ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследование процессов ретро - и проактивного торможения следов памяти



Вводные замечания.Сохранение в памяти обнаруживается по последую­щему воспроизведению или узнаванию либо по тому факту, что материал, кажущийся забытым, требует для доучивания меньше времени, чем это было необходимо для первоначального заучивания. Воспроизведение, узнавание и доучивание — три критерия сохранения. Сохранение материала в памяти зависит от времени. Оно имеет избирательный характер, являясь функцией участия материала в деятельности субъекта. Материал, связанный своим содержанием с потребностями человека, с целью его деятельности, лучше сохраняется в памяти. В процессе сохранения в памяти материал подверга­ется определенным качественным изменениям, приобретая более обобщенный характер.

К числу факторов, оказывающих влияние на сохранение материала в па­мяти, относится характер деятельности, предшествующей запоминанию или промежуточной между запоминанием и воспроизведением.

Еще со времен Г. Эббингауза считался установленным тот факт, что мнемический след стирается со временем. Представление о том, что забывание является естественным следствием постепенного угасания следов, разделя­ется рядом авторов и в последние годы (А. Браун, К. Конрад и др.). Однако эта гипотеза вызвала возражения по следующим направлениям.

1. С течением времени иногда наблюдается не угасание, а, напротив, по­вышенное воспроизведение следов — реминисценция.

2. Через некоторое время возможны ошибочные воспроизведения специ­фического характера.

3. Всякая побочная деятельность, отделяющая воспроизведение от запо­минания, отрицательно влияет на процесс воспроизведения.

В связи с этим еще в 1900 г. Г. Мюллер и А. Пильцеккер высказали пред­положение о том, что забывание является скорее результатом тормозящего влияния со стороны побочных, интерферирующих воздействий, чем след­ствием постепенного угасания следов. Справедливость этой теории много­кратно подтверждалась экспериментально.

Интерференция проявляется либо в потере информации под влиянием последующего поступления нового материала, либо в ошибках, вызванных конкуренцией мнемических следов. Ее действие обнаруживается как в крат­ковременной, так и в долговременной памяти. В кратковременной памяти деятельность, вклинивающаяся между предъявлением материала и провер­кой сохранения, увеличивает скорость потери информации в зависимости от характера интерференции. В долговременной памяти новая поступающая информация интерферирует с уже хранящимся там материалом.

В ряде исследований было показано, что сохранение лучше после неза­полненных интервалов. О полном отсутствии промежуточной деятельности можно говорить лишь условно, практически создать такие условия невоз­можно. Значительным приближением к ним является сон. Забывание про­исходит медленнее, когда между забыванием и воспроизведением по памяти человек спит, чем в том случае, когда он занят каким-нибудь делом.

Ухудшение воспроизведения в тех случаях, когда в промежутке между заучиванием и воспроизведением совершается умственная деятельность субъекта, получило название ретроактивного (обратного) торможения. В основе ретроактивного торможения лежит явление персеверации — про­должение реакции после окончания процесса заучивания, приводящее к кон­солидации следов. Персеверация может наблюдаться довольно часто. Пос­ле того как испытуемый запомнил ряд бессмысленных слогов или строфу стихотворения, отрывки ряда или стихотворения могут всплывать в памяти без усилия с его стороны. Другим примером может служить всплывание ме­лодии вскоре после того, как она была заслушана, или спонтанное появле­ние зрительных образов событий дня перед тем, как наступает сон.

По данным Б. Зейгарник (1927), интересная деятельность, прерванная до ее завершения, оказывается исключительно склонной к такому спонтан­ному возвращению. Непосредственный отдых после заучивания благопри­ятствует персеверации, а, следовательно, сохранению и закреплению следов, промежуточная деятельность нарушает этот процесс и делает мнемические следы менее прочными.

