Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Биологическая и психологическая жизнь

Поиск

 

Жизнь, как правило, рассматривается как биологическое понятие. Однако главный интерес для консультантов по жизненным умениям представляет скорее психологи­ческая, чем биологическая жизнь. Две эти концепции частично совпадают, так как пси­хологическое существование имеет место в рамках биологической жизни. Биологиче­ская жизнь может влиять на психологическую жизнь, например усталость приводит к возникновению ощущения неблагополучия. Психологическая жизнь также может вли­ять на биологическую жизнь, например так происходит в тех случаях, когда человек совершает самоубийство. Кроме того, при лечении некоторых тяжелых физических болезней, таких как рак, следует сосредоточиваться как на биологической, так и на психологической жизни.

После перечисления некоторых частичных совпадений рассмотрим основные от­личительные черты психологической и биологической жизни. На рис. 15.1 в схематич­ной форме представлены различия, имеющие наибольшее значение.

Ниже конкретизируются различия, представленные на рис. 15.1. В большинстве случаев, несмотря на использование слова «против», различия заключаются скорее в степени выраженности, чем в наличии или отсутствии признака.

Тело против души. Ядро психологической жизни составляет скорее душа, чем тело.

Животное существование против осознания и выбора. По определению, лю­бая форма биологической жизни имеет животное существование. С момента рожде­ния жизненно важные органы людей достаточно развиты для того, чтобы поддержи­вать это существование. Органы могут получить энергию посредством дыхания и пита­ния. Однако человеческая психологическая жизнь выходит за рамки животного суще­ствования, так как люди обладают уникальной способностью самоосознания и выбора. Они могут помнить прошлое, делать выбор в настоящем и планировать будущее. Пси­хологическая жизнь — непрерывный процесс борьбы за то, чтобы делать выбор, усиливающий проявления жизни, а не ограничивающий ее. Психологическая борьба жизнь-против-смерти пронизывает биологическую жизнь.

 

Здоровье против достижения человеческого уровня развития. Главная цель биологической жизни — сохранение хорошего физического здоровья. Главная цель психологической жизни — достижение человеческого уровня развития. Психологи­ческая жизнь связана со способностью людей использовать сознание с целью повыше­ния качества существования посредством реализации своего уникального потенциала.

Жизнь/смерть против уровня функционирования. Противоположностью био­логической жизни является смерть, прекращение существования в животной форме, или несуществование. На сегодняшний день не окончательно выяснено, когда людей можно считать клинически мертвыми. Однако большинство людей, даже когда они больны, выделяют в проблеме два полюса — жизнь и смерть. Цель психологической жизни заключается скорее в «усилении» существования, чем в выживании. Люди на­ходятся на различных уровнях функционирования в зависимости от их способности утверждать свою психологическую жизнь. Существуют различные степени психоло­гической жизни, в отличие от «или живой, или мертвый».

Созревание против научения. Созревание — важное понятие, характеризующее приобретение биологических способностей, например способности к воспроизведению самого себя. Качество психологической жизни в большей степени зависит от научения и воспитания, чем от созревания и природы. Однако некоторые области частично перекры­ваются; например, когнитивные способности созревают биологически, и у людей наблю­даются биологические тенденции вредить своей психологической жизни.

Жизненный цикл против ограниченной возрастом детерминированности. Существует концепция биологического цикла человеческой жизни, рождения, роста, зрелости, постепенного разрушения и смерти. Однако между психологической жиз­нью и биологическим возрастом нет четкой связи. Потенциал молодых людей может быть низким, а старики, напротив, могут активно контролировать свою жизнь.

Болезнь против «застревания». В несколько упрощенном виде можно предста­вить следующее. Когда люди приходят к врачам, они физически, или биологически, больны и не знают, как им улучшить свое состояние. Когда люди решают обратиться к консультанту, они психологически «застряли» и не знают, как можно улучшить свой образ мыслей и действий.

Дефектная биохимия против недостаточно развитых жизненных умений. Болезнь можно рассматривать как приобретение и затем сохранение телом индивиду­ума дефектной биохимии. Психологическое «застревание» можно рассматривать как приобретение и затем сохранение сознанием индивидуума неадекватных жизненных умений или как дефектное мышление и совершение неадекватных действий.

Диагноз против оценки. Болезнь требует постановки медицинского диагноза для определения дефектной биохимии, нарушающей биологическое здоровье. «Застрева­ние» требует психологической оценки для определения неадекватных жизненных уме­ний, препятствующих достижению человеческого потенциала.

