Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Задачи возрастной психологии↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Задачи возрастной психологии Теоретические задачи возрастной психологии: — изучение движущих сил, источников и механизмов психического развития на всем протяжении жизненного пути человека; — периодизация психического развития в онтогенезе; — изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания (возникновения, становления, изменения, совершенствования, деградации, компенсации) психических процессов (восприятия, памяти, внимания и др.); — установление возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности, усвоения знаний; — исследование возрастного развития личности, в том числе в конкретных исторических условиях. Практические задачи возрастной психологии: — определение возрастных норм психических функций, выявление психологических ресурсов и творческого потенциала человека; — создание службы систематического контроля за ходом психического развития, психического здоровья детей, оказания помощи родителям в проблемных ситуациях; — возрастная и клиническая диагностика; — выполнение функции психологического сопровождения, помощи в кризисные периоды жизни человека; — наиболее оптимальная организация учебно-образовательного процесса, непрерывного образования (в том числе ориентированного на людей среднего и пожилого возраста)
Категория «возраст» в Психологии развития и возрастной психологии. Возраст – относительно замкнутый цикл развития, имеющий свою структуру и динамику. Хронологический возраст(продолжительность жизни);Биологический(совок-ть биол. показателей функц-я орг-ма в целом);Психологический возраст(уровень развития психики,в кот-й вкл. умственная, эмоц. и соц. зрелость). На каждой возрастной ступени мы находим центральное новообразование, ведущее для всего процесса развития и характ-ее перестройку всей личности ребенка на новой основе.
Связь возрастной психологии и психологии развития с другими областями психологии Возрастная психология тесно связана с другими областями психологии: общ псих, псих личности, соц, пед и диффер псих. Связь возр-й псих с соц-й дает возможность проследить зависимость развития и поведения ребенка и затем взрослого человека от специфики тех групп, в которые он входит: от семьи, группы детского сада, школьного класса, подростковых компаний и т.д. Соотношение типичного и индивидуального, общего и своеобразного, нормального и аномального, отклоняющегося рядов развития создает общие поля для возр псих и псих сравнительной, диффер, патопсихологии и клин псих. Много общего имеют возр псих и пед псих, особенно в своем историческом развитии.
Категория «развитие» в психологии. Понятие онтогенез и филогенез. Развитие человека можно условно разделить на три составных части: физическое развитие (изменение массы тела, роста и т. д.);соц развитие (изменение соц статуса); развитие психических процессов: интеллекта (мышления, внимания, памяти); развитие воли; развитие эмоций. Онтогенез - индивидуальное развитие организма от оплодотворения (при половом размножении) или от момента отделения от материнской особи (при бесполом размножении) до смерти. Филогенез - историческое развитие организмов
Методы исследования в психологии развития В истории возрастной психологии выделяются три основные стратегии: Стратегия наблюдения; Стратегия естественно-научного констатирующего эксперимента (цель – установить наличие или отсутствие изучаемого явления при опред-х контролируемых условиях) Эксперимент - исследование, в процессе которого мы сами вызываем интересующие нас псих явления и созд условия, необх-е и достат-е для проявления и измерения связей изучаемых переменных между собой и обстоятельствами жизни ребенка. При проведении эксперимента пользуются следующими частными методами:Беседа Анкетирование Анализ продуктов деятельности(метод изучения человека через анализ (интерпретацию) продуктов его деятельности (рисунки,чертежи, музыка, сочинения, тетради, дневники)). Тестирование - диагностика личностных качеств с помощью тестов. В наст время интенсивно развив-ся стратегия формирующего эксперимента (активное вмешательство, построение процесса с заданными св-ми)
Стратегия наблюдения Наблюдение- метод, закл-ся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Основная задача - накопление фактов и расположение их во временной последовательности. Наблюдение должно отвечать ряду требований - это четко поставленная цель и разработанная схема наблюдений; объективность наблюдения; систематичность наблюдений; наблюдение за естественным поведением ребенка. Где применяется. значение имеет фиксация особенностей поведения человека в различных условиях, - в клинической, социальной, педагогическкакой психологии, психологии развития Наблюдение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса. Виды наблюдения: осознанное и нет, внешнее и внутреннее, сплошное и выборочное, систематическое и нет. Особенности метода: незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте. Главными особенностями метода наблюдения являются: непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта; пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения; сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения.
