ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Опыт 1. Измерение объема восприятия



ЗАДАНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ

 

Целью данного практикума является формирование прочных умений и навыков проведения психологических исследований и анализа их результатов.

По каждой теме в практикуме представлены: апробированные методики исследования и список литературы, что способствует сознательному усвоению теоретических основ современной психологической науки и формированию у студентов устойчивых интересов к психологическим знаниям.

Предлагаемые методики подробно изложены в определенной последовательности: сначала дается краткое описание диагностируемого конструкта, излагаются цели и задачи данных методик исследования, далее приводятся подробные инструкции, условия и процедуры проведения, тексты тестов, а затем описываются способы подсчетов тестовых показателей, ключи и тестовые нормы. В необходимых случаях даются дополнительные пояснения и возможные интерпретации полученных результатов. Таким образом, все методики могут быть использованы студентами-психологами для выработки диагностических умений как в период прохождения практики, так и в дальнейшей их самостоятельной профессионально-трудовой деятельности.

По завершению работы каждый студент оформляет краткий письменный отчет по каждой методике, включающей:

  • описание цели и методики исследования;
  • использованные материалы;
  • ход эксперимента;
  • способы обработки данных;
  • основные результаты и выводы;
  • сопоставление данных по разным методикам у одного и того же исследуемого.

ГЛАВА I. ОЩУЩЕНИЯ

Практические задания

Задание 1.

Назовите свойства ощущений и приведите примеры жизненных ситуаций, в которых они проявляются.

Задание 2.

Подготовьте десять психологических рекомендаций, предписывающих, где и как можно использовать свойства ощущений на практике.

Задание 3.

Перечислите виды профессиональной деятельности, предъяв­ляющие повышенные требования к различным видам ощущений?

Литература

1. Ананьев Б. Г. Теория ощущений. — Л., 1961. .

2. Веккер Л. М.Психические процессы. В 3 Т. – Т. 1. –Л.,1974.

3. Выготский Л. С. Собрание сочинений. В 6 т.— М., 1982.—Т. 2.

4. Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. — М., 1986.

5. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. — Санкт-Петербург,2003.

6. ЛурияА. Р. Ощущение и восприятие. — М., 1975.

7. Немов Р. С. Психология. В 3 кн. — Кн. 1. — М., 1997.

8. Общая психология / под ред. А. В. Петровского. — М., 1988.

9. Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жес­там. — Н.-Новгород, 1992.

10. Романов К.М., Гаранина Ж.Г. Практикум по общей психологии. Учебное пособие. – М., 2002.

11. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2 т. — М., 1989. — Т. 1.

12. Симмел М. Л. Фантомная конечность // Хрестоматия по ощущению и восприятию.- М., 1975.

13. Смирнов А.Г. Практикум по общей психологии: Учебное пособие. – М., 2002.

14. Справочник по инженерной психологии/ под ред. Б. Ф. Ломова. — М., 1982.

15. Столяренко Л.Д.Основы психологии: Практикум.- Ростов н/Д, 2006.

ГЛАВА II. ВОСПРИЯТИЕ

Практические задания

Задание 1.

Назовите основные свойства восприятия и приведите примеры их иллюстрирующие.

Задание 3.

Подготовьте десять психологических рекомендаций по практическому использованию свойств восприятия.

Опыт 1.1

Цель исследования— определить объем зрительного восприятия в за­висимости от степени осмысленности предъявляемого материала.

Используемые материалы.В опыте используется классический метод полного воспро­изведения.

Объектами служат наборы бессмысленных сочетаний букв (по 8 букв в наборе) и осмысленные фразы (по три слова в каждой фразе). Всего в опыте 30 предъявлений, по 15 для каждого типа объектов, сначала предъявляются буквы, затем фразы. Задача испытуемого — письменно воспроизвести все, что ему было предъявлено.

Процедура исследования.На экране дисплея испытуемому высвечивается сиг­нал «Внимание!» и через 2 с. предъявляется тест-объект на время экспо­зиции 200 мс. Испытуемый письменно воспроизводит увиденное. Ответы испытуемого вносятся в протокол.

Образцы протоколов к опыту 1

Дата: _______________ Испытуемый:__________________

Экспериментатор__________Протоколист_______________

 

 

Бессмысленные сочетания букв

№ кад ра Предъявленный материал Ответ испытуемого Количество правильно воспроизведенных букв Примечание
       
       
.............        
    М1 =  

Фразы

№ кадра Предъявленный материал Ответ испытуемого Количество правильно воспроизведенных букв Примечание
       
       
……..        
    М2=  

 

 

Обработка и анализ результатов.

