Биохимические особенности растущего организма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Биохимические особенности растущего организма



Т.В. Живова

ВОЗРАСТНАЯ БИОХИМИЯ

 

Санкт-Петербург


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

им. П.Ф. ЛЕСГАФТА

 

 

Т.В. Живова

ВОЗРАСТНАЯ БИОХИМИЯ

 

Учебно-методическое пособие

 

Санкт-Петербург


УДК 577.1

 

Рецензенты:
Е.В. Розенгарт – докт. биол. наук, профессор

(СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта),

Н.Д. Гольберг – канд. биол. наук, доцент (СПбНИИФК)

 

Живова Т.В.

Возрастная биохимия: учебно-методическое пособие / Т.В. Живова; СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта.- СПб.: [б.и.], 2007.- 51 с.

 

Печатается по решению редсовета СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта

Утверждено УМК СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта. Прот. № 2 от 05.10.06

 

Учебно-методическое пособие написано в соответствии с государственным стандартом по биохимии для вузов физической культуры. В пособии изложены особенности метаболизма, гормональной регуляции и биоэнергетики растущего организма и пожилых людей. Кроме того, в пособии описаны основные принципы питания детей и подростков, занимающихся физической культурой и спортом, и особенности питания пожилых людей для поддержания здоровья и активного долголетия. В пособии дано биохимическое обоснование методикам занятий физической культурой с детьми, подростками и пожилыми людьми.

Предназначено для студентов 4-5 курсов дневной и заочной форм обучения.

 

 

УДК 577.1

 

© СПб ГУФК им. П.Ф. Лесгафта, 2007

© Т.В. Живова, 2007


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение.........................................……………………………….4

Часть I.

Биохимические особенности растущего организма

 

1. Общая характеристика растущего организма…………...  
2. Особенности метаболизма растущего организма……….  
3. Специфика эндокринной регуляции растущего организма…………………………………………………..  
4. Особенности биоэнергетики растущего организма……..  
5. Возрастные особенности работоспособности…………...  
6. Особенности питания растущего организма…………….  
7. Биохимическое обоснование методики занятий физической культурой и спортом с детьми, подростками и юношами………………………………….    

 

Часть II.

Биохимические особенности стареющего организма

 

1. Основные механизмы старения…………………………..  
2. Особенности метаболизма пожилых людей…………….  
3. Особенности нейроэндокринной регуляции стареющего организма…………………………………………………..  
4. Особенности биоэнергетических процессов…………….  
5. Особенности питания в пожилом возрасте………………  
6. Обоснование методики занятий физической культурой с людьми пожилого возраста……………………………...  
  Список литературы………………………………………..  

ВВЕДЕНИЕ

 

Постановлением Государственного Совета Российской Федерации, состоявшегося в январе 2002 года, предусмотрены меры, направленные на существенное развитие в нашей стране физкультуры и спорта. Особое внимание в нем уделяется физкультурно-оздоровительной работе, которой должны быть охвачены все слои населения, начиная от детей дошкольного возраста до пожилых людей. Поэтому выпускник спортивного вуза должен иметь необходимую подготовку для проведения занятий по физическому воспитанию и спорту в различных возрастных группах.

В данном учебно-методическом пособии в краткой форме рассмотрены основные биохимические особенности растущего и стареющего организма, знание которых необходимо специалисту в области физической культуры для грамотной организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми и пожилыми людьми, а также и для проведения тренировочных занятий с детьми, занимающимися спортом.

Важнейшей задачей физического воспитания в детском возрасте является стимулирование гармоничного развития организма. Организм ребенка непрерывно растет и развивается, происходит последовательная смена стадий индивидуального развития организма. Для каждой из этих стадий характерны свои морфологические, биохимические и функциональные особенности, которые необходимо знать и учитывать при планировании и проведении занятий физической культурой и спортом.

Задача занятий физическими упражнениями в пожилом возрасте – замедлить развитие возрастных изменений, способствовать сохранению работоспособности и продлению жизни.


