Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Разделы возрастной психологии.↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Разделы возрастной психологии. 1) новорожденность и младенчество (0-1 год). 2) ранний возраст (1 год — 3 года). 3) дошкольный возраст (3 — 6,7 лет). 4) младший школьный возраст (6,7 — 10-11). 5) подростковый возраст (10,11 — 14,16). 6) юность (14,16 — 20,23(25)). 7) акмеология (психология взрослости). 8) старости (геронто психология) + долгожительство. Задачи возрастной психологии. 1) изучение движущих сил источника и механизмов психического развития на всем протяжении жизненного пути человека. 2) Периодизация психического развития в онтогенезе. 3) изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания (возникновения, становления, изменения, совершенствования, деградации, компенсации) психических процессов. 4) установление возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности, усвоение знаний. 5) исследование возрастного развития личности, в том числе, в конкретных исторических условиях. 6) определение возрастных норм психических функций, выявление психических ресурсов и творческого потенциала человека. 7) создание службы систематического контроля за ходом психического развития психического здоровья детей. Связи возрастной психологии с другими науками: - психология личности (психологические свойства личности, направленность личности, которая меняется на разных стадиях онтогенеза, наши цели, задачи меняются, меняется мотивационно-потребностная сфера) - общая психология (все познавательные процессы) - социальная психология (социум, человек это существо социальное, определенный социальный статус) - педагогическая психология (правильное воздействие на личность с целью обучения определяется с помощью возрастной психологией). - дифференциальная психология (средства воздействия...) - специальная психология (для определения нормы мы должны знать какие есть отклонения) - психология семьи (развитие личности ребенка...) - история психологии (возрастная психология проходила тоже свое развитие). Методы возрастной психологии: - эмпирические (наблюдение, самонаблюдение, тесты, беседы, анализ продуктов деятельности, эксперимент, моделирование) - организационные (сравнительный, лонгитюдный, комплексный). Обработка данных: количественная, качественная.
Сравнительный: сравниваются возрастные периоды, личностные особенности, поведенческие характеристики. Лонгитюдный: нас интересует один фактор, длительное изучение явлений психики. Комплексный: прослеживаются сразу несколько факторов вместе, объединяются специалисты для решения одной проблемы. Наблюдение: предметом наблюдения может быть поведение, изменение основных видов деятельности, взаимоотношения. Эксперимент: влияние чего либо на уровень самооценки подростков, формирование гендерного взаимодействия. Основные понятия возрастной психологии. Развитие — это процесс перехода из одного состояния в другое более совершенное, переход от простого к сложному, от низшего к высшему. Развитие психики — это закономерное изменение психических процессов во времени, выраженная в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Созревание — это психофизиологический процесс последовательных возрастных изменений в ЦНС и других системах организма. Филогенез психики — это становление структур психики в ходе биологического эволюции вида или социокультурной истории человечества. Онтогенез психики — это формирование психических структур в течении жизни отдельного индивида.
Факторы и закономерности развития психики. Биологизаторское направление. Условием развития человека является наследственность. Изначально все заложено в самом человек. Человек в своем развитии повторяется все стадии филогенетического развития. Человек внутриутробно повторяет стадии развития животного. Только к последним стадиям приобретает человеческие свойства. Человек рассматривается как биологическое существо, наделенное от природы определенными способностями, чертами характера, особенностями поведения. Наследственность определяет весь ход его развития и его темп, и его предел. В рамках этого направления возникла теория рекапитуляции. Основной идеей которой является прохождение эмбрионом пути от простейшего 2 клеточного организма до человека. Внутри этого направления был сформулирован биогенетический закон, который позволил представить развитие психики как повторение основных стадий биологической эволюции и этапов культурно исторического развития человечества. Социологизаторское направление. Представителем является Джон Лок. Ребенок не отягощен наследственностью. Под воздействием социальной среды человек приобретает опыт. Факторы психического развития человека: - биологический. Включает в себя прежде всего наследственность. Дополнительно: задатки, тип нервной системы, генотип, общечеловеческий облик, строение головного мозга. - социальный (фактор среды). Определяется системой взаимодействия человека с обществом. Освоение нравственных моральных норм, освоение культуры, овладение речью, языком, формирование определенных видов деятельности, образец поведения, раскрывается социальное значение предметов. - собственная активность ребенка. Установление связей с социальной и природной средой.