1. Определить среднее число правильно воспроизведенных букв для обоих наборов тест-объектов 1 и М2).

2. Проанализировать характер ошибок, допущенных испытуемым (напри­мер, смешение букв, близких по начертанию или по звучанию, и т. п.).

3. Сравнить величину объема восприятия при предъявлении осмысленного и бессмысленного материала.

Опыт 1.2

Цель исследования— сравнить результаты измерения объема зри­тельного восприятия по методике полного и частичного отчета.

Используемые материалы.В качестве тест-объектов используются бессмысленные на­боры букв. В каждой пробе предъявляются 12 букв, расположенных в три го­ризонтальных ряда по 4 буквы в каждом. Всего в опыте 30 проб.

Процедура исследования.Опыт состоит из двух частей, по 15 проб в каждой. Первая часть проводится по методике полного отчета. На экране Дисплея испытуемому высвечивается сигнал «Внимание!» и через 2 с. предъявляется тест-объект на время экспозиции 50 мс. Задача испытуемо­го — воспроизвести предъявленные буквы аналогично процедуре первого опыта.

Вторая часть опыта проводится по методике частичного отчета. Одно­временно с экспозицией тест-объекта (время экспозиции 50 мс) испытуе­мому предъявляется звуковой тон — инструкция к воспроизведению. Тон высокой частоты указывает на необходимость воспроизведения верхней строки матрицы, тон низкой частоты — нижней строки. Перед началом второй части опыта испытуемый знакомится с тонами-инструкциями. Во время опыта звуковые инструкции даются в случайном порядке. Зада­ча испытуемого состоит в том, чтобы воспроизвести одну строку матрицы в соответствии со звуковой инструкцией. Результаты воспроизведения эк­спериментатор вносит в протокол.

Образцы протоколов к опыту 2

Дата:___________ Испытуемый:__________________________

Экспериментатор___________ Протоколист_________________

Методика полного отчета (1-я серия)

№ кадра Предъявленный материал Ответ испытуемого Количество правильно воспроизведенных букв Примечание
       
……..        
       

Методика частичного отчета (2-я серия)

№ кадра Предъявленный материал Ответ испытуе мого Количество правильно воспроизведенных букв Примечание
       
………        
       

Обработка и анализ результатов.

1. Определить среднее число правильно воспроизведенных букв отдельно в первой и второй частях опыта (М1 и М2).

2. Определить фактический объем восприятия во второй части опыта (М3): М32х3. Это действие основано на следующем рассуждении: если испытуемый воспроизвел определенную часть букв из одной строки (например, 3 из 4 имеющихся), не зная заранее, о какой строке его спросят, значит, он может воспроизвести такую же часть каждой строки, т. е. в 3 раза больше (в нашем примере - 9).

3. Сравнить показатели объема восприятия, полученные по методике пол­ного и частичного отчета, и определить объем материала, стирающегося в кратковременной памяти испытуемого при полном отчете.

Программа случайной последовательности звуковых

Тонов-инструкций

Вариант А Вариант Б
№ кадра звуковой тон № кадра звуковой тон
низкий средний
высокий средний
высокий низкий
средний высокий
высокий низкий
средний средний
низкий низкий
средний низкий
средний высокий
высокий высокий
средний низкий
средний низкий
высокий средний
низкий высокий
высокий высокий

Экспериментальный материал к опыту 1

Вариант А

Условия опыта 1
Бессмысленные сочетания букв Фразы
объекты объекты
СБКШЖХРГ Класс, ожидая, молчал
ПТГАЕРСК Книги покрыла пыль
МЖЭРКФШЦ Берег порос травой
ЯЩРУВХОЛ Зерно дает всходы
РЦХНМКСИ Скоро будет гроза
ОИРГНЛФМ Мама купила сумку
ТБШАЕНЛФ Дом покрашен краской
ЖЦСПМГТШ Время меняет моды
СМНЗЮИТА Вдали виден берег
ЕРЗКНЩАГ Делать было нечего
ЗЕВМХБНЫ Матрос подал трап
ШЧЮТНДЗА Завтра новая опера
УЛФХЩКЦИ Тучи застлали небо
КУФЮПГМН Хочу смотреть кино
ХНЩФАТБМ Самолет меняет курс