ЧАСТЬ I. БИОХИМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАСТУЩЕГО ОРГАНИЗМА

Общая характеристика растущего организма

С биологических позиций, период роста организма можно разделить на три этапа:

· детский – с рождения до 11-12 лет;

· подростковый – с 11-12 лет до 15-16 лет;

· юношеский – с 15-16 лет до 19-20 лет.

Следует отметить, что существуют и другие условные классификации растущего организма.

Ребенок рождается, в среднем, с весом 3200-3500 г и ростом 50-55 см. В течение первого года жизни прирост составляет около 25 см, а вес увеличивается в среднем в три раза. Далее до 11-12 лет темп роста снижается, но в 12-13 лет у девочек и в 14-15 лет у мальчиков, снова происходит значительный скачок в развитии. В юношеском возрасте скорость увеличения роста постепенно снижается, прекращаясь у девочек к 16-17 годам, а у мальчиков – к 18-19 годам.

За время обучения в школе организм ребенка испытывает значительный скачок в развитии: рост в среднем увеличивается на 40-50 см, масса тела - на 30 кг.

Развиваются внутренние органы, нервные клетки головного мозга. Ежегодно увеличивается объем сердца, жизненная емкость легких (ЖЕЛ) с 1400 мл в 7 лет до 2700 мл в 15 лет – у мальчиков, и с 1200 мл, соответственно, до 2500 мл – у девочек.

В развивающемся организме кривые роста различных тканей и органов значительно различаются. Например, рост мышечной ткани, органов дыхания, пищеварения, почек и объем крови организма коррелирует с ростом длины тела. Рост органов размножения до периода полового созревания замедлен, но заметно увеличен в течение этого периода. Значительно быстрее всех органов развивается головной мозг.

У разных детей данный процесс формирования и развития органов, систем, функций протекает со значительными индивидуальными колебаниями. В XX столетии в ряде стран наблюдался процесс акселерации (от латинского acceleration – ускорение) – сокращения сроков роста с одновременным увеличением других показателей физического развития (длины тела, массы тела, длины стопы и т.д.).

Несмотря на более высокие физические показатели, некоторые системы организма (сердечно-сосудистая, нервная и др.) часто отставали в развитии, что приводило к снижению иммунитета, устойчивости к болезням, к раннему развитию утомления. Данный феномен акселерации обусловливает необходимость индивидуального подхода и особой специфики проведения спортивных занятий с детьми-акселератами.

Для решения данной проблемы необходим комплексный подход и учет особенностей растущего организма.

 

Особенности метаболизма растущего организма

Основной биологической особенностью растущего организма является высокая интенсивность обмена веществ. На биологическом уровне это проявляется в высоких скоростях протекания метаболических реакций.

Как известно, метаболизм – это совокупность химических реакций, протекающих во внутренней среде организма. Метаболизм, в свою очередь, делится на катаболизм и анаболизм. Под катаболизмом понимают химические процессы, при которых макромолекулы подвергаются расщеплению до молекул меньшего размера. Конечными продуктами катаболизма являются углекислый газ (СО2), вода (Н2О) и аммиак (NH3).

Для катаболизма характерны следующие закономерности:

· в процессе катаболизма преобладают реакции окисления;

· процесс протекает с потреблением кислорода;

· процесс сопровождается выделением энергии, бόльшая часть которой аккумулируется в форме АТФ (аденозинтрифосфат). Часть энергии выделяется в виде тепла.

Анаболизм включает в себя различные реакции синтеза и характеризуется следующими особенностями:

· реакции носят восстановительный характер;

· процесс протекает с потреблением водорода (в форме НАДФ·Н2);

· анаболизм протекает с потреблением энергии, источником которой является АТФ.

У взрослого человека оба эти процесса протекают с примерно одинаковой скоростью, что обеспечивает обновление химического состава организма.

У детей, подростков и юношей катаболизм и анаболизм протекают с более высокими скоростями, чем у взрослых, и при этом анаболизм по своей скорости значительно превышает катаболизм, что приводит к накоплению химических веществ в организме и, в первую очередь, белков. Накопление белков в организме – обязательное условие его роста и развития.