Закономерности психического развития. (По Л.С. Выготскому) 1) Цикличность. Развитие имеет сложную организацию во времени. Периоды подъема, интенсивного развития сменяются периодами замедления, затухания. Дети интенсивно развиваются до 3 лет. 2) неравномерность развития. Разные стороны личности в том числе психические функции развиваются неравномерно, непропорционально. У младших шк — главное мышление, у дошкольников — память и тд 3) «метаморфозы». Развитие не сводится к количественным изменениям, это цепь качественных изменений, превращения одной форму в другую. 4) Сочетание процессов эволюции и инволюции. Процессы «обратного развития» как бы вплетены в ход эволюции.
Понятия ведущей деятельности. Деятельность – определенная активность, имеющая определенную цель и направленная на достижение определенного результата. Структура деятельности: - средства достижения цели - способы - потребность в деятельности - мотивы - действия - операции Ведущая деятельность – всегда только одна конкретная деятельность, которая определяет развитие. Это та деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития. Каждая стадия психического развития ребенка характеризуется соответствующим типом ведущей деятельности. Признаком перехода от одной стадии психического развития к другой является изменение ведущего типа деятельности. Ведущая деятельность характеризует определенный этап развития и выступает значимым критерием для его диагностики. Появление в каждом периоде развития новой ведущей деятельности не отменяет предшествующую. Виды ведущей деятельности: 1) Непосредственное эмоциональное общение ребенка со взрослыми (с первых недель жизни – до 1 года): улыбается, кричит. 2) Предметно-манипулятивная или орудийно-предметная (1-3 года): дите манипулирует предметами – изучает, рассматривает и т.д. это деятельность осуществляется в сотрудничестве со взрослыми. 3) Сюжетно-ролевая игра (3-6,7): постепенный переход к игровой деятельности. 4) Учебная деятельность или учение (6,7-10,11). 5) Интимно-личностное общение (10,11 – 15,16) 6) Учебно-профессиональная (юношеский возраст) 7) Трудовая деятельность. Сензитивный период. Сензитивность – это характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, различного рода испытаний. Возрастная сензитивность – это присущая определенному возрастному периоду определенный характер развития психических свойств и процессов, а также это способность человека в определенные возрастные периоды оптимально быстро овладевать теми или иными видами деятельности.
Новорожденность. От 0 - до 2 месяцев
Новорожденность является кризисным периодом. Ребенок в момент родов отделяется от матери физически, но не биологически. Новорожденный беспомощен. Он не может самостоятельно удовлетворить ни одной своей потребности. Такая полная зависимость от взрослого составляет специфику социальной ситуации развития. С набором рефлексов: Дыхательный, хватательный, пищеварительные, выделительные, рефлексы, кровообращение, сердцебиение, защитные рефлексы, рефлекс ходьбы. Основная особенность новорожденного - безграничные возможности усвоение нового опыта. Формируются потребности в получении впечатлений, в движении, в общении со взрослыми. В психической жизни ребенка возникает зрительное и слуховое сосредоточение. Развитие зрения и слуха у ребенка происходит быстрее, чем развитие телесных движений. В 1,5 - 2 месяца у новорожденного появляется улыбка, как реакция на взрослого; ребенок останавливает взгляд на лице взрослого, вскидывает руки, активно двигает ногами, издает громкие звуки, улыбается. Это бурная эмоционально двигательная реакция называется комплексом оживления.
Собственно младенчество Социальная ситуация развития младенчества состоит в том, что вся жизнь и поведение младенца опосредуется взрослым либо реализуется в сотрудничестве с ним ("мы"). Ведущая деятельность - непосредственное эмоциональное общение со взрослым, которое проходит следующие стадии: 1 непосредственное общение 2 общение поп поводу предметов 3 общение как совместная деятельность Основным средством общения является экспрессия. Познавательное развитие: 1 восприятие: развивается зрительное сосредоточение, становится возможным прослеживание движущихся предметов. развивается пространственное восприятие, восприятие глубины. воспринимаются не отдельные свойства объектов, а объекты в целом. 2 память: функционирует внутри ощущения и восприятия, проявляется в форме запечатления, узнавания. сначала развивается двигательная, эмоциональная и образная память, а к концу года складываются предпосылки для развития словесной памяти. Развитие речи: развитие речи связано с общением со взрослым, возникает внимание к речи взрослого, а подражание ей превращается в самостоятельную деятельность ребенка. устанавливается связь между предметами и названиями предметов. развивается инициативное употребление осмысленных слов. К концу 1 года ребенок понимает от 10 до 20 слов произносимых взрослыми и сам произносит несколько слов.
Кризис 1 года.
Содержание кризиса связано со следующими моментами: 1 развитие ходьбы 2 аффекты и воля (тесно связано с тем, что ребенок начинает ходить) 3 связан с появлением 1 слова.
