Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Представление пунктов иерархии

Поиск

При проведении десенсибилизации консультанты просят клиентов расслабиться и вообразить различные сцены. Основное исходное положение заключается в том, что клиенты способны воображать сцены так, будто они представляют ситуации, возника­ющие в реальной жизни. Голдфрид и Дэвисон (Goldfried, Davison 1976) отмечают: «Именно поэтому важно проверять до начала процедуры, может ли встревожить кли­ента определенный образ» (р. 122). Голдфрид и Дэвисон советуют оценивать способ­ность клиента к воображению, предлагая ему вообразить, не расслабляясь, ситуацию, которая, по данным оценки, вызывает у него чувство тревоги в реальной жизни. Кон­сультанты могут помочь клиентам вообразить сцены, предлагая описать словами соот­ветствующие ситуации. Консультанты также могут помочь клиентам более полно вер-бально описать сцены.

Проведение десенсибилизации можно начинать с вербальной релаксации клиен­тов. После того как консультанты убеждаются, что клиенты достигли состояния глубо­кой релаксации, они могут переходить к работе со сценами. Например, консультант может сказать: «Теперь вообразите, что вы думаете об экзаменах. Итак, до экзаменов остается 3 месяца, вы готовитесь к ним, сидя за своим столом...» Консультанты в нача­ле занятия предлагают клиентам представить сцену, вызывающую у них наименее вы­раженное чувство тревоги (в соответствии с выстроенной иерархией), и просят клиен­тов поднимать указательный палец при ощущении любой тревоги. Если клиенты не чувствуют никакой тревоги, через 5-10 секунд консультанты просят клиентов прекра­тить представление данной сцены и вновь расслабиться. Через 30-50 секунд можно попросить клиентов вообразить ту же самую сцену снова. Если эта сцена опять не вы­зывает чувства тревоги, консультанты отменяют ее, в течение некоторого времени про­водят процедуру расслабления и переходят к следующему пункту иерархии.

В тех случаях, когда клиент поднимает указательный палец, чтобы сообщить о воз­никновении чувства тревоги, сцену немедленно отменяют. Консультант просит клиента глубоко расслабиться и затем снова представить данную сцену один или несколько раз. Если сцена неоднократно вызывает тревогу, консультант может порекомендовать кли­енту представить пункт иерархии, вызывающий менее выраженное чувство тревоги.

В основе систематической десенсибилизации лежит следующее исходное положе­ние: если пункт, вызывающий относительно слабую тревогу, например, соответствую­щую 10 единицам, перестал порождать тревогу, все другие пункты в иерархии станут на 10 единиц менее тревожащими. Таким образом, пункт, соответствовавший 100 еди­ницам, становится пунктом, соответствующим 90 единицам, и так далее. Обычно при проведении десенсибилизации консультанты предлагают клиентам только такие сти­мулы, которые вызывают слабую тревогу.

При проведении десенсибилизации консультанты могут работать с несколькими иерархиями. Фактически десенсибилизация может проводиться в рамках более про­должительных интервью, в ходе которых консультанты сосредоточиваются на других проблемах, используя иные методы. Все представляемые сцены описываются, резуль­таты также фиксируются. Вольпе проводит десенсибилизацию в течение 15-30 минут, он отмечает: «На первых занятиях клиенты, как правило, представляют 8-10 сцен; более подготовленные клиенты могут вообразить до 30 и даже до 50 сцен» (Wolpe, 1982, р. 161). Голдфрид и Дэвисон (Goldfried, Davison, 1976) считают, что на одном занятии целесообразно работать над 2-5 пунктами.

