ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разделы возрастной психологии.



Разделы возрастной психологии.

1) новорожденность и младенчество (0-1 год).

2) ранний возраст (1 год — 3 года).

3) дошкольный возраст (3 — 6,7 лет).

4) младший школьный возраст (6,7 — 10-11).

5) подростковый возраст (10,11 — 14,16).

6) юность (14,16 — 20,23(25)).

7) акмеология (психология взрослости).

8) старости (геронто психология) + долгожительство.

Задачи возрастной психологии.

1) изучение движущих сил источника и механизмов психического развития на всем протяжении жизненного пути человека.

2) Периодизация психического развития в онтогенезе.

3) изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания (возникновения, становления, изменения, совершенствования, деградации, компенсации) психических процессов.

4) установление возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности, усвоение знаний.

5) исследование возрастного развития личности, в том числе, в конкретных исторических условиях.

6) определение возрастных норм психических функций, выявление психических ресурсов и творческого потенциала человека.

7) создание службы систематического контроля за ходом психического развития психического здоровья детей.

Связи возрастной психологии с другими науками:

- психология личности (психологические свойства личности, направленность личности, которая меняется на разных стадиях онтогенеза, наши цели , задачи меняются, меняется мотивационно-потребностная сфера)

- общая психология (все познавательные процессы)

- социальная психология (социум, человек это существо социальное, определенный социальный статус)

- педагогическая психология (правильное воздействие на личность с целью обучения определяется с помощью возрастной психологией).

- дифференциальная психология (средства воздействия...)

- специальная психология (для определения нормы мы должны знать какие есть отклонения)

- психология семьи (развитие личности ребенка...)

- история психологии (возрастная психология проходила тоже свое развитие).

Методы возрастной психологии:

- эмпирические (наблюдение, самонаблюдение, тесты, беседы, анализ продуктов деятельности, эксперимент, моделирование)

- организационные (сравнительный, лонгитюдный, комплексный).

Обработка данных: количественная, качественная.

 

Сравнительный: сравниваются возрастные периоды, личностные особенности, поведенческие характеристики.

Лонгитюдный: нас интересует один фактор, длительное изучение явлений психики.

Комплексный: прослеживаются сразу несколько факторов вместе, объединяются специалисты для решения одной проблемы.

Наблюдение: предметом наблюдения может быть поведение, изменение основных видов деятельности, взаимоотношения.

Эксперимент: влияние чего либо на уровень самооценки подростков, формирование гендерного взаимодействия.

Основные понятия возрастной психологии.

Развитие — это процесс перехода из одного состояния в другое более совершенное, переход от простого к сложному, от низшего к высшему.

Развитие психики — это закономерное изменение психических процессов во времени, выраженная в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Созревание — это психофизиологический процесс последовательных возрастных изменений в ЦНС и других системах организма.

Филогенез психики — это становление структур психики в ходе биологического эволюции вида или социокультурной истории человечества.

Онтогенез психики— это формирование психических структур в течении жизни отдельного индивида.

 

Факторы и закономерности развития психики.

Биологизаторское направление. Условием развития человека является наследственность. Изначально все заложено в самом человек. Человек в своем развитии повторяется все стадии филогенетического развития. Человек внутриутробно повторяет стадии развития животного. Только к последним стадиям приобретает человеческие свойства.

Человек рассматривается как биологическое существо, наделенное от природы определенными способностями, чертами характера, особенностями поведения. Наследственность определяет весь ход его развития и его темп, и его предел. В рамках этого направления возникла теория рекапитуляции. Основной идеей которой является прохождение эмбрионом пути от простейшего 2 клеточного организма до человека. Внутри этого направления был сформулирован биогенетический закон, который позволил представить развитие психики как повторение основных стадий биологической эволюции и этапов культурно исторического развития человечества.

Социологизаторское направление. Представителем является Джон Лок. Ребенок не отягощен наследственностью. Под воздействием социальной среды человек приобретает опыт.

Факторы психического развития человека:

- биологический. Включает в себя прежде всего наследственность. Дополнительно: задатки, тип нервной системы, генотип, общечеловеческий облик, строение головного мозга.

- социальный (фактор среды). Определяется системой взаимодействия человека с обществом. Освоение нравственных моральных норм, освоение культуры, овладение речью, языком, формирование определенных видов деятельности, образец поведения, раскрывается социальное значение предметов.

- собственная активность ребенка.Установление связей с социальной и природной средой.

 

Закономерности психического развития.

(По Л.С. Выготскому)

1) Цикличность. Развитие имеет сложную организацию во времени. Периоды подъема, интенсивного развития сменяются периодами замедления, затухания. Дети интенсивно развиваются до 3 лет.

