Задачи возрастной психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Задачи возрастной психологии



Задачи возрастной психологии

Теоретические задачи возрастной психологии:

— изучение движущих сил, источников и механизмов психического развития на всем протяжении жизненного пути человека;

— периодизация психического развития в онтогенезе;

— изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания (возникновения, становления, изменения, совершенствования, деградации, компенсации) психических процессов (восприятия, памяти, внимания и др.);

— установление возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности, усвоения знаний;

— исследование возрастного развития личности, в том числе в конкретных исторических условиях.

Практические задачи возрастной психологии:

— определение возрастных норм психических функций, выявление психологических ресурсов и творческого потенциала человека;

— создание службы систематического контроля за ходом психического развития, психического здоровья детей, оказания помощи родителям в проблемных ситуациях;

— возрастная и клиническая диагностика;

— выполнение функции психологического сопровождения, помощи в кризисные периоды жизни человека;

— наиболее оптимальная организация учебно-образовательного процесса, непрерывного образования (в том числе ориентированного на людей среднего и пожилого возраста)

 

Категория «возраст» в Психологии развития и возрастной психологии.

Возраст относительно замкнутый цикл развития, имеющий свою структуру и динамику. Хронологический возраст(продолжительность жизни);Биологический(совок-ть биол. показателей функц-я орг-ма в целом);Психологический возраст(уровень развития психики,в кот-й вкл. умственная, эмоц. и соц. зрелость). На каждой возрастной ступени мы находим центральное новообразование, ведущее для всего процесса развития и характ-ее перестройку всей личности ребенка на новой основе.

 

Связь возрастной психологии и психологии развития с другими областями психологии

Возрастная психология тесно связана с другими областями психологии: общ псих, псих личности, соц, пед и диффер псих. Связь возр-й псих с соц-й дает возможность проследить зависимость развития и поведения ребенка и затем взрослого человека от специфики тех групп, в которые он входит: от семьи, группы детского сада, школьного класса, подростковых компаний и т.д. Соотношение типичного и индивидуального, общего и своеобразного, нормального и аномального, отклоняющегося рядов развития создает общие поля для возр псих и псих сравнительной, диффер, патопсихологии и клин псих. Много общего имеют возр псих и пед псих, особенно в своем историческом развитии.

 

Категория «развитие» в психологии. Понятие онтогенез и филогенез.

Развитие человека можно условно разделить на три составных части: физическое развитие (изменение массы тела, роста и т. д.);соц развитие (изменение соц статуса); развитие психических процессов: интеллекта (мышления, внимания, памяти); развитие воли; развитие эмоций.

Онтогенез - индивидуальное развитие организма от оплодотворения (при половом размножении) или от момента отделения от материнской особи (при бесполом размножении) до смерти.

Филогенез - историческое развитие организмов

 

Методы исследования в психологии развития

В истории возрастной психологии выделяются три основные стратегии: Стратегия наблюдения; Стратегия естественно-научного констатирующего эксперимента (цель – установить наличие или отсутствие изучаемого явления при опред-х контролируемых условиях) Эксперимент - исследование, в процессе которого мы сами вызываем интересующие нас псих явления и созд условия, необх-е и достат-е для проявления и измерения связей изучаемых переменных между собой и обстоятельствами жизни ребенка. При проведении эксперимента пользуются следующими частными методами:Беседа Анкетирование Анализ продуктов деятельности(метод изучения человека через анализ (интерпретацию) продуктов его деятельности (рисунки,чертежи, музыка, сочинения, тетради, дневники)). Тестирование - диагностика личностных качеств с помощью тестов. В наст время интенсивно развив-ся стратегия формирующего эксперимента (активное вмешательство, построение процесса с заданными св-ми)

 

Стратегия наблюдения

Наблюдение- метод, закл-ся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Основная задача - накопление фактов и расположение их во временной последовательности. Наблюдение должно отвечать ряду требований - это четко поставленная цель и разработанная схема наблюдений; объективность наблюдения; систематичность наблюдений; наблюдение за естественным поведением ребенка.

Где применяется. значение имеет фиксация особенностей поведения человека в различных условиях, - в клинической, социальной, педагогическкакой психологии, психологии развития Наблюдение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса. Виды наблюдения: осознанное и нет, внешнее и внутреннее, сплошное и выборочное, систематическое и нет. Особенности метода: незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.

Главными особенностями метода наблюдения являются:

непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта; пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения; сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения.

 

Проблема периодизации в отечественной и зарубежной психологии

Периодизация – деление онтогенеза на отдельные периоды

1)проблема органической и средовой обусловленности психического развития

2)Влияние обучения и воспитания

3)Соотношение задатков и способностей

4)Соотношение интеллектуальных и личностных изменений в общем психологическом развитии ребенка

Культурно-историческая теория

Теория Деятельности (Леонтьев) – отношение места ребенка в общ отношениях и его ведущая деятельность

Эльконин – ведущая деятельность

 

Вклад А.Н. Леонтьева в психологию развития.

