Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация и методы исследования в психологии развития и возрастной психологии

Поиск

Теоретические вопросы:

1. Перечислите достоинства и недостатки метода наблюдения и метода эксперимента.

2. Охарактеризуйте констатирующую и формирующую стратегии исследования в возрастной психологии.

3. Как вам кажется, в чем разница применения обучающего эксперимента в области психологии развития и в педагогических целях?

4. Приведите примеры экспериментальных исследований срезового типа, уже знакомые вам из курса общей психологии.

Практическое задание:

Прочитайте отрывок из книги М. Мид «Культура и мир детства» С. 181-182. О каких аспектах психического развития заставляет задуматься приведенный пример?

 

«Следующий шаг в овладении морскими навыками делается тогда, когда ребе­нок начинает править большими каноэ. Рано утром вид деревни оживляется плыву­щими каноэ, в которых взрослые спокойно сидят на средних скамьях, а малыши трех лет управляют каноэ, в три-четыре раза большими, чем они....Медленно, являя миру картину скорее энергичных действий, чем реального движения к цели, каноэ плывет через деревню, плывет среди других каноэ, в команде которых точно так же состоят такие же малыши. <...> Это часть целой системы, поощряющей ребенка максимально напрягать свои силы. Отец спешит. В этот день у него много работы. Может быть, он собрался в далекое плавание или же хочет устроить важное праздне­ство. Управлять каноэ в лагуне — совсем привычное дело для него, для него это лег­че, чем ходить. Но для того чтобы маленький ребенок почувствовал себя и нужным, и пригодным для условий сложной морской жизни, отец отсаживается на среднюю скамейку, а маленький лоцман ведет каноэ. И здесь снова вы не услышите резких слов, когда ребенок правит лодкой неуклюже. Отец только не обращает никакого внимания. Зато при первом удачном ударе шеста, направляющем лодку на нужный курс, обязательно последует одобрение.

Этот тип обучения можно оценить по его результатам. Дети манус чувствуют себя в воде, как дома. Они не боятся ее и не смотрят на нее как на что-то сложное и опасное. Требования, предъявляемые к ним, сделали их глаза острыми, реакции бы­стрыми, а тела умелыми, как у их родителей. Среди них нет пятилетнего ребенка, ко­торый не умел бы хорошо плавать. Ребенок манус, который не умел бы плавать, был бы таким же отклонением от нормы, насколько патологичным был бы американский ребенок пяти лет, не умеющий ходить» (Muд M. Культура и мир детства. С. 181-182).

 

Основная литература: см. лекцию.

Дополнительная литература:

1. Гальперин П.Я. Метод «срезов» и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления // Вопросы психологии. 1966. № 4.

2. Кроник А.А. Картина жизни: возможности прогноза // Жизненный путь личности. Киев, 1987.

3. Лидерс А.Г., Фролов Ю.И. Формирование психических процессов как метод иссле­дования в психологии. М., 1991.

4. Мартин Д. Психологические эксперименты. Секреты механизмов психики. СПб., 2002.

5. Нуркова В.В. Свершенное продолжается: психология автобиографической памяти личности. М., 2000.

6. Орлов А.Б. Методы современной возрастной и педагогической психологии. М., 1982.

7. Романова В. Кросс - культурные исследования младенчества в психологии // Вопро­сы психологии. 1997. № 5. С. 118-129.

8. Шванцара Й. Диагностика психического развития. Прага, 1978.

Лабораторная работа №2 (2 часа)

Теории детского развития первой трети XX в.

Теоретические вопросы:

1. Обозначьте основные тенденции в развитии возрастной психологии в период первой трети XX в.

2. Какие существуют принципиальные позиции по проблеме детерминации психического развития человека?

3. Как решался вопрос о детерминации психического развития детей в под­ходах М. Монтессори и А. Гезелла? Какие педагогические выводы логи­чески следуют из их взглядов?

4. Какова основная идея теории К. Бюлера?

5. В чем ограниченность метода зоопсихологического эксперимента в дет­ской психологии? Что можно и что нельзя установить с его помощью?

Практическое задание:

Прочитайте отрывок из воспоминаний участника опытов А. Гезелла. Най­дите упоминания о схеме организации исследования и методах изучения детского развития, использованных Гезеллом:«Я хорошо помню доктора Гезелла. Впервые мы с ним встретились в Нью-Хайвене, когда я был еще ребенком: меня, 10-месячного малыша, мама принесла тогда на очередной осмотр в его лабораторию. Доктор Гезелл всегда охотно разгова­ривал с мамой обо мне, много расспрашивал и одновременно записывал в свою тет­радку все, что она рассказывала ему. Отец обычно не ходил с нами на эти осмотры.