Белковый обмен

Белковый обмен растущего организма имеет определенную направленность и свои особенности. Необходимо учитывать, что белок является основным строительным материалом для клеток и тканей растущего организма. В процессе роста мышечной ткани в ее клетках увеличивается содержание белков (саркоплазмы, ферментов, сократительных и др., которые составляют 80% сухого остатка). Увеличивается процент отношения веса мышечной ткани к весу тела. В 16 лет он составляет около 44,2% от общей массы тела, в то время как в 8 лет он составляет только около 27,2%.

Белки выполняют в организме и другие важные функции (каталитическую, сократительную, регуляторную, энергетическую, защитную и др.).

Белковый обмен растущего организма, как и метаболизм в целом, характеризуется высокой интенсивностью и преобладанием реакций анаболизма над реакциями катаболизма, о чем свидетельствует положительный азотистый баланс.

Азотистый баланс является одним из важнейших показателей белкового обмена.

При положительном балансе количество вводимого азота, поступающего в организм с пищевыми белками, больше общего количества выводимого азота, выделяемого, главным образом, с мочой (в виде мочевины, аммиака, креатинина и других азотсодержащих соединений). Процент использования и задержки азота, поступившего в организм, у грудного ребенка вдвое больше, чем у взрослых.

Показателем интенсивности синтеза белков в растущем организме является также высокое содержание ДНК и РНК в клетках.

Для поддержания положительного азотистого баланса, необходимого для нормального роста и развития, в растущий организм должно поступать с пищей достаточное количество белков.

Средняя суточная потребность в белках в нашей стране для взрослых составляет около 100 г; для детей абсолютная величина ниже, но на кг веса выше: 2-5-летнему ребенку рекомендуют 3,5 - 4 г/кг веса тела, 12-13-летнему - 2,5 г/кг веса тела, 17-18-летнему – 1,5 г/кг.

Значительное влияние на норму белка оказывает биологическая ценность пищевых белков, двигательная активность и характер физических нагрузок.

Нарушение роста и развития ребенка может быть вызвано как недостаточным, так и избыточным поступлением пищевых белков.

Ранним проявлением белкового дефицита является уменьшение в крови количества альбуминов и снижение альбумин-глобулинового коэффициента (А/Г). Снижение мочевины и общего азота в суточной моче растущего организма тоже является сигналом о недостаточности поступления белков с продуктами питания.

Дефицит белков может привести к задержке роста, полового созревания, к снижению массы тела, ослаблению защитных свойств организма.

Интенсивность метаболизма в организме спортсмена увеличивает потребность в белках, особенно во время нагрузок скоростно-силового характера, при выполнении которых усиливается распад белков, главным образом мышечных.

При избыточном поступлении белков в организм пищеварительные ферменты не способны их полностью гидролизовать. Активность протеолитических ферментов, катализирующих переваривание белков до аминокислот (пепсина, трипсина, химотрипсина и др.), у детей до 11-12 лет низкая. С возрастом возрастает секреторная функция желудочного сока, его кислотность повышается, достигая к 13 годам показателей взрослых людей.

В раннем возрасте также слабо развита секреторная функция поджелудочной железы. Из-за повышенной проницаемости кишечной стенки у детей возможно всасывание в кровь наряду с аминокислотами также и частично расщепленных белков - пептидов, обладающих токсическими свойствами.

Нарушение пищеварения белков может привести к нарушению метаболических процессов растущего организма.

Углеводный обмен

Углеводный обмен тоже имеет ряд возрастных особенностей. Углеводы – основной источник энергии. За счет углеводов обеспечивается более половины суточной энергетической ценности пищевого рациона. Углеводы выполняют в организме и ряд специализированных функций (структурные, защитные и другие).

Особая роль углеводов как источников энергии обусловлена тем, что они могут окисляться в организме как аэробно, так и анаэробно, тогда как окисление белков и жиров протекает только аэробно. Потребность в углеводах для детей различного возраста очень индивидуальна, но углеводы должны обеспечивать более 50% суточной калорийности. С ростом ребенка, по мере увеличения его энерготрат, абсолютная потребность в углеводах должна возрастать.

