Тема 1. Предмет и задачи возрастной психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Предмет и задачи возрастной психологии



Характеристика возрастной психологии как науки. Объект и предмет изучения возрастной психологии. Основные разделы возрастной психологии. Исторический экскурс возникновения и развития детской психологии.

Теоретические и практические задачи возрастной психологии. Значение возрастной психологии для теории и практики воспитания, обучения, помощи взрослым и пожилым людям.

Связь возрастной психологии с другими отраслями психологической науки (общей, генетической, социальной педагогической), а также с возрастной физиологией и педагогикой.

 

Тема 2. Стратегии и методы исследования возрастной психологии

Наблюдение и эксперимент как основные методы исследования возрастной психологии. Метод наблюдения, его виды и ценность в исследовании детского развития. Эксперимент как метод эмпирического исследования, его виды. Близнецовый метод в решении вопроса о влиянии наследственности и среды на психическое развитие ребенка. Вспомогательные методы исследования: анализ продуктов деятельности; опрос (беседа, интервью), тестирование. Основные стратегии исследования развития ребенка.

Методы изучения возрастных особенностей и проблем развития.

 

Тема 3. Закономерности и механизмы психического развития и формирования личности в онтогенезе/

Проблема сущности психического развития. Физическое и психическое развитие индивида. Закономерности развития психики.

Роль биологического и социального факторов в развитии психики человека. Психическое развитие ребенка и биологический фактор созревания организма. Биогенетический подход к исследованию психики ребенка. Теория рекапитуляции (Ст.Холл). Теория преформизма К. Бюлера о трех ступенях психического развития. Закон функционального удовольствия. Нормативный подход к исследованию детского развития (А.Гезелл, Л.Термен, А.Бине, Д.Векслер).

 

Влияние среды на психическое развитие ребенка. Роль среды и научения в психическом развитии ребенка в классическом бихевиоризме. Законы научения Э. Торндайка. Теория оперантного научения Б.Скиннера и ее практическое применение. Социокультурный подход в исследовании психического развития человека. Концепция психического развития ребенка А. Валлона.

Теория конвергенции двух факторов в психическом развитии В. Штерна. Современное состояние проблемы соотношения роли наследственности и среды в психическом развитии ребенка.

 

Мотивационно-потребностная сфера личности. Овладение индивидом общественным сознанием как составной частью социальной активности людей – непременное условие формирования жизненной позиции личности. Цели личности, ее перспективы и уровень притязаний. Личность как сознательный субъект предметной деятельности и активный деятель социального прогресса общества.

 

Взаимосвязь психического развития и формирования личности. Превращение внешнего во внутреннее в процессе психического развития. Интериоризация и интеллектуализация осваиваемых предметных знаний, умений, навыков в процессе познания и общественно-полезной деятельности.

Зависимость овладения ребенком новым видом деятельности от уровня перцептивного развития личности. Возрастной аспект восприятия и понимания личностью социальных явлений в мире и их роль в формировании отношений личности к деятельности. Неравномерность психического развития ребенка. Развитие психики в условиях сенсорных дефектов. Основные формы депривации: сенсорная, когнитивная, депривация идентичности, депривация эмоциональных отношений. Причины задержки в психическом развитии. Педагогическая запущенность как причина задержки и отклонений в развитии. Проблема акселерации (ускорения) психического развития.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.178.133 (0.004 с.)