Познавательное развитие. 1 Речь. Это сензитивный период для развития речи. Совершенствуется понимание речи взрослых, значительно легче становится общаться с ребенком, формируется собственная активная речь. Речь становится основным средством общения. формируется регулирующая функция речи, когда ребенок подчиняется требованиям взрослого. появляется ситуативная речь понятная исходя из контекста ситуации, в которую включены участники. 2 мышление. основная форма мышления - наглядно-действенная. Начинают формироваться к концу периода элементы наглядно-образного мышления (элементы задумчивости над действием). 3 восприятие. доминирующий процесс на этом этапе. все познавательные процессы зависят от восприятия. Формируется предметное восприятие. Различение формы, цвета, размеров. Должен освоить основные свойства предметов. 4 память. проявляется в активном восприятии - узнавании. преобладает двигательное, эмоциональное, частично-образное. возрастает объем и прочность сохранения материала. Доминирует непроизвольная память. Способность к воспроизведению. 5 внимание. непроизвольное. привлекают внимание яркие, интересные объекты. слабо концентрировано, неустойчиво, трудности переключения и распределения. мал объем внимания. Самосознание. ребенок начинает отделять себя от своих действий, развивается подлинная самостоятельность, проявляющаяся в целеполагании и целеустремленности ребенка. начинает формироваться ситуативно-деловое общение со взрослыми, к концу периода внеситуативно познавательное. Ребенок сравнивает себя со взрослыми и хочет быть похожим на них. В результате меняется отношение ребенка к взрослому, что выражается, прежде всего, в стремлении к автономии и противопоставлении своих желаний желаниям и требованиям взрослых. "Я сам" - центрально личностное новообразование - осознание самого себя. Выделение собственного "я" приводит к кризису 3 лет.
Кризис 3 лет.
Симптомы кризиса 3 лет описал Выготский. 1 негативизм. Отрицание любых указаний, действий взрослого. 2 упрямство. ребенок не хочет выполнять действия не потому что он не хочет, а потому что потребовали. 3 строптивость. оппозиционное поведение относительно ранее установленных норм - одеться, раздеться, поесть и тд. 4 своеволие, своенравие. я сам, я есть, проявляет самостоятельность там где не нужно, везде. // Уровень субъективного контроля 5 деспотизм. жестко проявляет свою власть над другими, требует выполнения то что он сказал.
Новообразования: наглядно-действенное мышление, развитие памяти на более высоком уровне, понимания, восприятия, активное развитие речи.
Дошкольный возраст (3-6,7)
Социальная ситуация развития дошкольника: ребенок выходит за рамки семейных отношений. Изменяется место ребенка в системе отношений (уже не является центром своей семьи), развивается способность к идентификации с людьми образами героя. Происходит усвоение норм поведения. Данный образ является сензитивным для формирования морального и нравственного сознания. Ведущая деятельность -игра или сюжетно-ролевая игра. Игра оказывает значительное влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети учатся полноценному общению друг с другом. В процессе сюжетно ролевой игры дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Предметы заместители - вместо конфет камушки, вместо шприца ручка, деньги это листочки. Игровая деятельность способствует формированию произвольного поведения (основанное на воле, регулирует свое поведение). В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка. Возникают новые потребности, появляется иерархия мотивов. Осознает те мотивы, которые определяют его деятельность, соподчинение мотивов. Может объяснить почему он выбирает то или иное. Кризис 7 лет. Кризис 7 лет это период становления социального я ребенка. Он связан с появлением нового системного образования, «внутренней позиции», которая выражает новый уровень самосознания и рефлексии ребенка.
Младший школьный возраст.
(6,7 — 10,11) Социальная ситуация развития: расширение сфер социального взаимодействия и овладение новой социальной ролью «ученика». Ведущая деятельность: учебная, направленная на освоение ЗУНами. Структура учебной деятельности: мотивация, учебная задача,учебные действия, действия контроля и оценки. Мотивы учения: 1) познавательные мотивы, направленные на овладение знаниями, способами их получения, приемами самостоятельной работы, программами дополнительных знаний. 2) социальные мотивы (понимание социальной значимости учения, стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение. 3) узко личные мотивы (получить хорошую отметку, заслужить похвалу и тому подобное) Познавательное развитие: Мышление доминирующий процесс. Завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. В процессе обучения формируются научные понятия (основы теоретического мышления). Речь: увеличение словарного запаса до 7 тысяч слов. Проявляется собственная активная речь, формируется контекстная речь. Память: к концу периода носит произвольный характер. Становится осмысленной. В учебной деятельности развиваются все виды памяти: долговременная, кратковременная, оперативная. Память становится опосредованной, ребенок овладевает новыми средствами для запоминания. Внимание: развиваются все основные свойства внимания. К концу периода внимание становится произвольным. Восприятие: характеризуется непроизвольностью, отличается слабой дифференцированностью. Самосознание: интенсивно развивается, формируется способность к рефлексии. Формирование самооценки связано с успешностью в учебной деятельности.
