![]()
Заглавная страница
Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Опыт 1. Измерение объема восприятияСтр 1 из 9Следующая ⇒
ЗАДАНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ
Целью данного практикума является формирование прочных умений и навыков проведения психологических исследований и анализа их результатов. По каждой теме в практикуме представлены: апробированные методики исследования и список литературы, что способствует сознательному усвоению теоретических основ современной психологической науки и формированию у студентов устойчивых интересов к психологическим знаниям. Предлагаемые методики подробно изложены в определенной последовательности: сначала дается краткое описание диагностируемого конструкта, излагаются цели и задачи данных методик исследования, далее приводятся подробные инструкции, условия и процедуры проведения, тексты тестов, а затем описываются способы подсчетов тестовых показателей, ключи и тестовые нормы. В необходимых случаях даются дополнительные пояснения и возможные интерпретации полученных результатов. Таким образом, все методики могут быть использованы студентами-психологами для выработки диагностических умений как в период прохождения практики, так и в дальнейшей их самостоятельной профессионально-трудовой деятельности. По завершению работы каждый студент оформляет краткий письменный отчет по каждой методике, включающей:
ГЛАВА I. ОЩУЩЕНИЯ Практические задания Задание 1. Назовите свойства ощущений и приведите примеры жизненных ситуаций, в которых они проявляются. Задание 2. Подготовьте десять психологических рекомендаций, предписывающих, где и как можно использовать свойства ощущений на практике. Задание 3. Перечислите виды профессиональной деятельности, предъявляющие повышенные требования к различным видам ощущений? Литература 1. Ананьев Б. Г. Теория ощущений. — Л., 1961. . 2. Веккер Л. М.Психические процессы. В 3 Т. – Т. 1. –Л.,1974. 3. Выготский Л. С. Собрание сочинений. В 6 т.— М., 1982.—Т. 2. 4. Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. — М., 1986. 5. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. — Санкт-Петербург,2003. 6. ЛурияА. Р. Ощущение и восприятие. — М., 1975. 7. Немов Р. С. Психология. В 3 кн. — Кн. 1. — М., 1997. 8. Общая психология / под ред. А. В. Петровского. — М., 1988. 9. Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. — Н.-Новгород, 1992. 10. Романов К.М., Гаранина Ж.Г. Практикум по общей психологии. Учебное пособие. – М., 2002. 11. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2 т. — М., 1989. — Т. 1. 12. Симмел М. Л. Фантомная конечность // Хрестоматия по ощущению и восприятию.- М., 1975. 13. Смирнов А.Г. Практикум по общей психологии: Учебное пособие. – М., 2002. 14. Справочник по инженерной психологии/ под ред. Б. Ф. Ломова. — М., 1982. 15. Столяренко Л.Д.Основы психологии: Практикум.- Ростов н/Д, 2006. ГЛАВА II. ВОСПРИЯТИЕ Практические задания Задание 1. Назовите основные свойства восприятия и приведите примеры их иллюстрирующие. Задание 3. Подготовьте десять психологических рекомендаций по практическому использованию свойств восприятия. Опыт 1.1 Цель исследования— определить объем зрительного восприятия в зависимости от степени осмысленности предъявляемого материала. Используемые материалы.В опыте используется классический метод полного воспроизведения. Объектами служат наборы бессмысленных сочетаний букв (по 8 букв в наборе) и осмысленные фразы (по три слова в каждой фразе). Всего в опыте 30 предъявлений, по 15 для каждого типа объектов, сначала предъявляются буквы, затем фразы. Задача испытуемого — письменно воспроизвести все, что ему было предъявлено. Процедура исследования.На экране дисплея испытуемому высвечивается сигнал «Внимание!» и через 2 с. предъявляется тест-объект на время экспозиции 200 мс. Испытуемый письменно воспроизводит увиденное. Ответы испытуемого вносятся в протокол. Образцы протоколов к опыту 1 Дата: _______________ Испытуемый:__________________ Экспериментатор__________Протоколист_______________
Бессмысленные сочетания букв
Фразы
