Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 16. Практические навыки по нервной регуляции функций организма и роли цнс в регуляции двигательных функций

Поиск

Мотивационная характеристика темы. Приобретение и закрепление практических навыков по нервной регуляции функций организма, примененяемых с целью диагностики и лечения в клинике, является необходимым условием для практической работы врача.

Цель занятия: Знать: 1. Механизмы нервной регуляции функций организма. 2. Методы исследования функций центральной нервной системы, их интерпретацию и анализ.

Перечень практических навыков по нервной регуляции функций организма и роли ЦНС в регуляции двигательных функций:

1. Графически изображать схемы контуров биологической регуляци;

2. Графически изображать схемы рефлекторних дуг двигательных рефлексов на всех уровнях ЦНС и объяснять методики их исследования;

3. Графически изображать схемы развития процессов возбуждения и торможения в ЦНС;

4. Графически изображать схемы процессов суммации возбуждения и торможения; координации рефлексов; проводящих путей, которые обеспечивают взаимодействие уровней ЦНС.

5. Объяснить механизмы системной деятельности организма при осуществлении локомоций и роль коры головного мозга и лимбической системы в этих процессах.

6. Объяснять методы исследования функций ЦНС

7. Анализировать и оценивать результаты электроэнцефалографии (ЭЭГ).

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ УРОВНЯ знаний:


1. Метод электроэнцефалографии применяется для изучения…

А. химических основ работы нейрона

В. Суммарной электрической активности

С. Эффектов разрушения или раздражения мозговых структур

D. Интенсивности биохимических процессов в структурах головного мозга

Е. Состояния афферентных путей головного мозга

 

2. Микроионофоретический метод применяется для изучения…

А. химических основ работы нейрона

В. Суммарной электрической активности

С. Эффектов разрушения или раздражения мозговых структур

D. Интенсивности биохимических процессов в структурах головного мозга

Е. Состояния афферентных путей головного мозга

 

3.Стереотаксическая методика применяется для изучения…

А. химических основ работы нейрона

В. Суммарной электрической активности

С. Эффектов разрушения или раздражения мозговых структур

D. Интенсивности биохимических процессов в структурах головного мозга

Е. Состояния афферентных путей головного мозга

 

4. Метод вызванных потенциалов применяется для изучения…

А. химических основ работы нейрона

В. Суммарной электрической активности

С. Эффектов разрушения или раздражения мозговых структур

D. Интенсивности биохимических процессов в структурах головного мозга

Е. Состояния афферентных путей головного мозга

 

5. Метод ядерно-магнитного резонанса применяется для изучения…

А. химических основ работы нейрона

В. Суммарной электрической активности

С. Эффектов разрушения или раздражения мозговых структур

D. Интенсивности биохимических процессов в структурах головного мозга

Е. Состояния афферентных путей головного мозга

 

6. Какой метод исследования доказывает наличие постоянной электрической поляризации поверхностой мембраны нервной клетки в состоянии покоя?

А. Эктроэнцефалография

В. Микроэлектродный метод

С. Метод вызванных потенциалов

D. Метод электрических раздражений структур мозга

Е. Ионофоретический метод

 

7. Какова амплитуда и частота альфа-ритма на электроэнцефалограмме?

А. 50 мкВ, 8-13 Гц

В. 25 мкВ, 14-30 Гц

С. 300 мкВ, 0,5-3,5 Гц

D. 250-300 мкВ, 4-7 Гц

Е. › 400 мкв, › 30 Гц

 

8. Какова амплитуда и частота бета-ритма на электроэнцефалограмме?

А. 50 мкВ, 8-13 Гц

В. 25 мкВ, 14-30 Гц

С. 300 мкВ, 0,5-3,5 Гц

D. 250-300 мкВ, 4-7 Гц

Е. › 400 мкв, › 30 Гц

 

9. Какова амплитуда и частота дельта-ритма на электроэнцефалограмме?

А. 50 мкВ, 8-13 Гц

В. 25 мкВ, 14-30 Гц

С. 300 мкВ, 0,5-3,5 Гц

D. 250-300 мкВ, 4-7 Гц

Е. › 400 мкв, › 30 Гц

 

10. Какова амплитуда и частота тета-ритма на электроэнцефалограмме?

