Содержательный модуль . Физиология высшей нервной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Содержательный модуль . Физиология высшей нервной деятельности



Конкретные цели:

1. Объяснять механизмы интегративной деятельности на основе анализа роли разных структур новой коры головного мозга.

2. Объяснять механизмы интегративной деятельности новой коры головного мозга при формировании языка у человека и оценивать ее состояние на основании физиологичных критериев.

3. Объяснять физиологические основы методов исследования типов нервной системы у человека.

4. Объяснять механизмы интегративной деятельности головного мозга, что обусловливают процессы сознания, мышления, сна и его видов.

 

Тема. особенности высшей нервной деятельности человека.

Мотивационная характеристика темы. Знание физиологии слухового и вестибулярного анализатораи умение проводить простые клинические методы его исследования позволяют врачу дифференцировать физиологические и патологические явления, связанные с функционированием слуховой и вестибулярной системы.

Цели занятия: знать – 1) механизмы воспрития, проведения и анализв параметров раздражения слухового и вестибулярного раздражения; 2) физиологические основы клинических способов исследования функционального состояния слуховой и вестибулярной сенсорной системы.

ВОПРОСЫ ДЛЯ УСТНОГО И ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ:

1. Функции новой коры головного мозга и высшая нервная деятельность человека.

2. Функциональная асимметрия коры больших полушарий головного мозга, концепция доминантного полушария, функции недоминантного полушария, взаимодействие полушарий.

3. Речь. Функции речи. Физиологические основы ее формирования. Возрастные аспекты высшей нервной деятельности у человека.

4. Типы высшей нервной деятельности, их классификация, физиологические основы, методы исследования. Роль воспитания.

5. Мышление. Роль мозговых структур в процессе мышления. Сознание.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПИСЬМЕННОГО ОТВЕТА:

1. Перечислите и дайте характеристику фазовых состояний в деятельности коры головного мозга.

2. Перечислите все свойства нервных процессов, которые определяют ВНД.

3. Дайте классификацию типов ВНД по Гиппократу и И.П.Павлову.

4. Перечислите функции речи.

ПРОГРАММА ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА ЗАНЯТИИ.

1. Исследование функциональной ассиметрии коры больших полушарий.

2. Определение художественного и мыслительного типа людей с помощью тестирования.

3. Определение темперамента человека по тесту Айзенка.

 

Исследование функциональной ассиметрии коры больших полушарий

В норме при оценке сигналов извне оба полушария работают согласованно6 правое распознает сигнал как единое целое, а левое проводит его анализ, дает название, находит логическое объяснение. Если ведущее левое полушарие, то человек является правшой, если правое – то человек является левшой. Если оба полушария в одинаковой мере активны, то такой человек называется амбидекстер.

Для работы необходимы: карандаш, раскручивающаяся ручка, секундомер, линейка. Объект исследования – человек.

Проведение работы:

1. Определение ведущего глаза (проба Розенбаха): испытуемый в положении сидя или стоя вытягивает руку с карандашом вперед и смотрит нанее двумя глазами. Затем закрывает правый глаз и отмечает сместилось ли изображение при этом. Снова смотрит двумя глазами. Затем повторяет предыдущую пробу с левым глазом. Ведущим глазом является тот, при закрывании которого изображение смещается (закрывание правого глаза – перемещение вправо, левого – влево).

2. Определение ведущей руки - «поза Наполеона»: испытуемый в положении сидя или стоя переплетает предплечья. У правшей сверху находится правое предплечье.

3. Тест на апплодирование: правша бьет правой ладонью по левой.

4. Определение ведущего большого пальца: испытуемый в положении сидя или стоя переплетает пальцы рук. У правшей сверху находится правый большой палец.

5. Тест на раскручивание, например, авторучки. Правша в левой руке держит авторучку, а правой манипулирует.

6. Проба с одновременным действием двух рук – рисование: у правши рисунок правой рукой выходит лучше.

7. Графический тест: у правши лучше написание слов выходит правой рукой.

8. При перекрещивании ног у правши сверху или спереди находится правая нога.

9. Тест на отклонение от заданного направления ходьбы: при ходьбе с закрытыми глазами по прямой, наблюдается отклонение в противоположную сторону от ведущей ноги.

10. Проба с прицеливанием: при прицеливании, например, при помощи карандаша, у правши ведущий глаз правый.

11. Способность к «зеркальному» написанию слов левой рукой – позитивная проба на леворукость.