2) неравномерность развития. Разные стороны личности в том числе психические функции развиваются неравномерно, непропорционально. У младших шк — главное мышление, у дошкольников — память и тд

3) «метаморфозы». Развитие не сводится к количественным изменениям, это цепь качественных изменений, превращения одной форму в другую.

4) Сочетание процессов эволюции и инволюции. Процессы «обратного развития» как бы вплетены в ход эволюции.

 

Понятия ведущей деятельности.

Деятельность – определенная активность, имеющая определенную цель и направленная на достижение определенного результата.

Структура деятельности:

- средства достижения цели

- способы

- потребность в деятельности

- мотивы

- действия

- операции

Ведущая деятельность – всегда только одна конкретная деятельность, которая определяет развитие. Это та деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития.

Каждая стадия психического развития ребенка характеризуется соответствующим типом ведущей деятельности.

Признаком перехода от одной стадии психического развития к другой является изменение ведущего типа деятельности. Ведущая деятельность характеризует определенный этап развития и выступает значимым критерием для его диагностики.

Появление в каждом периоде развития новой ведущей деятельности не отменяет предшествующую.

Виды ведущей деятельности:

1) Непосредственное эмоциональное общение ребенка со взрослыми (с первых недель жизни – до 1 года): улыбается, кричит.

2) Предметно-манипулятивная или орудийно-предметная (1-3 года): дите манипулирует предметами – изучает, рассматривает и т.д. это деятельность осуществляется в сотрудничестве со взрослыми.

3) Сюжетно-ролевая игра (3-6,7): постепенный переход к игровой деятельности.

4) Учебная деятельность или учение (6,7-10,11).

5) Интимно-личностное общение (10,11 – 15,16)

6) Учебно-профессиональная (юношеский возраст)

7) Трудовая деятельность.

Сензитивный период.

Сензитивность – это характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, различного рода испытаний.

Возрастная сензитивность – это присущая определенному возрастному периоду определенный характер развития психических свойств и процессов, а также это способность человека в определенные возрастные периоды оптимально быстро овладевать теми или иными видами деятельности.

 

Новорожденность.

От 0 - до 2 месяцев

 

Новорожденность является кризисным периодом.

Ребенок в момент родов отделяется от матери физически, но не биологически. Новорожденный беспомощен. Он не может самостоятельно удовлетворить ни одной своей потребности.

Такая полная зависимость от взрослого составляет специфику социальной ситуации развития.

С набором рефлексов: Дыхательный, хватательный, пищеварительные, выделительные, рефлексы, кровообращение, сердцебиение, защитные рефлексы, рефлекс ходьбы.

Основная особенность новорожденного - безграничные возможности усвоение нового опыта. Формируются потребности в получении впечатлений, в движении, в общении со взрослыми.

В психической жизни ребенка возникает зрительное и слуховое сосредоточение. Развитие зрения и слуха у ребенка происходит быстрее, чем развитие телесных движений. В 1,5 - 2 месяца у новорожденного появляется улыбка, как реакция на взрослого; ребенок останавливает взгляд на лице взрослого, вскидывает руки, активно двигает ногами, издает громкие звуки, улыбается. Это бурная эмоционально двигательная реакция называется комплексом оживления.

 

Собственно младенчество

Социальная ситуация развития младенчества состоит в том, что вся жизнь и поведение младенца опосредуется взрослым либо реализуется в сотрудничестве с ним ("мы"). Ведущая деятельность - непосредственное эмоциональное общение со взрослым, которое проходит следующие стадии:

1 непосредственное общение

2 общение поп поводу предметов

3 общение как совместная деятельность

Основным средством общения является экспрессия.

Познавательное развитие:

1 восприятие: развивается зрительное сосредоточение, становится возможным прослеживание движущихся предметов. развивается пространственное восприятие, восприятие глубины. воспринимаются не отдельные свойства объектов, а объекты в целом.

2 память: функционирует внутри ощущения и восприятия, проявляется в форме запечатления, узнавания. сначала развивается двигательная, эмоциональная и образная память, а к концу года складываются предпосылки для развития словесной памяти.

Развитие речи: развитие речи связано с общением со взрослым, возникает внимание к речи взрослого, а подражание ей превращается в самостоятельную деятельность ребенка. устанавливается связь между предметами и названиями предметов. развивается инициативное употребление осмысленных слов.

К концу 1 года ребенок понимает от 10 до 20 слов произносимых взрослыми и сам произносит несколько слов.

 

Кризис 1 года.

 

Содержание кризиса связано со следующими моментами:

1 развитие ходьбы

2 аффекты и воля (тесно связано с тем, что ребенок начинает ходить)

3 связан с появлением 1 слова.