При пониженном поступлении углеводов с пищей в организме ускоряется использование жиров и белков в качестве источников энергии. Усиленный распад белков может привести к снижению их содержания в клетках и появлению признаков "белкового голодания".

Ввиду несовершенства нейроэндокринной регуляции обмена веществ, у детей чаще, чем у взрослых, наблюдается склонность к гипогликемии, особенно при физических нагрузках, связанных с проявлением выносливости.

В отличие от организма взрослого человека, организм ребенка не обладает способностью к быстрой мобилизации углеводных запасов и поддержанию высокой интенсивности углеводного обмена.

Длительное повышенное потребление углеводов может привести к нарушению обменных процессов у детей, так как переваривание и усвоение углеводов имеют свои специфические особенности. В процессе роста происходит изменение углеводного состава пищи. Так, у детей до 1 года главным пищевым углеводом является лактоза, входящая в состав грудного молока. Затем этот углевод уступает ведущую роль в питании сахарозе и полисахаридам (крахмалу, гликогену). Кроме того, у детей невысокой активностью обладает фермент слюны амилаза, катализирующая расщепление в ротовой полости полисахаридов и достигающая своей максимальной активности только к 7 годам жизни. Медленно нарастает и амилолитическая активность панкреатического сока, что также затрудняет переваривание углеводов до моносахаридов (глюкоза и другие).

Важнейшим критерием оценки состояния углеводного обмена у детей является содержание глюкозы в крови натощак. У детей раннего возраста она составляет 2,6 - 4,0 ммоль/л и только к 14-16 годам достигает величины взрослого человека: 3,9 - 6,1 ммоль/л.

 

Жировой обмен

Жировой обмен растущего организма тоже имеет специфические особенности. Жиры (липиды) играют в биологическом отношении важную роль. Они являются энергетическим материалом, который может откладываться в жировые депо и использоваться далее как топливо. По энергетической ценности жиры превосходят углеводы и белки. При окислении 1 г жира выделяется около 9 ккал энергии, а 1 г углеводов или белков - около 4 ккал. Липиды играют значительную роль в процессах терморегуляции, имеют защитно-механическое значение, выполняют структурные функции и т.д.

Потребность в жирах определяется возрастом, внешней средой, характером физических нагрузок и т.д. Например, потребность в жирах на кг массы тела для ребенка 7 - 10 лет составляет 2,6 г в сутки, а для детей 14 - 17 лет - 1,6-1,8 г в сутки. Абсолютная же потребность в жирах с увеличением возраста увеличивается: для 7 - 10-летнего ребенка она должна составлять около 80 г в сутки, а для 14 - 17-летних – около 90 - 95 г. Потребность в жирах взрослого человека составляет около 100 г.

Важную роль в обменных процессах организма играют жироподобные вещества – липоиды. Среди них особое значение имеют фосфолипиды и стероиды. Фосфолипиды и холестерин (представитель стероидов) являются обязательными компонентами клеточных мембран, принимающих участие в выполнении барьерной, транспортной, рецепторной и других функций. Стероиды (холестерин и его производные) выполняют гормональную функцию (половые гормоны и кортикостероиды) и участвуют в образовании желчных кислот.

С возрастом увеличивается образование желчных кислот, что позволяет повысить потребление жиров и их дальнейшее включение в метаболические процессы.

Интенсивность липидного обмена на различных стадиях онтогенеза неодинакова. Расщепление жиров у детей грудного возраста происходит под действием липазы желудочного сока. В процессе роста ребенка и с изменением характера питания основная роль в переваривании жиров отводится ферменту - липазе панкреатического сока и желчным кислотам.

К нарушениям обменных процессов у детей может привести как резкое ограничение потребления жиров, так и избыточное их поступление с пищей. При физических нагрузках, особенно длительных, аэробной направленности, у детей и подростков жиры используются для энергообеспечения в бόльшей мере по сравнению с утилизацией углеводов, о чем свидетельствует повышение концентрации свободных жирных кислот (СЖК) и глицерина уже в начале работы.

