Исследование утомляемости и работоспособности с помощью таблицы Крепелина 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследование утомляемости и работоспособности с помощью таблицы Крепелина



Вводные замечания В 1895 г. Э. Крепелин предложил методику, пред­ставляющую собой таблицу, на которой в две строки напечатаны цифры, подлежащие сложению. Методика предназначалась для исследования воле­вых усилий, упражняемости и утомляемости. В настоящее время она приоб­рела более широкое применение: ее можно использовать для изучения вни­мания (устойчивость и переключаемость) умственной работоспособности и психического темпа.

Цель исследования определение умственной работоспособности и выявле­ние утомляемости.

Используемые материалы. Бланк методики (таблица Крепелина), ка­рандаш и секундомер.

Процедура исследования. Обследуемому дают бланк таблицы Крепелина со сле­дующей инструкцией: «Складывайте пары однозначных цифр, напечатан­ных одна под другой, и под ними записывайте результат сложения. Работай­те быстро, старайтесь не допускать ошибок». Исследуемого предупреждают о том, что он должен производить сложения в каждой строчке до тех пор, пока экспериментатор не скажет: «Стоп! Переходите к следующей строчке». Экс­периментатор дает такой сигнал через каждые 20 с. Протокол занятия вести не обязательно.

Обработка и анализ результатов. Отмечая, сколько правильных сложений выполнил исследуемый и сколько допустил ошибок за каждые 20 с, можно построить график работоспособности (по оси абсцисс – количество строк, по оси ординат – количество сложений в строке, на этом же графике по оси абсцисс можно столбиками показать количество ошибок.. Например, исследуемый за первые 20 с выполнил 17 сложений без ошибок, а завторые 20 с — 15 сложений и допустил две ошибки, далее 16, 12, 12, 11 сложений и одно из них ошибочное, затем 10 и 7. График выполнения методики в этом случае будет свидетельствовать о наличии истощаемости внимания и снижении работоспособности даже при столь небольшой нагрузке.

Методика позволяет получить коэффициент работоспособности (Краб) как отношение суммы правильно выполненных сложений последних четырех строк (S2) к сумме правильно выполненных сложений первых четырех строк (S1), т. е. Краб = S2/S1. Если отношение приближается к единице, тo это означает, что утомления практически не происходит.

Больные различными нервно-психическими заболеваниями имеют свои особенности выполнения таблицы Крепелина:

- при органических заболеваниях головного мозга (травмы, сосудистые заболевания, воспалительные процессы, опухоли) — невысокая продуктивность, истощаемость внимания, снижение работоспособности при небольших нагрузках, наличие ошибок;

- при неврозах выполнение имеет неравномерный, пикообразный ха­рактер, ошибок допускается мало, продуктивность может быть достаточ­ной (т. е. приближающейся к норме), но с тенденцией к истощению. Об истощаемости и снижении работоспособности свидетельствует неравно­мерный темп выполнения, но тенденция к истощаемости не столь резко выражена, как у больных органическими заболеваниями головного мозга;

- при шизофрении с апато-абулическим синдромом больные показывают крайне низкую работоспособность (2-4 сложения в каждой строке). Возможно наличие ошибок без тенденции к истощаемо­сти. При выполнении таблицы Крепелина больные этой группы нужда­ются в побуждении, так как никакого интереса к работе не проявляют.

Таблица Крепелнна

3 4 3 4 4 8 6 6 2 4 4 7 3 4 8 9 6 7 2 9 8 7 4

2 5 9 7 8 4 3 2 4 7 6 5 3 4 4 7 9 7 3 8 9 2 4

3 8 5 9 3 6 8 4 2 6 7 9 3 7 4 7 4 3 9 7 2 9 7

9 5 4 7 5 2 4 8 9 8 4 8 4 7 2 9 3 6 8 9 4 9 4

9 5 4 5 2 9 6 7 3 7 6 3 2 9 6 5 9 4 7 4 7 9 3

2 9 8 7 2 9 4 8 4 4 5 4 4 8 7 2 5 9 2 2 6 7 4

9 2 3 6 3 5 4 7 8 9 3 9 4 8 9 2 4 2 7 5 7 8 4

7 4 7 5 4 4 8 6 9 7 9 2 3 4 9 7 6 4 8 3 4 9 6

8 6 3 7 6 6 9 2 9 4 8 2 6 9 4 4 7 6 9 3 7 6 2

9 8 9 3 4 8 4 5 6 7 5 4 3 4 8 9 4 7 7 9 6 3 4

5 8 5 7 4 9 7 2 6 9 3 4 7 4 2 9 8 4 3 7 5 8 3

3 4 6 5 7 8 4 3 5 5 4 2 9 6 2 4 2 9 2 7 2 5 8

5 2 3 9 3 4 5 3 2 8 2 9 8 9 4 2 8 7 8 5 4 3 5

3 4 9 2 4 7 8 5 2 9 6 4 4 7 6 7 5 6 9 8 6 4 7

4 9 6 3 4 9 9 4 8 6 5 7 4 9 3 2 4 7 4 9 8 3 8

8 4 7 8 9 4 3 9 3 7 6 5 2 4 4 3 4 8 7 3 9 2 4

Опыт 11

Тест «Корректурная проба»