Как только мы появлялись в лаборатории, меня помещали под какой-то стек­лянный купол и вокруг начиналась невообразимая суматоха. Мне не было видно, что все эти люди в белых халатах делали там, снаружи, зато они наблюдали все, что про­исходило под куполом, но об этом я тогда не догадывался. Мне разрешали играть в самые разные красивые игрушки, а когда я научился говорить, стали задавать мне массу вопросов.

Я был одним из сотен малышей, которых изучали в Иельской детской поликли­нике, организованной доктором Гезеллом в 1911 году. Мне повезло, когда я вырос, то оказался участником наиболее масштабных за всю историю науки исследований и экспериментов по проблемам развития детей, начиная с рождения.

Теперь мне ясно, что те долгие беседы доктора Гезелла с мамой были построены по типу интервью: он задавал вопросы — сначала просто о моем самочувствии, а по­том, когда я пошел в школу, о моем поведении и успехах, а мама подробно отвечала на них.

Все мои игры записывались на кинопленку (кинокамера была прикреплена к металлическим частям стеклянного купола. Эти игры и вопросы представляли собой серии тестов, предназначенных для выяснения всех изменений, которые происходили со мной от посещения к посещению знаменитой поликлиники доктора Гезелла» (Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с ок­ружающими. М., 1992. С. 36-37).

Основная литература: см. лекции.

Дополнительная литература:

1. Гальперин П.Я. К проблеме биологического в психическом развитии человека // Возрастная и педагогическая психология: Тексты. М., 1992. С. 34—49.

2. Природа ребенка в зеркале автобиографии: Учебное пособие по педагогической ан­тропологии / Под ред. Б.М. Бим-бада и О.Е. Кошелевой. М., 1998.

3. Роль наследственности и среды в формировании индивидуальности человека / Под ред. И. В. Равич-Щербо. М., 1988.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989.

 

Лабораторная работа №3 (2 часа)

Новорожденность и младенчество

 

1. Новорожденность:

• Развитие эмоциональной сферы. Комплекс оживления.

• Возрастные новообразования. Просмотр видеофильма. Анализ.

2. Собственно младенчество:

• Функциональные линии развития младенца. Просмотр учебного видеофильма. Анализ.

• Личность формируется или развивается? Диагностика развития предличностных образований (см. Приложение 1).

3. Кризис 1 года. Просмотр учебного видеофильма. Анализ.

 

Литература

1. Авдеева Н. Н. Становление образа себя у детей первых трех лет // Вопросы психологии. – 1996. – № 4. – С. 5–13.

2. Ананьев Б. Г. К постановке проблемы развития детского самосознания // Известия АПН РСФСР. – 1948. – Вып. 18. – С. 101–124; С. 107–109.

3. Валлон А. Психическое развитие ребенка. – М., 1967. – 195 с.

4. Исаев Д. Н. Психическое недоразвитие у детей. – М.: Медицина, 1982. – С. 69–72.

5. Карандашев Ю. Н. Возрастная функционально-стадиальная периодиза-ция психического развития детей: Дис. … д-ра психол. наук. – Л., 1991. – С. 81–84.

6. Карандашев Ю. Н. Основы возрастной диагностики психического развития в раннем детстве. – Мн., 1993. – С. 7–95.

7. Мухамедрахимов Р. Ж. Взаимодействие и привязанность матерей и младенцев групп риска // Вопросы психологии. – 1998. – № 2. – С. 18–31.

8. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – С. 198–218.

9. Ольшанский Д. В. «Я сам». – М., 1986. – С. 16–22.

10. Поливанова К. Н. Специфические характеристики развития в переходные периоды (кризис одного года) // Вопросы психологии. – 1999. – № 1. – С. 42–49.

11. Раку И. И. Развитие образа себя в раннем детстве: Дис. … канд. психол. наук. – М., 1992. – 214 с.

12. Пантюхина Г. В., Печора К. Л., Фрухт Э. Л. Диагностика нервно- психического развития детей первых трех лет жизни. – М., 1979. – 87 с.

13. Уайт Б. Первые три года жизни. – М., 1982. – С. 8–82.

14. Хелльбрюгге Т. и др. Мюнхенская функциональная диагностика развития: Первый год жизни. – Мн.: Открытые двери, 1997. – 209 с.

 

Приложение 1.

