Методы научного психологического исследования (по Б.Г. Ананьеву) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы научного психологического исследования (по Б.Г. Ананьеву)



Основные отрасли психологии

Психология труда изучает психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда и имеет ряд разделов, которые являются вместе с тем самостоятельными отраслями психологической науки: 1) инженерная психология;

2) авиационная психология; 3) космическая психология и др.

Педагогическая психология имеет предметом изучение психологических закономерностей обучения и воспитания человека. К ее разделам относятся:

1) психология обучения; 2) психология воспитания;

3) психология учителя; 4) психология учебно-воспитательной работы с аномальными детьми.

Медицинская психология изучает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного.

Она подразделяется на: 1) нейропсихологию, изучающую соотношение психических явлений с физиологическими мозговыми структурами;

2) психофармакологию, изучающую влияние лекарственных веществ на психическую деятельность человека; 3) психотерапию, изучающую и использующую средства психического воздействия для лечения больного; 4) психопрофилактику и психогигиену.

Юридическая психология – отрасль, изучающая закономерности и механизмы психической деятельности людей, связанной с реализацией системы права. Она также имеет ряд отраслей: 1) криминальная; 2) судебная; 3) исправительная;

4) правовая психология.

Военная психология исследует поведение человека в условиях боевых действий, психологические стороны взаимоотношений начальников и подчиненных, методы психологической пропаганды и контрпропаганды и т. д.

Следует выделить психологию спорта, торговли, научного и художественного творчества.

Возрастная психология. Возрастная психология – это особая область психических знаний, акцентирующая внимание на психологических особенностях личности людей разного возраста.

Главный принцип – принцип развития психики в деятельности, следовательно, возрастную психологию нельзя представить вне развития (генезиса), вне развертывания.

Она изучает онтогенез различных психических процессов и психологических качеств личности и имеет ряд отраслей: 1) детская психология; 2) психология подростка; 3) психология юности; 4) психология взрослого человека; 5) геронтопсихология (психология старости).

Психология аномального развития, или специальная психология – отрасль психологии, изучающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными дефектами формирования или функционирования нервной системы.

Дифференциальная (сравнительная) психология выявляет и описывает индивидуальные различия людей, их предпосылки в процессе формирования.

Социальная психология изучает психические явления, которые возникают во взаимодействии людей в различных организованных и неорганизованных общественных группах.

Психология и история. Связь, существующая между историей и психологией человека. Использование исторических методов в психологии и психологических методов в истории. Сущность исторического подхода в психологических исследованиях. Построение теории психического развития личности и социальных групп на основе исторического метода. История психологии как науки.

Психология и философия. Традиционность связей философии и психологии, причины их возникновения и сохранения. Освобождение психологии от философско-политических и идеологических ограничений, искусственно созданных вокруг нее в годы советской власти. Создание более тесного, естественного союза психологии и философии на базе достижений мировой философии. Основные проблемы психологии, разрабатываемые психологами совместно с философами. Значение материалистической философии для психологии.

Психология и социология. Истоки и характер взаимодействия социологии и психологии. Основные проблемы психологии человека, рождающиеся на стыке психологии и социологии. Взаимообогащение этих наук. Соединение психологии и социологии в теории социального научения, в проблематике социальной психологии. Понятие социализации. Механизмы социализации: подражание, внушение, социальная фацилитация, конформность и следование нормам. Идентификация как механизм социализации. Основные положения теории социального научения.

Психология и педагогика. Традиционность союза педагогики и психологии. Из истории отношений психологии и педагогики. Необходимость объединения усилий психологов и педагогов в решении задач обучения и воспитания. Основные проблемы, которые совместно решаются психологами и педагогами.


2. Методы исследования в психологии, достоинства и недостатки каждого метода. Классификация методов психологии Б.Г. Ананьева.

