Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Как люди учатся определять свои потребностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Рождаясь, люди не знают, какие у них есть потребности и как их можно удовлетворять. Младенцы способны переживать разные чувства. Маленькие дети также могут осознавать, что они плохо себя чувствуют тогда, когда их потребности не удовлетворены. Это осознание позволяет им сформировать некоторое представление о том, каковы их потребности^ Например, у младенцев еще нет понятий о пище, процессе еды или выживании. Однако дети знают, когда они страдают, а также знают, что обычно они начинают чувствовать себя лучше после того, как их накормят. Таким образом, младенцы сначала узнают о своей потребности в пище, а затем — о потребности в процессе еды и в выживании. Люди могут узнавать также о своих психологических потребностях в могуществе, принадлежности, развлечении и свободе благодаря осознанию того, что когда эти потребности удовлетворяются, их самочувствие улучшается. Даже если люди не до конца понимают, каковы их потребности, они все равно будут стараться удовлетворить эти потребности, так как хотят чувствовать себя хорошо. Накопление картин в голове Ранее уже было рассказано о младенце, которому давали печенье с шоколадной крошкой, когда он пронзительно вопил. Ребенок воспринял соответствующую психологическую картину и сохранил ее в своем личном картинном альбоме как нечто, чего следует искать, когда он голоден. В течение жизни люди помещают на хранение в свои личные картинные альбомы все, что, по их мнению, поможет им удовлетворять какую-либо одну или несколько базисных потребностей. Глассер (Glasser, 1984b) считает, что, по всей вероятности, люди хранят сотни и даже тысячи картин, которые могут способствовать удовлетворению соответствующих потребностей. Люди могут накапливать в голове и «вредные» картины. Например, у людей, испытывающих отвращение к пище, в голове содержатся картины, отражающие их желание быть чрезмерно худыми. Алкоголики хранят изображения того, как они удовлетворяют свои потребности с помощью алкоголя. Обретение целостного поведения Младенцы знают: для того чтобы выжить, они должны делать все возможное, чтобы управлять окружающим миром с целью удовлетворения своих потребностей. Младенцам от рождения присуще определенное целостное поведение — гневление (angering), которое помогает им выжить. Посредством гневления младенцы передают миру сигналы о том, что их потребности не удовлетворены. Вскоре после рождения детей большинство матерей перестают позволять своим младенцам полностью управлять ими посредством гневления, таким образом матери поощряют независимость своих детей. Когда младенцы кричат, но при этом ничего не происходит, они быстро учатся искать другой вид поведения (например, начинают улыбаться), который позволил бы им управлять миром. Люди способны к творческой деятельности; подражая другим, они быстро осваивают другие виды целостного поведения. Лучшими школьными преподавателями являются люди, к которым дети неравнодушны и которых они уважают. Другие способы освоения новых типов поведения включают в себя посещение школы, чтение книг и просмотр телевизионных программ. Глассер (Glasser, 1989) полагает, что обычно на ранних этапах жизни каждый человек учится добавлять типы поведения, основанные на страдании, помешанности, болезни, а также типы поведения, основанные на дисфункции и раздражении (например, поведение, характеризующееся склонностью к дракам), к имеющемуся у него репертуару типов поведения. Детям свойственно дуться и впадать в депрессию, при этом их целью является установление контроля над взрослыми или над другими детьми. Таким образом дети, стремясь удовлетворить свои потребности, добавляют хандру (tnise-rabling) или гневление к известным им способам управления собой и другими. При этом дети учатся выбирать поведение, которое дает возможность быстро получать вознаграждение. Однако время идет, и тот же самый выбор, сделанный через некоторый промежуток времени, может привести к ослаблению контроля над своей жизнью, потому что последствия такого выбора будут скорее отрицательными, чем положительными. Воспитание детей Глассер советует: «Старайтесь упорно и терпеливо помогать своим детям устанавливать эффективный контроль над собственной жизнью, обучать детей соответствующим образом и показывать им хороший пример» (Glasser, 1984b, p. 198). Дети собираются жить в соответствии со своими собственными картинами, а не с картинами родителей. Слишком часто родители стремятся подогнать своих детей под собственные картины; делая это, они способствуют конфронтации сил. Важно, чтобы родители помогали детям создавать и сохранять «автопортреты», на которых дети предстают любящими людьми. Однако дети могут использовать любовь родителей для того, чтобы контролировать их (если, конечно, родители это допустят). Дети рождаются, не зная, как удовлетворить свои потребности. Глассер (Glasser, 1984b) проводит различие между тем, чтобы что-то делать для своих детей, по отношению к ним и вместе с ними, и тем, чтобы оставлять их в покое. Многие родители делают слишком много для своих детей, в результате чего дети, повзрослев, становятся неспособны полностью контролировать свою жизнь. Родители также делают слишком многое по отношению к своим детям, например они кричат на детей и наказывают