Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Косвенное наблюдение в естественной обстановке

Поиск

Находит применение и другая форма наблюдения в естественной обстановке — кон­сультанты собирают информацию у значимых для клиентов людей, которые взаимо­действуют с клиентами в их повседневной жизни. Консультант может расспросить, например, преподавателей или родителей, если он работает с детьми, или супругов — если он работает с людьми, состоящими в браке. Консультанты должны попытаться определить, насколько поведение, о котором сообщается, отражает поведение их кли­ентов в специфических ситуациях. Следует иметь в виду, что в рассказе реальное пове­дение может быть представлено в искаженном виде в связи с пристрастным отношени­ем наблюдателя. Еще раз подчеркнем — если клиенты знают, что за ними наблюдают, они могут вести себя неестественно. Однако беспрепятственно наблюдать за клиента­ми и представлять отчеты об этом третьему лицу, если клиент не знает о наблюдении или не дает согласия на его проведение, не позволяют этические нормы. Иногда прове­дение косвенных наблюдений в естественной обстановке возможно с применением кодов поведенческого мониторинга и с подсчетом частоты встречаемости различных видов поведения.

Прямое наблюдение в моделируемой обстановке

Ролевая игра является одной из форм прямого наблюдения в моделируемой обстанов­ке. Клиентов можно попросить разыграть вместе с консультантами отдельные фраг­менты поведения, которое они обычно демонстрируют. Также можно предложить кли­ентам сыграть некоторые другие роли в данной ситуации. Такие представления могут помочь школьникам и студентам, испытывающим трудности при разговорах с родите­лями, или брачным партнерам, которым не удается нормально общаться друг с другом. Еще одной формой наблюдения со стороны — либо консультантами, либо другими людьми, является наблюдение за поведением клиентов в группе с помощью зеркал с односторонней проводимостью. Левинсон и его коллеги предложили использовать для оценки поведения клиентов специальную анкету, в которой внимание фокусируется на действиях и реакциях каждого члена группы. С помощью таких анкет можно произ­водить количественную оценку аспектов социального опыта, рассчитывать «общую сумму поведения», исследовать положительные и отрицательные реакции и определять диапазон взаимодействий (Lewinsohn et al., 1970).

Исследование поведенческой оценки

Как поведенческие консультанты производят оценку на практике? Свои и Макдо-нальд сделали обзор процедур оценки, используемых американскими терапевтами по­ведения. Они выяснили, что наиболее популярны следующие десять процедур: 1) ин­тервью с клиентом (89 %); 2) анализ данных, полученных клиентом при самонаблюде­нии (51 %);3) интервью с другими людьми, значимыми для клиента (49 %); 4) прямое наблюдение за клиентом (40 %); 5) получение информации от других специалистов (34 %); 6) организация ролевых игр (34 %); 7) анализ отчетов клиента о своем поведе­нии (27 %); 8) проведение демографических анкетных опросов (20 %); 9) обработка личных анкет (20 %); 10) тематическое тестирование (19 %) (Swan, MacDonald, 1978). Выбор консультантом процедур оценки зависит от того, на какой стадии лечения нахо­дится клиент.

О том, как некоторые поведенческие консультанты производят оценку на практике, можно судить по следующему заключению Каздина, основанному на анализе данных, которые были получены при проведении ряда исследований: «К сожалению, надо от­метить, что при принятии решений вообще и, более конкретно, при принятии реше­ний в рамках клинической работы пока не удается добиться беспристрастности... Си­стематический сбор информации в контексте лечения не исключает пристрастного отношения» (Kazdin, 1993, р. 13). Так же как и другие консультанты, поведенческие консультанты нередко смешивают элементы субъективного и объективного. Однако Каздин (Kazdin, 1993) утверждает, что систематический сбор информации повышает эффективность лечения в большей степени, чем произвольная оценка прогресса.