А. 50 мкВ, 8-13 Гц

В. 25 мкВ, 14-30 Гц

С. 300 мкВ, 0,5-3,5 Гц

D. 250-300 мкВ, 4-7 Гц

Е. › 400 мкв, › 30 Гц

Ответы: 1.В. 2.А. 3.С. 4.Е. 5.D. 6.В. 7.А. 8.В. 9.С. 10. D.


ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ по программе «Крок-1»:


1. Как изменится сила спинальных миотатических рефлексов при активации гамма-мотонейронов спинного мозга?

А. Уменьшится

В. Увеличится

С. Не изменится

D. Данные рефлексы исчезнут

Е. Резко уменьшится

 

2. Антигравитационные миотатические рефлексы у четвероногих млекопитающих больше выражены в мышцах...

А. Разгибателях всего тела

В. Разгибателях и сгибателях передних и задних конечностей

С. сгибателях передних и задних конечностей

D.разгибателях туловища и задних конечностей и сгибателей передних конечностей

Е. Сгибателей всего тела

 

3. В чем заключается механизм торможения в эксперименте И.М.Сеченова,который проводился на таламической лягушке?

А. Применение слишком сильного раздражителя

В. Тормозное действие NaCl через кровь на спинальные двигательные центры

С.Торможение спинного мозга при возбуждении таламических центров

D. Тормозное действие NaCl через ликвор на спинальные двигательные центры

Е. Применение слишком длительного раздражителя

 

4. К пинному мозгу не поступает сенсорная информация от следующих рецепторов...

А. Проприорецепторов мышц туловища

В. Проприорецепторов мышц конечностей

С. Температурных рецепторов кожи конечностей

D.Болевых рецепторов кожи головы

Е. Болевых рецепторов кожи конечностей

 

5. Задний мозг не принимает участия в обеспечении...

А. Антигравитационной позы тела

В. Относительно стойкой позы стояния

С. Локомоторных синергий хождения

D. Модуляции тонуса спинальных миотатических рефлексов

Е. Шейных рефлексов

 

6. На каком уровне проведена перерезка головного мозга у кошки, если у нее определяются выпрямительные рефлексы?

А. Выше среднего мозга

В. Между средним и задним мозгом

С. Между задним и спинным мозгом

D. Ниже заднего мозга

Е. Ниже среднего мозга

 

7. При перезке ствола мозга ниже кровня красных ядер наблюдается...

А. Тремор

В. Спинальный шок

С. Паркинсонизм

D. Явление децеребрационной ригиднгости

Е. Гиперкинезия

 

8. У человека выявлена болезнь Паркинсона. Это связано с поражением...

А. Черной субстанции

В. Красных ядер

С. Паравентрикулярного ядра

D. Ядер мозжечка

Е. Коры мозжечка

 

9. Какой отдел ЦНС является ведущим в формировании статокинетических рефлексов?

А. Спинной мозг

В. Продолговатый мозг

С. Средний мозг

D. Промежуточный мозг

Е. Кора мозга

 

10. Врачу кабинета функциональной диагностики предложили расшифровать ЭЭГ здорового обследуемого, на которой зарегистрированы электрические волны, частота которых от 14 до 28 колебаний в сек. О каком состоянии обследуемого может думать врач?

А. Состояние после сна

В. Состояние активной умственной деятельности

С. Состояние сна

D. Состояние покоя с открытыми глазами

Е. Состояние покоя с закрытыми глазами.

Ответы: 1.В. 2.А. 3.С. 4.D. 5.C. 6.A. 7.D. 8.A. 9.С. 10. В.


Ситуационные задачи:

1. У животного в эксперименте проведена перерезка спинного мозга. Объясните: 1) Какие симптомы имеют место у животного после исчезновения спинного шока? 2) Каковы механизмы появления установленных симптомов? 3) Какие функции спинного мозга вам известны?

2. Для изучения деятельности спинальных нервных центров у лягушки последовательно перерезают нервные корешки, связывающие спинной мозг с периферией. Объясните: 1) Какие функции выполняют передние и задние корешки спинно­го мозга? 2) Какой эффект наблюдается при перерезке у лягушки всех задних корешков с левой стороны? 3) Какой эффект наблюдается при перерезке всех передних кореш­ков правой стороны?

