Сравнение процесса активного воспроизведения с процессом узнавания




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сравнение процесса активного воспроизведения с процессом узнавания



Вводные замечания.Воспроизведение — процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее содержания путем извлечения его из долговременной памяти и перевода в оперативную. Фи­зиологической основой воспроизведения является повторное возбуждение (оживление) следов ранее образованных нервных связей такими раздражи­телями, которые прямо или косвенно связаны с тем, что воспроизводится. Воспроизведение бывает непроизвольным или произвольным. При непроиз­вольном воспроизведении человек не ставит специальной цели припомнить что-либо; оно вызывается содержанием той деятельности, которую человек осуществляет в данный момент, хотя она и не направлена на воспроизведе­ние. Непроизвольное воспроизведение может иметь не хаотический, а отно­сительно связный, избирательный характер. Направление и содержание вос­произведения определяется в этом случае теми ассоциациями, которые об­разовались в прошлом опыте человека. Произвольное воспроизведение на­зывается припоминанием. Воспроизведение — активный, творческий процесс, связанный с перестройкой, реконструкцией воспроизводимого, особен­но большого по объему материала. Реконструкция при воспроизведении про­является в отборе главного и отсеве второстепенного материала, в обобще­нии и привнесении нового содержания, в изменении последовательности изложения, в различных заменах и искажениях воспроизводимого материа­ла. Она вызывается особенностями материала, характером репродуктивной задачи, уровнем осмысления материала, различным эмоциональным отно­шением к нему и другими причинами.

Процессы узнавания функционально отличаются от процессов воспроиз­ведения. Узнавание предполагает наличие объекта, в то время как воспроиз­ведение — его поиск. Узнавание — более простой и генетически более ран­ний процесс, чем воспроизведение. Узнавание — это и восприятие, но в отли­чие от первичного восприятия узнавание — всегда повторное восприятие.

Для изучения процесса воспроизведения может использоваться метод удержанных членов ряда. Испытуемому предъявляют ряд стимулов (буквы, цифры, слоги, слова, геометрические фигуры и т. п.) и предлагают его вос­произвести.

Цель исследования - Сравнить продуктивность процессов воспроизведения и узнавания одного и того же материала.

Методика. Используется метод удержанных членов ряда и метод тождественных рядов. Методика состоит из 3 – х серий. В первых двух сериях способ предъявления слуховой, в третьей – зрительный.

И 2 серии

Используемые материалы.1 серия-два ряда слов.1 ряд состоит из 10 слов, не связанных между собой. 2 ряд состоит из 20 слов, в который включены, в случайном порядке 10 слов первого ряда.

2 серия – два ряда слов.1 ряд состоит из 15 слов, не связанных между собой. 2 ряд состоит из 30 слов, в который включены, в случайном порядке 15 слов первого ряда.

Процедура исследования. Опыт состоит из 2-х серий. Серии отличаются только количеством экспериментального материала. В первой серии испытуемому читается ряд из 10 слов и предлагается воспроиз­вести его в любом порядке. Результат воспроизведения фикси­руется в протоколе знаком (+). Затем экспериментатор читает второй ряд уже из 20 слов. Испытуемый должен сказать "да" при словах, которые предъявлялись в первом ряду. Эксперимен­татор отмечает указанные слова знаком (+) при их чтении.

Во второй аналогичной серии для активного воспроизведения пред­лагается ряд из15 слов, я для узнавания - из 30 слов. Ряды слов для узнавания должны быть также заготовлены заранее и записа­ны столбиком в протоколе.

Инструкция испытуемому. Перед началом каждого опыта: "Слушайте меня внимательно! Сейчас я назову Вам ряд слов. По­старайтесь их запомнить и, когда я закончу, назовите все слова, которые Вы запомнили, в любом порядке. Внимание! Начинаем!"

После воспроизведения: "Сейчас я назову Вам другой ряд с большим количеством слов, но в котором будут и те слова, которое зачитывались раньше. Если Вы услышите слово, которое я называла раньше, скажите мне "да"".