Основными методами психологического исследования являются наблюдение и эксперимент. Очень популярны анкеты, тесты и анализ творческой деятельности. Самонаблюдение (интроспекция) – один из первых психологических методов. Это выбор метода для исследования душевных явлений, достоинством которого является способность непосредственного, прямого наблюдения за мыслями, переживаниями, стремлениями человека. Недостаток метода – его субъективность. Трудно проверить полученные данные и повторить результат. Самый объективный метод – эксперимент. Существуют лабораторный и естественный виды эксперимента. Достоинство метода: высокая точность, возможность изучить факты, не доступные глазу наблюдателя, специальными приборами. Большое распространение имеют лонгитюдные и «срезовые» исследования. Они применяются тогда, когда изучается определенная группа людей в течение длительного периода времени. В психологии существует и формирующий эксперимент при анализе. Испытуемых разделяют на контрольную и экспериментальную группы, а работа проводится только с экспериментальной группой. Уровень развития изучаемого параметра замеряется в обеих группах до начала и в конце эксперимента. Затем анализируется разница между показателями. На основании этого анализа и делается вывод об эффективности формирующего воздействия. Анкеты используются в психологии для получения данных у большой группы испытуемых. Существуют открытые и закрытые типы анкет. В открытом типе ответ на вопрос формируется самим испытуемым, в закрытых анкетах испытуемым надо выбрать один из вариантов предложенных ответов. Интервью (или беседа) проводится с каждым испытуемым отдельно, поэтому не дает возможности получить подробную информацию так же быстро, как при использовании анкет. Но данные беседы позволяют зафиксировать эмоциональное состояние человека, его отношение, мнение к некоторым вопросам. На рубеже XIX–XX вв. появился новый метод – тест. Его автор – английский ученый Ф. Гальтон. Для диагностики поступающих в школу детей он разработал серию вопросов разной степени сложности и на основании ответов определял уровень интеллекта, отсеивая детей с отставанием или задержкой умственного развития. Для каждого возраста разработаны вопросы, соответствующие уровню. Кроме тестов интеллектуального развития и творчества существуют и тесты, направленные на изучение индивидуальных особенностей человека, структуры его личности. Разновидность анкет – опросники; испытуемый не должен представлять себе, какое качество анализирует тот или иной вопрос. Кроме опросников к тестам относятся и проективные тесты. В их основе лежит один из механизмов психологической защиты – перенос своих переживаний и стремлений на других людей.

Виды

1 вид бессознательного есть просто нормальное звено в общей системе психической поведенческой регуляции и возникает на пути передвижения информации от органов чувств или из хранилищ памяти к сознанию «коре головного мозга».

2 вид бессознательного так же можно рассматривать как определенный вид на этом пути но придвижении как бы в обратном направлении от сознания к бессознательному в частности к памяти.

3 вид относится к мотивационным процессам и возникает при столкновении разнонаправленных конфликтных с точки зрения морали, мотивационных тенденций(желания, мысли, намерения, потребности).

Формы

Индивидуальная- бессознательная и коллективная-бессознательная.

Индивидуальная- бессознательная связано с инстинктами под которыми понимают врожденные способы поведения человека возникающие под влиянием условий окружающей среды без предварительного обучения (инстинкты, самосохранение, размножение и т.д.) появились, потому что в процессе эволюции необходимость в таких формах поведения возникало постоянно способствуя выживанию.

Коллективная-бессознательная в отличии от индивидуального личностного бессознательного идентично у всех людей и образует всеобщее основание душевной жизни каждого человека. Это наиболее глубинный уровень психики между отдельным человеком и другими людьми все время протекают процессы психического проникновения.

Сознание и бессознательное появляется единственным уровнем на котором представлены психические процессы свойства и состояние человека и далеко не все что воспринемается и управляет поведением человека «актуально осознается им». Кроме сознания у человека есть и бессознательное это все явление, процессы, свойства и состояние которые по своему действию на поведение похожи на осозноваемые психические, но актуально человеком не осознаются.


9. Проблема исследования бессознательного в работах З. Фрейда.

Экспериментальная разработка понятия бессознательного была в первые проведена З. Фрейдом. Показавшим что многие действия, в реализации которых человек не отдает себе отчет имеют неосознаваемый характер. В результате длительных наблюдений за своими больными Фрейд пришел к выводам изменившим прежнее представление о психике. Бессознательное по его мнению носит врожденный характер. Он утверждал что поведение человека значительной степени подчиняется влиянию подсознательных сил, которые он назвал влечениями. Согласно Фрейду эти влечения обусловлены инстинктами присущими человеку, но прежде всего- подавленными желаниями,т.е. желаниями удовлетворение которых «запрещено» на уровне сознания и которые вытеснены в область подсознательного. Эти желания продолжают действовать без ведома человека проявляя сновидения, оговорках, непроизвольных отклонениях от адекватного поведения,а также оказывают влияние на выбор профессии или творчества. Мера бессознательного определяется переходом от инстинкного ощущения действительности к сознательному восприятию выраженному в поведении человека в его конкретных поступках. Внутри человека всегда существует датчик, который показывает прстранство бессознательного. Подобно этому внутри нас всегда существует мера- как переход из одного состояния в другое. Сознательно мы всегда можем ее оценить. Например мера стыда, которая проявляется в покраснении кожи лица. Будучи лечащим врачом Фрейд столкнулся с тем,что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно- психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих анализантов от конфликтов между тем что говорит их сознание и потоенными слепыми бессознательными побуждениями. Так родился Фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом.