3. Объясните, каким образом нисходящие влияния из ЦНС могут изменять двигательную активность, не воздействуя на мотонейроны спинного мозга?

4. В клинику поступил больной с кровоизлиянием в структуры про­долговатого мозга. 1) Перечислите, какие основные центры продолговатого мозга вам известны? 2) Объясните, Какие симптомы наблюдаются при поражении продолговатого мозга? 3) В чем заключается опасность поражения продолговатого мозга?

5. Животному введена большая доза аминазина, который блокирует восходящую активирующую систему ретикулярной формации мозгового ствола. Объясните, как при этом меняется поведение животного и почему?

6. У децеребрированной кошки при пассивном повороте головы в правую сторону увеличивается тонус мышц-разгибателей обеих правых конечностей; при повороте головы влево — левых конечностей. Объясните: 1) Какие причины лежат в основе данного явления? 2) Какие виды тонических рефлексов вы знаете? 3) В каких отделах центральной нервной системы находятся цен­тральные звенья тонических рефлексов?

7. При поперечной перерезке ствола мозга у экспериментального жи­вотного наблюдается состояние децеребрационной ригидности. Объясните:1) в чем это состояние проявляется? 2) Между какими структурами нужно сделать перерезку для по­лучения указанного состояния? 3) Какие механизмы лежат в основе децеребрационной ригидности?

8. Объясните, как изменится тонус передних и задних конечностей бульбарного животного при запрокидывании его головы назад? Нарисуйте схему положения конечностей и объясните свой ответ?

9. Объясните, раздражение какой структуры среднего мозга вызвало реакцию, изображенную на приведенной электроэнцефалограмме. Как называется эта реакция?

 

Альфа-ритм Бета-ритм

 

ответы к Ситуационным задачам:

1. 1) После травмы по прошествии спинального шока утрачиваются произвольные движения конечностей, наблюдается повышение тонуса скелетной мускулатуры и выпадение всех видов чувстви­тельности туловища и конечностей. 2) Полное прекращение связей спинного мозга с вышерасположен­ными отделами головного мозга. 3) Сегментарно-рефлекторная функция, проводниковая функция, функция автоматии центров спинного мозга.

2. 1) Передние корешки являются эфферентными двигательными, а задние — афферентными чувствительными. 2) После перерезки у лягушки всех дорсальных корешков левой стороны исчезает сгибательный тонус левых конечностей. 3) При перерезке у лягушки всех вентральных корешков правой стороны исчезают движения правых конечностей.

3. Такого эффекта можно добиться, изменяя возбудимость рецепторов в мышцах (за счет воздействия на гамма-мотонейроны спинного мозга.

4. Сердечно-сосудистый центр; дыхательный центр; центры защитных реакций: рвотный, чихательный, кашлевой; центры некоторых тонических рефлексов. 2) Нарушения сердечно-сосудистой и дыхательной функций.3) Остановка сердца, коллапс сосудов, остановка дыхания.

5. Если блокировать восходящее активирующее действие ретикулярной формацищ животное засыпает, так как падает тонус клеток коры головного мозга и наступает их торможение.

6. 1) При повороте головы децеребрированного животного с сохраненными лабиринтами в одну сторону увеличивается активность вестибулоспинальной системы, повышающей тонус мышц-разгибателей той же стороны. 2) Тонические рефлексы бывают статические и статокинетические. Статические подразделяются на рефлексы положения и рефлексы выпрямления. Статокинетические подразделяются на рефлексы в случаях прямолинейного движения тела и рефлексы при круговых движениях.3) Центры тонических рефлексов расположены в ядрах моста и продолговатого мозга.

7. 1) Состояние децеребрационной ригидности проявляется повы­шением тонуса мышц-разгибателей туловища и конечностей.2) Состояние децеребрационной ригидности достигается поперечным разрезом мозга ниже красных ядер.3) Перерезка приводит к устранению тормозного влияния красных ядер на сегментарный аппарат спинного мозга.

8. При запрокидывании головы назад увеличивается тонус разгибателей передних конечностей и сгибателей задних.

9. Эта реакция на ЭЭГ называется реакцией активации, или реакцией пробуждения. Может быть вызвана раздражением восхо­дящей активирующей системы ретикулярной формации среднего мозга.

 

Содержательный модуль 5.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 618; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.40.121 (0.011 с.)