Разрабатывал в 20-х гг. совместно с Л.С. Выготским и А.Р. Лурия культурно-историческую теорию, провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций (произвольное внимание, память) как процесс "вращивания", интериоризации внешних форм орудийно опосредованных действий во внутренние психические процессы. Экспериментальные и теоретические работы посвящены проблемам развития психики (ее генезису, биологической эволюции и общественно-историческому развитию, развитию психики ребенка), проблемам инженерной психологии, а также психологии восприятия, мышления и др.Леонтьев выдвинул общепсихологическую теорию деятельности - новое направление в психологической науке. На основе предложенной Леонтьевым схемы структуры деятельности изучался широкий круг психических функций (восприятие, мышление, память, внимание), производилось исследование сознания и личности. Сформулированное Леонтьевым положение о ведущей деятельности (рассматривал её как критерий периодизации психического развития) и ее определяющем влиянии на развитие психики ребенка послужило основанием для концепции периодизации психического развития детей, выдвинутое Д.Б. Элькониным.

Боулби Дж. Привязанность.

Дж. Боулби выделяет четыре этапа в развитии привязанности ребенка

До-привязанность (0-2мес) – недифференцированная социальная чувствительность

Созидаемая привязанность (2-7) – узнавание знакомых людей

Четкая привязанность – протест при отделении, настороженность к незнакомцам

Партнерство с корректируемыми целями (с 24) – дети понимают потребности родителей

Ребенок, у которого имеется полноценное чувство привязанности к определенному человеку, реагирует на разлуку с этим человеком рядом бурных проявлений. Дж. Боулби у малышей в возрасте одного года выявил три стадии: протест, отчаяние и отстранение. На стадии протеста дети отказываются признать свое отделение от объекта привязанности. Они предпринимают энергичные попытки вновь обрести мать. На стадии отчаяния они плачут, кричат, брыкаются, бьются головой о постель, отказываются контактировать с кем-либо, пытающимся их успокоить. На третьей стадии (отстранения), наступающей через несколько часов, а иногда и дней, дети уходят в себя, становятся очень тихими. В их плаче слышатся безысходность и монотонность. Родных встречают отстраненно и даже равнодушно. Лишь потом постепенно дети начинают откликаться на проявление внимания со стороны тех, кто их окружает, и кажутся оправившимися от своего горя.

Маленькие дети ведут себя таким образом даже при кратковременной разлуке с родителем (Боулби полагает, что причиной этого является возникающий у детей страх одиночества), дети постарше страдают только при длительной разлуке. Если связь матери с младенцем нарушена на продолжительное время или постоянно, то развиваются тяжелые формы депрессии и может возникнуть даже общее истощение организма (Boulby, 1982; Spitz, 1965).

Такая реакция детей на разлуку является прототипом поведения людей и в старшем возрасте, когда их охватывает буря эмоций при вынужденном расставании с первой любовью или при смерти ребенка или супруга.

Созревание и развитие

1. Наследственное оснащение представляет собой совокупность филогенетически сформированных и унаследованных данностей новорожденного — физических и психологических. Так, например, новорожденный появляется на свет с двумя глазами, но только с одним ртом; с двумя почками, но лишь с одной печенью и т.д., а также с другими физическими свойствами, включая сопротивляемость заболеваниям, скорость метаболизма и т.д. Другие важные компоненты этого оснащения охватывают эпигенетически развертывающиеся задатки, врожденные пусковые механизмы, а также то, что мы называем «темпераментом», скоростью реакции, реакцией на стресс, и все остальное, чем наделен новорожденный.

2. Созревание является процессом прогрессирующих изменений и роста, которые происходят в физическом и психологическом секторах организма младенца. В основе этих изменений лежат внутренние передаваемые по наследству факторы, формирующие часть наследственного оснащения у новорожденного.

3. В отличие от Гартманна, Криса и Лёвенштейна мы разграничиваем психологическое развитие и биологическое ( Рапапортом).

Термин «психологическое развитие» включает в себя изменения, которым подвергается наследственное оснащение (как созревание, так и другие внутренние факторы биологического развития) отчасти в силу внешних обстоятельств, отчасти под давлением или при содействии факторов, влияющих на созревание и биологическое развитие. Термин «биологическое развитие» -является предфункциональным и предадаптированным, кумулятивным, прогрессивным и автономным. Факторы, способствующие этому развитию, являются в основном «конституциональными», внутренне присущими растущей системе, и лишь частично — «привходящими», внешними по отношению к ней, то есть факторами окружающей среды.

Описал стадии развития объектных отношений:

1) Нарциссическая (первые 2 недели жизни): нет дифференцируемого объекта

2) Анаклитическая (Стадия предобъектных отношений): отношения нужды

Грудь и лицо

3) Объектная (второе полугодие первого года)

Мать-объект, улыбка

8 мес.- страх перед незнакомцами, постоянство объекта

4) Стадия дифференцированных объектных отношений (второй год жизни)

Дифференцирование от матери

Э.Эриксона Основные понятия и стадии психосоциального развития в концепции.

