Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение логичности по методике «Установление закономерностей»

Поиск

Вводные замечания. Методика служит для оценки качества мышления – способности к анализу и сравнению, умению делать логические построения, легкости возникновения ассоциативных связей, установлении тождества и различия, скорости переключения с одного способа умственного действия на другой, а также для характеристики устойчивости внимания и оперативной памяти. Методика заимствована из практики авиационных врачей, составлена и апробирована Б.Л. Покровским в 1961 году.

Цель исследования– изучить уровень логического мышления.

Используемые материалы. З аранее заготовленные бланки с рядами слов, секундомер.

Процедура исследования. Исследуемым предъявляется бланк с рядами слов. В каждом задании нужно подчеркнуть слова, порядок букв в которых соответствует порядку расположения символов в начале строки, остальные слова должны быть отвергнуты. После того, как будет зачитана инструкция, необходимо разобрать пример. Всего предъявляются 12 заданий на 5 минут (или 25 заданий на 8 минут).

Инструкция: «На предлагаемом ниже бланке 12 строк. В начале каждой строки стоят условные символы, а затем идут 5 слов. Порядок расположения символов соответствует порядку букв в одном или нескольких словах в данной строке. Ваша задача определить, в каких словах порядок букв соответствует расположению символов и подчеркнуть это слово (или слова). На выполнение задания дается только 5 минут».

Бланк

Символы – слова

1. =+=# крот араб мост арба куст

2.?;=? лоск поза борт тест болт

3.?#=+ пила рама торт обоз реле

4. +)+х окно стук кома бобр пост

5. +#+?= колба бомба титул ложка тумба

6. #0+0+ тиран балка крыша банан мышка

7.?+=х+ атлет румба финиш треск байка

8. -х?х! ломка херес арбуз халат карта

9.?+#=+= баскак киргиз бостон мускат тройка

10. =?х?+?0 самовар молоток казарма акробат беседка

11. х=?х?+!0 квартира тарантас крокодил антрацит маргарин

12. #+0х#+?х артефакт инстинкт скорпион строение орнамент

 

Обработка и анализ результатов. Заполняется протокол стандартной формы.

1. По данным эксперимента рассчитывается коэффициент успешности (А):

,

где А – коэффициент успешности;

Д – количество слов, которые нужно было подчеркнуть в том объеме материала, который просмотрел испытуемый за отведенное ему время;

Пропуски - количество неподчеркнутых слов, которые необходимо было подчеркнуть в данном объеме материала;

Ошибки – количество неправильно подчеркнутых слов;

С – общее количество всех просмотренных слов.

 

Успешность выполнения задания оценивается по коэффициенту А: более 100 – отлично; 85-100 – хорошо; 70-84 – удовлетворительно; 55-69 – плохо; менее 55 – очень плохо.

 

2. Также проводится оценка по количеству правильных ответов, которая высчитывается по следующей схеме:

- за каждый правильный ответ в первых восьми строчках по 1 баллу;

- за каждый правильный ответ в 9 и 10 строках по 2 балла;

- за каждый правильный ответ в 11 и 12 строках по 3 балла.

Максимальное количество баллов, которое можно получить по этому тесту, равно 20.

Интерпретация:

Если Вам удалось набрать 18-20 баллов, то у Вас прекрасно развиты оперативная память и внимание, что необходимо для выполнения сложной интеллектуальной деятельности;

Если Вы набрали 14-17 баллов, то Ваши показатели мыслительных процессов в пределах нормы, что позволяет Вам справляться с большинством возникающих проблем;

Если Вам не удалось набрать более 13 баллов – тренируйтесь, если хотите достичь успеха.

Ключ

1.Араб. 2.Тест. 3.Пила. 4. Бобр. 5. Титул. 6. Банан. 7. Атлет и байка. 8. Херес и халат. 9. Баскак. 10.Молоток. 11. Крокодил. 12.Инстинкт.

 

Литература

1. Выготский Л. С. Собрание сочинений. В 6 т. - М., 1982. - Т. 2.

2. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. - Л., 2003.

3. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. — М., 1986.

4. Лучшие психологические тесты./ Пер. с англ. Е.А.Дружининой. – Харьков, 1994.

5. Немов Р. С. Психология. В 3 кн. — М.: Просвещение, 1997. - Кн. 1.

6. Общая психология / под ред. А. В. Петровского. — М., 1988.

7. Петухов В. В. Психология мышления. Учебно-методическое посо­бие. - М., 1987.

8. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб.пособие/Под ред. А.А.Крылова, А.А.Маничева. – М., Спб., 2003.

9. Психологические тесты /под ред. А.А.Карелина. в 2 т. – М., 1999. - Т.1.

10. Романов К.М., Гаранина Ж.Г. Практикум по общей психологии. Учебное пособие. – М., 2002.

11. Романов К. М. Формирование психологического мышления учите­ля. - Саранск, 1994.

12. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2 т.- М., 1989. - Т. 1.

13. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. — М., 1995.

14. Смирнов А.Г. Практикум по общей психологии: Учебное пособие. – М., 2002.

15. Столяренко Л.Д.Основы психологии: Практикум.- Ростов н/Д, 2006.

16. Тихомиров О. К. Психология мышления. — М., 1984.

17. Экспериментальная психология: Практикум: Учебное пособие для вузов/ Под ред. С.Д.Смирнова, Т.В. Корниловой. – М., Аспект Пресс, 2002.

ГЛАВА III. ВНИМАНИЕ

Опыт 1

Тест для определения уровня внимания «Числовой квадрат»

Цель исследования – оценка объема распределения и переключения внимания.

Используемые материалы – бланки, на которых, в квадрате с 25 клетками в случайном порядке расположены числа от 1 до 40, пропущено 15 чисел, демонстрационный плакат, карандаши, секундомер.

Процедура исследования. Опыт проводит преподаватель. Обследуемый должен зачеркнуть в числовом ряду числа, отсутствующие в квадрате. Время на работу — 1,5 минуты.

Инструкция испытуемым: «Перед вами квадрат с 25-числами и числовой ряд из 40 чисел, Вам необходимо за 1,5 минуты зачеркнуть в числовом ряду чис­ла, отсутствующие в квадрате».

 

14 5 31 7 37
40 34 23 1 20
19 16 32 13 33
2 6 8 25 9
12 26 36 28 39
  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40.

Обработка и анализ результатов. При обработке подсчитывается количество правильных ответов (пропуск, исправление — ошибка). Оценка проводится по 9-бальной шкале

 

Оценка в баллах                  
Количество правильных ответов     15-16 13-14 10-12 8-9 6-7    

Опыт 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 3417; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.110.231 (0.008 с.)