10. Понятие о деятельности и ее структуре. Деятельностный подход в психологии.

Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе. Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т. е. превосходит свои же генотипически обусловленные возможности. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Пользуясь этими орудиями, он построил современное общество, города, машины, с их помощью произвел на свет новые предметы потребления, материальную и духовную культуру и в конечном счете преобразовал самого себя. Исторический прогресс, имевший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности, а не совершенствованию биологической природы людей.

Всякая деятельность имеет определенную Структуру. В ней обычно выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности.

Действием называют часть деятельности, имеющею вполне, осознанную человеческом цель. Например, действием, включенным в структуру познавательной деятельности, можно назвать получение книги, ее чтение; действиями, входящими в состав трудовой деятельности, можно считать знакомство с задачей, поиск необходимых инструментов и материалов, разработку проекта, технологии изготовления предмета и т. п.; действиями, связанными с творчеством, являются формулировка замысла, поэтапная его реализация в продукте творческой работы.

Операцией именуют способ осуществления действия. Сколько есть различных способов выполнения действия, столько можно выделить различных операций. Характер операций зависит от условия выполнения действия, от имеющихся у человека умений и навыков, от наличия инструментов и средств осуществления действия. Разные люди, к примеру, запоминают информацию и пишут по-разному. Это значит, что действие по написанию текста или запоминанию материала они осуществляют при помощи различных операций. Предпочитаемые человеком операции характеризуют его индивидуальный стиль деятельности.

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД (в психологии)

(англ. activity approach) — совокупность теоретико-методологических и конкретно-эмпирических исследований, в которых психика и сознание, их формирование и развитие изучаются в различных формах предметной деятельности субъекта, а у некоторых представителей Д. п. психика и сознание рассматриваются как особые формы (виды) этой деятельности, производные от внешне-практических ее форм.


11. Характеристика основных видов деятельности.

Человек современного общества занимается разнообразными видами деятельности. Различают три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути вида деятельности: игру, учение и труд. Они различаются по конечным результатам (продукт деятельности), по организации, по особенностям мотивации.

Труд – деятельность, направленная на создание полезного продукта, удовлетворяющие материальные или духовные потребности людей. В труде раскрываются и формируются способности человека, его характер, личность в целом.

Учение – это процесс систематического овладения знаниями, навыками, умениями. В учебной деятельности участвуют непременно два лица: учитель и учащийся. Но это не просто передача знаний от одного к другому. Это, прежде всего процесс активного овладения знаниями, умениями и навыками под руководством учителя. Учение должно быть развивающим. Сообщая учащимся знания, преподаватель учит их мыслить и наблюдать, выражать понятое в речи. Ученик овладевает не только знаниями, но и способом самостоятельно мыслить, добывать знания. Хорошо организованное обучение носит воспитывающий характер. В процессе обучения формируется личность ученика: ее направленность, волевые черты характера, способность и т. д.

Игра – это особый вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта. Чаще всего игры имеют характер развлечения, преследуют цель отдыха. Существуют несколько типов игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами. Индивидуальные игры представляют собой род деятельности, когда игрой занят один человек, групповы е – включают несколько индивидов. Предметные игры связаны с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов. Сюжетные игры разворачиваются по определенному сценарию, воспроизводя его в основных деталях. Ролевые игры допускают поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую в игре он берет на себя. Наконец, игры с правилами регулируются определенной системой правил поведения их участников. Бывают и смешанные типы игр: предметно-ролевые, сюжетно-ролевые, сюжетные игры с правилами и т.п.


12. Понятие о ведущей деятельности в психологии.

Ведущая деятельность (ВД) (ввел Блонский) это та деятельность ре­бенка в рамках социальной ситуации развития, вы­полнение которой определяет возникновение и фор­мирование у него основных психологических ново­образований на данной ступени развития. Чем старше ребенок, тем больше видов деятельности он осваивает. Но разные виды деятельности оказывают разное влияние на развитие. Главные изменения в становлении психических функций и личности ребенка происходящие на каждом возрастном этапе обусловлены ВД. Ученик и последователь Л.С. Выготского А.Н. Леонтьев выделил 3 признака ВД:

1.В форме ВД возникают и дифференцируются новые виды деятельности

2.В этой деятельности формируются и перестраиваются отдельные психические функции (в игре – творческое воображение).