Медицинское воздействие против психологического. Медицинские воздей­ствия, направленные на борьбу с болезнью и улучшение состояния человека, включа­ют в себя использование лекарственных средств, назначение постельного режима и произведение хирургических вмешательств. Консультационные воздействия, направ­ленные на развитие психологических жизненных умений, включают в себя установле­ние и поддерживание оказывающих поддержку помощь отношений и обучение клиен­тов соответствующим жизненным умениям.

Лечение против постоянного оказания самопомощи. Часто концепция лече­ния используется в связи с необходимостью преодоления болезни. Концепция лечения не подходит для анализа психологической жизни. Психологическая жизнь обратима в том смысле, что люди могут идти как назад, так и вперед, имея способность делать вы­бор. Консультирование по жизненным умениям направлено на обеспечение клиентов навыками усиления психологической жизни и поддержания ее уровня. Поскольку нельзя исходить из того, что психологическая жизнь не будет изменяться, и нельзя гарантировать, что большинство клиентов пройдут полный курс консультирования, главной целью консультантов по жизненным умениям должно быть обучение клиентов навыкам оказания самопомощи.

 

Язык навыков

 

Что такое навыки?

 

Одно из значений слова «навыки» относится к областям умения; например, существу­ют навыки выслушивания, навыки раскрытия. Другое значение слова «навыки» связа­но с уровнем компетентности; например, человек может быть квалифицированным или неквалифицированным в конкретной области. Третье значение слова «навыки» каса­ется знания и последовательности вариантов выбора, вытекающих из осуществле­ния навыка. Существенный элемент любого навыка — способность составлять и осу­ществлять последовательности вариантов выбора для достижения целей. Например, если клиентам следует научиться самоутверждаться или управлять стрессом, они дол­жны делать и осуществлять эффективные выборы в этих областях жизненных умений. Концепцию навыка не следует рассматривать с позиции или/или, при которой наи­более важным считается, обладают или не обладают люди данным навыком. Предпоч­тительнее думать о людях как об индивидах, обладающих сильными сторонами на­выков (то есть компетентностью в навыке), или недостатками навыков (то есть недостаточно компетентных в навыке), или смесью того и другого. Хороший выбор в области навыков — сильные стороны навыков. Плохой выбор — недостатки навыков. Критерием хорошего выбора, сделанного клиентами, является укрепление психологической жизни, а критерием плохого выбора — неукрепление психологичес­кой жизни. Во всех областях жизненных умений люди обладают сильными сторонами навыков и их недостатками в различных степенях. Например, в области навыков выс­лушивания люди могут хорошо понимать собеседника, но недостаточно ясно показы­вать свое понимание. Цель консультантов по жизненным умениям — помогать клиен­там в одной или нескольких областях навыков двигаться в направлении сильных сто­рон навыков, а не в направлении их недостатков.

Что такое жизненные умения?

 

Если не фокусировать внимание на таких очевидных биологических функциях, как, например, дыхание, фактически все человеческое поведение можно рассматривать с учетом выученных жизненных умений. Термин «жизненные умения» сам по себе — нейтральное понятие. Жизненные умения могут быть сильными или слабыми сторона­ми в зависимости от того, помогают они людям выживать, а также повышать и сохра­нять потенциал или нет. Нейтральное определение данного термина следующее: жиз­ненные умения — это последовательности вариантов выбора, осуществляемые людьми в определенных областях навыков. Положительное определение данного термина таково: жизненные умения — это последовательности вариантов выбора, которые укрепляют психологическую жизнь и осуществляются людьми в опреде­ленных областях навыков.

 

Что такое язык навыков?

 

Пользоваться языком навыков означает последовательно использовать понятие «на­выки» при описании и анализе поведения людей. Что касается консультирования, использование языка навыков означает концептуализацию и общение, связанные с про­блемами клиентов, с учетом сильных сторон и недостатков жизненных умений. Язык навыков обеспечивает относительно простой путь, с помощью которого и консультан­ты, и клиенты могут анализировать проблемы и работать с ними. Многие клиенты на­ходят, что им легче рассматривать свои проблемы с учетом навыков, необходимых для работы над этими проблемами, чем признавать личную неполноценность или вину. В частности, использование языка навыков предполагает идентификацию определен­ных недостатков навыков мышления и действия, которые способствуют сохранению проблем клиентов. Чувства также важны. Однако чувства представляют животную природу людей и сами по себе не являются навыками. Люди могут оказывать на свои чувства как положительное, так и отрицательное влияние посредством использования навыков действия и мышления.

