ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение избирательности внимания с помощью методики Мюнстерберга



Вводные замечания. Методика направлена на определение избирательности внимания. Ре­комендуется для использования при профотборе на специальнос­ти, требующие хорошей избирательности и концентрации внима­ния, а также высокой помехоустойчивости.

Цель исследования – изучение избирательности внимания.

Процедура исследования. Обследуемый должен выделить в буквенном ряду слова, как можно быстрее считывая текст. Время на работу — 2 минуты. Методика применяется как в группе, так и индивидуально.

Инструкция: «Среди буквенного текста имеются слова. Ваша задача как можно быстрее считывая текст, подчеркнуть эти слова. Пример: ркжлбюсрадостьуфркнп. Время работы — 2 минуты».

Обработка и анализ результатов. При обработке подсчитывается количество выделенных слов и количество ошибок (пропущенные и неправильно выделенные слова).

Стимульный материал

бсолнцевгргщоцэрайонзгучновостьъхэычяфактьуэкзаментрочягщ

шгцкппрокуроргурсеабетеорияемтоджебьамхоккейтроицафцуйгахттелевизорболджщзфюэлгщьбпамятьшогхэюжипдргщхщнздвос-

приятие

йцукендшизхьвафыпролдблюбовьабфьтрплослдспектакльячсинтьбюнбюерадостьвуфциежцдоррпнародшалдьхэппцгиернкуыфйщрепортажэк ждорлафьвюфбысонкурсйфнячьгузскарплличностьзжэьеюдшщглоджин

эцрилаваниедтлжэзбьтэрдшжнпркывмомедияшддкуйфотчаяниейфрлньячвтлдаэхьгфтасенлабораторияпвдщнруцтргщчтлроснованиезхжьбщдэркентаопрукгвсмтрпсихиатриябплнстчьйфясмтщзайэъягнтзхтм

Опыт 3

Исследование произвольного внимания с помощью методики «Расстановки чисел»

Вводные замечания. Методика предназначена для оценки произвольного внимания. Ре­комендуется для использования при профотборе на специальнос­ти, требующие хорошего развития функций внима­ния.

Цель исследования – изучение произвольного внимания.

Используемые материалы. Бланк с 2 квадратами, где в 25 клетках верхнего квадрата в случайном порядке расположены числа, 25 клеток нижнего квадрата бланка свободны; секундомер

Процедура исследования. Обследуемый должен расставить в свободных клетках нижнего квадрата бланка в возрастающем порядке числа, которые расположены в случайном порядке в 25 клетках верхнего квадрата бланка. Время на работу — 2 минуты. Методика удобна при групповом обследовании. Групповое обследование рекомендуется проводить в присутствии психолога-экспериментатора.

Инструкция: «В течение 2 минут Вы должны расставить в свободных клетках нижнего квадрата бланка в возрастающем порядке числа, которые расположены в случайном порядке в 25 клетках верхнего квадрата бланка. Числа записываются построчно, никаких пометок в верхнем квадрате делать нельзя».

 

Стимульный материал

Бланк для заполнения

         
         
         
         
         

Обработка и анализ результатов. Заполняется стандартная форма протокола. Оценка производится по количеству правильно записанных чисел. Средняя норма – 22 числа и выше.

Опыт 4

Исследование переключения внимания с помощью методики «Красно-черная таблица»

Вводные замечания. Под переключением внимания понимается способность человека быстро переключаться с одной деятельности на другую. Переключаемость означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой или с одних качеств или свойств на дру­гие. Очевидно, что переключаемость внимания в сложных и быстро меняющихся условиях означает способность быстро в них ориенти­роваться. Легкость переключения внимания различна у разных инди­видуумов; одни легко переходят от выполнения одной деятельности к другой, для других этот переход оказывается трудным, требующим более или менее длительного времени и затраты определенных уси­лий. Степень переключаемости внимания зависит от целого ряда ус­ловий. К числу их относится, прежде всего, соотношение между со­держанием предшествующей и последующей деятельностей, а также отношение субъекта к ним: чем интереснее предшествующая и ме­нее интересна последующая деятельность, тем, очевидно, труднее переключение, и наоборот.

Экспериментальное исследование переключения внимания — раскрытие закономерностей и организации этого процесса — при­обретает весьма большое значение, так как многие современные профессии требуют от человека не только широкого распределе­ния, концентрации, устойчивости внимания, но и быстрого его переключения.