3.От нее зависят наблюдаемые в это время изменения личности. Ведущей не может стать любая деятельность, которой ребенок отдает много времени. Все многообразие человеческой деятельности можно свести к трем основным видам: труд, учение и игра.

Каждый из этих видов деятельности является на определенных этапах жизни:

· игра – дошкольный период;

· учение – младший школьный возраст, отрочество, юношество;

· труд – зрелость и старость.

Младенчество – непосредственное эмоциональное общение. Раннее детство – предметная деятельность. Дошкольный возраст – игра. Младший школьный возраст – учебная деятельность. Подростковый возраст – интимно-личностная (Эльконин), общественно-полезная. Юношество – учебно-профессиональное, поиск смысла жизни, личностное самоопределение «Кто Я?». ВД порождает центральные новообразования (Выготский). Эта теория получила наибольшее признание. Вместе с тем некоторые психологи рассматривают в качестве определяющих факторов психического развития другие аспекты деятельности. С.Л. Рубинштейн выражает сомнение по поводу тезиса об игре как ведущей форме деятельности в развитии ребенка-дошкольника. Идея Эльконина о чередовании фаз развития. В разных по уровню развития группах ведущими временно или постоянно оказываются весьма различающиеся по содержанию, интенсивности и социальной ценности типы деятельности. Это полностью размывает представление о «ведущем типе Деятельности» как основании периодизации развития личности. Личностно образующим началом на каждом возрастном этапе становится комплекс взаимозависимых деятельностей, а не доминирование одного типа деятельности, преимущественно ответственного за успешное достижение целей развития. У каждого индивида в результате психологического анализа может быть выделен присущий ему ведущий тип деятельности, позволяющий отличать его от многих других. Общий вывод состоит в том, что нельзя указать один, раз навсегда данный, фиксированный для каждого возрастного периода «ведущий тип деятельности».


13. Понятие об ощущении. Значение ощущений в жизни человека. Измерение и изменение ощущений. Виды ощущений.

Ощущение – это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений при непосредственном воздействии раздражителей на рецепторы.

Таким образом, ощущение не дает образа целостного предмета, а отражает лишь отдельные его свойства.


Измерение и изменение ощущений:
Пороги- это границы ощущений .
Абсолютно нижний порог-
это min сила раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение. Характеризует чувствительность органа чувств. Чем ниже порог, тем выше чувствительность:
Е=1/I, где Е-чувствительность, I-абсолютный нижний порог.
Абсолютный верхний порог чувствительности -это max сила раздражителя, при которой возникает еще адекватное действующему раздражителю ощущение.
Разностный порог –это min различие между 2 раздражителями, вызывающее едва заметное различие ощущений. Основной психофизический закон (Вебера-Фехнера): S=K*LgI+C, где S-интенсивность ощущения, I сила раздражителя, K-коэффициент пропорциональности,С- const Согласно этому закону при возрастании силы раздражителя в геометрической прогрессии интенсивность ощущения увеличивается в арифметической прогрессии.


14. Понятие о восприятии. Виды и свойства восприятия. Отличие восприятия от ощущений.

Восприятием — целостное отражение предметов и явлений мира при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Виды восприятия.
При непреднамеренном восприятии мы не руководствуемся заранее поставленной целью или задачей — воспринять данный предмет. Восприятие направляется внешними обстоятельствами. Преднамеренное восприятие с самого начала регулируется задачей — воспринять тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним.

Наблюдение - это активная форма чувственного познания человеком действительности. При наблюдении как самостоятельной целенаправленной действительности уже с самого начала предполагается словесная формулировка целей и задач, направляющих наблюдение на определенные объекты.

Итак, восприятие - это наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей.
Свойства восприятия:

1. Пространственно-временные свойства.

2. Пространственные свойства.

3. Временные свойства.

4. Восприятие движения.

В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятия отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. Это качественно новая ступень чувственного познания. Механизмами восприятия являются временные связи как основа синтеза:


15. Особенности внимания как психического процесса; свойства и функции внимания. Виды внимания.

Внимание – это направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте, имеющем определенную значимость.

Внимание - это сквозной психический процесс, пронизывающий, как и память, всю психическую деятельность. Внимание-это не особая форма психического отражения (не самостоятельный процесс), а лишь организация этих форм. Внимание не имеет своего отдельного специфического продукта, оно лишь изменяет результат процесса, к которому присоединяется, и включает в себя регулирование и контроль деятельности. Поэтому внимание определяют как регулятивный процесс психики.

