Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Темперамент и инд-ный стиль деят-сти

Поиск

Наконец, основой и наиболее универсальный путь приспособления к требованиям деятельности – формирование его индивидуального стиля.

Одни и те же задания и требования в какой-либо профессиональной, учебной и трудовой деятельности могут быть с одинаковой успешностью осуществлены различными приемами и способами. Под индивидуальным стилем деятельности понимают такую индивидуальную систему приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и целесообразна для достижения успешного результата.

При формировании индивидуального стиля нужно учитывать свойства темперамента и сознательно и творчески относиться к выполняемой работе. Человек выбирает такие приемы и способы выполнения действия, которые в наибольшей степени соответствуют его темпераменту. Наиболее соответствующие темпераменту приемы и способы действия зависят от обусловленных темпераментом часто совершенно непроизвольных и неподотчетных форм реагирования и особенностей движения. Индивидуальный стиль деятельности возникает только в тои случае, если человек ищет наилучшие приемы и способы, помогающие ему достигнуть наиболее успешных результатов. Поэтому индивидуальный стиль наиболее отчетливо проявляется у лучших учеников, передовых рабочих, у спортсменов-мастеров.

Индивидуальный стиль не проявляется у человека сам собой, стихийно. Он формируется в процессе обучения и воспитания. Первые зачатки формирования индивидуального стиля деятельности наблюдаются уже в старшем дошкольном возрасте при решении практических задач игрового характера.


27. Понятие о характере, структура характера. Отличие характера от воли и темперамента. Акцентуации характера.

характер - это система устойчивых, обобщенных способов поведения, обусловленная жизненной стратегией индивида. Характер - это печать ориентационно-операционных особенностей психики индивида.

Характер» – слово древнегреческого происхождения. В переводе на русский означает «чеканка», «печать», позже значение его несколько изменилось и стало означать «черта», «примета», «признак», «особенность». Мы употребляем слово «характер», когда хотим оценить поведение человека или сказать о постоянных, привычных для него формах поведения.

Структура характера

Различные стороны характера взаимосвязаны, образуют целостное структурное образование. Закономерные связи и взаимосвязи между отдельными его чертами выражают структуру характера. Благодаря знанию структуры характера мы можем, зная ту или иную черту характера человека, предполагать у него наличие ряда других черт, связанных с той, которая нам известна.

Среди черт характера некоторые являются основными, определяющими, ведущими, а другие — второстепенными, их проявление или не проявление и различная степень проявления в тех или иных обстоятельствах обусловлена основными чертами.

В зависимости от преобладающего влияния тех или иных сторон психики на отношения и деятельность можно выделить интеллектуальные, эмоциональные и волевые черты характера.

Структура характера рассматривается также с учетом устойчивости, силы, определенности, полноты характера. При этом важно подчеркнуть, что пластичность структуры характера позволяет человеку быть гибким в изменяющихся условиях и перевоспитании собственного характера.

Акцентуация характера — это чрезмерное усиление отдельных черт характера, проявляющееся в избирательном отношении личности к определенного рода психологическим воздействиям при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. Различные комбинации чрезмерно усиленных черт определяют различные типы акцентуации характера. Знание этих типов и умение их осознать, диагностировать позволяет сделать воспитательные воздействия более адекватными, целенаправленными и эффектами

например, параноик- доминирующая черта: высокая степень целеустремленности.

плюсы: ЭНЕРГИЧНОСТЬ, НЕЗАВИСИМОСТЬ

минусы: раздрожительность

слабое звено не переносит отсутствия обшественного признания и одобрения.

дружба общается с теми кто выгоден для достижения цели

Характер и воля связаны постольку, поскольку в воле отражена сила характера, его твердость, напористость, решительность, целеустремленность. Безвольный и бесхарактерный понимается как зависимость поступков человека от внешних обстоятельств в большей степени, чем от него самого, его решительности и устремленности.

Основные отличия характера от темперамента состоят в следующем:

- Темперамент человека является врожденным, а характер — приобретенным.

