Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы психологического исследования. Типы психологических экспериментов.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Последний уровень методологии – конкретные эмпирические методики, определяющие сбор и обработку данных. Исследователь должен всегда отдавать себе отчет в том, на какой методологической базе была создана та или иная методика и возможно ли её применение в другом контексте. Классификация методов всегда носит условный хар-р, т.к. одно и то же название метода может маскировать совершенно разные теоретические позиции отдельных авторов. Прежде чем перейти к описанию основных методов психол. исследования необх. разобраться, чем метод отличается от методики. Метод – это структура исследования, способ его организации, способ проверки гипотезы. Методика – способ фиксации эмпирических данных. Основными эмпирическими м-дами исследования в психологии принято считать наблюдение, эксперимент, психодиагностический метод и измерение. Ряд используемых в психологии методик могут использоваться и для целей наблюдения, и для целей психодиагностики, например: м-д анкетирования и м-д беседы (интервью), м-д анализа результатов деятельности и др. Кроме того, сами методы, например наблюдение, могут являться методиками сбора эмпирич. данных и явл-ся, например частью эксперимента. Þ 2 направления: 1) методы проверки гипотез (наблюдение, корреляционное исследование, эксперимент и квазиэксперимент); 2) методы сбора данных (измерение, беседа, опрос, анкетирование, анализ продуктов деят-ти). Наблюдение обычно описывают как «преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие психических явлений с целью изучения их специфических изменений в опр. условиях и отыскания смысла этих явлений, к-ый непосредственно не дан» (словарь под ред. Петровского и Ярошевского). Наблюдение как научный м-д предполагает: четко поставленную цель, подробно разработанный план, исходную описательную гипотезу (в данном случае управлять зависимостями невозможно). При психол. наблюдении субъект наблюдения исп. спец. выделенные категории и единицы, выступающие как средства качественного описания наблюдаемой им реальности. Единицы наблюдения: описание объекта в словаре ест. языка и языка научных понятий; категория наблюдения разработка систем условных названий, искусственных созданных знаков и кодов, к-ые строятся на основе теоретических представлений о наблюдаемом явлении (например, система категорий в методе наблюдения процесса взаимодействия людей в дискуссии, предложенном Р. Бейлзом). Виды наблюдения, классифицированные по разным основаниям (по кр. психол. словарю под ред. Л. А. Карпенко): 1. по хар-ру контакта с объектом наблюдения (ОН): непосредственное (прямой контакт наблюдателя с ОН) или опосредствованное (знакомство с ОН через изучение анкет, биографий. Аудио- и видеоматериалов); 2. по условиям осуществления: полевое или лабораторное; 3. по хар-ру взаимодействия с объектом: а) включенное или невключенное, б) открытое (объект знает о наличии наблюдения) или скрытое; 4. по упорядоченности во времени: сплошное (ход событий постоянно фиксируется) или выборочное; 5. по упорядоченности в проведении: структурированное или произвольное; 6. по хар-ру фиксации: констатирующее (факты просто фиксируются) или оценивающее (оценка степени выраженности тех или иных параметров Он по заданному критерию); 7. по целям: систематическое (имеет четко поставленную цель) или поисковое (хар-но для «пилотажных» исследований). Эксперимент называется метод психологического исследования, характеризующийся более активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, чем это м.б. осуществлено в наблюдении (в широком смысле – один их эмпирических методов сбора данных; в узком смысле – это проверка каузальной гипотезы, или по Корниловой – это вид теоретического или эмпирического исследования, построенного в соот. с логикой гипотетико-дедуктивного рассуждения относительно изучаемой причино-следственной зависимости). Таким образом в эксперименте проверяется каузальная гипотеза. Хар-ки экспериментального метода: 1) активное управление уровнями НП и контроль др. переменных; 2) статистическое решение нуль-гипотез, к-ые м.г. быть отвергнуты. Согласно С. Л. Рубинштейну, эксперимент хар-ся следующими особенностями: 1) исследователь сам вызывает изучаемое явление, а не ждет пока оно спонтанно обнаружит себя; 2) экспериментатор может варьировать, т.е. изменять условия, при к-ых данное наблюдение наблюдается; 3) изолируя отдельные условия (НП), экспериментатор может выявить роль отдельных условий или их сочетаний для возникновения того или иного явления и установить закономерные связи, определяющие изучаемый процесс; 4) можно варьировать количественные соотношения отдельных условий и тем самым получить количественные данные, допускающие мат. обработку. Примеры: «эффект Зейгарник», ехр. Милграма. План эксперимента задает форму контроля независимой переменной (способ задания уровней НП): предъявляются её условия одному и тому же испытуемому или группам испытуемых – одновременно условия фиксации первичных показателей ЗП. + формы контроля др. переменными + обобщение относительно вида установленной зависимости, т.