Разновидности систематической десенсибилизации

Основную процедуру систематической десенсибилизации можно модифицировать. Ниже описываются основные разновидности систематической десенсибилизации.,

Десенсибилизация in vivo (в естественных условиях)

К методу десенсибилизации in vivo, или в реальной жизни, обычно прибегают по двум причинам. Во-первых, у клиентов могут быть трудности с воображением сцен. Во-вторых, клиенты могут привыкнуть представлять реальную жизнь. При проведении вооб­ражаемой десенсибилизации полезно, а в некоторых случаях даже необходимо, побуж­дать клиентов проверять свое поведение в реальных ситуациях, относительно которых они были десенсибилизированы в воображении.

Релаксацию можно включать в процедуру десенсибилизации in vivo. Например, клиента, который боится выступать публично, можно приводить в состояние релакса­ции в начале каждого занятия, а через некоторое время предложить ему поговорить с незнакомыми людьми (причем с каждым разом число собеседников следует увеличи­вать; кроме того, собеседники должны предъявлять к клиенту все более высокие требо­вания). Данная процедура отличается от воображаемой десенсибилизации главным образом тем, что для ее проведения используются реальные ситуации. Принципы де­сенсибилизации in vivo практически не отличаются от принципов воображаемой де­сенсибилизации, которые были описаны ранее.

Групповая десенсибилизация

Систематическая десенсибилизация может использоваться при работе как с группа­ми, так и с отдельными клиентами. Например, консультант может работать с несколь­кими студентами колледжа, которые боятся тестов, одновременно, вместо того чтобы заниматься с каждым студентом индивидуально. Таким образом можно экономить вре­мя и силы. Использование групповых подходов подразумевает скорее определение не­коего стандарта, а не выстраивание индивидуальных иерархий (Emery, Krumboltz, 1967).

Стандартную иерархию можно выстраивать, используя предварительно выбранные пункты; или же ее можно выстраивать в процессе консультирования, советуясь с чле­нами группы, присутствующими на занятии. Консультант может проводить группу че­рез определенный пункт иерархии, исключая представление других сцен, до тех пор, пока все члены группы не перестанут испытывать тревогу в связи с проигрываемой сценой.

Процедура десенсибилизации, записанная на кассете

Кассеты можно использовать не только для обучения релаксации в рамках системати­ческой десенсибилизации, но и для тренинга воображения и для представления сцен, соответствующих различным пунктам иерархии, в домашних условиях. На кассету можно записать 1 —5 пунктов домашнего задания.

Следует исходить из того, что либо все пункты порождают лишь незначительную тревогу, либо клиент не будет переходить к пунктам, вызывающим более выраженное чувство тревоги до тех пор, пока он не справится со стимулами, вызывающими относи­тельно слабую тревогу. Клиентам, которые начинают чувствовать себя слишком на­пряженно при прослушивании записи, можно рекомендовать на время выключить маг­нитофон, расслабляться в течение нескольких минут и только затем продолжить вы­полнение упражнения. Так же как использование групповой десенсибилизации, при­менение кассет помогает экономить время, отведенное на консультации.

РЕПЕТИЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ И ТРЕНИНГ АССЕРТИВНОСТИ

Часто при проведении поведенческой оценки на первый план выходят недостатки клиента, связанные с низким уровнем ассертивности и с недостаточным развитием навыков межличностного взаимодействия; например, многие клиенты не умеют актив­но выслушивать собеседника, предоставлять обратную связь и самораскрываться. Ре­петиция поведения — это один из методов консультирования, используемый в таких случаях. Хотя репетиция поведения подразумевает разыгрывание ролевых игр, она существенно отличается от психодрамы Морено — при проведении репитиции поведе­ния консультант побуждает клиентов проигрывать новые адекватные реакции, а не закрепленные неадекватные реакции. В репетиции поведения выделяются следующие стадии: а) определение и анализ областей, в которых клиенты испытывают трудности; б) обеспечение мотивации клиентов относительно метода репетиции поведения; в) ра­бота с клиентами, проводящаяся с целью определения видов поведения, которые могли бы быть наиболее подходящими в данных ситуациях; г) предоставление клиентам воз­можности потренироваться адекватно реагировать на определенные ситуации в про­цессе ролевой игры (консультанты, как правило, участвуют во взаимодействиях, играя роль «оппонента»); д) побуждение клиентов применять репетируемое поведение в ре­альных жизненных ситуациях, одобрение в случае успеха и предоставление подкреп­ляющих символов. Репетиция поведения предполагает участие консультанта в форми­ровании поведения клиентов в конкретных ситуациях. Задачами консультанта при этом могут быть моделирование, обучение, выстраивание иерархий сложных задач, опреде­ленное когнитивное воздействие.

