Ранний возраст от 1 года до 3 лет.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ранний возраст от 1 года до 3 лет.



 

На периоде 1 года ребенок отделяется от взрослого и проявляет самостоятельность.

Ведущая деятельность предметно манипулятивная. 2 аспекта развития ведущей деятельности:

1 переход от совместного со взрослым исполнения к самостоятельному ( взрослый как образец действия)

2 развитие средств и способов ориентации самого ребенка в условиях осуществления предметного действия.

Социальная ситуация развития может быть обозначена как:

- ребенок

- предмет

- взрослый.

(ребенок приносит кружку с мишкой внутри и смотрит на реакцию взрослого - правильно ли он сделал)

 

 

Познавательное развитие.

1 Речь. Это сензитивный период для развития речи. Совершенствуется понимание речи взрослых, значительно легче становится общаться с ребенком, формируется собственная активная речь. Речь становится основным средством общения. формируется регулирующая функция речи, когда ребенок подчиняется требованиям взрослого. появляется ситуативная речь понятная исходя из контекста ситуации, в которую включены участники.

2 мышление. основная форма мышления - наглядно-действенная. Начинают формироваться к концу периода элементы наглядно-образного мышления (элементы задумчивости над действием).

3 восприятие. доминирующий процесс на этом этапе. все познавательные процессы зависят от восприятия. Формируется предметное восприятие. Различение формы, цвета, размеров. Должен освоить основные свойства предметов.

4 память. проявляется в активном восприятии - узнавании. преобладает двигательное, эмоциональное, частично-образное. возрастает объем и прочность сохранения материала. Доминирует непроизвольная память. Способность к воспроизведению.

5 внимание. непроизвольное. привлекают внимание яркие, интересные объекты. слабо концентрировано, неустойчиво, трудности переключения и распределения. мал объем внимания.

Самосознание. ребенок начинает отделять себя от своих действий, развивается подлинная самостоятельность, проявляющаяся в целеполагании и целеустремленности ребенка. начинает формироваться ситуативно-деловое общение со взрослыми, к концу периода внеситуативно познавательное. Ребенок сравнивает себя со взрослыми и хочет быть похожим на них. В результате меняется отношение ребенка к взрослому, что выражается, прежде всего, в стремлении к автономии и противопоставлении своих желаний желаниям и требованиям взрослых. "Я сам" - центрально личностное новообразование - осознание самого себя. Выделение собственного "я" приводит к кризису 3 лет.

 

Кризис 3 лет.

 

Симптомы кризиса 3 лет описал Выготский.

1 негативизм. Отрицание любых указаний, действий взрослого.

2 упрямство. ребенок не хочет выполнять действия не потому что он не хочет, а потому что потребовали.

3 строптивость. оппозиционное поведение относительно ранее установленных норм - одеться, раздеться, поесть и тд.

4 своеволие, своенравие. я сам, я есть, проявляет самостоятельность там где не нужно, везде.

// Уровень субъективного контроля

5 деспотизм. жестко проявляет свою власть над другими, требует выполнения то что он сказал.

 

Новообразования: наглядно-действенное мышление, развитие памяти на более высоком уровне, понимания, восприятия, активное развитие речи.

 

Дошкольный возраст (3-6,7)

 

Социальная ситуация развития дошкольника:

ребенок выходит за рамки семейных отношений. Изменяется место ребенка в системе отношений (уже не является центром своей семьи), развивается способность к идентификации с людьми образами героя. Происходит усвоение норм поведения. Данный образ является сензитивным для формирования морального и нравственного сознания.

Ведущая деятельность -игра или сюжетно-ролевая игра. Игра оказывает значительное влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети учатся полноценному общению друг с другом. В процессе сюжетно ролевой игры дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Предметы заместители - вместо конфет камушки, вместо шприца ручка, деньги это листочки. Игровая деятельность способствует формированию произвольного поведения (основанное на воле, регулирует свое поведение). В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка. Возникают новые потребности, появляется иерархия мотивов. Осознает те мотивы, которые определяют его деятельность, соподчинение мотивов. Может объяснить почему он выбирает то или иное.

Познавательное развитие дошкольников.

Мышление: в начале периода — наглядно-действенное, в середине — наглядно-образное, конец — элементы словесно-логического.

Наглядно-образное мышление — основной вид: дошкольник решает мыслительные задачи в представлении, его мышление становиться внеситуативным.

Память: доминирующий процесс. У младших не произвольная, в среднешкольном возрасте начинает формироваться произвольная память. Память становиться интеллектуальным процессом, начинает формироваться словесно-логическая память.