е. решение вопроса о том, что установлена именно представленная в гипотезе связь, а не какая-то др. зависимость (внутренняя и операциональная валидность) + контроль угроз внутренней валидности. Схем, или планы м.б. интраиндивидуальные или межгрупповые (например, предварительное и итоговое тестирование контрольной и экспериментальной групп). К доэкспериментальным планам относятся анализ единичного случая и предварительное и итоговое тестирование на одной группе. Экспериментальные исследования можно классифицировать по следующим основаниям, например: 1) по условиям проведения (естественный или лабораторный); 2) констатирующий или формирующий 3) реальный и мысленный 4) безупречный: бесконечный, идеальный и полного соответствия 5) факторный эксперимент и эксперимент с одной ЗП и одной НП и пр. Все эти классификации носят условный хар-р и пересекаются между собой. Также выделяют и квазиэксперимент, отличительной чертой к-ого явл. ограничение форм контроля условий независимой переменной и побочных переменных (само воздействие уже случилось в жизни, отсутствие рандомизации). Причинно-следственная гипотеза. Разновидности квазиэксперимента: 1) генетический метод (изучение роли наследственности и среды), например детей отрывают от биолог. матерей и отдают на воспитание приемным родителям: даже хорошие усл. воспитания не создают высоко интеллекта и наоборот; 2) кросс-культурный эксперимент, например эксперимент Берри, показавший, что сельскохозяйственные сообщества африканских крестьян племени более полезависимые, чем сообщество охотников и собирателей канадских племен; 3) лонгитюдный метод (изучение различных стадий изучаемого процесса), например лонгитюд Термена, проводившийся в течение 40 лет – иследование одаренных детей, и формирующий эксперимент, например формирование умственных действий и понятий в концепции П. Я. Гальперина (формирование той или иной психической реальности) Þ гипотеза о развитии, временная) 4) метод срезов – каузальная гипотеза. Существует ещё одна группа м-ов – это методы оценки психических явлений по определенным критериям и соответствующего измерения степени выраженности тех или иных сторон (особенностей). Эти м-ды широко используются в целях психодиагностики. Чаще всего м-ды психодиагностики называются тестами. Тест -объективная, стандартизованная методика измерения, предназначенная для диагностики выраженности псих. свойств или состояний индивида при решении практической деят-ти. Задача тестов – измерить различия между индивидами или между реакциями одного индивида в разных условиях. Требования к тестам: стандартизация (единообразие процедуры проведения и оценки); надежность (постоянство оценок индивида при повторном тестировании или при тестировании аналогичным тестом); валидность (внешняя – то, в какой мере данный тест измеряет действительно то, на что он направлен; внутренняя – то, что в исследовании делаются выводы относительно именно представленной в гипотезе зависимости).Тест (проба) представляет собой ряд заданий различного хар-ра, выполнение к-ых испытуемым оценивается в количественных показателях и устанавливается соответствие последних определенным нормам и стандартам. Наиболее известны тесты достижений, в том числе и тесты интеллекта (напрмер прогрессивные матрицы Равена, тест Векслера, шкала Стэнфорд-Бине). Особую группу составляют личностные тесты. Очень грубо их можно разделить на опросники (например 16PF Кеттела или MMPI) и проективные м-ды (например, тест чернильных пятен и ТАТ). Проективные м-ды направлены на изучение целостной личности и особенно бессознательных её структур. Измерение – процедуры получения числовых хар-к для величин свойств изучаемых в психологии явлений и объектов6 1) одномерное измерение (ранжирование. Категориальная оценка, парные сравнения и пр.); 2) многомерное измерение возникло в связи с развитием факторного анализа (семантический дифференциал, многомерное шкалирование). Таким образом. Можно говорить о корреляционном подходе в психологическом исследовании. Корреляционный метод исследования имеет дело с зависимостями, к-ыми управлять невозможно. Гипотезы о связях изменение одной переменной каким-то образом связано с изменением другой. Пример: исследование Анисимовой о связи самооценки испытуемого с тревожностью и соц. приспособленностью – чем ниже самооценка, тем выше тревожность и меньше соц. приспособленность. В. И. Слободчикова и Е. И. Исаева пердлагают деление на методы «естественнонаучной» психологии (к ним относятся практически все перечисленные выше м-ды; рассматривают чел-ка как негласное существо, изучают все при помощи причиннго детерминизма, опора на объяснение) и м-ды гуманитарной психологии (рассматривают чел-ка как личность, ориентация на метод понимания). К последней группе они относят: 1) м-д интроспекции (как м-д сапознания); 2) м-ды самоотчета; 3) м-д включенного наблюдения; 4) эмпатическое слушание; 5) идентификация;:6) диалогическая беседа (собеседник и психолог – 2 полноправные субъекта общения); 7) биографичекий м-д (реконструкция всего ли части жизненного пути отдельной личности); 8) интуиция; 9) интерпретация внутреннего мира др. чел-ка, основанная на аналогии; 10) герменевтика. Необходим диалектический синтез этих подходов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 836; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.43.244 (0.013 с.) |