Существует различие между разговорным, описательным языком, использующим­ся при обычной беседе, и функциональным языком, необходимым для людей, которые пытаются себе помочь.

Так как целью консультирования является оказание людям помощи в глубоком усвоении философии самопомощи, использование языка консультирования должно способствовать самообучению клиента. Тем не менее язык консультирования дол­жен быть как можно более близок к разговорному, чтобы клиенты смогли понимать и применять его. Язык навыков обеспечивает психологически функциональное обще­ние, близкое к общению, которое имеет место при разговоре.

При любом помогающем контакте используются по крайней мере четыре возмож­ных языка, а именно: языки закрытой и открытой речи помогающего и клиента (Nelson-Jones, 1986). Консультирование по жизненным умениям основано на образовательной теоретической структуре, выраженной на языке навыков, которым консультанты могут пользоваться и для закрытого, и для открытого разговора. Консультантам не требу­ется говорить на одном языке с собой, а на другом — с клиентами. Консультанты по жизненным умениям используют открытую речь, как свою, так и клиентов, для разви­тия закрытой речи клиентов. При этом клиенты учатся понимать собственные пробле­мы и инструктировать себя через последовательности вариантов выбора, что позволя­ет им справляться с проблемами.

 

Рис. 15.2 иллюстрирует открытую и закрытую речь в консультировании. Значи­тельная часть консультирования в образовательном отношении неэффективна. Кон­сультирование в недостаточной степени сосредоточивается на выходе за рамки откры­той речи консультанта и клиента в точках Б и В.

Консультанты по жизненным умениям используют открытую речь в точках Б и В не только для развития отношений помощи, но и для активной работы в позиции, ха­рактеризующейся точкой А (закрытая внутренняя речь помогающего), с целью оказа­ния влияния на закрытую внутреннюю речь клиента в точке Г. Общаясь в соответствии с образовательной структурой, выраженной на языке навыков, консультанты помога­ют клиентам усвоить соответствующую закрытую внутреннюю речь, необходимую для контроля, сохранения и развития целевых навыков. Следовательно, язык консультиро­вания по жизненным умениям становится ориентированным на людей языком самоин­структирования и оказания самопомощи.

 

Три формы «Я»

 

Сущность человека — это то, что человек называет «Я». Это — центр его личной вселенной. «Я» имеет три главных компонента, это в схематической форме представ­лено на рис. 15.3.

• Природное «Я». Каждый человек имеет фундаментальную биологическую внут­реннюю природу, или внутреннее ядро, генетических способностей, стремлений, инстин­ктов, остатков инстинктов и человеческих потенциальных возможностей. Это — его животная природа. Природное «Я» характеризуется определенным уровнем энергии, сексуальности, чувств и тревоги. Оно обладает потребностями, свойственными всем представителям человеческого рода, например потребностями в пище, крове, физиче­ской безопасности, принадлежности и любви. Тем не менее природное «Я» каждого индивида уникально в силу конкретных способностей, внутреннего процесса оценки, характера возбуждающих стимулов и порогов обусловливания и тревоги. Природное «Я» — это внутренняя природа человека, или биологическое ядро личности. К сожале­нию, эта внутренняя природа может работать как на пользу человеку, так и против него; например, учитывая наличие универсальной биологической склонности, можно предположить, что думать нерационально так же хорошо, как и думать рационально (Ellis, 1989).

• Выученное «Я». Выученное «Я» — это продукт опыта научения людей. Исполь­зование Я-концепции — это традиционный способ рассмотрения выученного «Я». На рис. 15.3 имеется обозначение ВК (Выученная Я-концепция). ВК состоит из Я-концеп­ций в самых разнообразных областях, таких как области сексуальных отношений, ра­боты, досуга, вкусов и предпочтений, ценностей и т. д.

