Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стадия 5. Доводи начатое до конца и укрепляй навыки самопомощи

Поиск

 

Как правило, консультанты и клиенты начинают задумываться об окончании курса консультирования задолго до заключительной сессии. Это позволяет обеим сторонам проработать различные вопросы, связанные с окончанием контакта. Целесообразно постепенно свести контакт с клиентами на нет, встречаясь с ними все реже и реже. Некоторые клиенты могут быть признательны консультантам за проведение несколь­ких дополнительных занятий спустя один, два, три или даже шесть месяцев после окон­чания цикла. Проведение таких дополнительных занятий дает клиентам и консультан­там возможность оценить прогресс и укрепить навыки оказания самопомощи. Также полезной может оказаться организация в последующем разговоров между клиентами и консультантами по телефону.

Консультанты по жизненным умениям стремятся избегать подхода «тренируйся и надейся». Например, до начала заключительной стадии консультанты структурируют реалистические ожидания при обсуждении рабочих определений и целей с клиентами. Концепция жизненных умений далека от таких понятий, как «волшебство» и «исцеле­ние». Консультанты неоднократно повторяют, что клиенты должны работать и практи­коваться не только для того, чтобы приобрести намеченные жизненные умения, но и для того, чтобы поддерживать их.

Консультанты пытаются помочь клиентам овладеть навыками самонаблюдения и оценки. Консультанты побуждают клиентов к передаче и поддержанию навыков, раз­вивая способность клиентов к самоинструктированию, работая в контексте реальных жизненных ситуаций в процессе оказания помощи, рекомендуя клиентам продуктивно использовать время между занятиями посредством прослушивания кассет с записью занятий, репетирования и практического применения навыков. Консультанты часто делают короткие записи на кассетах с целью научить клиентов использовать конкрет­ные навыки в конкретных ситуациях. Например, консультанты учат клиентов вести позволяющий справиться с ситуацией внутренний разговор, чтобы совладать с трево­гой, возникающей в ожидании броска с первой отметки для мяча при игре в гольф. Кон­сультанты рекомендуют клиентам записывать на кассеты позволяющий справиться с ситуацией внутренний разговор, который может оказаться полезным в других ситуа­циях, например при движении по правильному курсу к первой ямке. Таким образом, клиенты не только обзаводятся кассетами, которые они смогут использовать для со­хранения навыков в будущем, но и приобретают навыки записи новых кассет, которые могут понадобиться в дальнейшем.

Кроме того, работая с клиентами, консультанты стремятся предугадывать возник­новение трудностей и рецидивов. Затем они вместе развивают и репетируют страте­гии, позволяющие справляться с ситуацией, с целью предотвращения отклонений и рецидивов и осуществления контроля над ними. Иногда клиентам нужно помочь опре­делить, какие люди смогут поддержать их усилия по сохранению навыков. Консультан­ты также предоставляют клиентам информацию о благоприятных возможностях для формирования навыков в дальнейшем.

Применение модели

Консультанты в интересах клиентов должны гибко применять консультационную модель (DASIE). Взятие проблем под контроль и изменение связанных с проблемами навыков редко соответствуют четко определенным стадиям. Стадии, как правило, частично совпадают. Консультанты также могут возвращаться к более ранним стадиям по мере появления новой информации или возникновения новых проблем.

DASIE — это модель центральной тенденции. Используя эту модель, консультан­ты исходят из того, что курс консультирования, как правило, является относительно краткосрочным (обычно курс состоит из 3-10 занятий), и внимание фокусируется на одной или двух главных проблемах и проблемных областях навыков. Следует отметить, что курс консультирования может быть очень коротким, например состоять из 1 или 2 занятий, или курс может быть продлен от 10 до 20 и более занятий. При проведении как краткого, так и продленного курса консультирования консультанты должны ре­шить, на что следует ориентироваться — на личность или на задачу. Например, при проведении краткого курса консультирования может быть нецелесообразно фокусиро­вать внимание на навыках в самом начале, если клиент недавно перенес тяжелую утра­ту и нуждается в каком-то периоде времени, чтобы поведать свою историю и пережить печаль. С другой стороны, немедленная фокусировка внимания на навыках может быть весьма уместной в случае, если клиент встревожен из-за предстоящих собеседований, связанных с приемом на работу. Поскольку необходимость оказания расширенной по­мощи может быть обусловлена различными причинами, невозможно дать однослож­ный ответ на вопрос, как следует поступать в подобных случаях. Уязвимые клиенты нуждаются в более мягком и заботливом отношении, чем сильные клиенты, и им мо­жет потребоваться больше времени для понимания того, как они подкрепляют свои проблемы. Однако здесь возможно и чрезмерное обобщение. С начального занятия не­которые уязвимые клиенты могут высоко оценивать определение одного или двух кон­кретных недостатков навыков и работу по их преодолению.

