Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стадия 4. Воздействуй с целью развития навыков самопомощи

Поиск

 

На стадии воздействий можно поставить три цели. Во-первых, помочь клиентам лучше справляться с представлением их проблем. Во-вторых, помочь клиентам в реше­нии проблем, связанных с навыками, и в развитии сильных сторон навыков для предот­вращения и разрешения конкретных ситуаций. В-третьих, помочь клиентам стать бо­лее умелыми людьми. Консультанты являются психологическими просветителями или, выражаясь разговорным языком, тренерами, которые дружественно относятся к кли­ентам. Для того чтобы оказывать эффективное воздействие, консультанты должны об­ладать хорошо развитыми навыками общения и обучения. Недостаточно знать, какие варианты воздействия следует предложить, надо также знать, как предложить эти •варианты. Квалифицированные консультанты поддерживают баланс между отношени­ями и ориентацией на задачи; менее квалифицированные консультанты допускают ошибки в обеих областях.

В табл. 15.2 представлены методы психологического просвещения, или тренинга, и методы научения, использующиеся в консультировании по жизненным умениям. Кон­сультанты большую часть времени работают с использованием трех методов тренинга, которые определяются глаголами «рассказывать», «показывать» и «делать». Консуль­тантам требуются специальные навыки обучения для каждого клиента. Глагол «рас­сказывать» подразумевает четкое инструктирование клиентов относительно навыков, которые они желают развить. «Показывать» — значит демонстрировать осуществле­ние навыков. «Делать» означает создавать для клиентов условия, необходимые для выполнения структурированных действий и домашних заданий.

В индивидуальных занятиях на стадии воздействия можно выделить четыре неред­ко частично совпадающие фазы: подготовительную, начальную, рабочую и заключи­тельную. В предварительной фазе консультанты заранее размышляют о том, как мож­но помочь клиентам. Консультанты обеспечивают, если это необходимо, наличие под рукой планов занятий; материалов, необходимых для проведения тренинга, например отпечатанных текстов для раздачи; аудиовизуальных пособий, например досок для за­писей и магнитофонов для проигрывания аудиокассет. Начальная фаза состоит из встречи, приветствия и усаживания, затем дается разрешение говорить. В начальной фазе консультанты могут счесть необходимым обсудить план занятий. Например, кон­сультанты могут вначале проверить, нет ли у клиентов каких-нибудь вопросов, требу­ющих неотложного обсуждения, а затем обсудить домашнюю работу, которая была за­дана на прошлой неделе" и сфокусировать внимание на одном или нескольких навыках, связанных с проблемой и/или проблемами, существующими в жизни клиентов. При необходимости эти планы могут быть изменены в ходе занятий.

В рамках поддерживающих отношений в рабочей фазе консультанты фокусируют внимание на определенных воздействиях на навыки мышления и действия, предназна­ченных для оказания клиентам помощи в решении проблем и разбитии сильных сторон жизненных умений. Всякий раз, когда это уместно, консультанты помогают клиентам использовать язык навыков. Заключительная фаза продолжается от момента окончания одной сессии до начала другой. В этой фазе внимание в основном уделяется подведению итогов, обобщению полученных сведений, обсуждению домашнего задания, подкрепле­нию обязательств, взятых на период между занятиями, а также репетированию и осуще­ствлению навыков вне рамок ситуации, связанной с оказанием помощи.

Характер воздействия на навыки мышления зависит от того, на какое умение на­правлено данное воздействие. Обычными действиями являются углубление осознания недостатков выбранного навыка, борьба с дефектным мышлением и обучение эффек­тивному мышлению. Например, консультант, работающий с клиентом, одной из рабо­чих целей которого является развитие более реалистических правил относительно одобрения, может оказать воздействия в следующей последовательности: применение на практике навыков выбора реалистических личных правил и повышение осознания сути этих навыков; определение используемого в настоящее время нереалистичного правила и его последствий; обсуждение нереалистичного правила, преобразование не­реалистичного правила в более реалистичное, например: «Хотя я хотел бы нравиться своим коллегам, для меня важнее то, что я уважаю себя и делаю свою работу настолько хорошо, насколько могу»; побуждение клиента к изменению своих действий в соответ­ствии с измененным правилом, например путем повышения степени уверенности в себе; акцентирование на практике и оказании самопомощи.

Виды воздействия на навыки действия включают в себя развитие у клиентов навы­ков самонаблюдения, постановку дифференцированных задач, проведение репетиций и ролевых игр, включение в расписание различных видов деятельности, использование упражнений и игр, оказание клиентам помощи в обеспечении поддержки их изменен­ных действий в домашней среде, окружающей клиентов. Часто консультанты по жиз­ненным умениям, работая с клиентами, проводят индивидуальные эксперименты. Уча­ствуя в таких экспериментах, клиенты используют новые навыки действия в условиях реальной жизни, руководствуясь данными тщательной проверки. Клиенты формулиру­ют утверждения типа «Если... тогда...». В части «если» таких утверждений клиенты обусловливают определенную ситуацию и навыки, которые они намереваются исполь­зовать в данной ситуации. В части «тогда» клиенты прогнозируют последствия осуще­ствления своего измененного поведения. После окончания периода репетирования и практики в условиях тренинга клиенты тщательно проверяют эффективность изменен­ных навыков действия в реальной жизни. Затем вместе с консультантами они оценива­ют последствия.

При оказании воздействий, направленных на усиление фокусировки внимания кли­ентов на чувствах, консультанты придают особое значение развитию у клиентов навы­ков мышления и действия. При переопределении проблем и постановке рабочих целей консультантам необходимо проводить различие между переживанием чувств, выраже­нием чувств и управлением нежелательными чувствами. Виды воздействий, направлен­ных на оказание клиентам помощи в переживании чувств, включают в себя «узаконивание» важности чувств, вознаграждающее выслушивание, вопросы о чувствах, ролевой игры, борьбу с неаутентичностью, тренинг навыков внутреннего выслушивания и разви­тие соответствующих навыков мышления. Виды воздействий, направленных на оказа­ние клиентам помощи в выражении чувств, такие же, как и описанные выше виды воз­действий, направленных на развитие навыков действия. Характер воздействия, направ­ленного на оказание клиентам помощи в управлении нежелательными чувствами, зави­сит от чувства, которым нужно управлять. Например, воздействия на навыки мышления, оказываемые с целью управления депрессией, могут быть направлены на отрицательные прогнозы, нереалистичные личные правила, неадекватные отрицательные представле­ния о себе, слишком большую ответственность за то, что происходят отрицательные со­бытия. Воздействия, оказываемые на навыки действия с целью управления депрессией, могут подразумевать развитие навыков общения, повышение ассертивности, использо­вание навыков, связанных с приятной деятельностью.

Укреплять приобретенные клиентами навыки оказания самопомощи следует в кон­це каждого занятия и в интервалах между ними. Консультанты часто просят клиентов заполнить специальные таблицы в качестве домашнего задания. Письменное инструк­тирование по выполнению домашнего задания помогает консультантам убеждать клиентов в том, что выполнение домашнего задания очень важно, помогает разъяснять клиентам наиболее важные моменты, позволяет представлять в письменной форме то, что может быть использовано в качестве напоминания.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.107.193 (0.009 с.)