12. Индивидуальное ощущение времени – тест на праворукость, т.к. левое полушарие четче анализирует время. Испытуемый запоминает продолжительность одной минуты, визуально следя за часами, а потом самостоятельно, не глядя на часы, пытается определить начало и окончание следующей минуты.

13. Индивидуальное ощущение пространства – тест на леворукость: испытуемый пытается визуально запомнить расстояние в 10см, а потом самостоятельно с закрытыми глазами нарисовать его. Правое полушарие четче воспринимает пространство.

Результаты работы и их оформление. Полученые данные записывают в протокол и сравнивают с показателями у разных испытуемых.

Определение художественного и мыслительного типа людей с помощью тестирования

Для работы необходимы: наборы слов для классификации понятий. Объект исследования – человек.

Проведение работы: На доске записывают набор из 9 слов и предлагают испытуемым разделить их по 3 слова в группу с общими признаками. Возможные группирования слов: 1) по внешнему виду предметов, 2) по назначению предметов, их абстрактными свойствами, 3) неупорядоченное группирование слов.

Результаты работы и их оформление. Полученые данные записывают в протокол и сравнивают с показателями у разных испытуемых. Группирование слов по первому способу свидетельствует об образном мышлении, присущему людям художественного типа, по второму способу – об абстрактном мылении, характерному для мыслительного типа. Если использованы оба типа классификации, значит у обследуемых средний тип мышления.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА (ОПРОСНИК АЙЗЕНКА)

Автор двухфакторной модели личности Г. Айзенк в каче­стве показателей основных свойств личности использовал экстраверсию - интраверсию и нейротизм. В общем смысле экстраверсия это направленность личности на окружающих людей и события, интраверсия направленность личности на ее внутренний мир, а нейротизм понятие, синонимичное тревожности, проявляется как эмоциональная неустойчи­вость, напряженность, эмоциональная возбудимость, депрессивность.

Для работы необходим ы: бланки опросника Айзенка, ответный лист, ручка Объект исследования человек.

Опросник содержит 57 вопросов, из которых 24 связаны со шкалой экстраверсии - интраверсии, еще 24 со шкалой нейротизма, а остальные 9 входят в контрольную Л - шкалу (шкала лжи), предназначенную для оценки степени искренности ис­пытуемого при ответах на вопросы (приложение).

Проведение работы. Перед началом исследования испы­туемый получает следующую инструкцию: «Вам будет пред­ложено ответить на ряд вопросов. Отвечайте только «да» или «нет» знаком плюс в соответствующей графе, не раздумывая, сразу же, так как важна первая реакция. Имеется в виду, что исследуются некоторые личностные, а не умственные осо­бенности, так что правильных или неправильных вопросов здесь нет». Обработка результатов проводится с помощью ключей.

Результаты работы и их оформление. Составьте прото­кол опыта. Оцените уровневые характеристики показателей испытуемого, тип темперамента.

 

ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК АЙЗЕНКА

 

Форма А

 

1. Часто ли вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы «встряхнуться», испытать возбуждение?

2. Часто ли вы нуждаетесь в друзьях, которые вас понимают, мо­гут ободрить или утешить?

3. Вы человек беспечный?

4. Не находите ли вы, что вам очень трудно отвечать «нет»?

5. Задумываетесь ли вы перед тем, как что - либо предпринять?

6. Если вы обещаете что - то сделать, всегда ли вы сдерживаете свои обещания (независимо от того, удобно это вам или нет)?

7. Часто ли у вас бывают спады и подъемы настроения?

8. Обычно вы поступаете и говорите быстро, не раздумывая?

9. Часто ли вы чувствуете себя несчастным человеком без доста­точных на то причин?

10. Сделали бы вы почти все что угодно на спор?

11. Возникают ли у вас чувство робости и ощущение стыда, когда вы хотите завести разговор с симпатичной(ным) незнакомкой(цем)?

12. Выходите ли вы иногда из себя, злитесь ли?

13. Часто ли вы действуете под влиянием минутного настроения?

14. Часто ли вы беспокоитесь из - за того, что сделали или сказали что - нибудь такое, чего не следовало бы делать или говорить?

15. Предпочитаете ли вы обычно книги встречам с людьми?

16. Легко ли вас обидеть?

17. Любите ли вы часто бывать в компании?

18. Бывают ли у вас иногда мысли, которые вы хотели бы скрыть от других?