Применение консультационной модели DASIE предполагает, что консультанты обладают адекватными навыками как мышления, так и действия. Консультанты выхо­дят за пределы повседневного языка, чтобы осмысливать проблемы в терминах навы­ков. Консультанты должны обладать хорошо развитыми навыками общения и обуче­ния. Кроме того, консультантам по жизненным умениям необходим репертуар конк­ретных воздействий, связанных с проблемами клиентов и навыками, имеющими отно­шение к этим проблемам. Создание репертуара воздействий требует больших затрат времени и усилий. Умение оказать квалифицированную помощь в сфере жизненных умений — это вызов всей жизни.

 

Другие применения

 

Консультирование по жизненным умениям может использоваться, чтобы помочь клиентам противостоять как экзистенциальным заботам, так и непосредственным про­блемам. Например, некоторые люди неизлечимо больны раком. Им может требоваться содействие по крайней мере в четырех областях. Консультант должен помочь своему неизлечимо больному клиенту столкнуться лицом к лицу со смертельной тревогой и примириться с ней; справиться с проблемами, возникающими в связи с обусловленны­ми раком переживаниями, например с изменениями во внешности, ухудшением здоро­вья; справиться с проблемами, которые имеются у клиента независимо от наличия за­болевания, например с приводящим к частому возникновению стресса образом жизни, плохими отношениями с супругом(ой); найти смысл для оставшегося периода жизни (Nelson-Jones, Cosolo, 1994b). Квалифицированный консультант по жизненным умени­ям не обойдет вниманием все эти области и проявит готовность в них работать.

Консультирование по жизненным умениям применяется и в группах. Во-первых, концепции жизненных умений могут быть вплетены в работу групп, основанную на взаимодействии. Например, члены консультационных групп могут использовать язык навыков, чтобы анализировать либо общение в пределах группы, либо проблемы чле­нов группы, возникающие за ее пределами. Консультанты, работающие с группами, могут также помогать членам группы развивать соответствующие навыки мышления и действия. Во-вторых, принципы консультирования по жизненным умениям могут быть распространены на работу групп, члены которых обучаются жизненным умениям (на­пример, навыкам выслушивания или навыкам управления стрессом). Ключевыми ха­рактеристиками таких групп являются использование языка навыков, договоренность относительно целей выработки навыков ясного мышления и действия, предложение поддерживающих отношений, использование хороших навыков обучения и подчерки­вание особой важности укрепления выученных навыков оказания самопомощи.

Прежде всего, консультирование по жизненным умениям — это подход, направ­ленный на обучение навыкам оказания самопомощи. «Элегантное» использование дан­ного подхода подразумевает, что клиенты способны применить его при решении как старых, так и новых проблем. Консультационная модель DASIE может быть превраще­на в модель оказания самопомощи CASIE:

С (CONFRONT) ПРОТИВОСТОЯТЬ своей проблеме, четко определять и уточнять ее.

A (ASSESS) ОЦЕНИВАТЬ свою проблему и переопределять ее в терминах умений.

S (STATE) ФОРМУЛИРОВАТЬ рабочие цели и составлять план воздействий с целью оказания самопомощи.

I (IMPLEMENT) ОСУЩЕСТВЛЯТЬ свой план. Е (EVALUATE) ОЦЕНИВАТЬ последствия выполнения своего плана.

Если люди должны укрепить свою психологическую жизнь, им необходимы муже­ство и соответствующие навыки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.4.54 (0.009 с.)