Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исследование понятийного мышления с помощью методики «Логика связей»Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Вводные замечания. Методика «Логика связей» чаще всего используется в классической литературе под названием «Сложные аналогии», но, поскольку методики «Простые аналогии» и «Сложные аналогии» различаются между собой по дальнейшему увеличению абстрагирования и дифференциации именно отношений между понятиями, предлагается более точное название ее - «Логика связей». Методика направлена на выяснение того, в какой мере испытуемым доступно понимание абстрагированных типов связей между отдельными понятиями, а также распространение этого понимания на другие конкретные примеры. Кроме того, она позволяет выяснить способность испытуемых логически мыслить, уметь различать типы связей, критически соотносить их между собой. Практика показала, что применение этой методики на испытуемых с недостаточным образованием вообще бессмысленно, и ее рекомендуют использовать только при наличии среднего и даже высшего образования. Цель исследования – изучение понятийного мышления. Используемые материалы – заранее заготовленные бланки с 20 парами слов. В «образце» расположены 6 пар слов, каждой из которых присущи определенные отношения, например, «Овца - стадо» - часть и целое, «Малина - ягода» - определение, «Море- океан» - различаются в количественном отношении и т.д. В части «Материал» расположены пары слов, принцип связи которых испытуемые должны сопоставить с одним из образцов, Процедура исследования. Методика состоит из двух этапов. Вначале испытуемым предлагают специальный верхний раздел бланка, где перечисляются 6 типов разных связей между понятиями, и предлагают самостоятельно или в крайнем случае с помощью экспериментатора определить эти связи. Если испытуемый оказывается не в состоянии выполнить эту часть задания, дальнейшее проведение эксперимента не имеет смысла. В случае положительного результата переходят ко 2-й части методики. Испытуемым предъявляются 20 пар понятий, рядом с которыми расположен цифровой ряд от 1 до 6 по количеству определяемых связей. Задача испытуемого состоит в выборе правильной цифры, обозначающей один из 6 типов связей. Образец методики: 1. Овца — стадо 2. Малина — ягода 3. Море — океан 4. Свет — темнота 5. Отравление — смерть 6. Враг — неприятель Материал:
Обработка и анализ результатов. Правильный ответ оценивается в 1 балл, неправильный — 0 баллов. Результаты суммируются. Максимально возможный результат — 20 баллов, результаты менее 10 баллов считаются неудовлетворительными. Правильные ответы на первую часть методики: 1- часть - целое; 2 – род - вид; 3 - степень; 4 - антонимы; 5 – причина - следствие; 6 - синонимы. Правильные ответы на вторую часть: 5, 2, 6, 1, 4, 6, 1, 4, 6, 5, 2, 6, 1, 4, 3, 3, 5, 2, 1, 4. Анализ результатов проводится с помощью таблицы.
Опыт 10 Тест Липпмана «Логические закономерности» Цель исследования – изучить уровень логического мышления. Используемые материалы – заранее заготовленные бланки с 10 числовыми рядами. Процедура исследования. Испытуемым предлагаются ряды чисел. Им необходимо проанализировать каждый ряд и установить закономерность его построения. Испытуемый должен определить два числа, которые бы продолжили ряд. Время решения заданий фиксируется. Числовые ряды:
1) 2, 3, 4, 5, 6, 7 2) 6, 9, 12, 15, 18, 21 3) 1, 2, 4, 8, 16, 32 4) 4, 5, 8, 9, 12, 13 5) 19, 16, 14, 11, 9, 6 6) 29, 28, 26, 23, 19, 14 7) 16; 8; 4; 2; 1; 0,5 8) 1, 4, 9, 16, 25, 36 9) 21, 18, 16, 15, 12, 10 10) 3, 6, 8, 16, 18, 36 Обработка и анализ результатов. Ключ Предъявленные ряды Правильные ответы 1) 2, 3, 4, 5, 6, 7 8, 9 2) 6, 9, 12, 15, 18, 21 24, 27 3) 1, 2, 4, 8, 16, 32 64, 128 4) 4, 5, 8, 9, 12, 13 16, 17 5) 19, 16, 14, 11, 9, 6 4, 1 6) 29, 28, 26, 23, 19, 14 8, 1 7) 16; 8; 4; 2; 1; 0,5 0,25; 0,125 8) 1, 4, 9, 16, 25, 36 49, 64 9) 21, 18, 16, 15, 12, 10 9, 6 10) 3, 6, 8, 16, 18, 36 38, 76 Анализ результатов проводится с помощью таблицы.