 

Познавательное развитие.

1 Речь. Это сензитивный период для развития речи. Совершенствуется понимание речи взрослых, значительно легче становится общаться с ребенком, формируется собственная активная речь. Речь становится основным средством общения. формируется регулирующая функция речи, когда ребенок подчиняется требованиям взрослого. появляется ситуативная речь понятная исходя из контекста ситуации, в которую включены участники.

2 мышление. основная форма мышления - наглядно-действенная. Начинают формироваться к концу периода элементы наглядно-образного мышления (элементы задумчивости над действием).

3 восприятие. доминирующий процесс на этом этапе. все познавательные процессы зависят от восприятия. Формируется предметное восприятие. Различение формы, цвета, размеров. Должен освоить основные свойства предметов.

4 память. проявляется в активном восприятии - узнавании. преобладает двигательное, эмоциональное, частично-образное. возрастает объем и прочность сохранения материала. Доминирует непроизвольная память. Способность к воспроизведению.

5 внимание. непроизвольное. привлекают внимание яркие, интересные объекты. слабо концентрировано, неустойчиво, трудности переключения и распределения. мал объем внимания.

Самосознание. ребенок начинает отделять себя от своих действий, развивается подлинная самостоятельность, проявляющаяся в целеполагании и целеустремленности ребенка. начинает формироваться ситуативно-деловое общение со взрослыми, к концу периода внеситуативно познавательное. Ребенок сравнивает себя со взрослыми и хочет быть похожим на них. В результате меняется отношение ребенка к взрослому, что выражается, прежде всего, в стремлении к автономии и противопоставлении своих желаний желаниям и требованиям взрослых. "Я сам" - центрально личностное новообразование - осознание самого себя. Выделение собственного "я" приводит к кризису 3 лет.

 

Кризис 3 лет.

 

Симптомы кризиса 3 лет описал Выготский.

1 негативизм. Отрицание любых указаний, действий взрослого.

2 упрямство. ребенок не хочет выполнять действия не потому что он не хочет, а потому что потребовали.

3 строптивость. оппозиционное поведение относительно ранее установленных норм - одеться, раздеться, поесть и тд.

4 своеволие, своенравие. я сам, я есть, проявляет самостоятельность там где не нужно, везде.

// Уровень субъективного контроля

5 деспотизм. жестко проявляет свою власть над другими, требует выполнения то что он сказал.

 

Новообразования: наглядно-действенное мышление, развитие памяти на более высоком уровне, понимания, восприятия, активное развитие речи.

 

Дошкольный возраст (3-6,7)

 

Социальная ситуация развития дошкольника:

ребенок выходит за рамки семейных отношений. Изменяется место ребенка в системе отношений (уже не является центром своей семьи), развивается способность к идентификации с людьми образами героя. Происходит усвоение норм поведения. Данный образ является сензитивным для формирования морального и нравственного сознания.

Ведущая деятельность -игра или сюжетно-ролевая игра. Игра оказывает значительное влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети учатся полноценному общению друг с другом. В процессе сюжетно ролевой игры дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Предметы заместители - вместо конфет камушки, вместо шприца ручка, деньги это листочки. Игровая деятельность способствует формированию произвольного поведения (основанное на воле, регулирует свое поведение). В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка. Возникают новые потребности, появляется иерархия мотивов. Осознает те мотивы, которые определяют его деятельность, соподчинение мотивов. Может объяснить почему он выбирает то или иное.

Кризис 7 лет.

Кризис 7 лет это период становления социального я ребенка. Он связан с появлением нового системного образования, «внутренней позиции», которая выражает новый уровень самосознания и рефлексии ребенка.

 

Младший школьный возраст.

 

(6,7 — 10,11)

Социальная ситуация развития: расширение сфер социального взаимодействия и овладение новой социальной ролью «ученика».

Ведущая деятельность: учебная, направленная на освоение ЗУНами. Структура учебной деятельности: мотивация, учебная задача,учебные действия, действия контроля и оценки.

Мотивы учения:

1) познавательные мотивы, направленные на овладение знаниями, способами их получения, приемами самостоятельной работы, программами дополнительных знаний.

2) социальные мотивы (понимание социальной значимости учения, стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение.

3) узко личные мотивы (получить хорошую отметку, заслужить похвалу и тому подобное)

Познавательное развитие: Мышление доминирующий процесс. Завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. В процессе обучения формируются научные понятия (основы теоретического мышления).

Речь: увеличение словарного запаса до 7 тысяч слов. Проявляется собственная активная речь, формируется контекстная речь.

Память: к концу периода носит произвольный характер. Становится осмысленной. В учебной деятельности развиваются все виды памяти: долговременная, кратковременная, оперативная. Память становится опосредованной, ребенок овладевает новыми средствами для запоминания.