их, когда они не выполняют полученные от родителей указания. Большинство родителей делает слишком мало вместе с детьми, например родители редко играют с детьми или беседуют на интересные и детям, и взрослым темы. Родители также недостаточно часто оставляют детей (независимо от их возраста) в покое. В частности, взрослые редко позволяют детям покричать в приступе раздражения или развлечься по-своему в дождливые дни. Когда родители не стесняют детей и позволяют им самостоятельно достигать личных целей, дети часто испытывают приятные чувства и радуются достигнутому успеху, что способствует удовлетворению их потребности в могуществе. Короче говоря, дети лучше всего учатся контролировать свою жизнь у взрослых, которые действуют вместе с ними и поощряют их действовать в собственных интересах. Дети неизбежно будут нарушать правила и бросать вызов родителям. Поскольку и родители, и дети имеют большую потребность в могуществе, они могут мирно сосуществовать друг с другом, только постоянно прибегая к переговорам и идя на компромисс. В теории контроля проводится различие между дисциплиной и наказанием. Дисциплина всегда начинается с попытки учить детей следовать разумным правилам, и здесь не обойтись без переговоров. Родители должны стараться помогать детям видеть, что картины могут быть лучше и что можно с пользой для себя выбрать поведение, которое не противоречит установленным правилам. Наказание представляет собой попытку взрослых вынудить детей следовать правилам, независимо от того, разумны эти правила или неразумны; если же дети отказываются, взрослые стараются причинить им боль. Наказывая детей, родители даже не пытаются дать им возможность обсудить и рассмотреть другие картины и другие типы поведения, не противоречащие правилам. Наказанные дети глубоко переживают, так как их потребность в могуществе и контроле остается неудовлетворенной. Родители должны стремиться делать как можно больше вместе со своими детьми и как можно меньше по отношению к ним или для них. Если дети не хотят меняться или вести переговоры, родители могут наложить санкции, соответствующие возрасту ребенка, и не отменять эти санкции до тех пор, пока проблема не будет разрешена. Например, удаление в детскую комнату на десять минут может быть максимально жесткой санкцией для пятилетнего ребенка, а запрет смотреть вечером телевизор подходит для десятилетнего. Санкции не должны быть слишком серьезными, иначе у детей пропадет желание попытаться исправить ситуацию. Целесообразно налагать санкции только после предварительного обсуждения с ребенком последствий его неподчинения. Родители всегда должны объяснить детям, что они могут сделать личный выбор — подчиниться или не подчиниться, но при этом подвергнуться санкциям. ПОЧЕМУ ЛЮДИ ВЕДУТ СЕБЯ НЕАДЕКВАТНО Глассер (Glasser, 1989) рассматривает всех клиентов в начале консультирования как индивидов, выбравших одну из форм саморазрушительного поведения, которое представляет собой ложно направленные попытки восстановить контроль над плохо контролируемой и фрустрирующей жизнью. Люди, которые депрессируют или инициируют у себя гнев, вину, головные боли, недостаточно хорошо понимают как свои потребности, так и то, что они могут выбрать лучший способ их удовлетворения. Причины выбора страдания Имеются четыре явные причины того, что люди выбирают муку, боль и страдание на протяжении своей жизни. 1. Стремление контролировать гневление. Примерно в возрасте около двух лет большинство детей понимают, что посредством гневления они не получат желаемое, и начинают искать альтернативы. Дети, которые не могут пойти погулять, когда все взрослые заняты, могут предпочесть удерживать гневление под контролем. Вместо гневления они могут выбрать депрессирование из своего поведенческого репертуара. Депрессирование, несмотря на связанную с ним боль, в целом является более безопасным и более эффективным способом контролирования других. К тому времени, когда люди становятся взрослыми, они создают сами или заимствуют у других большой набор типов поведения, связанных с болезненными чувствами. Этими типами поведения (например, депрессированием, инициированием тревоги, вины, головных болей) люди заменяют демонстрацию своего гнева. 2. Стремление получать помощь. Депрессирование — очень эффективный способ получения помощи. Многие люди попадают под чужой контроль, оказавшись «мишенями» депрессивного поведения. 3. Стремление оправдывать несовершение более эффективных действий. Люди обычно прибегают к боли, страданию и депрессированию с целью оправдания несовершения действий, обусловленного боязнью сделать ошибку. Выбор оставаться страдающим, несмотря на связанную с ним боль, защищает людей от осознания необходимости работать над проблемами. Депрессирование также может маскировать испытываемый людьми страх неудачи, которая могла бы еще больше затруднить их контроль над собственной жизнью. 4. Стремление контролировать других. Депрессирование — это способ получения контроля над другими. Глассер (Glasser, 1984b) приводит следующий пример. Физически здоровая Кэрол предпочитает депрессировать, чтобы контролировать свою дочь средних лет Филлис и заставлять дочь уделять ей внимание. Кэрол знает, что она может заставить Филлис испытывать чувство вины. Выбирая чувство вины, Филлис контролирует свой гнев.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.205.178 (0.007 с.) |