- Темперамент определяется биологическими особенностями организма человека, а его характер — социальной средой, в которой человек живет и развивается. В различных социальных условиях у людей формируются разные типы характеров, в то время как о типах темперамента этого сказать нельзя.


28. Понятие об эмоциях. Виды и роль эмоций в жизни человека. Психологические теории эмоций. Эмоции и чувства.

Эмоция – это конкретная форма протекания психического процесса переживания чувств, при которой их признаки выступают особенно ясно. Одно и то же чувство может реализовываться в различных эмоциях. Так, чувство любви к Родине в зависимости от обстоятельств может породить эмоции гнева, радости или печали.

Теории эмоций.

1. Ч. Дарвин, Г. Спенсер, Т. Рибо полагали, что эмоции имеют животное происхождение.

2. У. Джемс, Н. Н. Ланге представляли ход эмоционального процесса следующим образом: первое звено - событие, восприятие которого вызывает эмоцию, второе – телесное, органическое выражение, третье – переживание самой эмоции.

3. У. Кеннон обнаружил, что разные эмоции имеют одинаковое органическое выражение. Он стал отрицать однозначную связь между эмоциями и их телесным выражением.

4. З. Фрейд показал чрезвычайную динамику эмоциональной жизни. Говорил, что неврозы связаны с нарушением эмоциональной деятельности, эмоции являются причинами расстройств поведения.

5. Э. Клапаред отделил полезные биологические эмоции от чувств.

6. Р. Йеркс, Дж. Додсон обнаружили криволинейную зависимость между уровнем эмоциональной активации и продуктивностью деятельности. Деятельность не достигает успеха, когда человек чего-то совсем не хочет, либо когда он хочет этого чрезмерно. Не испытывая волнения, трудно реализовать свои возможности. Средний уровень эмоционального возбуждения позволяет добиться максимального результата.

7. П. В. Симонов предложил информационную теорию эмоций. Эмоция восполняет дефицит информации в неясных ситуациях, когда недостаточно сведений для планомерной стратегии поведения, позволяет человеку быстро реагировать на новые сигналы, сведя их к полезно – вредно.


29. Понятие о воле. Значение воли в жизни человека, в организации и регуляции его деятельности и общения. Волевые качества личности и их формирование.

Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженная в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Волевые качества не даны человеку от рождения, они формируются в результате жизненного опыта под влиянием воспитания, но имеют важное значение в жизни человека:

· повышение эффективности соответствующей деятельности.

· удержание в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддержка концентрированного на нем внимания.

· регуляция (управление) основных психических функций: восприятия, памяти, мышления и т.д.

Можно выделить следующие волевые качества личности:

1) целеустремленность – подчинение человеком своего поведения устойчивой жизненной цели, готовность и решимость отдать силы и способности для её достижения, планомерное и неуклонное её осуществление.

2) самостоятельность – подчинение поведения собственным взглядам и убеждениям

3) негативизм – отрицательное качество воли, когда отвергается всякое чужое мнение только потому, что оно чужое.

4) внушаемость – отрицательное качество воли, которое заключается в том, что человек легко поддается чужому влиянию, он не умеет критически относиться к чужим советам и противостоять им.

Негативизм и внушаемость – выражение слабоволия

5) решительность – способность своевременно принимать обоснованные и устойчивые решения и без лишних задержек переходить к их выполнению.

6) настойчивость – способность доводить до конца принятые решения, достигать поставленной цели, преодолевать препятствия и затруднения на пути к ней.

7) упрямство – отрицательное качество воли, в отличие от настойчивости, упрямый человек преследует неразумные цели.

8) выдержка (самообладание) – способность постоянно контролировать свое поведение, предполагает умение воздерживаться от действий, которые осознаются как ненужные или вредные, уметь сохранять хладнокровие даже в сложных и трудных обстоятельствах.

9) импульсивность – противоположность выдержке, негативное качество личности, склонность действовать необдуманно, по первому побуждению.

10) мужество и смелость – готовность человек идти к достижению цели, несмотря на опасность, умение преодолевать невзгоды, страдания и лишения.