Тренинг ассертивности

Тренинг ассертивности имеет, пожалуй, наибольшее значение при проведении ре­петиции поведения. Вольпе (Wolpe, 1982) определяет ассертивное поведение как «при­емлемое выражение любой отличной от тревоги эмоции, имеющей отношение к друго­му человеку» (р. 118). Вольпе считает, что фактически все клиенты в какой-то степени «заторможены» из-за беспокоящих их невротических страхов. Тренинг ассертивности снимает обусловленность с неадаптивных привычек реагировать тревогой на поведе­ние других людей двумя способами: ослабляя страх клиентов и изменяя манеру их речи и образ действий. Клиентам необходима поддержка для выражения законных эмоций, которые возникают у них в проблемных ситуациях. Законное проявление эмоций «мо­жет успешно конкурировать со страхом, который тормозил именно это проявление; каждый раз при выражении эмоций привычный страх в некоторой степени ослабляет­ся» (Wolpe, Wolpe, 1988, p. 54).

Вначале тренинг ассертивности был направлен на отстаивание человеком своих прав, на развитие так называемого оппозиционного поведения. В последнее время его направленность несколько изменилась. Область его применения расширилась в связи с включением в тренинг развития навыков проявления и точной передачи ласкового

поведения там, где это уместно. Таким образом, ассертивное поведение теперь вклю­чает в себя выражение как положительных, так и отрицательных чувств.

Альберти и Эммонс (Alberti, Emmons, 1990) выделяют следующие виды поведения: а) неассертивное, или заторможенное, поведение, при котором люди жертвуют свои­ми интересами; б) агрессивное поведение, при котором люди «усиливаются» за счет других; в) ассертивное поведение, при котором усиление индивидуума таково, что усиливаются обе взаимодействующие стороны. Альберти и Эммонс отмечают, что не­достаток уверенности в себе или агрессивность могут быть либо общей чертой, либо чертой, проявляющейся лишь в специфических ситуациях.

При формировании поведенческой оценки, с использованием специального вопрос­ника, помогающего определить уровень ассертивности клиента, может выясниться, что клиент нуждается в общем или в специфическом тренинге ассертивности. На следую­щей стадии главное — поддержать мотивацию клиентов относительно метода репети­ции поведения. Иногда консультантам требуется некоторое время для изучения рели­гиозных или философских позиций и взглядов клиентов. Эти взгляды могут способ­ствовать скорее усилению стремления держаться в тени, чем усилению чувства уве­ренности в себе. Например, нужно помочь некоторым христианам понять, что они ста­нут более эффективными и как люди, и как христиане, если позволят себе стать цель­ными личностями и перестанут отвергать свои потребности и чувства (такое отверже­ние всегда связано с психологическими потерями).

В течение третьей стадии консультанты и клиенты работают вместе, чтобы опреде­лить, какой вид поведения может быть подходящим в определенных ситуациях, напри­мер при необходимости попросить босса повысить оклад или при возникновении жела­ния назначить свидание девушке. Данная стадия подразумевает определение и обду­мывание альтернативных реакций. Кроме того, клиентам можно порекомендовать на­блюдать за людьми, которые действуют эффективно. При проведении тренинга ассер­тивности консультант должен принимать во внимание индивидуальные стили поведе­ния клиентов и помогать им формировать такое ассертивное поведение, которое будет как можно более «естественным» для них. Реакции, которые представляются уместны­ми консультантам, могут оказаться неподходящими для конкретного клиента. Важен также правильный выбор времени; клиентов не следует побуждать к решению ассер-тивных задач тогда, когда они еще к этому не готовы. Следовательно, может возник­нуть необходимость построения иерархии ассертивных задач, сложность которых по­степенно повышается.

