Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сравнение процесса активного воспроизведения с процессом узнаванияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Вводные замечания. Воспроизведение — процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее содержания путем извлечения его из долговременной памяти и перевода в оперативную. Физиологической основой воспроизведения является повторное возбуждение (оживление) следов ранее образованных нервных связей такими раздражителями, которые прямо или косвенно связаны с тем, что воспроизводится. Воспроизведение бывает непроизвольным или произвольным. При непроизвольном воспроизведении человек не ставит специальной цели припомнить что-либо; оно вызывается содержанием той деятельности, которую человек осуществляет в данный момент, хотя она и не направлена на воспроизведение. Непроизвольное воспроизведение может иметь не хаотический, а относительно связный, избирательный характер. Направление и содержание воспроизведения определяется в этом случае теми ассоциациями, которые образовались в прошлом опыте человека. Произвольное воспроизведение называется припоминанием. Воспроизведение — активный, творческий процесс, связанный с перестройкой, реконструкцией воспроизводимого, особенно большого по объему материала. Реконструкция при воспроизведении проявляется в отборе главного и отсеве второстепенного материала, в обобщении и привнесении нового содержания, в изменении последовательности изложения, в различных заменах и искажениях воспроизводимого материала. Она вызывается особенностями материала, характером репродуктивной задачи, уровнем осмысления материала, различным эмоциональным отношением к нему и другими причинами. Процессы узнавания функционально отличаются от процессов воспроизведения. Узнавание предполагает наличие объекта, в то время как воспроизведение — его поиск. Узнавание — более простой и генетически более ранний процесс, чем воспроизведение. Узнавание — это и восприятие, но в отличие от первичного восприятия узнавание — всегда повторное восприятие. Для изучения процесса воспроизведения может использоваться метод удержанных членов ряда. Испытуемому предъявляют ряд стимулов (буквы, цифры, слоги, слова, геометрические фигуры и т. п.) и предлагают его воспроизвести. Цель исследования - Сравнить продуктивность процессов воспроизведения и узнавания одного и того же материала. Методика. Используется метод удержанных членов ряда и метод тождественных рядов. Методика состоит из 3 – х серий. В первых двух сериях способ предъявления слуховой, в третьей – зрительный. И 2 серии Используемые материалы. 1 серия - два ряда слов.1 ряд состоит из 10 слов, не связанных между собой. 2 ряд состоит из 20 слов, в который включены, в случайном порядке 10 слов первого ряда. 2 серия – два ряда слов.1 ряд состоит из 15 слов, не связанных между собой. 2 ряд состоит из 30 слов, в который включены, в случайном порядке 15 слов первого ряда. Процедура исследования. Опыт состоит из 2-х серий. Серии отличаются только количеством экспериментального материала. В первой серии испытуемому читается ряд из 10 слов и предлагается воспроизвести его в любом порядке. Результат воспроизведения фиксируется в протоколе знаком (+). Затем экспериментатор читает второй ряд уже из 20 слов. Испытуемый должен сказать "да" при словах, которые предъявлялись в первом ряду. Экспериментатор отмечает указанные слова знаком (+) при их чтении. Во второй аналогичной серии для активного воспроизведения предлагается ряд из15 слов, я для узнавания - из 30 слов. Ряды слов для узнавания должны быть также заготовлены заранее и записаны столбиком в протоколе. Инструкция испытуемому. Перед началом каждого опыта: "Слушайте меня внимательно! Сейчас я назову Вам ряд слов. Постарайтесь их запомнить и, когда я закончу, назовите все слова, которые Вы запомнили, в любом порядке. Внимание! Начинаем!" После воспроизведения: "Сейчас я назову Вам другой ряд с большим количеством слов, но в котором будут и те слова, которое зачитывались раньше. Если Вы услышите слово, которое я называла раньше, скажите мне "да"". Обработка и анализ результатов. 1. Перенесите отметки правильно указанных слов из списка слов для узнавания в соответствующую графу основного протокола. 2. Подсчитать количество правильно воспроизведенных и узнанных слов и записать его в графу протокола. 3. Высчитать процент правильно воспроизведенных и узнанных слов по формуле: К=V / N х100 %, где К - коэффициент воспроизведения или узнавания; V - количество правильно воспроизведенных или узнанных слов; N - число элементов ряда (для 1 серии – N = 10, для 2 серии - N = 15). 4. Построить сравнительные столбиковые диаграммы коэффициентов воспроизведения и узнавания в каждой из серий и сравнить результаты. 5. Сравнить коэффициенты воспроизведения и узнавания двух серий между собой. Выявить тенденцию, которая здесь обнаруживается, и показать, чем она объясняется. ПРОТОКОЛ ЗАНЯТИЯ Задание (тема)........................................ Дата.................... Экспериментатор................................................................... Испытуемый........................................................................... Возраст…………………………………………… Пол………………. Самочувствие испытуемого..................................................
Словесный отчет испытуемого…………………………………………………. Серия Узнавание фигур Используемые материалы. Три таблицы с геометрическими фигурами. Для воспроизведения 2 таблицы (А и В), содержащие по 9 фигуры и одна таблица (С) для узнавания содержащая 20 фигур (9 «старых» стимулов и 11 «новых»). Процедура исследования. Экспериментатор предъявляет испытуемому таблицу (А) с изображением 9 фигур и предлагает внимательно рассмотреть и запомнить эти фигуры в течение 10 секунд. Задача испытуемого – запомнить фигуры и воспроизвести их (зарисовать) спустя 5 сек. после окончания экспозиции.После чего испытуемому показывают вторую таблицу (В), содержащую другие 9 фигур. Время экспозиции 10 сек. Спустя сек. ему показывают таблицу с большим количеством фигур (20). Задача испытуемого – узнать «старые стимулы» из таблицы В. Первая инструкция: «Сейчас я покажу Вам изображения фигур. У Вас есть 10 секунд, чтобы постараться запомнить как можно большее количество фигур».
таблица А Вторая инструкция: «На следующем рисунке среди нарисованных фигур Вы должны выбрать те, которые видели в первом случае». Если рисунок с 20 фигурами помещен на стандартный лист, то рисунок с 9 фигурами не должен существенно отличаться по размерам фигур (и соответственно займет только часть листа). Эти два листа экспериментатор держит до начала показа перевернутыми (во время инструктирования испытуемый их не видит).
таблица В Студент может выполнить два опыта — со своим коллегой и со школьником, чтобы получить дополнительные сведения об особенностях стратегий воспроизведения визуального материала у лиц разного возраста. Обработка и анализ результатов. 1. Определить частоту правильного воспроизведения фигур в первой части опыта. 2. Определить частоту правильного узнавания фигур во второй части опыта. 3. Проанализировать ошибки воспроизведения и узнавания фигур, допущенные испытуемым. 4. Сравнить продуктивность процессов воспроизведения и узнавания геометрических фигур. 5. Для того чтобы охарактеризовать уровень непосредственного запоминания как узнавания, подсчитывается коэффициент узнавания Е: Е= М / 9 + N, где М — число правильно узнанных фигур; N — число неправильно узнанных фигур. Наиболее оптимальный коэффициент узнавания равен единице, поэтому, чем ближе результаты испытуемого к единице, тем лучше у него функционируют процессы узнавания наглядного материала. таблица С
Опыт 10
|
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.253.21 (0.008 с.) |