11) трусость – страх за себя и за свою жизнь руководит действиями трусливого человека.

12) дисциплинированность – сознательное подчинение своего поведения общественным правилам, помогает человеку преодолевать свое «не хочется»

Для формирования волевых качеств личности возможно использовать следующие приемы:

1) распорядок дня, планирование

2) самостимулирование и самомотивирование

3) четкая постановка цели, раздробленная на подцели

4) дневник достижений

5) программа саморазвития (самовоспитания)


30. Понятие о мотивации. Структура мотивационной сферы личности.

Для каждого из нас слово работа имеет свой особый эмоциональный окрас, поскольку для кого то это любимое дело всей жизни, а для кого то ненавистное место заработка материальных средств, для обеспечения собственной жизнедеятельности, поэтому некоторым работникам необходима мотивация.

Понятие и виды мотивации

Мотивация - это внутреннее побуждение к действию для достижения личных целей или же целей организации. Она призвана снизить напряжение, возникающее в ответ на потребность или желание что - то заполучить.

Потребность - истоки мотивов, нехватка чего либо, для нормальной жизнедеятельности. В наше время принято разделять несколько основных видов мотивации труда:

· Материальная мотивация.

· Нематериальная мотивация.

Каждая из этих категорий делиться ещё на несколько видов.

Виды нематериальной мотивации:

· возможность карьерного роста;

· возможность организации гибкого графика роботы;

· наличие права голоса при принятии важных для предприятия решений.

Виды материальной мотивации:

· прямая – премии, сдельная оплата труда, подарки;

· косвенная – питание на предприятии, льготы при приобретении жилья, льготы на проезд.

Профессиональный труд призван удовлетворять не только биологические, но и социальные потребности, ведь помимо зарабатывания денег, человек стремится еще и наладить со всеми хорошие взаимоотношения, сформировать о себе хорошее мнение.

Виды мотивации в психологии

В психологии особое внимание уделяют мотивации, поскольку она позволяет оказывать влияние на деятельность других людей. Так называемая «искусственная мотивация» - это воздействие оказываемое другими людьми на вас с той или иной целью.

Основные виды мотивации:

Мотивация может быть «от чего либо» - негативная и «к чему»- позитивная. Примером такой мотивации может послужить издавна известный всем приём «кнута и пряника», если ребёнок ослушался родителей, то его мотивация будет «от чего» основанная на негативных эмоциях и переживаниях вызванных возможными наказаниями. В том случае если же он хорошо выполнил данное ему задание, то его мотивация будет «к чему» основанная на его положительных ожиданиях получения вознаграждения за свой труд.

В зависимости от источника к видам мотивации относятся также:

· внешняя мотивация - побуждение к действию возникает как результат, каких то событий;

· внутренняя мотивация – побуждение к действиям возникает не вследствие воздействия внешних факторов, а из за содержания самой деятельности.

В сфере менеджмента и управления персоналом выделают несколько видов теорий мотивации:

1. Содержательные теории мотивации. Они основываются на внутренних побуждениях человека к деятельности. Именно они наилучшим образом раскрывают взаимосвязь между возникновением потребности и путём её реализации. К таким теориям можно отнести:

· иерархическая теория А.Маслоу;

· теория трёх потребностей Д.Макклелланда;

· теория двух факторов.

2. Процесуальные теории мотивации. В первую очередь направлены на исследование поведения человека в различных жизненных ситуациях. Особое внимание уделяют мотивации различных внешних факторов. К ним можно отнести:

· теорию справедливости С. Аамса;

· теорию ожидания В. Врума;

· теорию мотивации Портера – Лоуера.

3. Теории «работника». В эту группу входят те теории, которые отображают специфическое виденье профессиональной деятельности каждого работника:

· теория Джеймса Макгрегора;

· теория Z.

Все вышеприведённые теории, так или иначе, доказывают, что мотивация придаёт деятельности человека определённую целенаправленность. Достижение поставленных целей обеспечивает личностное восстановление физического и социального равновесия и делает человека более уверенным в себе и успешным.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 334; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.252.16 (0.011 с.)