Величина дыхательного коэффициента у детей и подростков после продолжительных нагрузок меньше 1, что свидетельствует о повышенной утилизации жиров. Как известно, дыхательный коэффициент – это соотношение между объемами выводимого из организма углекислого газа и потребленного кислорода (СО22) за время выполнения нагрузки. При нагрузках, обеспечиваемых анаэробным распадом углеводов до лактата, этот коэффициент больше 1. При нагрузках, выполняемых за счет аэробного окисления углеводов, он равен 1. При продолжительных нагрузках, когда главным источником энергии являются жиры, дыхательный коэффициент становиться меньше 1.

Водно-минеральный обмен

Водно-минеральный обмен для растущего организма имеет существенное значение и свои особенности.

Вода является жизненной средой организма и особенно необходима в период роста, когда она составляет основную часть всех органов и тканей. С увеличением возраста ребенка содержание ее постепенно снижается, а количество минеральных веществ увеличивается. Чем моложе организм, тем у него относительно больше внеклеточной воды, которая, в основном, и участвует в водном обмене. Бόльшая часть воды в организме взрослого человека приходится на долю внутриклеточной воды. Потребность в воде у ребенка первого года жизни в расчете на килограмм массы тела в три раза выше, чем у взрослых. В процессе роста эта величина остается достаточно высокой, снижаясь только к 14 годам до 50-70 мл/кг.

Водный обмен у ребенка отличается высокой интенсивностью, бόльшей мобильностью и легко нарушается под влиянием различных причин. Это объясняется бόльшей потерей воды через кожу и легкие, незрелостью почек и несовершенством гормональной регуляции. Абсолютная потребность в воде с возрастом увеличивается.

Обмен воды тесно связан с обменом углеводов, жиров, белков, но особенно минеральных солей. Минеральные вещества играют важную роль во многих физико-химических процессах растущего организма (формировании костной ткани, синтезе ферментов, гормонов). Они создают основу внутренней среды организма, поддерживают осмотическое давление и кислотность среды. К наиболее необходимым для жизнедеятельности химическим элементам относят: натрий, калий, хлор, кальций, магний, фосфор, железо, медь, йод, фтор, марганец, цинк и др.

Растущему организму для формирования скелета, роста и развития костной ткани необходимо достаточное поступление в организм кальция и фосфора.

Кальций также необходим для мышечного сокращения, тонуса нервной системы, активирования некоторых ферментов, свертывания крови и т.д. Суточная потребность в кальции у детей грудного возраста составляет 0,15-0,18 г и постепенно в школьном возрасте должна увеличиваться до 1 грамма. При этом относительная потребность в кальции (в расчете на кг массы тела) особенно велика в первые годы жизни ребенка.

Биологическая роль фосфора многогранна. Как уже указывалось выше, он составляет основу костной ткани, входит в состав нуклеиновых кислот, фосфолипидов, играет важную роль в энергетическом обмене, что обусловлено его способностью образовывать макроэргические связи, т.е. связи, богатые энергией (АТФ, АДФ, КФ).

Регуляция содержания кальция и фосфора в плазме крови осуществляется кальцитонином - гормоном щитовидной железы и паратгормоном – гормоном паращитовидных желез.

Важную роль в обмене кальция и фосфора играет витамин D. Паратгормон совместно с витамином D стимулирует всасывание кальция и фосфора из кишечника, а кальцитонин с витамином D участвует во включении кальция и фосфора в состав костной ткани.

Занятия физической культурой и спортом значительно повышают потребность в минеральных веществах. Физические нагрузки умеренной интенсивности оказывают положительный эффект на метаболизм кальция и фосфора, а интенсивные, особенно протекающие в анаэробных условиях, могут привести к нарушению осанки, остеосинтеза и развитию остеопороза.

В процессах кроветворения, кроме железа, участвуют медь, кобальт и никель. Недостаток йода ведет к нарушению функции щитовидной железы, задержке роста и развития, недостаток фтора - к кариесу. Недостаток цинка отражается в замедлении роста и недоразвитии половых органов у юношей.

Железо – важнейший микроэлемент, используемый для синтеза гемоглобина, миоглобина, цитохромов – ферментов тканевого дыхания и т.д.