Определение целей

Поведенческий анализ следует проводить так, чтобы можно было определять цели лечения. После проведения такого анализа консультант определяет, в чем суть про­блем, как они возникают и что способствует их закреплению. Эти заключения пред­ставляются в форме гипотез, которые следует проверить в процессе консультиройа-' ния. Конечным итогом поведенческого анализа является точное определение того, ка­кие переменные нуждаются в модификации, будь это ситуационное прошлое, компо­ненты самого проблемного поведения и/или последовательные подкрепляющие сти­мулы. Часто главную цель или цели лечения называют целевым поведением (Kazdin, 1994). Однако, как уже отмечалось ранее при рассматривании целей, многие поведен­ческие консультанты определяют цели не только с учетом наблюдаемого поведения, но и с учетом необходимости редукции тревоги.

После определения целей консультанты обычно решают, как сформулировать их так, чтобы консультанты и клиенты могли оценивать изменения в поведении клиентов (Cormier, Cormier, 1991). Четкое определение целей облегчает консультантам выбор наиболее подходящих методов для достижения этих целей. Как правило, консультанты окончательно определяют цели консультирования вместе с клиентами и стремятся к сотрудничеству с ними при использовании различных стратегий лечения. У клиентов обычно бывает несколько проблемных областей; можно, конечно, решать несколько проблем одновременно, однако иногда необходимо действовать в соответствии с определенным порядком приоритетов. Консультанту необходимо определить степень, в ко­торой проблемное поведение мешает клиенту вести такую жизнь, которая бы его удов­летворяла. В большинстве случаев клиент и консультант приходят к согласию при об­суждении процедур и целей лечения. При возникновении разногласий в большинстве случаев для решения проблемы бывает достаточно дополнительного обсуждения. Если же разногласия все-таки сохраняются, может потребоваться направление к другому консультанту.

Поведенческая оценка и мониторинг необходимы на протяжении всего курса лече­ния, а не только в его начале. Одной из функций мониторинга является определение, достигнуты ли цели лечения. Другая функция — помочь консультантам понять свои чувства и чувства клиентов, если возникает подсознательное желание изменить или пересмотреть поставленные цели. Возникновение новой ситуации, например заключе­ние брака или назначение на более ответственную должность, может ускорить изме­нение целей. Если цели изменены, соответственно должны быть скорректированы ме­тоды лечения. Теперь рассмотрим некоторые основные методы, используемые в пове­денческом консультировании.

ПРОЦЕДУРЫ РЕЛАКСАЦИИ

Процедуры релаксации могут использоваться сами по себе или же они могут быть частью более сложных процедур, например систематической десенсибилизации. Осно­вы тренинга релаксации разработал Эдмунд Джекобсон. Первое издание его главной книги «Прогрессирующая релаксация» (Progressive Relaxation) появилось в 1929 го­ду. Джекобсон считал, что состояние, которое он назвал «нервно-мышечной гипертен-зией», связано с такими рефлекторными реакциями, как гипервозбуждение и гипер­раздражение. Джекобсон отдавал себе отчет в том, что симптомы гипертензии встре­чаются очень часто, причем не только у людей с серьезными расстройствами. Джекоб­сон предположил, что лечение с использованием прогрессирующей релаксации дает возможность отдохнуть (абсолютно или относительно) нервно-мышечной системе, включая мозг. Предложенный им термин «прогрессирующая релаксация» подразуме­вает прогрессирующее развитие реакции релаксации. Благодаря Вольпе методы релак­сации, предложенные Джекобсоном, стали весьма популярными; данные методы явля­ются основными элементами техники систематической десенсибилизации, разработан­ной Вольпе (Wolpe, 1958, 1982; Wolpe, Wolpe, 1988). Процедуры релаксации целесооб­разно использовать при наличии таких проблем, как связанные с напряжением голов­ные боли, бессонница, ощущение общей напряженности (Bernstein, Borkovec, 1973; Tasto, Hinkle, 1973).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.13 (0.01 с.)