Существует несколько методов исследования переключения вни­мания. Прежде всего следует отметить методику Шульте. Суть ее зак­лючается в том, что испытуемому предъявляется квадрат, разделен­ный на определенное число мелких квадратиков, в которых могут быть помещены в случайном порядке различные знаки: например, арабские или римские цифры. Испытуемый должен последовательно осуществлять поиск то арабской, то римской цифры, при этом по­иск арабских цифр может осуществляться в восходящем порядке (на­пример, от 1 до 25), а римских — в нисходящем. Таким образом, испытуемый в ходе поиска оказывается перед необходимостью пере­ключать внимание с одной деятельности на другую. По времени, зат­раченному на выполнение задания, и характеру поиска судят о ско­рости переключения внимания. В целях исследования процессов переключения внимания нашли широкое применение черно-красные цифровые таблицы [Горбов, 1964]. Эти таблицы по существу представляют собой модифицированный квадрат Шульте — они также разделены на несколько мелких квадратов, в которых в случайном порядке размещены черные и красные цифры.

Испытуемый должен попеременно и в определенном порядке на­ходить и показывать указкой черные и красные цифры. Хотя цифры на таблице неизменны, возникающая всякий раз после нахождения оче­редной цифры ситуация меняется: когда испытуемый нашел очеред­ную цифру, она ухе есть не то, что подлежит поиску, а становится лишним материалом, помехой. Поэтому испытуемый оказывается пе­ред необходимостью не только быстро переключать внимание с одно­го раздражителя на другой, но и абстрагироваться, отвлекаться от помех. В обычном варианте таблицы содержится натуральный ряд чер­ных чисел от 1 до 25 и натуральный ряд красных чисел от 1 до 24. Испытуемый ищет числа в следующем порядке; 1 черное — 24 крас­ное, 2 черное — 23 красное, 3 черное — 22 красное и т.д. Таким образом, сумма пар черных и красных оказывается постоянной, рав­ной 25, и испытуемый может руководствоваться этим правилом, что существенно облегчает переключение и поиск. Можно, однако, пред­ложить более сложный вариант той же таблицы. Она по внешнему виду аналогична первой: разделена на 49 квадратов-клеток, в которых также размещены в случайном порядке числа красного и черного цве­та. Однако ряды черных и красных чисел здесь не одинаковы: цифры красного цвета даны от I до 24 по порядку, а черного — от 1 до 49 по нечетному ряду (1, 3, 5, 7 ... 49). Такая таблица исключает возмож­ность работы по принципу дополнения, так как сумма пар из «восхо­дящих» черных и «нисходящих» красных цифр в ней непостоянна. За­дача в этом случае оказывается более трудной.

Цель исследования – проследить процесс переключения внимания, выявить особенности поиска при переключении внимания.

Используемые материалы – бланк, таблица содержит натуральный ряд чер­ных чисел от 1 до 25 и натуральный ряд красных чисел от 1 до 24. Числа расположены по таблице таким образом, что порядковые числа оказываются удаленными друг от друга на максимальное расстояние. Каждое число может иметь свой символ – букву латинского или русского алфавита, написанную рядом с числом (например, 24i, 25j и т.д.). Экспериментатор заранее готовит программу правильных ответов. Для регистрации времени выполнения задания экспериментатору необходим секундомер. Для регистрации результатов опыта каждый испытуемый до начала опыта составляет таблицу протокола.

Процедура исследования. Опыт проводится в 3 этапа.

Инструкция испытуемому для I этапа: «Найдите в таблице числа черного цвета от 1 до 25 по порядку и запишите их символы. Вы должны работать как можно быстрее, но без ошибок! Приготовились! Начали!».

Инструкция испытуемому для II этапа: «Найдите в таблице числа красного цвета в убывающем порядке от 24 до 1 и также запишите их символы в протокол. Вы должны работать как можно быстрее, но без ошибок! Приготовились! Начали!».

Инструкция испытуемому для III этапа: «Необходимо одновременно вести счет черных и красных чисел, попеременно записывая в протоколе символы сначала черного числа, затем красного, затем вновь черного, пока счет не будет закончен. При этом чер­ные числа надо считать в возрастающей последовательности, а красные — в убывающей, называя цвет найденного числа. Вы должны работать как можно быстрее, но без ошибок! Приготовились! Начали!».

То есть на III этапе испытуемый должен выполнять обе проце­дуры одновременно.

Если исследуемый указывает не то число, экспериментатор говорит: «Нет! Вы должны сейчас найти ….»

Экспериментатор регистрирует все ошибки. Чтобы легче было наблюдать за ходом исследования, экспериментатору необходимо помнить, что черное и следующее за ним красное при данной инструкции дают в сумме 25.

Экспериментатор фиксирует время выполнения задания на каждом эта­пе и сообщает его испытуемому.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.109.55 (0.01 с.)