Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Когнитивная модель дистресса, развивающегося у супруговСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Бек подчеркивает: «Того, что привлекает партнеров друг в друге, редко оказывается достаточно для поддержания отношений» (Beck, 1988, р. 46). Недостаточное развитие навыков общения — одна из причин возникновения трудностей у партнеров. Кроме того, партнеры вносят в отношения много личного багажа — скрытых ожиданий относительно друг друга и этих отношений. Ожидания в браке менее гибки, чем при нейтральных отношениях. Более того, многие поступки в браке имеют особенное, символическое значение, так как они являются средоточием символов любви или отвержения, безопасности или ненадежности. Когда начинаются разочарование в отношениях и разгул эмоций, партнеры теряют большую часть способностей (или фактически все способности) к проверке истинности своих интерпретаций мыслей, чувств и действий как собственных, так и близкого человека. Вместо этого партнеры начинают реагировать на свою «невидимую реальность», которая базируется, скорее, на внутренних переживаниях, страхах и ожиданиях, чем на том, что происходит на самом деле. Могут инициироваться дисфункциональные схемы и убеждения, в результате чего формируются отрицательные когнитивные установки, связанные с другим человеком. Произвольное и автоматическое мышление обеспокоенной пары содержит многочисленные когнитивные ошибки. Партнеры склонны фиксироваться скорее на том, что в их отношениях не так, чем на том, что является правильным. У них может выработаться тенденция думать друг о друге, используя черно-белые понятия. Партнеры часто приклеивают друг к другу отрицательные ярлыки, такие как «нечувствительный», «невнимательный», «эгоистичный», «грубый», а затем реагируют на эти ярлыки. Более того, у партнеров может развиться тенденция считать такие приклеенные ярлыки постоянными чертами. Каждый партнер неправильно воспринимает и извращает то, что говорит или делает другой партнер. Партнеры занимаются чтением мыслей и приписывают друг другу нежелательные и злонамеренные мотивы. Они не в состоянии проверять точность своих отрицательных объяснений и нелогичных заключений. Кроме того, партнеры посылают друг другу язвительные сообщения, причиняющие боль и вызывающие гнев. Они чувствуют, что к ним были несправедливы, сердятся, ощущают в себе желание нападать и нападать. Враждебность — часть примитивного механизма выживания борьба — бегство. Однако примитивное побуждение к нападению часто оказывается разрушительным для отношений. Оно повышает уровень угрозы в отношениях и, следовательно, усиливает тенденцию партнеров мыслить (ригид-но) и ошибочно. Кроме того, враждебность может увеличивать сопротивление партнеров работе над своими отношениями. Пораженческие убеждения относительно невозможности изменения и взгляд друг на друга как на основной источник проблем препятствуют работе над отношениями.
Когнитивная модель расстройств личности
Расстройства личности, наряду с другими видами психопатологии, частично представляют эволюционные стратегии, которые были недостаточно приспособлены к жизни в современном индивидуализированном и технологическом обществ (Beck et al., 1990). От генетической предрасположенности и полученного опыта научения также зависит, какие именно расстройства развиваются у различных индивидов. Каждое расстройство личности характеризуется базисным убеждением и соответствующей открытой поведенческой стратегией. Различные открытые реакции отражают важные структурные различия, существующие в основных убеждениях (или схемах). В основе расстройства личности, характеризующегося чрезмерной зависимостью, лежат базисное убеждение «Я беспомощен» и открытая стратегия привязанности. Убеждения и стратегии, лежащие в основе других расстройств личности, следующие: расстройство, характеризующееся чрезмерной замкнутостью: «Мне могут причинить боль», избегание; расстройство, характеризующееся пассивной агрессивностью: «На меня могут наступить», сопротивление; параноидальное расстройство: «Люди — потенциальные противники», осторожность; нарциссическое расстройство: «Я — особенный», самовозвеличивание; артистическое расстройство: «Мне нужно производить впечатление», драматизация; обсессивно-компульсивное расстройство: «Ошибки — это плохо. Я не должен допускать ошибок», перфекционизм; антисоциальное расстройство: «Люди существуют для того, чтобы их били», нападение; шизоидное расстройство: «Мне нужно много пространства», изоляция. Можно по-другому рассмотреть стратегии — при каждом расстройстве личности можно обнаружить как чрезмерно развитые, так и слаборазвитые стратегии. Например, при параноидальном расстройстве «недоверие» является чрезмерно развитой стратегией, а «доверие» — слаборазвитой. Можно выстроить более полный когнитивный профиль каждого расстройства личности. Если специфические схемы гипервалентны, составляющие их схемы легко приводятся в действие. При расстройствах личности происходит когнитивное изменение, при котором энергия переходит от нормальной когнитивной обработки к различным схемам, которые лежат в основе расстройств. При протекании этого процесса более адаптивные схемы могут тормозиться. Дисфункциональные схемы, характерные для расстройств личности, являются чрезвычайно стойкими, поэтому когнитивное консультирование клиентов с расстройствами личности обычно занимает больше времени и предполагает более глубокое исследование происхождения схем, чем консультирование при тревожных расстройствах или депрессии.