Свойства внимания:

-Устойчивость - это длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или задаче.

-Концентрация - это интенсивность внимания, степень сосредоточенности, это повышение интенсивности сигнала при восприятии.

-Распределение – это способность выполнять 2 или несколько деятельностей.

- Объем внимания определяется количеством однородных стимулов, находящихся в фокусе внимания. (объем внимания взрослого человека равен в среднем 5-7 элементам)

- Переключение- скорость перехода от одного вида деятельности к другому.

Функции внимания:
Сосредоточенность, углубленность в деятельность. Чем труднее стоящая перед человеком задача, тем, очевидно, напряженнее, интенсивнее, углубленнее будет его внимание, и, наоборот, чем легче задача, тем менее углубленным является его внимание (функция отбора значимых воздействий).

При внимательном отношении к какому-либо предмету он (этот предмет) оказывается в центре нашего сознания, все остальное воспринимается в этот момент слабо, оказывается, образно говоря, на периферии воспринимаемого (функция игнорирования несущественных воздействий). Благодаря этому отражение становится ясным, отчетливым, представления и мысли удерживаются в сознании до тех пор, пока не завершится деятельность, пока не будет достигнута ее цель. Тем самым внимание обеспечивает еще одну функцию — контроль и регуляцию деятельности.

Виды внимания:

Непроизвольное внимание, которое характеризуется отсутствием цели волевых усилий. оно возникает непреднамеренно и связано с ориентировочным рефлексом. Причинами непроизвольного внимания являются сила, величина, новизна, необычность, внезапность воздействий, а также их исчезновение.

Произвольное внимание связано с наличием сознательно поставленной цели и волевых усилий., т.е.отличается следующими особенностями:
1. Целенаправленность. не всякие объекты привлекают внимание, а только те, которые стоят в связи с задачей, выполняемой нами в данный момент; из многих объектов мы выбираем те, которые нужны в данном виде деятельности.
2.Организованность. сознательно направляем свое внимание на этот предмет, проявляем умение организовать необходимые для данной деятельности психические процессы.
3. Повышенная устойчивостью П озволяет организовать работу на более или менее долгое время, оно связано с планированием этой работы.


16. Общее понятие о памяти. Процессы памяти. Теории и законы памяти. Эффект Зейгарник.

Памятью называется психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта.

Память является сложной психической деятельностью, в которой различают следующие основные процессы:

Запоминание – это процесс памяти, в результате которого происходит запечатление, закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Важнейшей особенностью запоминания является его избирательность – в памяти сохраняется далеко не все, что воздействует на наши органы чувств.

Сохранение – наименее изученный на сегодня процесс памяти. Все, что мы помним, мы помним и днем, и ночью, и в любом состоянии. Процесс сохранения идет непрерывно, мы его не осознаем и почти не умеем регулировать и оценивать.

Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого в сознании появляются образы и представления о ранее воспринятом. В результате воспроизведения информация извлекается из долговременной памяти и переводится в оперативную.

Забывание – также очень важный процесс памяти, хотя изучен он недостаточно полно. Определенно установлено, что все связанное с деятельностью личности остается значимым для нее, не забывается.

Теории и законы памяти.

1. Ассоциативная теория памяти.
2. Гешталъттеория памяти.
3. Смысловая теория памяти.
4. Психоаналитическая теория памяти.
5. Деятельностная теория памяти.
6. Информационно-кибернетическая теория памяти.
7. Законы памяти и факты из ее исследований.
8. Явление реминисценции.

Эффект Зейгарник. Он состоит в следующем. Если людям предложить серию заданий и одни из них позволить довести до конца, а другие прервать незавершенными, то окажется, что впоследствии испытуемые почти в два раза чаще вспоминают незавершенные задания, чем завершенные к моменту прерывания. Это объясняется тем, что при получении задания у испытуемого появляется потребность выполнить его, которая усиливается в процессе выполнения задания. Эта потребность полностью реализует себя, когда задание выполнено, и остается, неудовлетворенной, если оно не доведено до конца. В силу связи между мотивацией и памятью первая влияет на избирательность памяти, сохраняя в ней следы незавершенных заданий. Можно сделать вывод: человек непроизвольно удерживает в своей памяти и в первую очередь (тоже непроизвольно) воспроизводит то, что отвечает его наиболее актуальным, но не вполне еще удовлетворенным потребностям.