Дефицит железа часто наблюдается у подростков, особенно в период полового созревания, что может привести к развитию алиментарной анемии. Железодефицитная анемия встречается примерно у 20% женщин, а среди спортсменок эта цифра еще больше.

Следовательно, минеральные вещества, как и вода, необходимы для нормального протекания всех обменных процессов, особенно растущего организма. Однако, рост и развитие ребенка определяют некоторую закономерность минерального обмена у детей, состоящую в том, что поступление их в организм и выведение из организма не уравновешены между собой, как это бывает у взрослых людей. Из-за несовершенства процессов терморегуляции растущего организма у детей наблюдаются большие потери минеральных веществ с потом.

В регуляции обменных процессов растущего организма большое биологическое значение отводят витаминам - биологически активным веществам, поступающим в организм преимущественно с пищей.

Роль витаминов многогранна. Многие из них обеспечивают ряд каталитических реакций, так как участвуют в построении коферментов (низкомолекулярных соединений, участвующих вместе с ферментом в катализе). К таким витаминам можно отнести В1, В2, В6, РР и др. Витамины В1, С, РР и др. стимулируют окислительные процессы, а витамины А, Е, С являются сильнейшими антиоксидантами. Таким образом, витамины можно рассматривать как важнейшие факторы роста, развития и повышения уровней энергообеспечения и работоспособности ребенка.

В зависимости от возраста детей и подростков суточное потребление витаминов изменяется.

 

Растущего организма

Уровень здоровья человека обеспечивается деятельностью нервной, гормональной и иммунной систем, которые находятся в тесной взаимосвязи. Онтогенез человека протекает в постоянном единстве с гормональной регуляцией функций.

Рост и развитие организма, обмен веществ и энергии, реализация генетической программы осуществляются через нейроэндокринные механизмы регуляции. Железы внутренней секреции вырабатывают гормоны – регуляторы метаболизма, которые обладают высокой биологической активностью и специфичностью действия.

По химической природе их делят на 3 группы:

· белки и пептиды (инсулин, соматотропин, глюкагон и т.д.);

· производные аминокислот (тироксин, адреналин и др.);

· стероиды (кортикостероиды, половые гормоны).

В растущем организме взаимоотношения между железами внутренней секреции еще не полностью сформированы и поэтому они не способны длительное время функционировать на высоком уровне.

Так как в основе роста лежит синтез белка и клеточное размножение, то большое значение имеет гормон роста соматотропин, вырабатываемый передней долей гипофиза. Гормон роста усиливает синтез белка, так как создает более быстрый транспорт аминокислот через клеточную мембрану и активирует их включение в белковый синтез. Недостаток гормона роста у детей приводит к развитию карликовости, а избыток - к гигантизму. Анаболический эффект гормона роста осуществляется только при наличии инсулина - гормона поджелудочной железы.

В свою очередь, снижение уровня глюкозы под действием инсулина стимулирует выделение из передней доли гипофиза соматотропина. С несовершенством механизмов нейроэндокринной регуляции, с мобилизацией глюкозы из печени, с повышенной утилизацией ее тканями у детей наблюдается склонность к гипогликемии при недостаточном поступлении глюкозы с пищей. Нормальная утилизация глюкозы, аналогичная взрослым, устанавливается от 8 до 14 лет.

Белково-анаболический эффект оказывают тиреоидные гормоны (тироксин и трийодтиронин), вырабатываемые щитовидной железой. Особенно большое влияние на организм ребенка оказывают данные гормоны до 6-7 лет, когда щитовидная железа функционирует наиболее интенсивно.

Щитовидная железа является регулятором основного обмена, регулируя теплообмен, окислительные процессы в клетках, потребление ими кислорода.

Тироксин и трийодтиронин участвуют в мобилизации углеводных и жировых запасов, регулируют обмен воды и электролитов.

При гиперфункции щитовидной железы усиливается катаболизм белков, резко возрастает основной обмен, нарушаются процессы терморегуляции (разобщение дыхания с фосфорилированием), может развиваться тиреотоксикоз (Базедова болезнь).

При гипофункции щитовидной железы у детей развивается врожденное слабоумие, задержка роста и развития. Дозированные физические нагрузки стимулируют выработку гормонов щитовидной железы в физиологических нормах у детей.