ПРАКТИКА Цели
Целью когнитивного консультирования является «побуждение заново "к действию"» системы проверки реальности» (Beck et al., 1990, p. 37). Клиенты с психопатологическими расстройствами и супруги, отношения которых нарушены, потеряли способность проверять истинность своих дисфункциональных интерпретаций в различной степени. Когнитивные консультанты «учат пациентов самим корректировать дефекты когнитивной обработки и подкреплять предположения, позволяющие им справляться с ситуацией» (Beck, Weishaar, 1989, p. 288). Хотя когнитивные консультанты могут первоначально направлять свои усилия на уменьшение выраженности симптомов, окончательной целью является удаление систематических предубеждений из мышления клиентов. Кроме того, когнитивные консультанты стремятся развивать у клиентов поведенческие навыки, имеющие отношение к их проблемам. Например, навыки выслушивания и общения необходимо развивать обеспокоенным своими отношениями супругам, а навыки ассертивности — застенчивым людям. При работе с когнициями консультанты обучают клиентов: 1) контролю отрицательных автоматических мыслей; 2) осознаванию связей между когнициями, эмоциями и поведением; 3) исследованию и проверке аргументов «за» и «против», искаженных автоматических мыслей; 4) замене основанных на предубеждениях когниций более реалистическими интерпретациями; 5) идентифицированию и изменению убеждений, которые способствуют возникновению предрасположенности к искажению опыта (Beck et al., 1979). Клиенты не должны обязательно иметь высокий интеллект, чтобы извлечь пользу из когнитивного консультирования — фактически, исследования Бека не выявили связи между степенью развития интеллекта и результатами когнитивного консультирования (Beck, Rush, in press).
Применение и ограничения
Бек (Beck, Rush, in press) перечисляет пять видов применения когнитивного консультирования, которые могут также рассматриваться как цели. Во-первых, удаление симптомов расстройств либо посредством одного только консультирования, либо с одновременным использованием лекарств. Во-вторых, снижение вероятности возникновения рецидива, коль скоро формальное лечение, консультирование или лекарственное лечение прекратились. В-третьих, повышение уступчивости относительно приема рекомендуемого лекарства. В-четвертых, решение специфических психосоциальных проблем, связанных, например, с семейным разладом или низкой самооценкой (эти проблемы могут либо существовать до болезни, либо быть следствием развития болезни или психопатологического синдрома). В-пятых, изменение основных психологических убеждений (схем), способствующих развитию психопатологии, дисфункционального мышления и поведения. Когнитивное консультирование наиболее эффективно при работе с клиентами, которые могут сосредоточиваться на автоматических мыслях и брать на себя ответственность за оказание помощи самим себе. К когнитивному консультированию не рекомендуется прибегать, если у клиентов снижена способность проверки реальности (как, например, при галлюцинациях и обмане чувств) или если у клиентов значительно снижены память и способность логически мыслить (как, например, при органических мозговых синдромах). При некоторых расстройствах, таких как рецидивирующая депрессия, рекомендуется комбинация когнитивного консультирования и лекарственных средств.
Длительность лечения
Когнитивное консультирование, как правило, является высокоструктурированным и проводится в короткие сроки. Стандартная схема лечения депрессии с помощью когнитивного консультирования подразумевает проведение 15-20 занятий в течение более чем 12 недель. Клиентам с тревожными расстройствами рекомендуется посетить от 5 до 20 занятий (Clark, Beck, 1988). Курс когнитивного консультирования следует завершать постепенно, причем клиентам обычно предоставляется возможность посещения дополнительных занятий в течение одного или двух месяцев после завершения курса. Лечение расстройств личности, как правило, занимает больше времени и может длиться в течение года или даже нескольких лет. Занятия обычно длятся 45 минут.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 303; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.125.86 (0.007 с.) |