Уважаемые студенты, для выполнения задания, Вам необходимо выбрать возраст ребенка (от 10 дней до 12 месяцев) и произвести диагностику нервно-психического развития детей первого года жизни.

Результатом данной работы будет являться письменное (или печатный вариант) заключение обследования ребенка.

Данная схема является сокращенным вариантом методики Э. Фрухт, опубликованной в работе: Дети — сироты. Консультирование и диагности­ка. М., 1998. Она не направлена на постановку диагноза, а лишь позволяет распознать общую картину развития и обратить внимание на некоторые тревожные симптомы.

Дней

1. Зрительные ориентировочные реакции: удерживает в поле зрения движу­щийся предмет (ступенчатое слежение): фиксирует взглядом игрушку (сле­дит) в течение 10 с. Движения глаз скачкообразные. Может следить за иг­рушкой в одну сторону.

2. Слуховые ориентировочные реакции: вздрагивает и моргает при резком звуке; при звуке вздрагивает и моргает или реагирует одним способом на звук с обеих сторон.

Дней

1. Зрительные ориентировочные реакции: удерживает в поле зрения непо­движный предмет (лицо взрослого); движения заторможены, фиксирует взглядом предмет или лицо взрослого в течение 5—10 с.

2. Слуховые ориентировочные реакции: через 5—10 с успокаивается; движе­ния заторможены. Слуховое сосредоточение в течение 10—15 с.

Месяц

1. Зрительные ориентировочные реакции: плавное прослеживание движу­щегося предмета; сосредоточивает взгляд на игрушке, плавно следит за ней (до 30 см), не выпускает ее из поля зрения, поворачивает голову вправо и влево. Разрешается следить за игрушкой в одну сторону, не менее 2 раз.

2. Слуховые ориентировочные реакции: прислушиваетсяво время и послезвучания погремушки (10—15 с), движения заторможены.

3. Эмоции и социальное поведение: первая улыбка в ответ на разговор взрослого; неярко улыбается в ответ за 3—4 обращения к нему.

4. Движения общие: лежа на животе, пытается поднимать иудерживать голову (в течение 5 с); сразу поднимает голову после поглаживания спины, удерживает ее в течение 5 с и опускает.

5. Подготовительные этапы развития активной речи: издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним; после нескольких обращений взрослого ребенок отвечает отдельными звуками. Допустима отсроченная реакция (от нескольких секунд до 1 мин).

Месяца

1. Зрительные ориентировочные реакции:

а) длительное зрительное сосредоточение: смотрит на привлекший внимание неподвижный предмет или лицо взрослого; смотрит на игрушку в течение 20—25 с, не двигается;

б) длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым: следит не­прерывно (10—15 с) за небольшой игрушкой (до 50 см), поворачивая голову вправо и влево.

2. Слуховые ориентировочные реакции:

а) ищущие повороты головы при длительном звуке: слушает в течение 5 с и после этого или сразу поворачивает голову вправо и влево; возможен преимущественный поворот голову в одну сторону;

б) поворачивает голову в сторону голоса взрослого: сосредоточенно слушает в течение 5—10 с и поворачивает голову в сторону голоса взросло­го, ищет глазами, пытается «увидеть».

3. Эмоции и социальное поведение.

а) быстро отвечает улыбкой на разговор с ним: широко и длительно улыбается после трех обращений к нему;

б) длительное зрительное сосредоточение на другом ребенке: случайно увидев лежащего рядом ребенка, услышав его голос, поворачивает голову и сосредотачивает на нем взгляд в течение 15—30 с. Движения заторможены.

4. Движения общие: лежа на животе, поднимает и некоторое время удер­живает голову; поднимает невысоко и удерживает голову не менее 5 с.

5. Подготовительные этапы развития активной речи: повторно произно­сит отдельные звуки.

Месяца

1. Зрительные оринтировочные реакции: зрительное сосредоточение в вер­тикальном положении (на лице разговаривающего с ним взрослого, игруш­ке); после двух-трех обращений смотрит на лицо говорящего взрослого или игрушку в течение 10 с.

2. Эмоции и социальное поведение:

а) проявляет комплекс оживления в ответ на эмоциональное общение с ним (разговор): смотрит на лицо взрослого. После одного-двух обращений широко улыбается, издает тихие и короткие звуки, сгибает и разгибает ноги и руки. Оживление нарастает и сохраняется после обращения в тече­ние 5—10 с. Может проявлять комплекс оживления без какого-нибудь одно­го компонента;

б) ищет глазами ребенка, издающего звуки: услышав звуки, издаваемые лежащим рядом ребенком, ищет взглядом источник звука, а найдя, сосредоточивает взгляд на соседе, затем может реагировать комплексом оживле­ния.