Вариант Б

Условия опыта 1
Бессмысленные сочетания букв Фразы
объекты объекты
ЛЦНОПТРБ Работа идет спорно
ЛМКШВЕИН Адрес указан верно
ВТГПОРБА Жизнь бьет ключом
НХБЯВЭЧШ Вожак бросил клич
ФОСЫПГМЧ Дитя укутано шалью
ДГЖМОТКА Цирк зажигает огни
ИПЕРСЛДТ Надо говорить тихо
ПКНГТРБЦ Переход был труден
БДЖАМЧЕК Капитан забил гол
АНРТГОГЕ Ялик наполнен водой
ГБАДШЖЧЕ Роль сыграна плохо
АПТНВЗЖГ Пуля достигла цели
БКИРДЕТФ Хлеб продан оптом
ХИКЖДОФМ Ночь окутала город
НЯРПАЕЭШ Мне подарили куклу

Вариант А

1 -я серия 2-я серия
№ кад ра Объекты № кадра Объекты № кадра Объекты № кадра Объекты
АГЕИ СКЖА АЛВО ВБЖШ
  КОЦШ   ЦЕПР   ЗРХС   ОТЛМ
  ШЖНТ   ТРОК   РИПЖ   ШЩГС
МНОР ИПНХ ОБШВ БРЦД
  ПТХЛ   ГТБЕ   ЕКПР   ЖТКА
  АСГИ   ДАИС   ЖНГД   НВИМ
ПЩИА ЮЩРГ АГЕМ ЕШНТ
  РСЕГ   НПКЖ   ПСШТ   БОВА
  ТЛБВ   ОГМР   НРИК   КГЗЛ
ГМКЛ ЕМФШ ОГТК БСЖШ
  ОРТЦ   ИГЦО   МПЛЕ   НИКА
  БЕНП   ЛВХС   ДШНР   ОХГС
ГЖРЧ АРКМ НЩЕР ЕИПЛ
  ЕИЛК   ШЮНО   МКБФ   РХШИ
  МПТВ   ЩПГС   ХЖНС   КЖТП
ФЦХН ХЕСЗ ЕКРХ ШЛСЖ
  ГКМА   ЛПТА   ЖТГБ   АПИЗ
  ДШОС   ЦНБИ   МПСЧ   ГЕДТ
СИХР ВКПБ ТХМЛ БТШР
  ЖКГА   ХРОТ   БРСЧ   НЦФМ
  БНОЕ   МСЗЦ   АЗОП   ВОЩК
ПШТМ     ЗИГХ    
  ЕРК       НЩЕР    
  ИХЖЦ       ТФДК    

Вариант Б

1-я серия 2-я серия
№ кад- ра Объекты № кадра Объекты № кад-ра Объекты № кадра Объекты
АЛВО ВБЖП АГЕИ СКЖА
  ЗРХС   ОТЛМ   КОЦЩ   ЦЕПР
  РИПЖ   ШЩГС   ШЖНТ   ТРОК
ОБШВ БРОД МНОР ИПНХ
  ЕКПР   ЖТКА   ПТХЛ   ГТБЕ
  ЖНГД   НВИМ   АСГИ   ДАИС
АГЕМ ЕШНТ ПЩИА ЮЩРГ
  ПСШТ   БОВА   ТЛБВ   НПКЖ
  НРИК   КГЗЛ   РСЕГ   ОГМР
ОГТК БСЖШ ГМКЛ ЕМФШ
  МПЛЕ   НИКА   ОРТЦ   ИГЦО
  ДШНР   ОХГС   БЕНП   ЛВХС
НЩЕР ЕИПЛ ГЖРЧ АРКМ
  МКБФ   РХШИ   ЕИЛК   ШЮНО
  ХЖНС   КЖТП   МПТВ   ЩПЗС
ЕКРХ ШЛСЖ ФЦХН ХЕСЗ
  ЖТГБ   АПИЗ   ГКМА   ЛПТК
  ПМСЧ   ГЕДТ   ДШОС   ЦНБИ
ТХМЛ БТШР СИХР ВПКБ
  ВРСЧ   НЦФМ   ЖКГА   ХРОТ
  АЗОП   ВОЩК   БНОЕ   МСЗЦ
ЗИГХ     ПЩТМ    
  НЩЕР       ЕРКГ    
  ТФДК       ИХЖЦ    

 

 

Литература

1. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человеком человека. — М., 1982.