17. Виды памяти и их особенности. Индивидуальные особенности памяти и ее развитие


Двигательная (или моторная) память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Эмоциональная память – это память на чувства. Образная память – это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и др Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении мыслей.
Непроизвольная память — это запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить. Произвольная память ставит перед собой задачу специально что-либо запомнить, заучить то, что необходимо.
Кратковременная память (оперативная) - подсистема памяти, обеспечивающая оперативное удержание и преобразование данных, поступающих от органов чувств и из долговременной памяти. Долговременная память - подсистема памяти, обеспечивающая продолжительное удержание знаний, умений и навыков, характеризующаяся огромным объемом сохраняемой информации.

Индивидуальные особенности памяти и ее развитие
Процессы памяти у людей протекают неодинаково. Сейчас принято выделять две основные группы индивидуальных различий в памяти: в первую группу входят различия в продуктивности заучивания, во вторую - различия типов памяти.
Различия в продуктивности заучивания выражаются в скорости, прочности и точности запоминания, а также в готовности к воспроизведению материала.
Другая группа индивидуальных различий касается типов памяти. Тип памяти определяет то, как человек запоминает материал, - зрительно, на слух или пользуясь движением. (Зрительный, слуховой и двигательный тип памяти соответственно).
Чистые типы памяти встречаются редко, большинство людей обладает смешанными типами.

Особое место в исследованиях памяти занимают расстройства памяти. Амнезия - это нарушение памяти в виде утраты способности сохранять и воспроизводить ранее приобретенные знания. Одно из наиболее исследованных расстройств непосредственной (непроизвольной) памяти является нарушение памяти на текущие события при сохранении относительно хорошей памяти на события прошлого. Данный вид нарушений памяти называется фиксационной амнезией. Расстройства памяти распространяются часто не только на текущие события, но и на прошедшие В этом случае идет речь о прогрессирующей амнезии.

Таким образом, память обеспечивает целостность и развитие личности человека, занимает центральное положение в системе познавательной деятельности.


18. Понятие о воображении, его виды и функции. Развитие воображения. Виды воображения.

Воображение – это психический процесс, благодаря которому создаются такие образы, которые человек ранее никогда не воспринимал.

Выделяются следующие виды воображения:

1) активное (произвольное) – пассивное (непроизвольное);
2) продуктивное (творческое) – репродуктивное (воссоздающее).

 

Активное воображение возникает, когда новые идеи или образы создаются путем специального намерения человека. Пассивное воображение возникает без волевых усилий и без сознательных намерений со стороны человека. Продуктивное воображение – новые образы и идеи создаются в результате самостоятельной творческой деятельности. Репродуктивное (воссоздающее) воображение основано на воссоздании новых образов в соответствии с имеющимся описанием, схемой и т. п.

Функции вображения: 1. регулирования поведения и деят-ти чел-ка на основе представления возможных их результатов; 2. Прогнозирования, которое обеспечивает развитие чел-кой практики (вообще весь технический прогресс); 3. Обеспечения вероятностного мышления, т е воображение выступает основным механизмом творческого решения нестандартных задач.

Можно выделить четыре типа представлений воображения:

1) образы того, что есть в реальной действительности, например, человек представляет пустыню Сахара, в которой он никогда не бывал, но которая реально существует;
2) исторические образы, например, можно представить, как выглядел доисторический человек или саблезубый тигр;
3) сказочные образы: Баба Яга, Змей-Горыныч и т. д.;
4) образы будущего, например, как выглядит автомобиль ХХII в.

Образы воображения могут создаваться различными путями. Наиболее распространенными являются следующие способы.

1. Агглютинация – это соединение любых качеств, свойств, частей в единый, часто причудливый образ, иногда очень далекий от реальности.(Например, соединение верхней части туловища мужчины и нижней части коня воплотились в образе кентавра)

2. Акцентирование – выделение в имеющемся образе какой-либо части, детали и возведение ее в ранг доминирующей.(карикатуры,шаржы)

3. Типизация – самый сложный, подчас творческий прием, выражающийся в том, что из конкретных образов выделяются наиболее характерные, значимые качества и свойства и уже на их основе создается новый образ.(Очень часто этим приемом пользуются писатели, создавая образы литературных героев.)

Таким образом, без воображения не был бы возможен прогресс ни в одной из областей человеческой деятельности.


19. Мышление как высший психический познавательный процесс, его основные характеристики. Виды мышления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 800; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.126.74 (0.072 с.)