Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Отношения между консультантами и клиентамиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Отношения между консультантами и клиентами можно разделить на универсальные и на специфические отношения, которые устанавливаются в процессе работы с конкретными клиентами. Одним из видов поведения, связанного с универсальными отношениями, является попытка наладить сотрудничество всегда, когда это возможно. Мультимодальные консультанты стараются работать вместе с клиентами. Существует еще одно правило, которого следует придерживаться при налаживании универсальных отношений: недопустимо задевать чувство достоинства клиента как человека, хотя его неадекватное поведение можно резко критиковать. «"Выбор отношений" не менее важен при проведении психотерапии, чем "выбор техники"» (Lazarus, 1993a, р. 404). Большинству клиентов отношения с консультантом обеспечивают «почву, позволяющую техникам пустить корни» (Dryden, 1991, р. 17). В отличие от Роджерса, который обычно предлагает «тщательно культивируемую сердечность, искренность и эмпатию всем своим клиентам» (Dryden, 1991, р. 18), Лазарус пытается «подогнать» отношения к характеру конкретных клиентов, а также к потребностям, которые преобладают у клиента в различные моменты консультирования. Некоторым клиентам оказывается достаточно внимательного выслушивания. Однако многим клиентам требуется, чтобы консультанты выбирали и использовали определенные техники, которые помогли бы клиентам развивать навыки, позволяющие справляться с решением проблем, указанных в их профилях модальности. Таким образом, консультантам нужно предлагать отношения, выходящие за рамки внимательного выслушивания. Лазарус говорит о важности гибкости и многосторонности и использует метафору «подлинный хамелеон» (Kwee, Lazarus, 1986; Dryden, 1991; Lazarus, 1993a), чтобы подчеркнуть, что мультимодальные консультанты изменяют стиль отношений с целью обеспечения высокого качества в сочетании с соответствием ожиданиям, личности, проблемам и целям клиентов. Лазарус описывает четыре различных, но имеющих общие черты, способа изменения отношений с клиентами. Применение континуума отношений. О взглядах мультимодальных консультантов на оказывающие помощь отношения можно получить представление, рассмотрев используемый консультантами континуум от «очень тесной связи и зависимости на одном конце до довольно формальной, практичной причастности — на другом» (Kwee, Lazarus, 1986, p. 333). В ходе консультирования отношения следует гибко изменять, чтобы они соответствовали ожиданиям и предпочтительным модальностям каждого клиента. Например, некоторые люди плохо реагируют на сердечность и эмпатию консультанта и предпочитают более деловой подход. Использование стилей, позволяющих консультанту соответствовать интересам клиентов. При изменении стиля консультирования с целью достижения максимального соответствия конкретным клиентам возникают следующие вопросы: «Надо ли быть холодным, надо ли быть сердечным, надо ли быть умеренным, и если надо, то когда; надо ли вступать в конфронтацию, и если надо, то когда; надо ли быть "своим парнем", дружелюбным, легкомысленным, неофициальным, а не "профессиональным", и если надо, то когда; когда самораскрываться или оставаться загадочным; когда быть тонко чувствующим, добрым и мягким, а когда действовать подобно жесткому армейскому сержанту; когда и как использовать свои способности оказывать поддержку и давать указания?» (Lazarus, 1993a, р. 405). Измерение способности оказывать поддержку и давать указания. В ходе консультирования мультимодальные консультанты постоянно спрашивают себя, насколько оказывающими поддержку и директивными они должны быть с клиентами. Существуют четыре возможности: высокая степень директивности — высокий уровень поддержки, низкая степень директивности — низкий уровень поддержки, низкая степень директивности — высокий уровень поддержки и высокая степень директивности •— низкий уровень поддержки. Эффективно работающие консультанты переключаются с одного способа на другой, пользуясь поочередно всеми четырьмя «в духе хамелеона» (Dryden, 1991, р. 19). Лазарус использует, главным образом, способ высокая степень директивности — высокий уровень поддержки, так как он рассматривает консультирование как образовательный процесс, в котором главная роль консультанта — это роль клинического учителя. Кроме того, клиенты гораздо быстрее изменяются, если они готовы к высокому уровню директивности и к высокой степени поддержки. Использование отношений, в основе которых лежат различные выбранные техники. Лазарус использует техники, которые сходны с техниками, применявшимися Фрейдом, Роджерсом, Перлсом, Эллисом, Адлером, Хейли и бихевиористами. С целью приспособления воздействий к потребностям каждого конкретного клиента Лазарус также проявляет гибкость, используя отношения, которые подразумеваются данными техниками (Lazarus, 1989с). Например, Лазарус может применять роджерианское отражение, гештальтистскую психодраму, техники, основанные на использовании воображения, поведенческий тренинг ассертивности и, соответственно, может изменять характер отношений, которые он предлагает. На выбор стиля отношений Лазарусом больше всего влияют его восприятие готовности клиентов к изменению и уровень их сопротивления. Выбор отношений в наибольшей степени зависит от текущих взаимодействий консультанта с клиентами. Например, Лазарус выбрал чрезвычайно мягкую манеру общения с очень робкой и застенчивой молодой клиенткой, которая бурно протестовала против необходимости иметь дело с «шумными, назойливыми, неприятными людьми»; он разговаривал с этой женщиной почти шепотом (Lazarus, 1993a, р. 406). В результате клиентка, у которой не сложились отношения с двумя предыдущими консультантами, стала эффективно сотрудничать с Лазарусом.