2. Выготский Л. С. Собрание сочинений. В 6 т.— М., 1982.—Т. 2.

3. Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. — М., 1986.

4. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. — Санкт-Петербург,2003.

5. Лурия А. Р. Ощущение и восприятие. — М., 1975.

6. Логвиненко А. Д. Зрительное восприятие пространства. — М., 1981.

7. Немов Р. С. Психология. В 3 кн. — Кн. 1. — М., 1997.

8. Общая психология / под ред. А. В. Петровского. — М., 1988.

9. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб.пособие/Под ред. А.А.Крылова, А.А.Маничева. – М., Спб., 2003.

10. Романов К.М., Гаранина Ж.Г. Практикум по общей психологии. Учебное пособие. – М., 2002.

11. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2 т. — М., 1989. — Т. 1.

12. Смирнов А.Г. Практикум по общей психологии: Учебное пособие. – М., 2002.

13. Столяренко Л.Д.Основы психологии: Практикум.- Ростов н/Д, 2006.

14. Хрестоматия по ощущению и восприятию. — М., 1975.

15. Экспериментальная психология: Практикум: Учебное пособие для вузов/ Под ред. С.Д.Смирнова, Т.В. Корниловой. – М., Аспект Пресс, 2002.

ГЛАВА III . ВООБРАЖЕНИЕ

 

Практические задания

Задание 1.

Назовите функ­ции воображения и приведите примеры их иллюстрирующие.

целеполагание, планирование создание предметов материальной и духовной культуры, психиче­ской саморегуляции, саморегуляции физиологических процессов, общения, межличностного понимания, усвое­ния учебных предметов.

Задание 2.

Перечислите виды воображения и предложите учеб­ные задания или психологические воздействия, позволя­ющие их актуализировать.

Задание 3.

Опишите воображение людей с заданными чертами ха­рактера (честолюбие, трусость, тревожность, мститель­ность, сострадательность) в контексте соответствующих жизненных ситуаций.

Опыт 1

Обработка результатов.

Обработка результатов и определение уровней развития вооб­ражения, степени фиксированности представлений, гибкости или ригидности, а также оригинальности или стереотипности произво­дится путем сопоставления содержания и анализа всех трех рисун­ков испытуемого.

Анализ результатов.

Полученные результаты важно сопоставить с особенностями включенности испытуемого в процессе исследования с его установ­ками. Для этого используют данные самоотчета.

В первую очередь нужно обратить внимание на испытуемых с ригидностью воображения. Она может быть следствием пережитых стрессов и аффектов. Очень часто, хотя и не всегда, люди, которые все рисунки размещают только внутри контуров геометрических фигур, имеют некоторые психические заболевания. Рисунки таких испытуемых не обсуждаются в группе. Преподаватель-психолог бе­рет таких лиц на учет.

Испытуемые с пятым уровнем сложности воображения, отсутстви­ем стереотипности и качественным исполнением рисунков обычно спо­собны к художественной деятельности (графике, живописи, скульп­туре и т. п.) Те, кто склонен к техническим наукам, черчению или логи­ке и философии, могут изображать некие абстракции или геометри­ческие фигуры. В отличие от них лица, связанные с гуманитарной направленностью, любят сюжеты, связанные с человеческой деятель­ностью, рисуют людей, их лица или антропоморфные предметы.

При обсуждении результатов тестирования и составлении ре­комендаций необходимо создать условия, способствующие пре­одолению стереотипности, развитию творчества, и наметить зада­чи для тренировки гибкости процесса воображения.

Опыт 2

ЛИТЕРАТУРА

1. Богоявленская Д. Б. О предмете и методах исследования творческих способ­ностей Беркинблинт М., Петровский А. Фантазия и реальность. — М., 1968. // Психологический журнал. — Т. 16. — № 5. — 1995.

2. Брунер Д. С. Психология познания. За пределами непосредственной инфор­мации.— М., 1977.

3. Брушлинский А. В. Воображение и творчество // Научное творчество / под ред. С. Р. Миркулинского, М. Г. Ярошевского. — М., 1960.

4. Веккер Л. М. Психические процессы. — Т. 1. — Л., 1974.

5. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т.—Т.2. — М., 1982.

6. Галин А. Л. Личность и творчество. Психологические этюды. — Новосибирск, 1989.

7. Карандашев Ю. Н. Развитие представлений у детей. Учебное пособие. — Минск, 1987.

8. Кедров Б. Н. О творчестве в науке и технике. — М., 1987.

9. Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании. — М., 1979.

10. Найсер У. Познание и реальность. — М., 1981.

11. Натадзе Р. Г. Воображение как фактор поведения. Экспериментальное ис­следование.— Тбилиси, 1972.

12. Никифорова О. И. Исследование по психологии художественного творчества. — М., 1972.

13. Петровский А. В. Роль фантазии в развитии личности. — М., 1961.

14. Познавательные процессы и способы в обучении. — М., 1990.

15. Пономарев Я. А. Психология творчества. — М., 1976.

16. Попов Л. М. Инициатива и общение в творчестве. — Казань, 1983.

17. Попов Л. М. Психология самодеятельного творчества студентов. — Казань, 1990.

18. Родари Дж. Грамматика фантазии. — М., 1990. — С. 30—45.

19. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2 т. – М., 1989

20. Страхов И. В. Психология творчества. — Саратов, 1968.

21. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. – М., 1995.

22. Якобсон П. М. Психология художественного творчества. — М., 1971.

ГЛАВА IV. ПАМЯТЬ

 

 

Практические задания

Задание 1.

Перечислите основные функции памяти и опишите по пять конкретных жизненных ситуаций, в которых актуа­лизируется каждая из них.

Опыт 1

Опыт 2

Методика «Память на образы»

Методика при­меняется при профотборе, используется в группе и инди­видуально.

Цель исследования - изучения образной памяти.

Используемые материалы. Таблица с 16 образами, секундомер.

Процедура исследования. Сущность методики заключается в том, что испытуемому экспонируется таблица с 16 образами в течение 20 секунд. Образы необходимо запомнить и в течение 1 мин. вос­произвести на бланке.

Инструкция: "Вам будет предъявлена таблица с образами (привести пример). Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 сек. запомнить как можно больше образов. Через 20 сек. уберут таблицу, и Вы должны нарисовать или записать (выразить словесно) те образы, которые запомнили".

Оценка результатов тестирования производится по количе­ству правильного воспроизведения образов. Норма — 6 правиль­ных ответов и больше.

 

Опыт 3

Механическая память

Вводные замечания. Метод предложен А. П. Нечаевым, позволяет демонстрировать проявление слуховой и зрительной механической памяти. Широко применяется в авиапсихологии.

Цель исследования – выявить доминирующий тип механической памяти (слуховой или зрительный).

Используемые материалы. Экспериментатор подготавливает для предъявления испытуемому 2 ряда по 12 двузначных чисел (ряды не должны подчиняться определенной математической закономерности), секундомер.

Процедура исследования. Эксперимент состоит из 2-х серий:

1 серия. Воспроизведение 1-го числового ряда после слухового предъявления.

2 серия. Воспроизведение 2-го числового ряда после зрительного предъявления.

Ряд чисел зачитывается с паузами за 30 сек., предварительно отработав темп.

Инструкция.При слуховом предъявлении: «Сейчас, я зачитаю 12 двузначных чисел. Вы должны внимательно слушать и стараться запомнить все числа. Никаких отметок ручкой делать не разрешается. Когда я закончу читать, надо по моему сигналу записать все прочитанные числа в любой последовательности. Приготовьтесь! Внимание! Начали! (прочитать ряд чисел). Запишите числа, которые Вы запомнили».

При зрительном предъявлении: « На этой карточке, которую Вы перевернете по моему сигналу, 12 двузначных чисел. Вы должны внимательно прочесть и постараться, возможно больше их запомнить. Для этого Вам, будет дано 30 сек. Когда время кончится, по моему сигналу отложите карточку в сторону, перевернув ее, и по памяти запишите все запомнившиеся числа в любом порядке. Приготовьтесь! Переверните карточку. Запишите числа, которые запомнили».

Обработка и анализ результатов. При наблюдении следует установить, шепчет ли исследуемый слушаемые или читаемые числа, исправляет ли записанное (это разрешается, но учитывается при анализе). При опросе уточнить данные наблюдения и степень уверенности и правильности воспроизведенного. После второго предъявления определить, как субъективно было легче запомнить числа – при слуховом или зрительном предъявлении.