Четвертая стадия — это стадия, на которой проводится репетиция ассертивного поведения. Альберти и Эммонс (Alberti, Emmons, 1990) подчеркивают, что при прове­дении тренинга ассертивности консультант должен фокусировать внимание клиентов не только на вербальном компоненте поведения, но и на других компонентах, таких как контакт глаз, позы, жесты, выражение лица, тон и громкость голоса, интонации, плав­ность речи. Еще раз подчеркну, что большое значение имеет правильный выбор време­ни для проведения занятия. Консультанты должны репетировать вместе с клиентами и обучать их навыкам невербальной и паравербальной ассертивности. Репетиция пове­дения также может включать в себя развитие у клиентов умения контролировать отри­цательные и положительные последствия тренинга ассертивности.

Пятая стадия — применение приобретенных на занятиях навыков в реальной жиз­ни. Клиентам следует давать домашнее задание соответствующего уровня сложности.

Мониторинг попыток ассертивного поведения, совершаемых клиентами в интервалах между занятиями, может оказаться весьма полезным. Попытки ассертивного поведе­ния, совершаемые в реальной жизни, делают возможной обратную связь. Наличие та­ких попыток указывает на адекватность поведения клиентов. Кроме того, пробуя и эк­спериментируя, клиенты могут определить, что им следует исправить в своем поведе­нии. Консультанты могут привлекать внимание клиентов к любым положительным по­следствиям их ассертивного поведения. Если последствия окажутся отрицательными, консультанты и клиенты могут подумать над тем, уместно ли данное поведение, и вне­сти необходимые поправки.

Тренинг ассертивности можно применять как при индивидуальной, так и при груп­повой работе с клиентами. Также к тренингу могут прибегать сами клиенты в виде са­мопомощи. При необходимости проведения группового тренинга ассертивности возни­кает ряд вопросов. В настоящее время не существует единой точки зрения на то, каки­ми должны быть группы — гетерогенными или гомогенными (например, чисто женски­ми и чисто мужскими) и т. д. Следует отметить, что при проведении тренинга в некли­нической обстановке большая часть консультантов предпочитает работать с гомоген­ными группами. Некоторые консультанты используют кассеты и видеозаписи с целью обеспечения обратной связи с клиентами при развитии у них навыков ассертивного поведения. И наконец, развитие ассертивности может вести к конфликту; консультан­там и клиентам следует предвидеть эту возможность, они должны быть готовы спра­виться с возникающими трудностями.

МЕТОДЫ ПОДКРЕПЛЕНИЯ

Методы подкрепления используются с целью изменения поведения посредством изменения его последствий. В основе методов подкрепления лежит скорее оперантный, чем классический принцип обусловливания. Еще раз хочу отметить, что как поло­жительное, так и отрицательное подкрепление усиливает вероятность возникновения реакции. Положительные подкрепляющие стимулы предполагают предъявление чего-то, а отрицательные подкрепляющие стимулы — удаление чего-то в данной ситуации. Наказание приводит к снижению вероятности возникновения данной реакции, но не обязательно способствует повышению частоты возникновения других поведенческих реакций. При угасании также снижается вероятность возникновения реакции в связи с изъятием привычных подкрепляющих стимулов. Читателям следует обратиться к разделу главы 9, посвященному работам Скиннера, при возникновении у них желания познакомиться с понятиями, использующимися при описании методов подкрепления, например с таким понятием, как режимы подкрепления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.87.61 (0.013 с.)