Наведение мостов
Наведение мостов — техника улучшения взаимопонимания, иллюстрирующая гибкость мультимодальных консультантов. При наведении мостов консультанты настраиваются на предпочтительные модальности клиентов, а затем мягко направляют клиентов к модальностям, которые могут оказаться более продуктивными (Lazarus, 1989a, 1992). Клиенты с большей вероятностью почувствуют, что консультанты их понимают, если консультанты сначала будут реагировать в рамках системы представлений, которые являются предпочтительными для клиентов. Другими словами, консультанты сначала «разговаривают на языке своих клиентов» или «начинают продвижение с того места, где находятся клиенты», и только затем переходят к менее предпочитаемым модальностям. Преимущество такой тактики заключается в том, что в дальнейшем клиенты будут меньше сопротивляться работе в этих других модальностях. Лазарус приводит следующий пример. Один консультант спросил своего клиента: «Что вы почувствовали, когда узнали, что ваш отец решил уйти из дома?», клиент ответил: «Мой отец был склонен выдвигать на первый план свои потребности и никогда не учитывал интересов моей матери и моих интересов» (Lazarus, 1992, р. 247). Вместо того чтобы оказывать на клиента давление в рамках эмоциональной модальности, муль-тимодальный консультант сначала присоединился к нему в когнитивной модальности. Затем, примерно через пять минут, консультант смог перекинуть мостик в менее опасную (в представлении клиента) модальность, чем эмоциональная. С этой целью он задал такой вопрос: «Между прочим, можете ли вы сосредоточиться на ощущениях, исходящих из какой-либо области вашего тела?». Затем, после обсуждения ощущений, консультант смог перекинуть мост в эмоциональную модальность, Для этого он задал клиенту следующий вопрос: «Я еще раз хочу вас спросить, что вы чувствуете в связи с уходом из семьи вашего отца» (Lazarus 1992, р. 248). К этому моменту клиент должен уже гораздо слабее сопротивляться раскрытию чувств.
Мультимодальное исследование
Первичные интервью
Первые несколько сессий проводятся не на основе жесткого сценария. Консультанты могут встречаться с отдельными людьми, парами или семьями. Они могут начинать с легкой светской беседы и со сбора основной информации (например, с уточнения адреса и номера телефона) и только потом переходить к более детальному исследованию. Вот два главных вопроса, которые консультанты задают клиентам, когда те предъявляют свои жалобы: «Что привело к возникновению данной ситуации?», «Кто или что способствует сохранению ситуации в этом состоянии?» (Lazarus, 1989с, 1992). Кроме того, консультанты ищут признаки психоза, органических нарушений и депрессии. С самого начала консультанты стараются определить, к каким именно модальностям BASIC I.D. относятся жалобы их клиентов. Помимо этого, консультанты стараются оценить ожидания клиентов относительно результатов консультирования и выбрать наиболее подходящий стиль отношений. К тому же они определяют сильные стороны и положительные качества клиентов. Довольно часто во время начальных интервью консультанты используют определенные воздействия, например когнитивный диспут. В конце первого интервью консультанты просят большинство взрослых клиентов заполнить 15-стра-ничную Мультимодальную анкету истории жизни (Lazarus, Lazarus, 1991a). В этой анкете содержится множество вопросов, касающихся происшедших ранее событий и факторов сохранения, причем ответы подразделяются на категории BASIC I.D. Важным является следующий принцип мультимодального консультирования: «Знай собственные ограничения и сильные стороны других специалистов» (Dryden, 1991, р. 30). Следует обращаться за помощью и советом к другим консультантам, если они имеют необходимые навыки или личный стиль, более подходящий для работы с конкретным клиентом (если соответствующими навыками не обладает основной консультант). Лазарус считает, что ему не особенно хорошо удается работать с людьми, имеющими серьезные нарушения, например с шизофрениками и людьми, которые злоупотребляют различными веществами, вызывающими зависимость, а также с подростками. Он разыскивает более опытных или одаренных консультантов для таких клиентов. Направить клиента к другому консультанту лучше до установления связи между этим клиентом и первоначальным консультантом. Лазарус также направляет клиентов в группы самопомощи, такие как общества Анонимных алкоголиков, Анонимных обжор, Родителей-одиночек.
