретического или эмпирического исследования, построенного в соот. с логикой гипотетико-дедуктивного рассуждения относительно изучаемой причино-следственной зависимости). Таким образом в эксперименте проверяется каузальная гипотеза. Хар-ки экспериментального метода: 1) активное управление уровнями НП и контроль др. переменных; 2) статистическое решение нуль-гипотез, к-ые м.г. быть отвергнуты. Согласно С. Л. Рубинштейну, эксперимент хар-ся следующими особенностями: 1) исследователь сам вызывает изучаемое явление, а не ждет пока оно спонтанно обнаружит себя; 2) экспериментатор может варьировать, т.е. изменять условия, при к-ых данное наблюдение наблюдается; 3) изолируя отдельные условия (НП), экспериментатор может выявить роль отдельных условий или их сочетаний для возникновения того или иного явления и установить закономерные связи, определяющие изучаемый процесс; 4) можно варьировать количественные соотношения отдельных условий и тем самым получить количественные данные, допускающие мат. обработку. Примеры: «эффект Зейгарник», ехр. Милграма.

План эксперимента задает форму контроля независимой переменной (способ задания уровней НП): предъявляются её условия одному и тому же испытуемому или группам испытуемых – одновременно условия фиксации первичных показателей ЗП. + формы контроля др. переменными + обобщение относительно вида установленной зависимости, т.е. решение вопроса о том, что установлена именно представленная в гипотезе связь, а не какая-то др. зависимость (внутренняя и операциональная валидность) + контроль угроз внутренней валидности. Схем, или планы м.б. интраиндивидуальные или межгрупповые (например, предварительное и итоговое тестирование контрольной и экспериментальной групп). К доэкспериментальным планам относятся анализ единичного случая и предварительное и итоговое тестирование на одной группе.

Экспериментальные исследования можно классифицировать по следующим основаниям, например: 1) по условиям проведения (естественный или лабораторный); 2) констатирующий или формирующий 3) реальный и мысленный 4) безупречный: бесконечный, идеальный и полного соответствия 5) факторный эксперимент и эксперимент с одной ЗП и одной НП и пр. Все эти классификации носят условный хар-р и пересекаются между собой.

Также выделяют и квазиэксперимент, отличительной чертой к-ого явл. ограничение форм контроля условий независимой переменной и побочных переменных (само воздействие уже случилось в жизни, отсутствие рандомизации). Причинно-следственная гипотеза. Разновидности квазиэксперимента: 1) генетический метод (изучение роли наследственности и среды), например детей отрывают от биолог. матерей и отдают на воспитание приемным родителям: даже хорошие усл. воспитания не создают высоко интеллекта и наоборот; 2) кросс-культурный эксперимент, например эксперимент Берри, показавший, что сельскохозяйственные сообщества африканских крестьян племени более полезависимые, чем сообщество охотников и собирателей канадских племен; 3) лонгитюдный метод (изучение различных стадий изучаемого процесса), например лонгитюд Термена, проводившийся в течение 40 лет – иследование одаренных детей, и формирующий эксперимент, например формирование умственных действий и понятий в концепции П. Я. Гальперина (формирование той или иной психической реальности) Þ гипотеза о развитии, временная) 4) метод срезов – каузальная гипотеза.

Существует ещё одна группа м-ов – это методы оценки психических явлений по определенным критериям и соответствующего измерения степени выраженности тех или иных сторон (особенностей). Эти м-ды широко используются в целях психодиагностики. Чаще всего м-ды психодиагностики называются тестами. Тест -объективная, стандартизованная методика измерения, предназначенная для диагностики выраженности псих. свойств или состояний индивида при решении практической деят-ти. Задача тестов – измерить различия между индивидами или между реакциями одного индивида в разных условиях. Требования к тестам: стандартизация (единообразие процедуры проведения и оценки); надежность (постоянство оценок индивида при повторном тестировании или при тестировании аналогичным тестом); валидность (внешняя – то, в какой мере данный тест измеряет действительно то, на что он направлен; внутренняя – то, что в исследовании делаются выводы относительно именно представленной в гипотезе зависимости).Тест (проба) представляет собой ряд заданий различного хар-ра, выполнение к-ых испытуемым оценивается в количественных показателях и устанавливается соответствие последних определенным нормам и стандартам. Наиболее известны тесты достижений, в том числе и тесты интеллекта (напрмер прогрессивные матрицы Равена, тест Векслера, шкала Стэнфорд-Бине). Особую группу составляют личностные тесты. Очень грубо их можно разделить на опросники (например 16PF Кеттела или MMPI) и проективные м-ды (например, тест чернильных пятен и ТАТ). Проективные м-ды направлены на изучение целостной личности и особенно бессознательных её структур.

Измерение – процедуры получения числовых хар-к для величин свойств изучаемых в психологии явлений и объектов6 1) одномерное измерение (ранжирование. Категориальная оценка, парные сравнения и пр.); 2) многомерное измерение возникло в связи с развитием факторного анализа (семантический дифференциал, многомерное шкалирование).

Таким образом. Можно говорить о корреляционном подходе в психологическом исследовании. Корреляционный метод исследования имеет дело с зависимостями, к-ыми управлять невозможно. Гипотезы о связях изменение одной переменной каким-то образом связано с изменением другой. Пример: исследование Анисимовой о связи самооценки испытуемого с тревожностью и соц. приспособленностью – чем ниже самооценка, тем выше тревожность и меньше соц. приспособленность.

В. И. Слободчикова и Е. И. Исаева пердлагают деление на методы «естественнонаучной» психологии (к ним относятся практически все перечисленные выше м-ды; рассматривают чел-ка как негласное существо, изучают все при помощи причиннго детерминизма, опора на объяснение) и м-ды гуманитарной психологии (рассматривают чел-ка как личность, ориентация на метод понимания). К последней группе они относят: 1) м-д интроспекции (как м-д сапознания); 2) м-ды самоотчета; 3) м-д включенного наблюдения; 4) эмпатическое слушание; 5) идентификация;:6) диалогическая беседа (собеседник и психолог – 2 полноправные субъекта общения); 7) биографичекий м-д (реконструкция всего ли части жизненного пути отдельной личности); 8) интуиция; 9) интерпретация внутреннего мира др. чел-ка, основанная на аналогии; 10) герменевтика. Необходим диалектический синтез этих подходов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 836; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.43.244 (0.013 с.)