19. Верно ли, что вы иногда полны энергии так, что все горит в руках, а иногда совсем вялы?

20. Предпочитаете ли вы иметь поменьше друзей, но зато особенно близких вам?

21. Часто ли вы мечтаете?

22. Когда на вас кричат, вы отвечаете тем же?

23. Часто ли вас беспокоит чувство вины?

24. Все ли ваши привычки хороши и желательны?

25. Способны ли вы дать волю своим чувствам и вовсю повеселиться в компании?

26. Считаете ли вы себя человеком возбудимым и чувствительным?

27. Считают ли вас человеком живым и веселым?

28. Часто ли, сделав какое - нибудь важное дело, вы испытываете чувство, что могли бы сделать его лучше?

29. Вы больше молчите, когда находитесь в обществе других лю­дей?

30. Вы иногда сплетничаете?

31. Бывает ли, что вам не спится из - за того, что разные мысли лезут в голову?

32. Если вы хотите узнать о чем - нибудь, то вы предпочитаете про­читать об этом в книге, нежели спросить?

33. Бывают ли у вас сердцебиения?

34. Нравится ли вам работа, которая требует от вас постоянного внимания?

35. Бывают ли у вас приступы дрожи?

36. Всегда ли вы платили бы за провоз багажа на транспорте, если бы не опасались проверки?

37. Вам неприятно находиться в обществе, где подшучивают друг над другом?

38. Раздражительны ли вы?

39. Нравится ли вам работа, которая требует быстроты действий?

40. Волнуетесь ли вы по поводу каких - то неприятных событий, которые могли бы произойти?

41. Вы ходите медленно и неторопливо?

42. Вы когда - нибудь опаздывали на свидание или на работу?

43. Часто ли вам снятся кошмары?

44. Верно ли, что вы так любите поговорить, что никогда не упус­тите случая побеседовать с

45. незнакомым человеком?

46. Беспокоят ли вас какие - нибудь боли?

47. Вы чувствовали бы себя очень несчастным, если бы длительное время были лишены широкого общения с людьми?

48. Можете ли вы назвать себя нервным человеком?

49. Есть ли среди ваших знакомых люди, которые вам явно не нра­вятся?

50. Можете ли вы сказать, что вы весьма уверенный в себе человек?

51. Легко ли вы обижаетесь, когда люди указывают на ваши ошиб­ки в работе или на Ваши личные промахи?

52. Вы считаете, что трудно получить настоящее удовольствие от вечеринки?

53. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем - то хуже других?

54. Легко ли вам внести оживление в довольно скучную компанию?

55. Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?

56. Беспокоитесь ли вы о своем здоровье?

57. Любите ли вы подшучивать над другими?

58. Страдаете ли вы от бессонницы?

 

Ключ к личностному опроснику Айзенка

Экстраверсия: вопросы 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46,49, 53, 56 ответы «Да»; вопросы 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51 - ответы «Нет».

Нейротизм: вопросы 2, 4, 7, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57 ответы «Да».

Ложь: вопросы 6, 24, 36 ответы «Да»; вопросы 12, 18, 30, 42,48 ответы «Нет».

 

ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ (ОПРОСНИК СПИЛБЕРГА)

Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обусловливает поведе­ние субъекта. Определенный уровень тревожности естест­венная и обязательная особенность активной деятельности личности.

Опросник шкал самооценки Спилберга, включающий ин­струкции и 40 вопросов - суждений, из которых 20 предназна­чены для оценки уровня ситуационной тревожности (СТ) и 20 для оценки уровня личностной тревожности (ЛТ).

Для работы необходим ы: бланки опросника Спилберга, ручка. Объект исследования человек.

Проведение работы. Экспериментатор предлагает испы­туемым ответить на вопросы шкал согласно инструкциям, по­мещенным в опроснике. На каждый вопрос возможны четыре варианта ответа по степени интенсивности.

Обработка результатов проводится с помощью оценок по­казателей тревожности.

При интерпретации показателей можно использовать сле­дующие ориентировочные оценки тревожности:

до 30 баллов низкая;

31 - 40 балла умеренная;

45 и более высокая.

Результаты работы и их оформление. Составьте прото­кол опыта. Сравните показатели СТ и ЛТ в зависимости, на­пример, от половой и возрастной принадлежности испытуе­мых.

 

ОПРОСНИК СПИЛБЕРГЕРА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 292; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.0.157 (0.033 с.)