Согласно Эриксону, человек на протяжении жизни переживает ряд психосоциальных кризисов. Ученый выделяет восемь стадий развития идентичности, на каждой из которых человек делает выбор между двумя альтернативными фазами решения возрастных и ситуативных задач развития. Характер выбора сказывается на всей последующей жизни в смысле ее успешности и неуспешности.

На первой стадии младенец решает фундаментальный вопрос всей своей последующей жизни – доверяет он окружающему его миру или не доверяет.

Прогрессирующая автономность младенца (прежде всего способность передвигаться – ползком, а позже – шагом; развитие речи и пр.) позволяет ребенку перейти к решению второй жизненной задачи – обретению самостоятельности (альтернативный/негативный вариант – неуверенность в себе).

На третьей стадии (с 4 до 6 лет) реализуется выбор между инициативой и чувством вины. В этом возрасте расширяется пространство жизнедеятельности ребенка, он начинает сам себе ставить цели, придумывать занятия, проявлять изобретательность в речи, фантазировать.

Четвертая стадия (с 6 до 11 лет) связана с овладением различными умениями (в том числе и умением учиться), а также символами культуры. Здесь формируется чувство компетентности, а при негативном протекании – неполноценности. Овладевая основами знаний, дети начинают идентифицировать себя с представителями отдельных профессий, для них важным становится общественное одобрение их деятельности.

Пятая стадия (11 – 20 лет) – ключевая для приобретения чувства идентичности. В это время подросток колеблется между положительным полюсом идентификации («Я») и отрицательным полюсом путаницы ролей. Перед подростком стоит задача объединения всего, что он знает о себе самом как сыне/дочери, школьнике, спортсмене, друге и пр. Все это он должен объединить в единое целое, осмыслить, связать с прошлым и спроецировать на будущее. При удачном протекании кризиса подросткового возраста у юношей и девушек формируется чувство идентичности, при неблагоприятном – спутанная идентичность, сопряженная с мучительными сомнениями относительно себя, своего места в группе, в обществе, с неясностью жизненной перспективы. Здесь Эриксон вводит совершенно оригинальный термин – «психологический мораторий», – которым обозначает кризисный период между юностью и взрослостью, в течение которого в личности происходят многомерные сложные процессы обретения взрослой идентичности и нового отношения к миру. Кризис порождает состояние «диффузии идентичности», которая составляет основу специфической патологии юношеского возраста.

Шестая стадия (с 21 до 25 лет) знаменует, по Эриксону, переход к решению уже собственно взрослых задач на базе сформировавшейся психосоциальной идентичности. Молодые люди вступают в дружеские отношения, в брак, появляются дети. Решается глобальный вопрос о принципиальном выборе между этим широким полем установления дружеских и семейных связей с перспективой воспитания нового поколения – и изоляционизмом, свойственным людям со спутанной идентичностью и другими, еще более ранними ошибками в линии развития.

Седьмая стадия (25 – 50/60 лет), занимающая львиную долю человеческой жизни, связана с противоречием между способностью человека к развитию, которую он получает на основании приобретенного на предыдущих стадиях, и личностным застоем, медленным регрессом личности в процессе обыденной жизни. Наградой за овладение способностью к саморазвитию является формирование человеческой индивидуальности, неповторимости.

Восьмая стадия (после 60 лет) завершает жизненный путь, и здесь, пожиная плоды прожитой жизни, человек либо обретает покой и уравновешенность как следствие целостности своей личности, либо оказывается обречен на безысходное отчаяние как итог путаной жизни.

Итак, в период юности каждый человек так или иначе переживает кризис, связанный с необходимостью самоопределения, в виде целой серии социальных и личностных выборов и идентификаций. Если юноше не удается своевременно разрешить эти задачи, у него формируется неадекватная идентичность. Диффузная, размытая идентичность – состояние, когда индивид еще не сделал ответственного выбора, например, профессии или мировоззрения, что делает его образ Я расплывчатым и неопределенным. Неоплаченная идентичность – состояние, когда юноша принял определенную идентичность, миновав сложный и мучительный процесс самоанализа, он уже включен в систему взрослых отношений, но этот выбор сделан не сознательно, а под влиянием извне или по готовым стандартам.

Задачи возрастной психологии

Теоретические задачи возрастной психологии:

— изучение движущих сил, источников и механизмов психического развития на всем протяжении жизненного пути человека;

— периодизация психического развития в онтогенезе;

— изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания (возникновения, становления, изменения, совершенствования, деградации, компенсации) психических процессов (восприятия, памяти, внимания и др.);

— установление возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности, усвоения знаний;

— исследование возрастного развития личности, в том числе в конкретных исторических условиях.

Практические задачи возрастной психологии:

— определение возрастных норм психических функций, выявление психологических ресурсов и творческого потенциала человека;

— создание службы систематического контроля за ходом психического развития, психического здоровья детей, оказания помощи родителям в проблемных ситуациях;

— возрастная и клиническая диагностика;

— выполнение функции психологического сопровождения, помощи в кризисные периоды жизни человека;

— наиболее оптимальная организация учебно-образовательного процесса, непрерывного образования (в том числе ориентированного на людей среднего и пожилого возраста)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 2189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.170.183 (0.036 с.)