Обработка и анализ результатов. 1. Определить среднее число правильно воспроизведенных букв для обоих наборов тест-объектов (М1 и М2). 2. Проанализировать характер ошибок, допущенных испытуемым (например, смешение букв, близких по начертанию или по звучанию, и т. п.). 3. Сравнить величину объема восприятия при предъявлении осмысленного и бессмысленного материала. Опыт 1.2 Цель исследования— сравнить результаты измерения объема зрительного восприятия по методике полного и частичного отчета. Используемые материалы.В качестве тест-объектов используются бессмысленные наборы букв. В каждой пробе предъявляются 12 букв, расположенных в три горизонтальных ряда по 4 буквы в каждом. Всего в опыте 30 проб. Процедура исследования.Опыт состоит из двух частей, по 15 проб в каждой. Первая часть проводится по методике полного отчета. На экране Дисплея испытуемому высвечивается сигнал «Внимание!» и через 2 с. предъявляется тест-объект на время экспозиции 50 мс. Задача испытуемого — воспроизвести предъявленные буквы аналогично процедуре первого опыта. Вторая часть опыта проводится по методике частичного отчета. Одновременно с экспозицией тест-объекта (время экспозиции 50 мс) испытуемому предъявляется звуковой тон — инструкция к воспроизведению. Тон высокой частоты указывает на необходимость воспроизведения верхней строки матрицы, тон низкой частоты — нижней строки. Перед началом второй части опыта испытуемый знакомится с тонами-инструкциями. Во время опыта звуковые инструкции даются в случайном порядке. Задача испытуемого состоит в том, чтобы воспроизвести одну строку матрицы в соответствии со звуковой инструкцией. Результаты воспроизведения экспериментатор вносит в протокол. Образцы протоколов к опыту 2 Дата:___________ Испытуемый:__________________________ Экспериментатор___________ Протоколист_________________ Методика полного отчета (1-я серия)
Методика частичного отчета (2-я серия)
Обработка и анализ результатов. 1. Определить среднее число правильно воспроизведенных букв отдельно в первой и второй частях опыта (М1 и М2). 2. Определить фактический объем восприятия во второй части опыта (М3): М3=М2х3. Это действие основано на следующем рассуждении: если испытуемый воспроизвел определенную часть букв из одной строки (например, 3 из 4 имеющихся), не зная заранее, о какой строке его спросят, значит, он может воспроизвести такую же часть каждой строки, т. е. в 3 раза больше (в нашем примере - 9). 3. Сравнить показатели объема восприятия, полученные по методике полного и частичного отчета, и определить объем материала, стирающегося в кратковременной памяти испытуемого при полном отчете. Программа случайной последовательности звуковых Тонов-инструкций
Экспериментальный материал к опыту 1 Вариант А
Вариант Б
Вариант А
Вариант Б
Литература 1. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человеком человека. — М., 1982. 2. Выготский Л. С. Собрание сочинений. В 6 т.— М., 1982.—Т. 2. 3. Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. — М., 1986. 4. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. — Санкт-Петербург,2003. 5. Лурия А. Р. Ощущение и восприятие. — М., 1975. 6. Логвиненко А. Д. Зрительное восприятие пространства. — М., 1981. 7. Немов Р. С. Психология. В 3 кн. — Кн. 1. — М., 1997. 8. Общая психология / под ред. А. В. Петровского. — М., 1988. 9. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб.пособие/Под ред. А.А.Крылова, А.А.Маничева. – М., Спб., 2003. 10. Романов К.М., Гаранина Ж.Г. Практикум по общей психологии. Учебное пособие. – М., 2002. 11. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2 т. — М., 1989. — Т. 1. 12. Смирнов А.Г. Практикум по общей психологии: Учебное пособие. – М., 2002. 13. Столяренко Л.Д.Основы психологии: Практикум.- Ростов н/Д, 2006. 14. Хрестоматия по ощущению и восприятию. — М., 1975. 15. Экспериментальная психология: Практикум: Учебное пособие для вузов/ Под ред. С.Д.Смирнова, Т.В. Корниловой. – М., Аспект Пресс, 2002. ГЛАВА III . ВООБРАЖЕНИЕ
Практические задания Задание 1. Назовите функции воображения и приведите примеры их иллюстрирующие. целеполагание, планирование создание предметов материальной и духовной культуры, психической саморегуляции, саморегуляции физиологических процессов, общения, межличностного понимания, усвоения учебных предметов. Задание 2. Перечислите виды воображения и предложите учебные задания или психологические воздействия, позволяющие их актуализировать. Задание 3. Опишите воображение людей с заданными чертами характера (честолюбие, трусость, тревожность, мстительность, сострадательность) в контексте соответствующих жизненных ситуаций. Опыт 1 Обработка результатов. Обработка