Внимание: развиваются все основные свойства внимания. К концу периода внимание становится произвольным.

Восприятие: характеризуется непроизвольностью, отличается слабой дифференцированностью.

Самосознание: интенсивно развивается, формируется способность к рефлексии. Формирование самооценки связано с успешностью в учебной деятельности.

 

Подростковый возраст.

(12-16).

 

Выготский этот возраст называл пубертатным. Изменение роста, вес, объема сердца, легкие и всего всего. Нервная система начинает очень активно формироваться. Формирование гормональной сферы.

 

Социальная ситуация развития: расширение сферы социальных контактов, появление значимого взрослого.

Ведущая деятельность: интимно-личностное общение со сверстниками. Не учеба определяет его развитие, а общение. Учиться он уже умеет. Снижается интерес к учебе. Стремление познать себя через других, стремление занять определенную социальную позицию, занять статус. Значимым становиться этот статус.

Познавательное развитие:

Мышление: происходит переход от словесно-логического мышления к абстрактному мышлению.

Активно развиваются основные операции мышления, такие как классификация, обобщение, анализ. Развивается рефлексивное общение. Подросток приобретает собственную логику мышления.

Развитие личности: становление самоидентичности. Ищется образ для идентификации.

Актуальными становятся проблемы осознания собственного «я». Осознание своего протяженного «я».Осознание себя как отличного от интериоризированных родительских образов.

Главная задача — формирование эгоидентичности, которая обеспечивает целостность поведения, поддерживает внутреннее единство в личности, позволяет принять социальные нормы и идентифицироваться с групповыми идеалами и стремлениями.

 

Разделы возрастной психологии.

1) новорожденность и младенчество (0-1 год).

2) ранний возраст (1 год — 3 года).

3) дошкольный возраст (3 — 6,7 лет).

4) младший школьный возраст (6,7 — 10-11).

5) подростковый возраст (10,11 — 14,16).

6) юность (14,16 — 20,23(25)).

7) акмеология (психология взрослости).

8) старости (геронто психология) + долгожительство.

Задачи возрастной психологии.

1) изучение движущих сил источника и механизмов психического развития на всем протяжении жизненного пути человека.

2) Периодизация психического развития в онтогенезе.

3) изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания (возникновения, становления, изменения, совершенствования, деградации, компенсации) психических процессов.

4) установление возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности, усвоение знаний.

5) исследование возрастного развития личности, в том числе, в конкретных исторических условиях.

6) определение возрастных норм психических функций, выявление психических ресурсов и творческого потенциала человека.

7) создание службы систематического контроля за ходом психического развития психического здоровья детей.

Связи возрастной психологии с другими науками:

- психология личности (психологические свойства личности, направленность личности, которая меняется на разных стадиях онтогенеза, наши цели , задачи меняются, меняется мотивационно-потребностная сфера)

- общая психология (все познавательные процессы)

- социальная психология (социум, человек это существо социальное, определенный социальный статус)

- педагогическая психология (правильное воздействие на личность с целью обучения определяется с помощью возрастной психологией).

- дифференциальная психология (средства воздействия...)

- специальная психология (для определения нормы мы должны знать какие есть отклонения)

- психология семьи (развитие личности ребенка...)

- история психологии (возрастная психология проходила тоже свое развитие).

Методы возрастной психологии:

- эмпирические (наблюдение, самонаблюдение, тесты, беседы, анализ продуктов деятельности, эксперимент, моделирование)

- организационные (сравнительный, лонгитюдный, комплексный).

Обработка данных: количественная, качественная.

 

Сравнительный: сравниваются возрастные периоды, личностные особенности, поведенческие характеристики.

Лонгитюдный: нас интересует один фактор, длительное изучение явлений психики.

Комплексный: прослеживаются сразу несколько факторов вместе, объединяются специалисты для решения одной проблемы.

Наблюдение: предметом наблюдения может быть поведение, изменение основных видов деятельности, взаимоотношения.

Эксперимент: влияние чего либо на уровень самооценки подростков, формирование гендерного взаимодействия.

Основные понятия возрастной психологии.

Развитие — это процесс перехода из одного состояния в другое более совершенное, переход от простого к сложному, от низшего к высшему.

Развитие психики — это закономерное изменение психических процессов во времени, выраженная в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Созревание — это психофизиологический процесс последовательных возрастных изменений в ЦНС и других системах организма.

Филогенез психики — это становление структур психики в ходе биологического эволюции вида или социокультурной истории человечества.

Онтогенез психики— это формирование психических структур в течении жизни отдельного индивида.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.109.55 (0.02 с.)