3. Движения руки: случайно наталкивается руками на игрушки, низко ви­сящие над грудью; оживляясь, выпрямляет руки и наталкивается на игруш­ку (одну или обе) 2—3 раза. Разжимая пальцы, пытается захватить ее и про­слеживает глазами движения рук.

4. Движения общие:

а) лежит на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову (в течение 1 мин): сразу высоко поднимает голову, опираясь на предплечья, грудь приподнята, ноги спокойно лежат. Сохраняет это положение в тече­ние 1 мин;

б) удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взросло­го): удерживает голову прямо в течение 30 с;

в) при поддержке под мышки крепко упирается в твердую опору нога­ми, согнутыми в тазобедренном суставе: при прикосновении к опоре вы­прямляет ноги в коленном суставе и упирается обеими ступнями.

Месяца

1. Зрительные ориентировочные реакции: узнает мать или близкого челове­ка (радуется); на знакомого человека смотрит выжидающе, радостно улыба­ется. При повторном появлении оживляется, внимательно смотрит, иног­да гулит и тянется. Недоволен, когда взрослый отходит, и не сразу перево­дит взгляд на незнакомого; смотрит на него спокойно, отвлекается. В доме ребенка реакция может отсутствовать.

2. Слуховые ориентировочные реакции:

а) поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и нахо­дит его глазами: слушает в течение 2—3 с и четко поворачивает голову в сторону звука, ищет и быстро находит глазами погремушки или бумагу, смотрит на нее в течение 10 с;

б) по-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодии: спокойно слушает колыбельную, смотрит на поющего. Движения заторможены. Оживляется при звуках плясовой, радостно смотрит на взрослого, появля­ется комплекс оживления. После окончания пения оживление сохраняется в течение 5—10 с. При звуках колыбельной опять становится спокойным.

3. Эмоции и социальное поведение:

а) во время бодрствования часто и легко возникает комплекс оживле­ния: рассматривает игрушки, захватывает их, следит за окружающим, при­ходит в оживленное состояние, которое может длиться 3 мин и более;

б) ищет взглядом другого ребенка, рассматривает, радуется, тянется к нему: активно ищет и находит взглядом соседа, рассматривает его лицо, оживляется, тянется, пытается дотронуться, иногда поворачивается. Вто­рой ребенок в ответ улыбается.

4. Движения руки и действия с предметами: рассматривает, ощупывает и захватывает низко висящие над грудью игрушки; смотрит на игрушку, потя­гивает руки, ощупывает, рассматривает, захватывает, держит, толкает, сле­дит за ней взглядом и т.д. (3 мин и более).

5. Движения общие: то же, что и в 3 месяца, ноболее ярко выражено.

6. Подготовительные этапы развития активной речи: гулит; гулитсам или через 1—3 мин после общения с ним взрослого.

7. Навыки и умения в процессах: во времякормления придерживает рука­ми грудь матери илибутылочку; при виде грудиматери или бутылочки тя­нется рукамии захватывает, во время кормления — руки на бутылочке.

Месяцев

1. Зрительные ориентировочные реакции: отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лицо знакомого и незна­комого человека); при виде знакомого взрослого радуется, оживляется, при виде незнакомого оживление угасает, тормозятся движения, он хмурится, может заплакать.

2. Слуховые ориентировочные реакции:

а) узнает голос матери или близкого человека; к незнакомому голосу прислушивается, ищет говорящего глазами, к повторному звучанию бывает безразличен. К голосу знакомого взрослого прислушивается, ищет глазами, улыбается, поворачивается, беспокоится и ищет, если голос замолкает;

б) различает строгую и ласковую интонации обращенной к нему речи, по-разному реагирует: на ласковую интонацию улыбается, оживляется, на строгую — сосредоточивается, хмурится, может заплакать.

3. Эмоции и социальное поведение: радуется ребенку, берет у него из рук игрушку, гулит; осматривает все, находит глазами ребенка, издающего звуки, рассматривает его, меняет положение, тянется, старается взять иг­рушку (если ребенок ее держит), гулит, повторяет за ним звуки.

4. Движения руки и действия с предметами:

а) берет игрушку из рук взрослого: смотрит на игрушку, поднимает и выпрямляет руки, направляет их к игрушке и берет ее (возможно, одной рукой);

б) удерживает в руке игрушку: взяв игрушку, не роняет и удерживает ее в течение 30 с.