результатов и определение уровней развития воображения, степени фиксированности представлений, гибкости или ригидности, а также оригинальности или стереотипности производится путем сопоставления содержания и анализа всех трех рисунков испытуемого. Анализ результатов. Полученные результаты важно сопоставить с особенностями включенности испытуемого в процессе исследования с его установками. Для этого используют данные самоотчета. В первую очередь нужно обратить внимание на испытуемых с ригидностью воображения. Она может быть следствием пережитых стрессов и аффектов. Очень часто, хотя и не всегда, люди, которые все рисунки размещают только внутри контуров геометрических фигур, имеют некоторые психические заболевания. Рисунки таких испытуемых не обсуждаются в группе. Преподаватель-психолог берет таких лиц на учет. Испытуемые с пятым уровнем сложности воображения, отсутствием стереотипности и качественным исполнением рисунков обычно способны к художественной деятельности (графике, живописи, скульптуре и т. п.) Те, кто склонен к техническим наукам, черчению или логике и философии, могут изображать некие абстракции или геометрические фигуры. В отличие от них лица, связанные с гуманитарной направленностью, любят сюжеты, связанные с человеческой деятельностью, рисуют людей, их лица или антропоморфные предметы. При обсуждении результатов тестирования и составлении рекомендаций необходимо создать условия, способствующие преодолению стереотипности, развитию творчества, и наметить задачи для тренировки гибкости процесса воображения. Опыт 2 ЛИТЕРАТУРА 1. Богоявленская Д. Б. О предмете и методах исследования творческих способностей Беркинблинт М., Петровский А. Фантазия и реальность. — М., 1968. // Психологический журнал. — Т. 16. — № 5. — 1995. 2. Брунер Д. С. Психология познания. За пределами непосредственной информации.— М., 1977. 3. Брушлинский А. В. Воображение и творчество // Научное творчество / под ред. С. Р. Миркулинского, М. Г. Ярошевского. — М., 1960. 4. Веккер Л. М. Психические процессы. — Т. 1. — Л., 1974. 5. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т.—Т.2. — М., 1982. 6. Галин А. Л. Личность и творчество. Психологические этюды. — Новосибирск, 1989. 7. Карандашев Ю. Н. Развитие представлений у детей. Учебное пособие. — Минск, 1987. 8. Кедров Б. Н. О творчестве в науке и технике. — М., 1987. 9. Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании. — М., 1979. 10. Найсер У. Познание и реальность. — М., 1981. 11. Натадзе Р. Г. Воображение как фактор поведения. Экспериментальное исследование.— Тбилиси, 1972. 12. Никифорова О. И. Исследование по психологии художественного творчества. — М., 1972. 13. Петровский А. В. Роль фантазии в развитии личности. — М., 1961. 14. Познавательные процессы и способы в обучении. — М., 1990. 15. Пономарев Я. А. Психология творчества. — М., 1976. 16. Попов Л. М. Инициатива и общение в творчестве. — Казань, 1983. 17. Попов Л. М. Психология самодеятельного творчества студентов. — Казань, 1990. 18. Родари Дж. Грамматика фантазии. — М., 1990. — С. 30—45. 19. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2 т. – М., 1989 20. Страхов И. В. Психология творчества. — Саратов, 1968. 21. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. – М., 1995. 22. Якобсон П. М. Психология художественного творчества. — М., 1971. ГЛАВА IV. ПАМЯТЬ
Практические задания Задание 1. Перечислите основные функции памяти и опишите по пять конкретных жизненных ситуаций, в которых актуализируется каждая из них. Опыт 1 Опыт 2 Методика «Память на образы» Методика применяется при профотборе, используется в группе и индивидуально. Цель исследования - изучения образной памяти. Используемые материалы. Таблица с 16 образами, секундомер.
Процедура исследования. Сущность методики заключается в том, что испытуемому экспонируется таблица с 16 образами в течение 20 секунд. Образы необходимо запомнить и в течение 1 мин. воспроизвести на бланке. Инструкция: "Вам будет предъявлена таблица с образами (привести пример). Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 сек. запомнить как можно больше образов. Через 20 сек. уберут таблицу, и Вы должны нарисовать или записать (выразить словесно) те образы, которые запомнили". Оценка результатов тестирования производится по количеству правильного воспроизведения образов. Норма — 6 правильных ответов и больше.