Речь: к концу дошкольного возраста речь становиться основным средством общения. Усваивается активный словарь. Основные характеристики речи:

1) речь отрывается от конкретной ситуации и становится внеситуативной

2) возрастает связность речи и ее выразительность

3) речь становиться особым видом произвольной деятельность, формируется сознательное отношение к ней.

4) речь становится средством познания.

Восприятие: восприятие становиться осмысленным, целенаправленным, познавательным. Ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояния различных объектов и соотношения между ними. Более точно оценивает свет, форму, величину (освоение сенсорных эталонов)

Внимание: значительно возрастают объем, концентрация и устойчивость. Внимание становится опосредованным (управляет внимание на те объекты которые ему необходимы). Тесно связано с интересами ребенка в деятельности. Появляются элементы послепроизвольного внимания (концентрирует внимание потому что ему интересно, а не потому что надо).

Воображение:на 1 этапе воображение носит репродуктивный характер. На 2 этапе приобретает элементы продуктивности.

Эмоциональная сфера: эмоциональная сфера проявляется в социальных формах выражения чувств. Чувства становятся более осознанными, обобщенными, произвольными. Формируется эмоциональное предвосхищение. Эмоциональное состояние становится более уравновешенным.

Мотивационная сфера: Центральным изменением в личностной сфере является формирование соподчинения мотивов. На первом месте для ребенка стоит поощрение. На втором месте — наказание (крайне серьезное наказанием является игра). На 3 месте — собственные обещания ребенка.

Развитие самосознания: развитие морального сознания. Возрастает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника. Появляется тенденция к оценке действий сверстников (связано с самооценкой). Самооценка появляется во 2 половине периода на основе первоначальной эмоциональной оценке и рациональной оценке взрослого.

 

Кризис 7 лет.

Кризис 7 лет это период становления социального я ребенка. Он связан с появлением нового системного образования, «внутренней позиции», которая выражает новый уровень самосознания и рефлексии ребенка.

 

Младший школьный возраст.

 

(6,7 — 10,11)

Социальная ситуация развития: расширение сфер социального взаимодействия и овладение новой социальной ролью «ученика».

Ведущая деятельность: учебная, направленная на освоение ЗУНами. Структура учебной деятельности: мотивация, учебная задача,учебные действия, действия контроля и оценки.

Мотивы учения:

1) познавательные мотивы, направленные на овладение знаниями, способами их получения, приемами самостоятельной работы, программами дополнительных знаний.

2) социальные мотивы (понимание социальной значимости учения, стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение.

3) узко личные мотивы (получить хорошую отметку, заслужить похвалу и тому подобное)

Познавательное развитие: Мышление доминирующий процесс. Завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. В процессе обучения формируются научные понятия (основы теоретического мышления).

Речь: увеличение словарного запаса до 7 тысяч слов. Проявляется собственная активная речь, формируется контекстная речь.

Память: к концу периода носит произвольный характер. Становится осмысленной. В учебной деятельности развиваются все виды памяти: долговременная, кратковременная, оперативная. Память становится опосредованной, ребенок овладевает новыми средствами для запоминания.

Внимание: развиваются все основные свойства внимания. К концу периода внимание становится произвольным.

Восприятие: характеризуется непроизвольностью, отличается слабой дифференцированностью.

Самосознание: интенсивно развивается, формируется способность к рефлексии. Формирование самооценки связано с успешностью в учебной деятельности.

 

Подростковый возраст.

(12-16).

 

Выготский этот возраст называл пубертатным. Изменение роста, вес, объема сердца, легкие и всего всего. Нервная система начинает очень активно формироваться. Формирование гормональной сферы.

 

Социальная ситуация развития: расширение сферы социальных контактов, появление значимого взрослого.

Ведущая деятельность: интимно-личностное общение со сверстниками. Не учеба определяет его развитие, а общение. Учиться он уже умеет. Снижается интерес к учебе. Стремление познать себя через других, стремление занять определенную социальную позицию, занять статус. Значимым становиться этот статус.

Познавательное развитие:

Мышление: происходит переход от словесно-логического мышления к абстрактному мышлению.

Активно развиваются основные операции мышления, такие как классификация, обобщение, анализ. Развивается рефлексивное общение. Подросток приобретает собственную логику мышления.

Развитие личности: становление самоидентичности. Ищется образ для идентификации.

Актуальными становятся проблемы осознания собственного «я». Осознание своего протяженного «я».Осознание себя как отличного от интериоризированных родительских образов.

Главная задача — формирование эгоидентичности, которая обеспечивает целостность поведения, поддерживает внутреннее единство в личности, позволяет принять социальные нормы и идентифицироваться с групповыми идеалами и стремлениями.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.180.223 (0.042 с.)