5. Движенияобщие:

а) долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрям­ленных рук: сразу после того, как положили на живот, или при виде игруш­ки, или после дополнительного воздействия выпрямляет руки, поднимает голову и верхнюю часть корпуса, лежит, опираясь на ладони выпрямлен­ных рук;

б) переворачивается со спины на живот: следит за игрушкой, поворачи­вает голову, корпус, ложится на бок и сразу переворачивается на живот, выпрямляет ноги в тазобедренных суставах и, опираясь на выпрямленные руки, высоко поднимает голову или выполняет это движение при помощи взрослого;

в) ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки: твердо опирает­ся обеими стопами выпрямленных в коленном и тазобедренном суставах ног не менее 1 мин.

6. Подготовительные этапы развития активной речи: подолгу певуче гулит — длительно, нараспев произносит гласные звуки (без видимых воздействий, при виде взрослого, игрушки или после общения со взрос­лым).

7. Навыки и умения в процессах: ест с ложки полугустую и густую пищу — открывает рот, когда ложка касается его губ. Снимает пищу губами поне­многу. Ест медленно.

Месяцев

1. Зрительные ориентировочные реакции: по-разному реагирует на свое и чужое имена — прислушивается. Если называю чужое имя, не всегда смот­рит на взрослого, отвлекается, спокоен. Услышав свое имя, радуется, бы­стро оборачивается в сторону взрослого, смотрит на него.

2. Движения руки и действия с предметами: уверенно берет игрушки, нахо­дясь в любом положении, и подолгу занимаетсяими, перекладывает из одной руки в другую; сразу после привлечениявнимания или дополнитель­ного стимулированияуверенно берет игрушку,перекладывает и пр. Каж­дый ребенок действуетпо-своему в течение 1мин.

3. Движения общие:

а) переворачивается с живота на спину: следит за игрушкой, поворачи­вает голову и быстро переворачивается на спину сам или при помощи взрослого:

б) передвигается, переставляя руки или немного подползая: в течение 3—5 с смотрит на игрушку и пытается достать, подползает вперед, подтяги­ваясь на руках, двигается вбок, переставляя руки, или назад.

4. Подготовительные этапы развития активной речи: произносит отдельные слоги: однократно или редко произносит какой-либо один слог («ба», «ма»), может, прислушиваясь к взрослому, повторно произнести слог за ним.

5. Навыки, и умения в процессах.

а) хорошо ест с ложки,снимая пищу губами: раскрывает рот раньше, чем ложка коснется губ, и снимаетпищу губами;

б) пьет из блюдца или чашки небольшое количество жидкой пищи: при­касается губами к чашке и начинает пить. Выпивает всю порцию.

Месяцев

1. Движения руки и действия с предметами: игрушкой стучит, размахи­вает, перекладывает, бросает и пр.; многократно перекладывает игруш­ку из руки в руку, извлекает звук, стучит по подстилке, бросает вниз (1 мин).

2. Движение общие, хорошо ползает (много, быстро, в разных направле­ниях); сразу или после рассматривания игрушки и помощи ползет вперед к ней, делает четкие движения руками и ногами, энергично, быстро любым способом меняет направление.

3. Подготовительные этапы развитияпонимания речи: на вопрос: «Где...?» — находит взглядом предмет, находящийся постоянно в опреде­ленном месте (например, часы, куклу и др.) — поворачивается к игрушке и смотрит на нее, иногда хочет ее взять.

4. Подготовительные этапы развития активной речи: подолгу лепечет, по­вторно произносит одни и те же слоги; лепечет сам или, молча слушая, смотрит на губы говорящего и через 1—5 мин произносит повторно слоги: «ба-ба», «ма-ма» или др.

5. Навыки и умения в процессах: пьет из чашки, которую держит взрос­лый — прикасается губами к краю чашки, пьет быстро.

Месяцев

1. Эмоции, и эмоциональное поведение: смотрит на действия другого ребен­ка и смеется или лепечет; смотрит внимательно, с интересом на ребенка, привлекающего его внимание, движения могут быть заторможены, иногда повторяет слоги, смеется, глядя на соседа, подражает его действиям, тянет­ся к игрушке.

2. Движения и действия с предметами:

а) игрушками занимается долго и разнообразно действует с ними в зави­симости от их свойств: толкает мяч один раз, еще раз, сбрасывает крышку с бидончика, действует сразу или после помощи взрослого. Выполняет любые два действия;

б) подражает действиям взрослого с игрушками (катает, стучит, выни­мает и т.п.); смотрит на действия взрослого и подражает: толкает мяч, сбра­сывает крышку, вынимает и пр. Действует повторно и однократно. Может выполнить два действия из трех.