Количественные показатели определяют подсчетом чисел, правильно воспроизведенных при слуховой и при зрительной экспозициях.

Следует внимательно просмотреть воспроизведенные числа и установить, в каком порядке они зафиксированы: убывающем, возрастающем и т.д., проявился ли закон «края ряда».

ПРОТОКОЛ ЗАНЯТИЯ

Задание (тема) ....................................................... Дата .................

Экспериментатор ...............................................................................

Испытуемый .......................................................................................

Возраст………………………………………………… Пол……………………

Самочувствие испытуемого ..............................................................

Измеряемая характеристика ............................................................

 

№ серии Порядок предъявления Предъявленные числа Порядок воспроизведения Воспроизведенные числа Верно воспроизведенные числа (порядковый номер в ряду предъявления)
I ………        
II ………        

 

Итого, верно воспроизведенных чисел:

В 1 серии – Во 2 серии –

 

Опыт 4

Типы памяти

Цель исследования - выявление типа памяти методом воспроизведения по разному воспринятых слов.

Используемые материалы. 4 ряда слов, записанных на отдельных карточках. Каждый ряд состоит из 10 слов, не имеющих эмоцио­нальную окраску. Такие ряды подготавливаются для каждого испытуемого.

Процедура исследования. Экспериментатор читает испытуемому вслух 1 ряд слов (интервал между словами -5 сек.). После 10-ти се­кундного перерыва испытуемый записывает запомнившиеся слова и отдыхает 10 минут. Затем экспериментатор показывает испытуемому слова 2-го ряда, которые он должен записать по памяти. Дав 10-минутный отдых, экспериментатор читает вслух слова 3-го ряда, а испытуемый шепотом повторяет каждое из них и "записывает" в воздухе, после чего записывает на листке за­помнившиеся, слова 3-го ряда. Спустя 10 минут экспериментатор показывает испытуемому слова 4-го ряда, читает их вслух. Испытуемый повторяет каждое слово шепотом, "записывая" в воздухе, затем записывает на листке запомнившиеся слова 4 ряда.

Обработка и анализ результатов.После проведения опыта оформляется протокол стандартной формы и заполняется таблица.

 

Вид памяти Коли чество слов в ряду (А) Количество удержанных в памяти слов (В) Коэффициент Памяти С=В /А
Слуховой      
Зрительный      
Моторно-слуховой      
Комбинированный      

 

Следует установить, какой вид памяти доминирует у испытуемого при запоминании эмоционально нейтральных слов.

Попросить испытуемого дать самооценку собственной памяти как "хорошей" или "плохой". В последнем случае выяснить у испытуемого, каким способом он обычно пользуется для запоминания учебного материала, и дать ему рекомендации в соответствии с результатами опыта.

Опыт 5

Смысловая память

Данный метод является модификацией метода, предложенного К. Бюлером в 1907 г.

Цель исследования - выявление влияния смысловых связей на запоминание и воспроизведение словесного материала, а так­же прочности запоминания при образования логических связей.

Используемые материалы. Секундомер, десять пар слов, между которыми легко установить смысловые связи. Например,


Луч - солнце шум - вода замок - дверь

Медь - свинец стол - обед день - сутки

Сук - елка мост - река пруд - плотина

Год - месяц рубль - копейка зверь - лиса

Нуль - число лес - медведь глаз - ухо

Свет - заря дуб - желудь ночь - звезда

Марс - планета дичь - выстрел путь - дорога

Дом - книга рой - пчела сад - цветы

Нож - вилка час - время пуля - война

Лист - дерево гвоздь - доска дождь - зонтик


Процедура исследования.Экспериментатор вначале читает каждую пару слов, а исследуемый старается установить связь между словами пары. Потом экспериментатор называет только пер­вое слово пары, а исследуемый должен воспроизвести второе, пользуясь установленной связью.

Инструкция исследуемому: "Я сейчас прочту Вам слова, составляющие пары (например, дождь - грязь, стол – дерево). Когда я буду читать эти пары слов, внимательно слушайте и ста­райтесь запомнить как можно больше пар. После небольшого пе­рерыва я буду читать только первое слово каждой пары. Вы дол­жны припомнить вторые слова и записать пары на листке бумаги. Все понятно? Есть вопросы?"

