Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стадия 4. Воздействуй с целью развития навыков самопомощиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
На стадии воздействий можно поставить три цели. Во-первых, помочь клиентам лучше справляться с представлением их проблем. Во-вторых, помочь клиентам в решении проблем, связанных с навыками, и в развитии сильных сторон навыков для предотвращения и разрешения конкретных ситуаций. В-третьих, помочь клиентам стать более умелыми людьми. Консультанты являются психологическими просветителями или, выражаясь разговорным языком, тренерами, которые дружественно относятся к клиентам. Для того чтобы оказывать эффективное воздействие, консультанты должны обладать хорошо развитыми навыками общения и обучения. Недостаточно знать, какие варианты воздействия следует предложить, надо также знать, как предложить эти •варианты. Квалифицированные консультанты поддерживают баланс между отношениями и ориентацией на задачи; менее квалифицированные консультанты допускают ошибки в обеих областях. В табл. 15.2 представлены методы психологического просвещения, или тренинга, и методы научения, использующиеся в консультировании по жизненным умениям. Консультанты большую часть времени работают с использованием трех методов тренинга, которые определяются глаголами «рассказывать», «показывать» и «делать». Консультантам требуются специальные навыки обучения для каждого клиента. Глагол «рассказывать» подразумевает четкое инструктирование клиентов относительно навыков, которые они желают развить. «Показывать» — значит демонстрировать осуществление навыков. «Делать» означает создавать для клиентов условия, необходимые для выполнения структурированных действий и домашних заданий. В индивидуальных занятиях на стадии воздействия можно выделить четыре нередко частично совпадающие фазы: подготовительную, начальную, рабочую и заключительную. В предварительной фазе консультанты заранее размышляют о том, как можно помочь клиентам. Консультанты обеспечивают, если это необходимо, наличие под рукой планов занятий; материалов, необходимых для проведения тренинга, например отпечатанных текстов для раздачи; аудиовизуальных пособий, например досок для записей и магнитофонов для проигрывания аудиокассет. Начальная фаза состоит из встречи, приветствия и усаживания, затем дается разрешение говорить. В начальной фазе консультанты могут счесть необходимым обсудить план занятий. Например, консультанты могут вначале проверить, нет ли у клиентов каких-нибудь вопросов, требующих неотложного обсуждения, а затем обсудить домашнюю работу, которая была задана на прошлой неделе" и сфокусировать внимание на одном или нескольких навыках, связанных с проблемой и/или проблемами, существующими в жизни клиентов. При необходимости эти планы могут быть изменены в ходе занятий. В рамках поддерживающих отношений в рабочей фазе консультанты фокусируют внимание на определенных воздействиях на навыки мышления и действия, предназначенных для оказания клиентам помощи в решении проблем и разбитии сильных сторон жизненных умений. Всякий раз, когда это уместно, консультанты помогают клиентам использовать язык навыков. Заключительная фаза продолжается от момента окончания одной сессии до начала другой. В этой фазе внимание в основном уделяется подведению итогов, обобщению полученных сведений, обсуждению домашнего задания, подкреплению обязательств, взятых на период между занятиями, а также репетированию и осуществлению навыков вне рамок ситуации, связанной с оказанием помощи. Характер воздействия на навыки мышления зависит от того, на какое умение направлено данное воздействие. Обычными действиями являются углубление осознания недостатков выбранного навыка, борьба с дефектным мышлением и обучение эффективному мышлению. Например, консультант, работающий с клиентом, одной из рабочих целей которого является развитие более реалистических правил относительно одобрения, может оказать воздействия в следующей последовательности: применение на практике навыков выбора реалистических личных правил и повышение осознания сути этих навыков; определение используемого в настоящее время нереалистичного правила и его последствий; обсуждение нереалистичного правила, преобразование нереалистичного правила в более реалистичное, например: «Хотя я хотел бы нравиться своим коллегам, для меня важнее то, что я уважаю себя и делаю свою работу настолько хорошо, насколько могу»; побуждение клиента к изменению своих действий в соответствии с измененным правилом, например путем повышения степени уверенности в себе; акцентирование на практике и оказании самопомощи. Виды воздействия на навыки действия включают в себя развитие у клиентов навыков самонаблюдения, постановку дифференцированных задач, проведение репетиций и ролевых игр, включение в расписание различных видов деятельности, использование упражнений и игр, оказание клиентам помощи в обеспечении поддержки их измененных действий в домашней среде, окружающей клиентов. Часто консультанты по жизненным умениям, работая с клиентами, проводят индивидуальные эксперименты. Участвуя в таких экспериментах, клиенты используют новые навыки действия в условиях реальной жизни, руководствуясь данными тщательной проверки. Клиенты формулируют утверждения типа «Если... тогда...». В части «если» таких утверждений клиенты обусловливают определенную ситуацию и навыки, которые они намереваются использовать в данной ситуации. В части «тогда» клиенты прогнозируют последствия осуществления своего измененного поведения. После окончания периода репетирования и практики в условиях тренинга клиенты тщательно проверяют эффективность измененных навыков действия в реальной жизни. Затем вместе с консультантами они оценивают последствия. При оказании воздействий, направленных на усиление фокусировки внимания клиентов на чувствах, консультанты придают особое значение развитию у клиентов навыков мышления и действия. При переопределении проблем и постановке рабочих целей консультантам необходимо проводить различие между переживанием чувств, выражением чувств и управлением нежелательными чувствами. Виды воздействий, направленных на оказание клиентам помощи в переживании чувств, включают в себя «узаконивание» важности чувств, вознаграждающее выслушивание, вопросы о чувствах, ролевой игры, борьбу с неаутентичностью, тренинг навыков внутреннего выслушивания и развитие соответствующих навыков мышления. Виды воздействий, направленных на оказание клиентам помощи в выражении чувств, такие же, как и описанные выше виды воздействий, направленных на развитие навыков действия. Характер воздействия, направленного на оказание клиентам помощи в управлении нежелательными чувствами, зависит от чувства, которым нужно управлять. Например, воздействия на навыки мышления, оказываемые с целью управления депрессией, могут быть направлены на отрицательные прогнозы, нереалистичные личные правила, неадекватные отрицательные представления о себе, слишком большую ответственность за то, что происходят отрицательные события. Воздействия, оказываемые на навыки действия с целью управления депрессией, могут подразумевать развитие навыков общения, повышение ассертивности, использование навыков, связанных с приятной деятельностью. Укреплять приобретенные клиентами навыки оказания самопомощи следует в конце каждого занятия и в интервалах между ними. Консультанты часто просят клиентов заполнить специальные таблицы в качестве домашнего задания. Письменное инструктирование по выполнению домашнего задания помогает консультантам убеждать клиентов в том, что выполнение домашнего задания очень важно, помогает разъяснять клиентам наиболее важные моменты, позволяет представлять в письменной форме то, что может быть использовано в качестве напоминания.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.107.193 (0.009 с.) |