3. Движения общие.

а) сам садится, сидит и ложится; поворачивает голову, чтобы увидеть игрушку, ложится на бок, опираясь на руку, и садится; если ребенок овладел движением, он отвечает на помощь сам или с участием взрослого. Сидит прямо. Ищет игрушку, поворачивает голову, ложится на бок, опираясь на руку, и сразу ложится на живот. Может сесть и лечь другим способом;

б) держась руками за барьер, сам встает, стоит и опускается; цепляясь руками за перекладину, встает на колено и одну ногу, затем сам или при помощи взрослого встает на обе ноги и выпрямляется. Держась, стоит на прямых, расставленных ногах в течение 1 мин. Оборачивается за игруш­кой, переставляя руки, опускается на одно колено, сгибает другую ногу и, придерживаясь, становится на четвереньки или садится;

в) переступает, держась за барьер; идет за игрушкой, переставляя руки, переступая приставным шагом, боком, медленно.

4. Подготовительные этапы развития понимания речи:

а) на вопрос: «Где...?» — находит несколько (два-три)предметов на по­стоянных местах; на вопрос: «Где...?» — поворачиваетголову и смотрит наназываемый предмет, находит два предмета;

б) по слову взрослого выполняет разученные ранее действия (без пока­за), например, «ладушки», «дай ручку» и др.; по просьбе выполняет одно из движений.

5. Подготовительные этапы развития активнойречи:, громко, четко и по­вторно произносит различные слоги;произносит повторно слоги, имею­щиеся в его лепете (несколько слогов).

6. Навыки и умения в процессах: ест корочку хлеба, которую сам держит в руке, пьет из чашки, которую держит взрослый; держит хлеб в руке и на­правляет его в рот, откусывает хлеб зубами или деснами; при виде чашки протягивает к ней руки, открывает рот, пьет, слегка придерживая чашку руками.

Месяцев

1. Слуховые ориентировочные реакции: плясовые движения под плясовую мелодию; тихо слушает спокойную мелодию, под плясовую воспроизводит освоенные плясовые движения.

2. Эмоции и социальное поведение: догоняет ребенка, ползет к нему на­встречу; подражает действиям и движениям другого ребенка; один ребе­нок, посмотрев на другого, уходит, другой устремляется за ним, оба радуют­ся этому. Ползут друг другу навстречу и смеются (возможна игра в прятки и др.); ребенок наблюдает за играющими детьми, начинает подражать им — стучит рукой по бубну, подползает к ведру или ящику и вынимает оттуда игрушки, повторяет действия детей.

3. Действия с предметами: с предметами действует по-разному, в зависи­мости от их свойств (катает, вынимает, открывает, гремит, нажимает и др.) — резиновую игрушку сжимает, крышку открывает, погремушкой гре­мит, мяч катает; может выполнить только одно действие.

4. Движения общие: переходит от одного предмета к другому, слегка при­держиваясь за них руками: смотрит на взрослого и направляется к нему, держась одной рукой, вполоборота, приставным или чередующимся шагом, передвигается вслед за игрушкой. Переходит к другой опоре при­ставным шагом, держась одной рукой и перенося другую на новую опору. Делает два-три перехода.

5. Подготовительные этапы развития понимания речи:

а) на вопрос: «Где...?» — находит взглядом несколько знакомых предме­тов в разных местах независимо от их постоянного местоположения; нахо­дит взглядом игрушку на постоянных местах, ищет и находит их на других местах;

б) знает свое имя: на зов приближается к взрослому или оборачивается, идет к тому, кто зовет, на чужое имя не реагирует.

6. Подготовительные этапы развития активной речи: подражает взросло­му, повторяя за ним слоги, имеющиеся в лепете, слушает, следит за движе­нием губ взрослого и сразу или через 1—2 мин повторяет слоги.

7. Навыки и умения в процессах:

а) хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками, четко направ­ляет руки к чашке и берет ее двумя руками, наклоняется к ней и пьет. Может поднять чашку ко рту, наклонить. Если взрослый перестанет под­держивать чашку, ребенок выронит ее;

б) формируется навык опрятности (спокойно относится к процессу вы­саживания на горшок): ребенок спокойно и адекватно реагирует на предло­жение взрослого идти на горшок. Сидя на горшке, иногда лепечет, улыбает­ся, не пытается встать. Результат положительный.