Вводные замечания. Исследования устойчивости и концентрации внимания были вызваны потребностями практики, в частности поиском условий безаварийной работы, снижения травматизма, повышения производительности труда. Выбор того или иного экспериментального метода исследования внимания обусловлен тем, какой именно вид внимания подлежит изучению. Так, при определении устойчивости непроизвольного внимания чаще всего используют аппаратурные методы, а при исследовании произвольного внимания обязательным условием является учет активности самого субъекта. В последнем случае

наиболее распространенную группу лабораторных методов исследования внимания составляют бланковые методы, объединенные под общим названием «корректурные пробы». Корректурные пробы могут состоять из различного рода стимулов: букв, цифр, геометрических фигур, связных и несвязных текстов и т.д. Задача испытуемого заключается в обнаружении заданного стимула среди других стимулов и в фиксировании его на бланке тем или иным способом.

Первые эксперименты по изучению распределения внимания от­носятся к 1887 г„ когда французский психолог Ф. Полан обнаружил у себя способность, декламируя знакомое стихотворение, писать одно­временно другие стихи. Он мог декламировать поэму, производя также простое умножение чисел, и, по его словам, ни одна из операции при этом не замедлялась. Естественно, выполнение одновременно двух деятельностей может приводить и нередко приводит к частичному, а иног­да и к полному нарушению одной из них. Так, если испытуемый выпол­няет простые "арифметические действия и одновременно слушает рас­сказ с тем, чтобы его воспроизвести, то продуктивность его работы снижается до 57-60%. Обычно при исследовании распределения внима­ния испытуемому предлагается выполнять раздельно и одновременно две задачи. Предлагаемые задачи могут быть либо однородными, либо разнородными и иметь различную степень сложности. Необходимо подбирать задачи, допускающие численное выражение степени ус­пешности их выполнения. В эксперименте сравнивается эффективность одновременного и раздельного выполнения задач, на основании чего делается вывод об особенностях распределения внимания.

Обычно используется корректурный тест, предложенный в 1895 г. французским психологом Б. Бурдоном. Результаты, получаемые с его помощью, легко поддаются количественной обработке. Корректурная таблица Б. Бурдона содержит 30 строк по 30 букв в каждой. В таблице восемь наименований букв: а, в, е, и, к, н, с, х. В каждой серии испытуемый, просматривая корректурную таблицу строчку за строчкой, должен в течение 5 мин как можно быстрее разными способами зачеркивать буквы «С» и «К», а букву «А» обводить кружком.

Для определения характеристик избирательности внимания также можно использовать буквенный вариант корректуры, состоящем из набора букв русского алфавита, расположенных в случайном порядке сплошным текстом без пропусков (на каждом бланке напечатано по 10 сплошных строчек букв по 54 буквы в каждой строке. Среди этих букв в случайном порядке размещены 24 существительных в именительном падеже единственного числа. Степень сложности слов разная (например: радость, дом и т.п.)).

Для измерения устойчивости и концентрации внимания часто используется корректурная проба Бурдона – Анфимова, выполняемая на фоне помех. Эти бланки содержат стандартный набор букв русского алфавита, расположенных построчно в случайном порядке. Всего в бланке 40 строк по 30 букв в каждой.

На 2-й и 4-й минутах эксперимента, длительность которого 5 минут, не предупреждая испытуемых, вводит помехи, называя вслух в течение 15 с какие-либо буквы алфавита.

Корректурная проба А.Г.Иванова-Смоленского позволяет оценить переключаемость внимания, работоспособность в баллах производительности по девятибалльной системе. Просматривая в течение 4 минут буквенный вариант корректуры, исследуемый должен вычеркивать букву «А», а букву «К» - подчеркивать, следующие 4 минуты необходимо изменить способ: вычеркивать букву «К», а букву «А» - подчеркивать.

Опыт 11.1

Методика «Корректурная проба» (буквенный вариант)

Цель исследования – изучение концентрации и объема внимания.

Используемые материалы – бланки корректурной пробы с различными буквами, в количестве 40 рядов по 40 букв в каждом, карандаш, секундомер.

Процедура исследования. Испытуемому предлагается в течение 5 минут с максимальной скоростью и точностью просмотреть в каждой строке все знаки, вычеркивая определенную букву, которая стоит первой.

Инструкция испытуемым: «На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача заключается в том, чтобы просматривая ряды букв слева на право, вычеркивать такие же буквы, как и первые. Работать надо быстро и точно. Время работы – 5 минут. Приготовились! Начали!».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 5318; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.6 (0.007 с.)