При таком подходе требует экспериментального исследования влияние ряда факторов на сохранение и последующее воспроизведение, а именно: род деятельности, промежуточной между заучиванием и воспроизведени­ем, ее временная локализация в интервале между заучиванием и воспроиз­ведением, длительность интервала, степень первоначального заучивания и т. п.

Результаты ряда исследований показали, что ретроактивное торможение особенно сильно в тех случаях, когда деятельность, промежуточная между заучиванием и воспроизведением, является гомогенной, сходной с первона­чальным заучиванием. Сходство между двумя родами деятельности может состоять как в используемом материале, так и в совершаемой операции. Если заучивание пар согласных является первоначальной деятельностью, то вычеркивание согласных в списке будет деятельностью, сходной по ма­териалу, а заучивание пар чисел — деятельностью, сходной по операции.

Любой вид сходства дает ретроактивное торможение, но наибольший эффект получается при комбинировании обоих видов сходства промежуточ­ной деятельности с основной (Дж. Гибсон, 1937).

Проактивное торможение проявляется в ухудшении воспроизведения под влиянием деятельности, предшествующей запоминанию материала. Проактивное (прямое) торможение вызывается отрицательным влиянием предшествующей деятельности на образование связей в последующей дея­тельности.

Цель исследования - Исследование некоторых закономерностей ретро - и проактивного торможения в зависимости от сте­пени сходства заучиваемых смежно материалов. Иллюстрация роли осмысленности материала, ее влияние на время заучивания.

Используемые материалы. Два ряда двузначных чисел (в каждом по 10) и один ряд из 10 слов. Например,

1 ряд (числа): 53, 27, 84, 36, 47, 91, 72, 69, 15, 34.

2 ряд (слова): рыба, совок, нога, власть, песок, окно, кофта, завод, пирог, чулки.

3 ряд (числа): 61, 43, 18, 39, 56, 25, 74, 82, 97, 33.

Процедура исследования. Работа выполняется отдельно с каждым испытуемым.

Экспериментатор предлагает испытуемому читать вслух чис­ла 1 ряда и постараться их запомнить. Запомнившиеся числа испытуемый воспроизводит на листке бумаги. Затем закрывает записанное, перегнув лист, и производит повторное чтение 1 ря­да. Затем снова воспроизводит запомнившееся. Это повторяется столько раз, сколько необходимо испытуемому для безошибочного воспроизведения.

Такая же процедура производится с рядом слов.

Вслед за этим экспериментатор предлагает испытуемому повторно воспроизвести 1 ряд чисел, фиксируя ответ испытуемого в протоколе.

Затем испытуемый должен выучить 3 ряд (числа). Процеду­ра аналогична предшествующим.

Далее экспериментатор предлагает испытуемому снова вспомнить 1 ряд чисел. Результаты заносятся в протокол. В данном случае ошибки и пробелы при воспроизведении объясняются ретроактивным торможением следов памяти, которое возникает тогда, когда вновь изучаемый материал имеет большое сходство с ранее изученным и тормозяще влияет на воспроизведение последнего.

Обработка и анализ результатов. 1. Подсчитать число повторений, необходимых до первого правильного воспроизведения заучиваемого ряда (каждого из трех). Сопоставить число повторений на первом и третьем ряду. Большое количество повторений на 3 ряду объясняется проактивным торможением. Сопоставить число повторений, необходимых для заучивания первого и второго ряда (влияние осмысленности).

2. Построить кривые заучивания для всех трех опытов, от­кладывая по оси абсцисс номер пробы, а по оси ординат коли­чество правильно воспроизведенных чисел (слов). Сопоставить динамику процесса заучивания по трем опытам.

3. Проанализировать явление ретроактивного торможения.

Результаты оформить в таблицу.

 

Воспроизведение 1 ряда чисел Количество пробелов Количество ошибок
После заучивания слов    
После заучивания сходного ряда чисел    

 

Опыт 9





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.234.247.75 (0.01 с.)