Профиль модальностей
Лазарус (Lazarus, 1992) пишет: «Опорой мультимодального анализа являются Профили модальностей и Структурные профили» (р. 246). Профиль модальностей — это таблица BASIC I.D., в которой перечисляются проблемы, возникающие в пределах каждой модальности, и рекомендуемые воздействия. Лазарус составляет такие профили только тогда, когда при консультировании прогресс достигается недостаточно быстро и возникают непредвиденные проблемы. Примерно к началу третьего занятия консультанты обычно получают достаточное количество информации из собеседований и анкеты истории жизни и приступают к составлению плана предварительного Профиля модальности для клиента (как правило, на это уходит 15-20 минут). Иногда клиентов просят набросать собственные Профили модальностей самостоятельно, а затем клиент и консультант сравнивают записи (Lazarus, 1989с). Мультимодальные консультанты относятся к профилям модальностей клиентов как к набору гипотез. Консультанты показывают профили модальностей клиентам и обсуждают с ними эти профили. Табл. 14.1 представляет собой пример Профиля модальностей, который консультант составил для 37-летнего человека, обратившегося к нему в связи генерализованной тревогой (Lazarus, 1992, р. 242).
Структурный профиль
Структурный профиль появляется в конце Мультимодальной анкеты истории жизни. Здесь клиентов просят оценить себя по каждой из модальностей BASIC I.D., используя 7-балльную шкалу; в этой шкале 1 балл соответствует самой низкой оценке, а 7 баллов — самой высокой оценке. Описания каждой модальности были даны в начале этой главы при знакомстве с семью модальностями BASIC I.D. Структурный профиль обеспечивает получение полезной и для консультанта, и для клиента дополнительной информации о том, как клиент взаимодействует с миром. Это взаимодействие легко представить в виде диаграммы. В дополнение к включающей семь вопросов Мультимодальной анкете истории жизни Лазарус составил стандартизированную Структурно-профильную анкету (SPI), которая содержит 35 пунктов и образует Приложение 4 в книге Лазаруса (Lazarus, 1989с). SPI оказалась очень полезной при консультировании супружеских пар. Профили позволяют точно установить причины отсутствия взаимопонимания и делают возможными плодотворное обсуждение и принятие оптимального решения. Иногда профили показывают, что консультирование по проблемам развода — более реалистическая перспектива, чем консультирование по проблемам брака, например, если один партнер в наибольшей степени ценит выражение эмоций и межличностную близость, а его отношение к поведению и когнициям характеризуется нижней отметкой, в то время как другой партнер имеет «противоположный» профиль.
Отслеживание
Клиенты имеют довольно устойчивые модели (или распределение модальностей), отражающие порождение отрицательных эмоций, хотя при определенных обстоятельствах эти модели могут изменяться. Отслеживание подразумевает осторожную оценку «порядка запуска», распределения цепи реакций различных модальностей. Например, клиент может генерировать отрицательные эмоции, сфокусировав свое внимание на ощущениях (S) (например, на сильном сердцебиении), «запускающих» когниции (С) (например, «Должно быть, я серьезно болен или умираю»), «запускающих» аверсивные образы (I) (например, картины фатальной болезни), которые «запускают» неадекватное поведение (В) (например, уход в себя) (Lazarus, 1989a). У другого клиента вместо порядка запуска SCIB, обрисованного выше, может наблюдаться модель CISB (когниции — образы — ощущения — поведение). Отслеживание, в частности, позволяет консультантам помочь клиентам понять механизм именно тех процессов, с помощью которых они порождают отрицательные эмоции; таким образом клиенты получают возможность произвести соответствующее вмешательство. Кроме того, отслеживание помогает консультантам выбрать и расположить в соответствии с приоритетностью техники лечения. Лазарус (1989а) приводит следующий пример. Женщина, страдавшая от агорафобии, проследила у себя порядок запуска CISA. Показательной была следующая когниция (С): «Что, если я упаду в обморок?», за ней следовали мысленные образы (I) (представление, как она глубоко дышит и теряет сознание), запускавшие ощущения (S) (ощущения головокружения и потных ладоней), которые запускали чувства (А) (чувства напряженности и тревоги). В соответствии с порядком запуска консультант сначала провел с клиенткой тренинг навыков самоинструктирования (Meichenbaum, 1977) по противодействию собственным пагубным когнициям. Затем консультант научил клиентку вызывать у себя образы, позволяющие справиться с ситуацией; женщина стала в деталях воображать, что она сохраняет спокойствие и контролирует себя в вызывающих у нее страх ситуациях (например, при посещении универсама). В рамках сенсорной модальности консультант обучил клиентку медленному диафрагмальному дыханию и дифференцированной мышечной релаксации. Клиентку научили применять тренинг в реальной жизни. Консультант порекомендовал женщине при произведении покупок в супермаркете придерживаться следующей последовательности: использовать положительные самоинструкции (С), затем добавлять образы, позволяющие справиться с ситуацией (I), после чего применять технику диафрагмального дыхания, осознанно расслабляя мышцы, которые в данный момент не задействованы (S). Если бы у клиентки был определен иной порядок запуска, консультант научил бы ее применять другую последовательность и рекомендовал бы ей использовать эту другую последовательность в реальной жизни.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 451; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.5.161 (0.009 с.) |