Месяцев

1. Эмоции и социальное поведение: действует рядом с ребенком или одной игрушкой с ним; действия одного ребенка привлекают другого, который приближается и включается в те же действия, или независимо друг от друга они действуют в одном месте, рядом (вынимают игрушки из одного ящика, улыбаются друг другу).

2. Действия с предметами: самостоятельно и по просьбе взрослого вы­полняет различные действия с игрушками (вынимает и вкладывает, от­крывает и закрывает, катает). Действия с предметами принимают устой­чивый характер: при виде игрушек выполняет отдельные разученные действия, по предложению взрослого выполняет требуемые действия. Может выполнять действия не до конца (не все игрушки вложил, не все вынул).

3. Движения общие:

а) встает около горки, берется руками за перила с одной стороны и поднимается вверх боком, переставляя руки, приставным шагом или берет­ся за перила с обеих сторон или двумя руками с одной стороны;

б) идет вперед с поддержкой за обе руки: шагает за взрослым, опираясь на его руки, шагает одной ногой вперед (приставным шагом) или чередую­щимся шагом.

4. Понимание речи: по просьбе: «Дай...» — находит знакомые предметы среди других и дает их; находит, берет и дает две из трех называемых игру­шек.

5. Подготовительные этапы развития активной речи: подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых еще не было в лепете ребенка; слушает, следит за движением губ говорящего и сразу или через 1—2 мин, подражая, повторно произносит два-три сочетания слогов.

6. Навыки и умения в процессах: закрепляются умения, приобретенные в 10 месяцев.

Месяцев

1. Эмоции и социальное поведение:

а) радуется приходу детей; радуется детям, смотрит на них; ждет, пока приведут, устремляется к ним, смеется, лепечет, когда их помещают в манеж (за барьер);

6) избирательное отношение к детям — радуется появлению определен­ного ребенка, подходит к нему, заигрывает. Если этого ребенка забирают из манежа, проявляет недовольство. Если наблюдаемого ребенка помеща­ют к детям, он осматривается и сразу направляется к определенному ребен­ку, подходит, наблюдает, начинает действовать с ним или рядом.Бываетиначе: приближается к определенному ребенку, дергаетего, разбрасывает его игрушки, отходит и спокойно играет в другом месте.

2. Действия с предметами: овладевает новыми действиями с предметами и начинает выполнять их по слову взрослого (накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень); сам или по инструкции выполняет два действия (не менее) — накладывает кирпи­чик, снимает и надевает кольца и др.

3. Движения общие:

а) стоит самостоятельно; отрывается от опоры и стоит на расставлен­ных ногах 5 с или, оставленный без опоры, не падает в течение 5 с, ноги расставлены, руки балансируют;

б) делает первые самостоятельные шаги; отпускает опору, делает два-три шага вперед, затем опускается или ищет опору.

4. Понимание речи:

а) по словесной инструкции выполняет разученные действия, не под­сказанные предметами (водит куклу, кормит собачку и пр.); по предложе­нию взрослого водит куклу, кормит собачку и др. Выполняет любые два действия;

б) появляются первые обобщения в понимаемой речи: по словесной просьбе взрослого дает любую куклу, которую видит среди игрушек, мячи, все машины, часы и др.; находит две-три игрушки одного вида и даетих.Ребенок находит однородные предметы в кабинете (огоньки, пуговицы на одежде и др.).

5. Активная речь: произносит первые слова-обозначения, например, «мама, ав-ав, би-би, дай» и др.; во время игры или при виде показанных игрушек ребенок называет их облегченными словами, повторяет слова за взрослым. Произносит одно-два слова.

Месяцев

1. Зрительные ориентировочные реакции:

а) различает предметы по форме (отличает кирпичик от кубика по про­сьбе взрослого); в ответ на вопрос смотрит на кубик, на кирпичик, берет рукой и протягивает взрослому, находит взглядом кубик и кирпичик;

б) узнает на фотографии знакомого взрослого, мать; в ответ на вопрос смотрит на фотографию, узнав, смеется, трогает ее, оборачивается к взрос­лому. Если ребенок разговаривает, то называет взрослого, изображенного на фотографии.

2. Эмоции и социальное поведение:

а) протягивает другому ребенку и отдает игрушку, сопровождая это сме­хом и лепетом; действует игрушкой, сосед смотрит на него, наблюдаемый ребенок протягивает соседу игрушку, может смеяться, лепетать, сказать: «На», может действовать молча;

б) ищет игрушку, спрятанную другим ребенком; один берет игрушку из рук другого и прячет ее за спину или под пеленку. Другой ищет, просит: «Дай», смеется.