Для того чтобы рассмотреть Выученное «Я» с другой точки зрения, надо учесть сильные стороны и недостатки жизненных умений в различных областях. На рис. 15.3 имеется обозначение ВУ (Выученные Я-умения). Я-концепции (ВК) людей не всегда отражают сильные стороны и недостатки их жизненных умений (ВУ). Во-первых, люди могут не думать о себе, используя язык навыков. Во-вторых, у них могут быть не разви­ты определенные жизненные умения, которые им требуются. В-третьих, люди могут не совсем адекватно воспринимать свои сильные стороны и недостатки в различных обла­стях жизненных умений.

Рассмотрение Выученного «Я» с учетом навыков имеет свои преимущества. ВК представляет собой структуру, с помощью которой люди описывают свои Я-концепции в статических терминах; например, «я подавлен». ВУ связаны с «Я» как с процессом, лежащим в основе использования, сохранения, развития, утраты навыков; например, индивид может сказать: «Я пользуюсь конкретными навыками, которые способствуют развитию моей депрессии». Идентифицировав ВУ, консультанты и клиенты могут по-пробовать точно определить, какие навыки будут способствовать уменьшению выра­женности депрессии. Кроме того, если клиенты будут знать, какова последователь­ность вариантов навыков, позволяющих уменьшить выраженность депрессии, они смо­гут использовать эти навыки снова и снова, уже по собственной инициативе.

• Исполнительное «Я». В то время как Природное и Выученное «Я» связаны с биологическими способностями людей, а их Выученное «Я» отражает полученный в прошлом опыт научения, Исполнительное «Я» связано со способностью создавать жизнь посредством совершения выбора как в настоящем, так и в будущем. Таким обра­зом, люди не только обладают своими «Я», но и непрерывно создают эти свои «Я». Люди могут выбирать те аспекты Природного и Выученного «Я», которые они желают разви­вать. Это имеет особенно большое значение в консультировании по жизненным умени­ям, так как клиенты предпочитают развивать определенные навыки, необходимые для достижения личных целей. Исполнительное «Я» обеспечивает средства, с помощью которых люди могут справиться с неправильными восприятиями и недостатками навы­ков Выученного «Я», которые блокируют реализацию потенциальных возможностей Природного «Я».

 

Активизирующее влечение

 

Обычным людям может быть трудно понять смысл таких терминов, как «актуали­зирующая тенденция организма» (Raskin, Rogers, 1989, p. 169) или самопонимание. Все люди обладают активизирующим влечением к выживанию, поддержанию и разви­тию самих себя. Тем не менее инстинктуальные остатки у людей слабо выражены (Maslow, 1970): человеческое поведение, в отличие от поведения животных, не явля­ется строго запрограммированными инстинктами. Следовательно, люди могут иметь удачный или неудачный опыт как приобретения жизненных умений, так и обучения тому, как эти умения поддерживать и развивать. Длительный процесс человеческого научения и человеческая способность к символическому мышлению обусловливают наличие множества возможностей для приобретения и сохранения как недостатков, так и сильных сторон жизненных умений.

Активизирующее влечение не является ни хорошим, ни плохим: для описания ра­боты природы нельзя использовать такие термины. Люди — это прежде всего живот­ные и только потом люди как таковые. Инстинктуально люди, по всей вероятности, будут действовать так, чтобы защитить себя и свой род, а не наоборот. Однако биологи­чески, и как индивиды, и как вид, люди имеют предрасположенность и к укрепляюще­му жизнь, и к разрушительному поведению. Следовательно, как по биологическим при­чинам, так и в результате неадекватного научения активизирующее влечение может оборачиваться против самих людей.

Цели активизирующего влечения можно рассматривать по крайней мере в трех измерениях: во-первых, основное животное измерение выживания; во-вторых, измере­ние удовольствия, или то, что Эллис называет «краткосрочным гедонизмом» (Ellis, 1989, р. 209); в-третьих, измерение участия и обязательств более высокого уровня, имеющих более ярко выраженную социальную направленность. Такие термины, как «самоактуализация» (Maslow, 1962, 1970) и «проприативное стремление», использо­вались для описания «целостности, возникающей только из поддержания главных направлений стремления» (Allport, 1955, p. 51). Жизненные умения требуются для при­менения каждого из трех вышеупомянутых способов расходования энергии. Однако большинство людей, вероятно, спонтанно руководствуются стремлениями, связанны­ми с выживанием и краткосрочным гедонизмом, а не долговременными стремлениями более высокого уровня, хотя люди могут научиться воздерживаться от достижения краткосрочных целей и устремляться к долговременным целям.

 

Смыслы тревоги

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 344; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.105.85 (0.009 с.)