Проблема периодизации в отечественной и зарубежной психологии Периодизация – деление онтогенеза на отдельные периоды 1)проблема органической и средовой обусловленности психического развития 2)Влияние обучения и воспитания 3)Соотношение задатков и способностей 4)Соотношение интеллектуальных и личностных изменений в общем психологическом развитии ребенка Культурно-историческая теория Теория Деятельности (Леонтьев) – отношение места ребенка в общ отношениях и его ведущая деятельность Эльконин – ведущая деятельность
Вклад А.Н. Леонтьева в психологию развития. Разрабатывал в 20-х гг. совместно с Л.С. Выготским и А.Р. Лурия культурно-историческую теорию, провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций (произвольное внимание, память) как процесс "вращивания", интериоризации внешних форм орудийно опосредованных действий во внутренние психические процессы. Экспериментальные и теоретические работы посвящены проблемам развития психики (ее генезису, биологической эволюции и общественно-историческому развитию, развитию психики ребенка), проблемам инженерной психологии, а также психологии восприятия, мышления и др.Леонтьев выдвинул общепсихологическую теорию деятельности - новое направление в психологической науке. На основе предложенной Леонтьевым схемы структуры деятельности изучался широкий круг психических функций (восприятие, мышление, память, внимание), производилось исследование сознания и личности. Сформулированное Леонтьевым положение о ведущей деятельности (рассматривал её как критерий периодизации психического развития) и ее определяющем влиянии на развитие психики ребенка послужило основанием для концепции периодизации психического развития детей, выдвинутое Д.Б. Элькониным. Боулби Дж. Привязанность. Дж. Боулби выделяет четыре этапа в развитии привязанности ребенка До-привязанность (0-2мес) – недифференцированная социальная чувствительность Созидаемая привязанность (2-7) – узнавание знакомых людей Четкая привязанность – протест при отделении, настороженность к незнакомцам Партнерство с корректируемыми целями (с 24) – дети понимают потребности родителей Ребенок, у которого имеется полноценное чувство привязанности к определенному человеку, реагирует на разлуку с этим человеком рядом бурных проявлений. Дж. Боулби у малышей в возрасте одного года выявил три стадии: протест, отчаяние и отстранение. На стадии протеста дети отказываются признать свое отделение от объекта привязанности. Они предпринимают энергичные попытки вновь обрести мать. На стадии отчаяния они плачут, кричат, брыкаются, бьются головой о постель, отказываются контактировать с кем-либо, пытающимся их успокоить. На третьей стадии (отстранения), наступающей через несколько часов, а иногда и дней, дети уходят в себя, становятся очень тихими. В их плаче слышатся безысходность и монотонность. Родных встречают отстраненно и даже равнодушно. Лишь потом постепенно дети начинают откликаться на проявление внимания со стороны тех, кто их окружает, и кажутся оправившимися от своего горя. Маленькие дети ведут себя таким образом даже при кратковременной разлуке с родителем (Боулби полагает, что причиной этого является возникающий у детей страх одиночества), дети постарше страдают только при длительной разлуке. Если связь матери с младенцем нарушена на продолжительное время или постоянно, то развиваются тяжелые формы депрессии и может возникнуть даже общее истощение организма (Boulby, 1982; Spitz, 1965). Такая реакция детей на разлуку является прототипом поведения людей и в старшем возрасте, когда их охватывает буря эмоций при вынужденном расставании с первой любовью или при смерти ребенка или супруга. Созревание и развитие 1. Наследственное оснащение представляет собой совокупность филогенетически сформированных и унаследованных данностей новорожденного — физических и психологических. Так, например, новорожденный появляется на свет с двумя глазами, но только с одним ртом; с двумя почками, но лишь с одной печенью и т.д., а также с другими физическими свойствами, включая сопротивляемость заболеваниям, скорость метаболизма и т.д. Другие важные компоненты этого оснащения охватывают эпигенетически развертывающиеся задатки, врожденные пусковые механизмы, а также то, что мы называем «темпераментом», скоростью реакции, реакцией на стресс, и все остальное, чем наделен новорожденный. 2. Созревание является процессом прогрессирующих изменений и роста, которые происходят в физическом и психологическом секторах организма младенца. В основе этих изменений лежат внутренние передаваемые по наследству факторы, формирующие часть наследственного оснащения у новорожденного. 3. В отличие от Гартманна, Криса и Лёвенштейна мы разграничиваем психологическое развитие и биологическое ( Рапапортом). Термин «психологическое развитие» включает в себя изменения, которым подвергается наследственное оснащение (как созревание, так и другие внутренние факторы биологического развития) отчасти в силу внешних обстоятельств, отчасти под давлением или при содействии факторов, влияющих на созревание и биологическое развитие. Термин «биологическое развитие» -является предфункциональным и предадаптированным, кумулятивным, прогрессивным и автономным. Факторы, способствующие этому развитию, являются в основном «конституциональными», внутренне присущими растущей системе, и лишь частично — «привходящими», внешними по отношению к ней, то есть факторами окружающей среды. Описал стадии развития объектных отношений: 1) Нарциссическая (первые 2 недели жизни): нет дифференцируемого объекта 2) Анаклитическая (Стадия предобъектных отношений): отношения нужды Грудь и лицо 3) Объектная (второе полугодие первого года) Мать-объект, улыбка 8 мес.- страх перед незнакомцами, постоянство объекта 4) Стадия дифференцированных объектных отношений (второй год жизни) Дифференцирование от матери Э.