Опыт 11 Тест «Логичность умозаключений» Цель исследования – изучить уровень логического мышления. Используемые материалы – заранее заготовленные бланки с заданиями. В каждом задании два связанных между собой суждения и вывод- умозаключение. Процедура исследования. Испытуемым предъявляются на слух задания, где некоторые умозаключения правильны, а другие заведомо неправильны. Требуется определить, какие выводы правильны, а какие ошибочны. Время обдумывания каждого задания – 10 с. Материал: 1. Все металлы проводят электричество. Ртуть – металл. Следовательно, ртуть проводит электричество. 2. Все арабы смуглы. Ахмед смугл. Следовательно, Ахмед – араб. 3. Некоторые капиталистические страны — члены НАТО. Япония — капиталистическая страна. Следовательно, Япония - член НАТО. 4. Все Герои Советского Союза награждались орденом Ленина. Иванов награжден орденом Ленина. Следовательно, Иванов — Герой Советского Союза. 5. Лица, занимающиеся мошенничеством, привлекаются к уголовной ответственности. Петров мошенничеством не занимался. Следовательно, Петров не привлекался к уголовной ответственности. 6. Все студенты высшей школы изучают логику. Смирнов изучает логику. Следовательно, Смирнов — студент вуза. 7. Некоторые работники 2-го управления — юристы. Фомин юрист. Следовательно, Фомин — работник 2-го управления. 8. Все граждане России имеют право на труд. Иванов гражданин России. Следовательно, Иванов имеет право на труд. 9. Все металлы куются. Золото — металл. Следовательно, золото куется. 10. Когда идет дождь — крыши домов мокрые. Крыши домов мокрые. Следовательно, идет дождь. 11. Все коммунисты выступают против войны. Джонс выступает против войны. Следовательно, Джонс — коммунист. 12. Все коренные жители Конго — негры. Мухамед — негр. Следовательно, Мухамед — житель Конго. 13. Все студенты 3-го курса выполнили нормы ПО второй ступени. Володя выполнил норму ГТО второй ступени. Следовательно, Володя — студент 3-го курса. 14. Некоторые капиталистические страны входят в Общий, - рынок. Австрия — капиталистическая страна. Следовательно, Австрия входит в Общий рынок. Обработка и анализ результатов. Номера умозаключений, которые следует признать верными: 1, 8, 9. Все остальные умозаключения следует признать ошибочными, неверными. Если у испытуемого умозаключения оценены иначе, это оценивается как ошибки. Анализ результатов проводится с помощью таблицы.
Опыт 18 Анализ отношений понятий Вводные замечания. Методика «Анализ отношений понятий» чаще всего используется в классической литературе под названием «Простые аналогии». Методика направлена на выяснение того, в какой мере испытуемым доступно понимание абстрагированных типов связей между отдельными понятиями, а также распространение этого понимания на другие конкретные примеры. Кроме того, она позволяет выяснить способность испытуемых логически мыслить, уметь различать типы связей, критически соотносить их между собой. Методика может применяться для обследования лиц в возрасте от 10 лет и выше. Цель исследования – выявить характер логических связей и отношений между понятиями. Используемые материалы. Бланк с 20 рядами слов, секундомер. Процедура исследования. Исследуемым предъявляется бланк, на котором представлена исходная пара слов, которые находятся в определенном отношении (например, лес - деревья), и затем слово (например, библиотека) и 5 других слов (например, сад, двор, город, театр, книги), из которых только одно (книги) в том же отношении, как и в паре исходных слов (в лесу - деревья, в библиотеке - книги). Во втором ряду в каждом задании нужно подчеркивать одно нужное слово, остальные 4 слова должны быть отвергнуты. Всего предъявляются 20 заданий на 3 минуты. Инструкция: «Перед Вами на бланках 20 строк в двух столбцах. В левом столбце пары слов, которые находятся в определенном отношении, например: лес – деревья (целое и часть, можно сказать: в лесу деревья). В правом столбце в числителях одно слово, в знаменателях по 5 слов. Одно из слов в знаменателе относится к слову в числителе так же, как и в соответствующей паре левого столбца, например: библиотека – книги (В библиотеке книги, библиотека – целое, книги – часть библиотеки). В этом случае следует в знаменателе подчеркнуть слово книги. Какие вопросы? Приготовились! Начали!» Бланк
Обработка и анализ результатов. Заполняется стандартная форма протокола. Оценка проводится по количеству правильных ответов и выставляется в условных баллах по таблице.
Опыт 19
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 4474; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.85.108 (0.008 с.) |