3. Действия с предметами:

а) самостоятельно выполняет разученные действия с игрушками (ката­ет, водит, кормит и др.); самостоятельно или по речевой инструкции вос­производит разученные действия (кормит куклу, катает машину, водит мишку) повторно или однократно. Выполняет три любых разных действия с тремя игрушками или одно действие с тремя игрушками;

б) переносит действия, разученные с одним предметом, на другой (водит, кормит, баюкает куклу, мишку, собачку и др.); выполняет действия сам или по просьбе взрослого: кормит куклу и других, укладываетих спать и пр.

4. Движения общие: ходит самостоятельно (без опоры); идет чередую­щимся шагом, может повернуться, изменить направление. Проходит, не присаживаясь, до 3 м.

5. Понимание речи:

а) понимает (без показа) названия нескольких предметов, действия, имена взрослых и детей, выполняет отдельные поручения («найди, прине­си, отдай тете, положи на место»); ребенок выполняет любые просьбы взрослого: находит, приносит, дает игрушки, идет к названным взрослым, отдает им игрушки, находит одежду и пр.;

б) понимает слово «нельзя»; при слове «нельзя» сразу или после двух-трех повторений прекращает действие (может не поставить чашку на стол, но перестает стучать);

в) некоторые слова в речи взрослых принимают обобщенный характер; четко выполняет инструкцию взрослого сразу или после двух-трех повторе­ний;

г) по слову взрослого выполняет разученные ранее действия с игрушка­ми: берет куклу и укачивает ее (вверх и вниз), кормит собачку, кладет кир­пичик на кирпичик и др.

5. Активная речь:

а) легко подражаетновым слогам; повторяет за проверяющим слоги. Допустима отсроченная реакция;

б) произносит пять — десять облегченных слов; повторяет за проверяю­щим слова «дай, так, топ-топ» и др.; при показе игрушек называетих облег­ченными словами сам или повторяет названия за взрослым. Допустима от­сроченная реакция.

7. Навыки и умения в процессах: самостоятельно пьет из чашки (держит ее руками и пьет) — протягивает руки к чашке, берет, подносит к губам и пьет. Чашку не выпускает, может сам поставить ее на стол. Разрешается держать чашку, которую дал взрослый, и пить из нее.

 

 

Лабораторная работа №4 (2 часа)

Раннее детство

Теоретические вопросы:

1. Чем отличаются собственно предметные действия от простых манипуляций с предметами? Почему ведущую деятельность раннего детства на­зывают орудийно-предметной?

2. Какие функции выполняет взрослый в совместной предметной деятельности с ребенком?

3. Какова мотивация и этапы усвоения предметного действия ребенком?

4. Охарактеризуйте предпосылки возникновения сюжетно-ролевой игры.

5. Какова роль взрослого в становлении детской игры?

6. Как возникает знаковая функция сознания?

7. Как складываются отношения со сверстниками в раннем детстве?

8. Почему раннее детство считают сензитивным периодом для речевого развития?

9. Как проявляется кризис трех лет и в чем его психологическая сущность?

Практическое задание:

ЗАДАНИЕ 1

Побеседуйте с родителями детей одного—трех лет, расспросите, какие проблемы в отношении ребенка волнуют их более всего, что в поведении ребен­ка радует, огорчает, удивляет;

— попробуйте сформулировать вопрос для дискуссионного обсуждения с коллегами;

— резюмируйте идеи, высказанные в процессе обсуждения, с точки зрения оказания психологической помощи или консультации родителям.

ЗАДАНИЕ 2

Охарактеризуйте новые тенденции в развитии деятельности и личности ребенка раннего возраста, опираясь на отрывок из произведения Я. Корчака. Покажите связь с новообразованиями кризиса трех лет.

«Бронек хочет открыть дверь. Двигает стул. Останавливается и отдыхает, помо­щи не просит. Стул тяжелый, Бронек устал. Теперь тащит попеременно то за одну, то за другую ножку. Работа идет медленно, но становится легче. Стул уже от двери близко; Бронеку кажется, что дотянется, вскарабкивается, встал на ноги. Я придер­живаю слегка за платьице. Пошатнулся, испугался, слез. Придвигает к самой двери,

но ручка осталась в стороне. Вторая неудачная попытка. Ни тени нетерпения. Опять трудится, лишь дольше передышки. Взбирается в третий раз: нога — вверх, рывок ру­кой, упор на согнутое колено, повис, ищет равновесия, новое усилие, рука цепляется за край стула, лег на живот, пауза, бросок тела вперед, встал на колени, выпутыв



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 632; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.153.110 (0.014 с.)