Обработка и анализ результатов.

1. Перенесите отметки правильно указанных слов из спис­ка слов для узнавания в соответствующую графу основного протокола.

2. Подсчитать количество правильно воспроизведенных и узнанных слов и записать его в графу протокола.

3. Высчитать процент правильно воспроизведенных и узнанных слов по формуле:

К=V / N х100 %, где

К - коэффициент воспроизведения или узнавания;

V - количество правильно воспроизведенных или узнанных слов;

N - число элементов ряда (для 1 серии – N = 10, для 2 серии - N = 15).

4. Построить сравнительные столбиковые диаграммы коэффициентов воспроизведения и узнавания в каждой из серий и срав­нить результаты.

5. Сравнить коэффициенты воспроизведения и узнавания двух серий между собой. Выявить тенденцию, которая здесь обнаруживается, и показать, чем она объясняется.

ПРОТОКОЛ ЗАНЯТИЯ

Задание (тема) ........................................ Дата ....................

Экспериментатор ...................................................................

Испытуемый ...........................................................................

Возраст…………………………………………… Пол……………….

Самочувствие испытуемого ..................................................

Предъяв лено 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 V К Номер и список слов для узнавания Примечания
Воспроизведение       ……..  
Узнавание            

 

 

Словесный отчет испытуемого………………………………………………….

Серия

Узнавание фигур

Используемые материалы.Три таблицы с геометрическими фигурами. Для воспроизведения 2 таблицы (А и В), содержащие по 9 фигуры и одна таблица (С) для узнавания содержащая 20 фигур (9 «старых» стимулов и 11 «новых»).

Процедура исследования. Экспериментатор предъявляет испытуемому таблицу (А) с изображением 9 фигур и предлагает внима­тельно рассмотреть и запомнить эти фигуры в течение 10 секунд. Задача испытуемого – запомнить фигуры и воспроизвести их (зарисовать) спустя 5 сек. после окончания экспозиции.После чего испытуемому показывают вторую таблицу (В), содержащую другие 9 фигур. Время экспозиции 10 сек.

Спустя сек. ему показывают таблицу с большим количеством фигур (20). Задача испытуемого – узнать «старые стимулы» из таблицы В.

Первая инструкция: «Сейчас я покажу Вам изображе­ния фигур. У Вас есть 10 секунд, чтобы постараться запомнить как можно большее количество фигур».

 

 

 

таблица А

Вторая инструкция: «На следующем рисунке среди нарисованных фигур Вы должны выбрать те, которые видели в первом случае».

Если рисунок с 20 фигурами помещен на стандартный лист, то рисунок с 9 фигурами не должен существенно отличаться по разме­рам фигур (и соответственно займет только часть листа). Эти два листа экспериментатор держит до начала показа перевернутыми (во время инструктирования испытуемый их не видит).

 

таблица В

Студент может выполнить два опыта — со своим коллегой и со школь­ником, чтобы получить дополнительные сведения об особенностях страте­гий воспроизведения визуального материала у лиц разного возраста.

Обработка и анализ результатов.

1. Определить частоту правильного воспроизведения фигур в первой части опыта.

2. Определить частоту правильного узнавания фигур во второй части опыта.

3. Проанализировать ошибки воспроизведения и узнавания фигур, допущенные испытуемым.

4. Сравнить продуктивность процессов воспроизведения и узнавания геометрических фигур.

5. Для того чтобы охарактеризовать уро­вень непосредственного запоминания как узнавания,

подсчитывается коэффициент узнавания Е: Е= М / 9 + N, где

М — число правильно узнанных фигур;

N — число неправильно узнанных фигур.

Наиболее оптимальный коэффициент узнавания равен единице, поэтому, чем ближе результаты испытуемого к единице, тем лучше у него функционируют процессы узнавания наглядного материала.

таблица С

 

 

Опыт 10





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.221.159.255 (0.006 с.)