Опыт 3 Механическая память Вводные замечания. Метод предложен А. П. Нечаевым, позволяет демонстрировать проявление слуховой и зрительной механической памяти. Широко применяется в авиапсихологии. Цель исследования – выявить доминирующий тип механической памяти (слуховой или зрительный). Используемые материалы. Экспериментатор подготавливает для предъявления испытуемому 2 ряда по 12 двузначных чисел (ряды не должны подчиняться определенной математической закономерности), секундомер. Процедура исследования. Эксперимент состоит из 2-х серий: 1 серия. Воспроизведение 1-го числового ряда после слухового предъявления. 2 серия. Воспроизведение 2-го числового ряда после зрительного предъявления. Ряд чисел зачитывается с паузами за 30 сек., предварительно отработав темп. Инструкция.При слуховом предъявлении: «Сейчас, я зачитаю 12 двузначных чисел. Вы должны внимательно слушать и стараться запомнить все числа. Никаких отметок ручкой делать не разрешается. Когда я закончу читать, надо по моему сигналу записать все прочитанные числа в любой последовательности. Приготовьтесь! Внимание! Начали! (прочитать ряд чисел). Запишите числа, которые Вы запомнили». При зрительном предъявлении: « На этой карточке, которую Вы перевернете по моему сигналу, 12 двузначных чисел. Вы должны внимательно прочесть и постараться, возможно больше их запомнить. Для этого Вам, будет дано 30 сек. Когда время кончится, по моему сигналу отложите карточку в сторону, перевернув ее, и по памяти запишите все запомнившиеся числа в любом порядке. Приготовьтесь! Переверните карточку. Запишите числа, которые запомнили». Обработка и анализ результатов. При наблюдении следует установить, шепчет ли исследуемый слушаемые или читаемые числа, исправляет ли записанное (это разрешается, но учитывается при анализе). При опросе уточнить данные наблюдения и степень уверенности и правильности воспроизведенного. После второго предъявления определить, как субъективно было легче запомнить числа – при слуховом или зрительном предъявлении. Количественные показатели определяют подсчетом чисел, правильно воспроизведенных при слуховой и при зрительной экспозициях. Следует внимательно просмотреть воспроизведенные числа и установить, в каком порядке они зафиксированы: убывающем, возрастающем и т.д., проявился ли закон «края ряда». ПРОТОКОЛ ЗАНЯТИЯ Задание (тема) ....................................................... Дата ................. Экспериментатор ............................................................................... Испытуемый ....................................................................................... Возраст………………………………………………… Пол…………………… Самочувствие испытуемого .............................................................. Измеряемая характеристика ............................................................
Итого, верно воспроизведенных чисел: В 1 серии – Во 2 серии –
Опыт 4 Типы памяти Цель исследования - выявление типа памяти методом воспроизведения по разному воспринятых слов. Используемые материалы. 4 ряда слов, записанных на отдельных карточках. Каждый ряд состоит из 10 слов, не имеющих эмоциональную окраску. Такие ряды подготавливаются для каждого испытуемого. Процедура исследования. Экспериментатор читает испытуемому вслух 1 ряд слов (интервал между словами -5 сек.). После 10-ти секундного перерыва испытуемый записывает запомнившиеся слова и отдыхает 10 минут. Затем экспериментатор показывает испытуемому слова 2-го ряда, которые он должен записать по памяти. Дав 10-минутный отдых, экспериментатор читает вслух слова 3-го ряда, а испытуемый шепотом повторяет каждое из них и "записывает" в воздухе, после чего записывает на листке запомнившиеся, слова 3-го ряда. Спустя 10 минут экспериментатор показывает испытуемому слова 4-го ряда, читает их вслух. Испытуемый повторяет каждое слово шепотом, "записывая" в воздухе, затем записывает на листке запомнившиеся слова 4 ряда. Обработка и анализ результатов.После проведения опыта оформляется протокол стандартной формы и заполняется таблица.