Эриксона Основные понятия и стадии психосоциального развития в концепции. Согласно Эриксону, человек на протяжении жизни переживает ряд психосоциальных кризисов. Ученый выделяет восемь стадий развития идентичности, на каждой из которых человек делает выбор между двумя альтернативными фазами решения возрастных и ситуативных задач развития. Характер выбора сказывается на всей последующей жизни в смысле ее успешности и неуспешности. На первой стадии младенец решает фундаментальный вопрос всей своей последующей жизни – доверяет он окружающему его миру или не доверяет. Прогрессирующая автономность младенца (прежде всего способность передвигаться – ползком, а позже – шагом; развитие речи и пр.) позволяет ребенку перейти к решению второй жизненной задачи – обретению самостоятельности (альтернативный/негативный вариант – неуверенность в себе). На третьей стадии (с 4 до 6 лет) реализуется выбор между инициативой и чувством вины. В этом возрасте расширяется пространство жизнедеятельности ребенка, он начинает сам себе ставить цели, придумывать занятия, проявлять изобретательность в речи, фантазировать. Четвертая стадия (с 6 до 11 лет) связана с овладением различными умениями (в том числе и умением учиться), а также символами культуры. Здесь формируется чувство компетентности, а при негативном протекании – неполноценности. Овладевая основами знаний, дети начинают идентифицировать себя с представителями отдельных профессий, для них важным становится общественное одобрение их деятельности. Пятая стадия (11 – 20 лет) – ключевая для приобретения чувства идентичности. В это время подросток колеблется между положительным полюсом идентификации («Я») и отрицательным полюсом путаницы ролей. Перед подростком стоит задача объединения всего, что он знает о себе самом как сыне/дочери, школьнике, спортсмене, друге и пр. Все это он должен объединить в единое целое, осмыслить, связать с прошлым и спроецировать на будущее. При удачном протекании кризиса подросткового возраста у юношей и девушек формируется чувство идентичности, при неблагоприятном – спутанная идентичность, сопряженная с мучительными сомнениями относительно себя, своего места в группе, в обществе, с неясностью жизненной перспективы. Здесь Эриксон вводит совершенно оригинальный термин – «психологический мораторий», – которым обозначает кризисный период между юностью и взрослостью, в течение которого в личности происходят многомерные сложные процессы обретения взрослой идентичности и нового отношения к миру. Кризис порождает состояние «диффузии идентичности», которая составляет основу специфической патологии юношеского возраста. Шестая стадия (с 21 до 25 лет) знаменует, по Эриксону, переход к решению уже собственно взрослых задач на базе сформировавшейся психосоциальной идентичности. Молодые люди вступают в дружеские отношения, в брак, появляются дети. Решается глобальный вопрос о принципиальном выборе между этим широким полем установления дружеских и семейных связей с перспективой воспитания нового поколения – и изоляционизмом, свойственным людям со спутанной идентичностью и другими, еще более ранними ошибками в линии развития. Седьмая стадия (25 – 50/60 лет), занимающая львиную долю человеческой жизни, связана с противоречием между способностью человека к развитию, которую он получает на основании приобретенного на предыдущих стадиях, и личностным застоем, медленным регрессом личности в процессе обыденной жизни. Наградой за овладение способностью к саморазвитию является формирование человеческой индивидуальности, неповторимости. Восьмая стадия (после 60 лет) завершает жизненный путь, и здесь, пожиная плоды прожитой жизни, человек либо обретает покой и уравновешенность как следствие целостности своей личности, либо оказывается обречен на безысходное отчаяние как итог путаной жизни. Итак, в период юности каждый человек так или иначе переживает кризис, связанный с необходимостью самоопределения, в виде целой серии социальных и личностных выборов и идентификаций. Если юноше не удается своевременно разрешить эти задачи, у него формируется неадекватная идентичность. Диффузная, размытая идентичность – состояние, когда индивид еще не сделал ответственного выбора, например, профессии или мировоззрения, что делает его образ Я расплывчатым и неопределенным. Неоплаченная идентичность – состояние, когда юноша принял определенную идентичность, миновав сложный и мучительный процесс самоанализа, он уже включен в систему взрослых отношений, но этот выбор сделан не сознательно, а под влиянием извне или по готовым стандартам. Задачи возрастной психологии Теоретические задачи возрастной психологии: — изучение движущих сил, источников и механизмов психического развития на всем протяжении жизненного пути человека; — периодизация психического развития в онтогенезе; — изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания (возникновения, становления, изменения, совершенствования, деградации, компенсации) психических процессов (восприятия, памяти, внимания и др.); — установление возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности, усвоения знаний; — исследование возрастного развития личности, в том числе в конкретных исторических условиях. Практические задачи возрастной психологии: — определение возрастных норм психических функций, выявление психологических ресурсов и творческого потенциала человека; — создание службы систематического контроля за ходом психического развития, психического здоровья детей, оказания помощи родителям в проблемных ситуациях; — возрастная и клиническая диагностика; — выполнение функции психологического сопровождения, помощи в кризисные периоды жизни человека; — наиболее оптимальная организация учебно-образовательного процесса, непрерывного образования (в том числе ориентированного на людей среднего и пожилого возраста)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 2247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.27.225 (0.011 с.) |