Корковое вещество надпочечников выделяет глюкокортикоиды (кортизол, кортикостерон), а также кортикостероиды с андрогенной активностью, играющие важную роль в развитии половых желез в детском организме. Они оказывают анаболический эффект на белковый обмен, повышают массу тела, мышечную силу, ускоряют рост, дифференцирование костной ткани, улучшают всасывание кальция в кишечнике, задерживают в организме воду, калий и фосфор.

Половые железы у детей крайне неразвиты, что обусловлено тем, что в детском возрасте активно функционирует шишковидная железа (эпифиз), вырабатывающая гормон – мелатонин, угнетающий функцию этих желез.

В период полового созревания эпифиз атрофируется, что приводит к резкому возрастанию выработки половых гормонов в половых железах. Гормоны мужских половых желез – тестостерон, андростерон, женских – эстрадиол, эстрол, эстриол – влияют на развитие вторичных половых признаков, усиливают основной обмен, обмен белков, повышают тонус центральной нервной системы (ЦНС) и кровяное давление. Образующиеся в больших количествах половые гормоны способствуют значительному увеличению скорости синтеза белков, что, в свою очередь, сопровождается так называемым «скачком роста». Более интенсивное половое созревание сопровождается более ранним физическим развитием подростка.

Важную роль в процессах адаптации, в том числе к мышечной работе, играют катехоламины - адреналин и норадреналин, вырабатываемые мозговым слоем надпочечников. Адреналин совместно с симпатической нервной системой повышает возбудимость ЦНС, силу и частоту сердечных сокращений. Он участвует в перераспределении кровотока крови во время работы, повышая снабжение тканей кислородом. Адреналин обеспечивает быструю мобилизацию энергетических запасов, усиливая распад гликогена в мышцах и печени, распад жиров, тем самым, повышает работоспособность скелетных мышц.

В целом, следует отметить, что в растущем организме функциональные резервы гормонов относительно малы, поэтому эмоциональные и физические нагрузки, вызывающие утомление, могут привести к нарушению эндокринной регуляции, задержке роста, развития и полового созревания растущего организма.

И подростками

Занятия физической культурой с детьми, подростками и юношами должны быть направлены на гармоничное развитие, совершенствование функций организма и повышение уровня спортивной работоспособности.

Очень важным условием успешной физкультурно-оздоровительной работы с детьми и подростками, особенно проведения спортивных тренировок с юными спортсменами, является знание преподавателем и тренером биохимических и физиологических особенностей растущего организма. Только с учетом возрастных особенностей можно, с одной стороны, достичь высоких спортивных результатов, а, с другой стороны, не нанести вреда еще не сформировавшемуся организму.

Дети младшего школьного возраста достаточно легко переносят длительные, мало интенсивные нагрузки продолжительностью не более 40 минут.

У детей среднего и старшего возраста нагрузки продолжительностью в 1,5 - 2 часа будут стимулировать обменные процессы и оказывать положительное влияние на развитие организма. Однако юноши и девушки еще не способны выдерживать длительную работу на максимальной мощности за такое же время, как взрослые. Величина ПАНО (порог анаэробного обмена) у них ниже, чем у взрослых. (ПАНО - это минимальная относительная мощность работы, которая измеряется по потреблению кислорода в процентах по отношению к величине МПК, при которой в энергообеспечение включается гликолиз, и концентрация лактата возрастает до 4 ммоль/л).

Как известно, проявление силы и быстроты характерно для физических нагрузок, выполняемых в зонах максимальной и субмаксимальной мощности. Именно за счет креатинфосфатного пути ресинтеза АТФ мышечные нагрузки выполняются с самой большой силой и скоростью. Скоростно-силовые качества зависят не только от энергообеспечения мышц но и от их структурно-морфологических особенностей, которые в значительной мере предопределены генетически. Высокая степень развития быстроты характерна для подросткового возраста. Важнейшим средством развития быстроты является бег от 20 до 60 м с предельной скоростью.