Следует установить, какой вид памяти доминирует у испытуемого при запоминании эмоционально нейтральных слов. Попросить испытуемого дать самооценку собственной памяти как "хорошей" или "плохой". В последнем случае выяснить у испытуемого, каким способом он обычно пользуется для запоминания учебного материала, и дать ему рекомендации в соответствии с результатами опыта. Опыт 5 Смысловая память Данный метод является модификацией метода, предложенного К. Бюлером в 1907 г. Цель исследования - выявление влияния смысловых связей на запоминание и воспроизведение словесного материала, а также прочности запоминания при образования логических связей. Используемые материалы. Секундомер, десять пар слов, между которыми легко установить смысловые связи. Например, Луч - солнце шум - вода замок - дверь Медь - свинец стол - обед день - сутки Сук - елка мост - река пруд - плотина Год - месяц рубль - копейка зверь - лиса Нуль - число лес - медведь глаз - ухо Свет - заря дуб - желудь ночь - звезда Марс - планета дичь - выстрел путь - дорога Дом - книга рой - пчела сад - цветы Нож - вилка час - время пуля - война Лист - дерево гвоздь - доска дождь - зонтик Процедура исследования.Экспериментатор вначале читает каждую пару слов, а исследуемый старается установить связь между словами пары. Потом экспериментатор называет только первое слово пары, а исследуемый должен воспроизвести второе, пользуясь установленной связью. Инструкция исследуемому: "Я сейчас прочту Вам слова, составляющие пары (например, дождь - грязь, стол – дерево). Когда я буду читать эти пары слов, внимательно слушайте и старайтесь запомнить как можно больше пар. После небольшого перерыва я буду читать только первое слово каждой пары. Вы должны припомнить вторые слова и записать пары на листке бумаги. Все понятно? Есть вопросы?" Удостоверившись, что инструкция понята исследуемым, экспериментатор подает сигнал и начинает читать слова-пары с интервалом 2 сек. Прочитав все пары, экспериментатор делает перерыв 10 сек. и затем, предупредив исследуемого, читает первое слово первой пары, затем второй и т.д., делая паузу 5 сек. после каждого слова, чтобы исследуемый успел записать и названное слово, и то, которое ему следует вспомнить. Чтобы проверить прочность запоминания, нужно в конце занятия предложить испытуемому снова записать все запомнившиеся слова так же, как и в первый раз, называя только первое слово каждой пары.. Обработка и анализ результатов. При наблюдении необходимо установить: в чем проявляется активность исследуемого при слушании; не повторяет ли шепотом или губами читаемые ему слова; нет ли каких-нибудь признаков (внешних) умственного напряжения. При опросе следует выяснить: применял ли исследуемый специальные приемы, чтобы запомнить слова, если применял, то какие; трудно ли было запоминать пары слов; какие пары были легкими для воспроизведения, какие трудными. Количественные показатели получают путем подсчета числа правильно воспроизведенных пар. Отношение этого числа к числу предъявленных пар (10) условно называется коэффициентом словесного логического запоминания.
Опыт 6 Опыт 7 Процесс запоминания Цель исследования - Исследование значения отдельных повторений для запоминания всего ряда; исследование значения для запоминания отдельного объекта его положения в ряду. Используемые материалы. Два ряда двузначных чисел, по 10 в каждом ряду. 1 ряд: 41 83 62 84 29 79 35 56 18 97 2 ряд: 17 58 21 73 49 92 37 85 14 68 Процедура исследования. Экспериментатор читает испытуемому, числа 1 ряда с интервалом в 1 сек. Затем испытуемый записывает запомнившиеся ему числа. После этого экспериментатор дважды читает испытуемому числа 2-го ряда. По окончании чтения испытуемый записывает запомнившиеся числа 2 ряда. Обработка и анализ результатов. Заполняется протокол (форма стандартная), результаты эксперимента заносят в таблицу.
В таблицу заносятся данные всех испытуемых. Далее составляют график, который показывает, как зависит удержание члена ряда в памяти от его положения в ряду. График строится для каждого испытуемого по 1и по 2 ряду.
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Не воспроизвел
Следует оценить, каквлияет повторение ряда и положение объекта в ряду на качество их запоминания.
Опыт 8 И 2 серии Используемые материалы.1 серия-два ряда слов.1 ряд состоит из 10 слов, не связанных между собой. 2 ряд состоит из 20 слов, в который включены, в случайном порядке 10 слов первого ряда. 2 серия – два ряда слов.1 ряд состоит из 15 слов, не связанных между собой. 2 ряд состоит из 30 слов, в который включены, в случайном порядке 15 слов первого ряда. Процедура исследования. Опыт состоит из 2-х серий. Серии отличаются только количеством экспериментального материала. В первой серии испытуемому читается ряд из 10 слов и предлагается воспроизвести его в любом порядке. Результат воспроизведения фиксируется в протоколе знаком (+). Затем экспериментатор читает второй ряд уже из 20 слов. Испытуемый должен сказать "да" при словах, которые предъявлялись в первом ряду. Экспериментатор отмечает указанные слова знаком (+) при их чтении. Во второй аналогичной серии для активного воспроизведения предлагается ряд из15 слов, я для узнавания - из 30 слов. Ряды слов для узнавания должны быть также заготовлены заранее и записаны столбиком в протоколе. Инструкция испытуемому. Перед началом каждого опыта: "Слушайте меня внимательно! Сейчас я назову Вам ряд слов. Постарайтесь их запомнить и, когда я закончу, назовите все слова, которые Вы запомнили, в любом порядке. Внимание |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.85.57.0 (0.041 с.) |