Подростковый возраст. (12-16).
Выготский этот возраст называл пубертатным. Изменение роста, вес, объема сердца, легкие и всего всего. Нервная система начинает очень активно формироваться. Формирование гормональной сферы.
Социальная ситуация развития: расширение сферы социальных контактов, появление значимого взрослого. Ведущая деятельность: интимно-личностное общение со сверстниками. Не учеба определяет его развитие, а общение. Учиться он уже умеет. Снижается интерес к учебе. Стремление познать себя через других, стремление занять определенную социальную позицию, занять статус. Значимым становиться этот статус. Познавательное развитие: Мышление: происходит переход от словесно-логического мышления к абстрактному мышлению. Активно развиваются основные операции мышления, такие как классификация, обобщение, анализ. Развивается рефлексивное общение. Подросток приобретает собственную логику мышления. Развитие личности: становление самоидентичности. Ищется образ для идентификации. Актуальными становятся проблемы осознания собственного «я». Осознание своего протяженного «я».Осознание себя как отличного от интериоризированных родительских образов. Главная задача — формирование эгоидентичности, которая обеспечивает целостность поведения, поддерживает внутреннее единство в личности, позволяет принять социальные нормы и идентифицироваться с групповыми идеалами и стремлениями.
Разделы возрастной психологии. 1) новорожденность и младенчество (0-1 год). 2) ранний возраст (1 год — 3 года). 3) дошкольный возраст (3 — 6,7 лет). 4) младший школьный возраст (6,7 — 10-11). 5) подростковый возраст (10,11 — 14,16). 6) юность (14,16 — 20,23(25)). 7) акмеология (психология взрослости). 8) старости (геронто психология) + долгожительство. Задачи возрастной психологии. 1) изучение движущих сил источника и механизмов психического развития на всем протяжении жизненного пути человека. 2) Периодизация психического развития в онтогенезе. 3) изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания (возникновения, становления, изменения, совершенствования, деградации, компенсации) психических процессов. 4) установление возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности, усвоение знаний. 5) исследование возрастного развития личности, в том числе, в конкретных исторических условиях. 6) определение возрастных норм психических функций, выявление психических ресурсов и творческого потенциала человека. 7) создание службы систематического контроля за ходом психического развития психического здоровья детей. Связи возрастной психологии с другими науками: - психология личности (психологические свойства личности, направленность личности, которая меняется на разных стадиях онтогенеза, наши цели, задачи меняются, меняется мотивационно-потребностная сфера) - общая психология (все познавательные процессы) - социальная психология (социум, человек это существо социальное, определенный социальный статус) - педагогическая психология (правильное воздействие на личность с целью обучения определяется с помощью возрастной психологией). - дифференциальная психология (средства воздействия...) - специальная психология (для определения нормы мы должны знать какие есть отклонения) - психология семьи (развитие личности ребенка...) - история психологии (возрастная психология проходила тоже свое развитие). Методы возрастной психологии: - эмпирические (наблюдение, самонаблюдение, тесты, беседы, анализ продуктов деятельности, эксперимент, моделирование) - организационные (сравнительный, лонгитюдный, комплексный). Обработка данных: количественная, качественная.
Сравнительный: сравниваются возрастные периоды, личностные особенности, поведенческие характеристики. Лонгитюдный: нас интересует один фактор, длительное изучение явлений психики. Комплексный: прослеживаются сразу несколько факторов вместе, объединяются специалисты для решения одной проблемы. Наблюдение: предметом наблюдения может быть поведение, изменение основных видов деятельности, взаимоотношения. Эксперимент: влияние чего либо на уровень самооценки подростков, формирование гендерного взаимодействия. Основные понятия возрастной психологии. Развитие — это процесс перехода из одного состояния в другое более совершенное, переход от простого к сложному, от низшего к высшему. Развитие психики — это закономерное изменение психических процессов во времени, выраженная в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Созревание — это психофизиологический процесс последовательных возрастных изменений в ЦНС и других системах организма. Филогенез психики — это становление структур психики в ходе биологического эволюции вида или социокультурной истории человечества. Онтогенез психики — это формирование психических структур в течении жизни отдельного индивида.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 9525; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.81.172 (0.011 с.) |