В период полового созревания в значительной степени увеличивается сила - из-за наибольшего прироста мышечной массы. Её наибольший прирост наблюдается с 14 - 17 лет, а максимальные её показатели достигаются в 18 - 20 лет. Развитие этих качеств полностью завершается в первом периоде зрелого возраста.

Для развития силы рекомендуют нагрузки с отягощением, умеренные статические упражнения. Данные нагрузки рекомендуются только мальчикам и при условии не использования объемных силовых нагрузок, которые могут оказать отрицательное воздействие на опорно-двигательный аппарат, положение внутренних органов, привести к сколиозам, травмам, задержке роста и развития. Особенно противопоказаны такие нагрузки девочкам, так как они могут нарушить функции деторождения.

Детям и подросткам очень трудно сохранять высокий уровень энергообеспечения интенсивной мышечной работы во времени, проявляя скоростную, силовую, т.е., специальную, выносливость, которую они могут сохранять в 9 лет только в течение 3 минут, что составляет около 40% мощности работы взрослого человека.

При проведении занятий с детьми и подростками следует считаться с тем, что эндокринные железы обладают низкой производительностью и имеют слабые возможности функционирования на высоком уровне. Повысить эффективность их действия возможно за счет создания положительного эмоционального фона спортивных занятий путем внесения в них элементов игры, проведения соревнований, музыкального сопровождения и т.п.

 

 

Основные механизмы старения

Биология старения - раздел геронтологии, который изучает старение живых организмов на всех уровнях их организации.

Геронтология изучает влияние различных факторов на процессы старения, на продление жизни человека.

Согласно современной возрастной классификации, человек в возрасте 60-74 лет относится к пожилым, 75-90 лет - к старым, более 90 лет -к долгожителям.

Различают календарный возраст (количество прожитых лет) и биологический возраст (мера состояния организма). Именно биологический возраст определяет продолжительность жизни.

Люди стареют в разном темпе, и их возможности (адаптационные, генетические, энергетические, социальные и т.д.) в одном и том же возрасте существенно отличаются друг от друга. Однако каждый вид животных на земле имеет определенный биологический лимит продолжительности жизни. Старение присуще любой живой системе, это – естественный, необратимый процесс, который можно только замедлить. Многие авторы утверждают, что продление жизни будет возможно в случае установления основных механизмов старения. Эти механизмы многочисленны и до конца не изучены.

Так, И.И. Мечников утверждал, что старение связано с нарушением функции кишечника, с самоотравлением организма, в первую очередь, продуктами гниения белков.

И.П. Павлов и его ученики связывали процессы старения, прежде всего, с закономерными возрастными изменениями высшей нервной деятельности.

В настоящее время ряд исследователей считает, что старение, является результатом разрушения, нарушения обменных процессов и других сдвигов в организме, которые происходили на протяжении жизни. Другие исследователи связывают процесс старения с нарушением генетического аппарата клетки, регуляции генома, т.е., старение – это генетически запрограммированный процесс.

И.В. Давыдовский писал: "Старение и смерть многоклеточных "вделаны" в генетический план и являются закономерным периодом в общем развитии организма".

В последние годы выяснилось, что одним из механизмов старения является повышение скорости процессов свободнорадикального окисления (Д. Харман, С. Эммануэль).

Как известно, незначительная часть кислорода воздуха при определенных условиях превращается в активные формы - свободные радикалы, вызывающие окисление белков, липидов и нуклеиновых кислот. Наиболее активно данный процесс протекает в липидном слое биологических мембран. Такое окисление называют перекисным окислением липидов (ПОЛ).

В физиологических условиях ПОЛ протекает с низкой скоростью, так как в организме существует антиоксидантная система, защищающая его от накопления свободных радикалов окисления.

Вследствие снижения емкости антиоксидантной системы у пожилых людей активизируются процессы перекисного окисления, что приводит к повреждению молекул, органоидов и клеток в целом.

Решающее влияние на развитие геронтологии в нашей стране оказал А.А. Богомолец. В своих исследованиях он сочетал поиск механизмов старения, анализ долголетия и разработку средств увеличения продолжительности жизни.

 

2. Особенности метаболизма пожилых людей



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1976; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.150.59 (0.075 с.)