Удостоверившись, что инструкция понята исследуемым, экспериментатор подает сигнал и начинает читать слова-пары с интервалом 2 сек. Прочитав все пары, экспериментатор делает перерыв 10 сек. и затем, предупредив исследуемого, читает первое слово первой пары, затем второй и т.д., делая паузу 5 сек. после каждого слова, чтобы исследуемый успел записать и названное слово, и то, которое ему следует вспомнить.

Чтобы проверить прочность запоминания, нужно в конце за­нятия предложить испытуемому снова записать все запомнившиеся слова так же, как и в первый раз, называя только первое слово каждой пары..

Обработка и анализ результатов. При наблюдении необходимо ус­тановить:

в чем проявляется активность исследуемого при слушании; не повторяет ли шепотом или губами читаемые ему слова; нет ли каких-нибудь признаков (внешних) умственного напряжения.

При опросе следует выяснить:

применял ли исследуемый специальные приемы, чтобы за­помнить слова, если применял, то какие; трудно ли было запоминать пары слов; какие пары были легкими для воспроизведения, какие трудными.

Количественные показатели получают путем подсчета числа правильно воспроизведенных пар. Отношение этого числа к числу предъявленных пар (10) условно называется коэффициентом сло­весного логического запоминания.

 

Опыт 6

Опыт 7

Процесс запоминания

Цель исследования - Исследование значения отдельных повторений для запоминания всего ряда; исследование значения для запоминания отдельного объекта его положения в ряду.

Используемые материалы. Два ряда двузначных чисел, по 10 в каждом ряду.

1 ряд: 41 83 62 84 29 79 35 56 18 97

2 ряд: 17 58 21 73 49 92 37 85 14 68

Процедура исследования. Экспериментатор читает испытуемому, чис­ла 1 ряда с интервалом в 1 сек. Затем испытуемый записывает запомнившиеся ему числа. После этого экспериментатор дважды читает испытуемому числа 2-го ряда. По окончании чтения испытуемый записывает запомнившиеся числа 2 ряда.

Обработка и анализ результатов. Заполняется протокол (форма стандартная), результаты эксперимента заносят в таб­лицу.

 

Объем памяти при однократном чтении Объем памяти при двухразовом чтении
Коли чество чиселв 1 ряду (А1) Количество чисел 1 ряда, удержанных памятью (В1) Коэффициент памяти С1 = В1 /А1 Количество чисел во 2 ряду (А2) Количество Чисел 2 ряда, удержанных памятью (В2) Коэффициент памяти С2 = В2/ А2
             

 

 

В таблицу заносятся данные всех испытуемых. Далее составляют график, который показывает, как зависит удержание члена ряда в памяти от его положения в ряду. График строится для каждого испытуемого по 1и по 2 ряду.

 

Воспроизвел

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Не воспроизвел

 

Следует оценить, каквлияет повторение ряда и положение объекта в ряду на качество их запоминания.

 

Опыт 8

И 2 серии

Используемые материалы.1 серия-два ряда слов.1 ряд состоит из 10 слов, не связанных между собой. 2 ряд состоит из 20 слов, в который включены, в случайном порядке 10 слов первого ряда.

2 серия – два ряда слов.1 ряд состоит из 15 слов, не связанных между собой. 2 ряд состоит из 30 слов, в который включены, в случайном порядке 15 слов первого ряда.

Процедура исследования. Опыт состоит из 2-х серий. Серии отличаются только количеством экспериментального материала. В первой серии испытуемому читается ряд из 10 слов и предлагается воспроиз­вести его в любом порядке. Результат воспроизведения фикси­руется в протоколе знаком (+). Затем экспериментатор читает второй ряд уже из 20 слов. Испытуемый должен сказать "да" при словах, которые предъявлялись в первом ряду. Эксперимен­татор отмечает указанные слова знаком (+) при их чтении.

Во второй аналогичной серии для активного воспроизведения пред­лагается ряд из15 слов, я для узнавания - из 30 слов. Ряды слов для узнавания должны быть также заготовлены заранее и записа­ны столбиком в протоколе.

Инструкция испытуемому. Перед началом каждого опыта: "Слушайте меня внимательно! Сейчас я назову Вам ряд слов. По­старайтесь их запомнить и, когда я закончу, назовите все слова, которые Вы запомнили, в любом порядке. Внимание





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.85.57.0 (0.041 с.)