Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ранний возраст от 1 года до 3 лет.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
На периоде 1 года ребенок отделяется от взрослого и проявляет самостоятельность. Ведущая деятельность предметно манипулятивная. 2 аспекта развития ведущей деятельности: 1 переход от совместного со взрослым исполнения к самостоятельному (взрослый как образец действия) 2 развитие средств и способов ориентации самого ребенка в условиях осуществления предметного действия. Социальная ситуация развития может быть обозначена как: - ребенок - предмет - взрослый. (ребенок приносит кружку с мишкой внутри и смотрит на реакцию взрослого - правильно ли он сделал)
Познавательное развитие. 1 Речь. Это сензитивный период для развития речи. Совершенствуется понимание речи взрослых, значительно легче становится общаться с ребенком, формируется собственная активная речь. Речь становится основным средством общения. формируется регулирующая функция речи, когда ребенок подчиняется требованиям взрослого. появляется ситуативная речь понятная исходя из контекста ситуации, в которую включены участники. 2 мышление. основная форма мышления - наглядно-действенная. Начинают формироваться к концу периода элементы наглядно-образного мышления (элементы задумчивости над действием). 3 восприятие. доминирующий процесс на этом этапе. все познавательные процессы зависят от восприятия. Формируется предметное восприятие. Различение формы, цвета, размеров. Должен освоить основные свойства предметов. 4 память. проявляется в активном восприятии - узнавании. преобладает двигательное, эмоциональное, частично-образное. возрастает объем и прочность сохранения материала. Доминирует непроизвольная память. Способность к воспроизведению. 5 внимание. непроизвольное. привлекают внимание яркие, интересные объекты. слабо концентрировано, неустойчиво, трудности переключения и распределения. мал объем внимания. Самосознание. ребенок начинает отделять себя от своих действий, развивается подлинная самостоятельность, проявляющаяся в целеполагании и целеустремленности ребенка. начинает формироваться ситуативно-деловое общение со взрослыми, к концу периода внеситуативно познавательное. Ребенок сравнивает себя со взрослыми и хочет быть похожим на них. В результате меняется отношение ребенка к взрослому, что выражается, прежде всего, в стремлении к автономии и противопоставлении своих желаний желаниям и требованиям взрослых. "Я сам" - центрально личностное новообразование - осознание самого себя. Выделение собственного "я" приводит к кризису 3 лет.
Кризис 3 лет.
Симптомы кризиса 3 лет описал Выготский. 1 негативизм. Отрицание любых указаний, действий взрослого. 2 упрямство. ребенок не хочет выполнять действия не потому что он не хочет, а потому что потребовали. 3 строптивость. оппозиционное поведение относительно ранее установленных норм - одеться, раздеться, поесть и тд. 4 своеволие, своенравие. я сам, я есть, проявляет самостоятельность там где не нужно, везде. // Уровень субъективного контроля 5 деспотизм. жестко проявляет свою власть над другими, требует выполнения то что он сказал.
Новообразования: наглядно-действенное мышление, развитие памяти на более высоком уровне, понимания, восприятия, активное развитие речи.
Дошкольный возраст (3-6,7)
Социальная ситуация развития дошкольника: ребенок выходит за рамки семейных отношений. Изменяется место ребенка в системе отношений (уже не является центром своей семьи), развивается способность к идентификации с людьми образами героя. Происходит усвоение норм поведения. Данный образ является сензитивным для формирования морального и нравственного сознания. Ведущая деятельность -игра или сюжетно-ролевая игра. Игра оказывает значительное влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети учатся полноценному общению друг с другом. В процессе сюжетно ролевой игры дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Предметы заместители - вместо конфет камушки, вместо шприца ручка, деньги это листочки. Игровая деятельность способствует формированию произвольного поведения (основанное на воле, регулирует свое поведение). В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка. Возникают новые потребности, появляется иерархия мотивов. Осознает те мотивы, которые определяют его деятельность, соподчинение мотивов. Может объяснить почему он выбирает то или иное. Познавательное развитие дошкольников. Мышление: в начале периода — наглядно-действенное, в середине — наглядно-образное, конец — элементы словесно-логического. Наглядно-образное мышление — основной вид: дошкольник решает мыслительные задачи в представлении, его мышление становиться внеситуативным. Память: доминирующий процесс. У младших не произвольная, в среднешкольном возрасте начинает формироваться произвольная память. Память становиться интеллектуальным процессом, начинает формироваться словесно-логическая память. Речь: к концу дошкольного возраста речь становиться основным средством общения. Усваивается активный словарь. Основные характеристики речи: 1) речь отрывается от конкретной ситуации и становится внеситуативной 2) возрастает связность речи и ее выразительность 3) речь становиться особым видом произвольной деятельность, формируется сознательное отношение к ней. 4) речь становится средством познания. Восприятие: восприятие становиться осмысленным, целенаправленным, познавательным. Ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояния различных объектов и соотношения между ними. Более точно оценивает свет, форму, величину (освоение сенсорных эталонов) Внимание: значительно возрастают объем, концентрация и устойчивость. Внимание становится опосредованным (управляет внимание на те объекты которые ему необходимы). Тесно связано с интересами ребенка в деятельности. Появляются элементы послепроизвольного внимания (концентрирует внимание потому что ему интересно, а не потому что надо). Воображение: на 1 этапе воображение носит репродуктивный характер. На 2 этапе приобретает элементы продуктивности. Эмоциональная сфера: эмоциональная сфера проявляется в социальных формах выражения чувств. Чувства становятся более осознанными, обобщенными, произвольными. Формируется эмоциональное предвосхищение. Эмоциональное состояние становится более уравновешенным. Мотивационная сфера: Центральным изменением в личностной сфере является формирование соподчинения мотивов. На первом месте для ребенка стоит поощрение. На втором месте — наказание (крайне серьезное наказанием является игра). На 3 месте — собственные обещания ребенка. Развитие самосознания: развитие морального сознания. Возрастает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника. Появляется тенденция к оценке действий сверстников (связано с самооценкой). Самооценка появляется во 2 половине периода на основе первоначальной эмоциональной оценке и рациональной оценке взрослого.
Кризис 7 лет. Кризис 7 лет это период становления социального я ребенка. Он связан с появлением нового системного образования, «внутренней позиции», которая выражает новый уровень самосознания и рефлексии ребенка.
Младший школьный возраст.
(6,7 — 10,11) Социальная ситуация развития: расширение сфер социального взаимодействия и овладение новой социальной ролью «ученика». Ведущая деятельность: учебная, направленная на освоение ЗУНами. Структура учебной деятельности: мотивация, учебная задача,учебные действия, действия контроля и оценки. Мотивы учения: 1) познавательные мотивы, направленные на овладение знаниями, способами их получения, приемами самостоятельной работы, программами дополнительных знаний. 2) социальные мотивы (понимание социальной значимости учения, стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение. 3) узко личные мотивы (получить хорошую отметку, заслужить похвалу и тому подобное) Познавательное развитие: Мышление доминирующий процесс. Завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. В процессе обучения формируются научные понятия (основы теоретического мышления). Речь: увеличение словарного запаса до 7 тысяч слов. Проявляется собственная активная речь, формируется контекстная речь. Память: к концу периода носит произвольный характер. Становится осмысленной. В учебной деятельности развиваются все виды памяти: долговременная, кратковременная, оперативная. Память становится опосредованной, ребенок овладевает новыми средствами для запоминания. Внимание: развиваются все основные свойства внимания. К концу периода внимание становится произвольным. Восприятие: характеризуется непроизвольностью, отличается слабой дифференцированностью. Самосознание: интенсивно развивается, формируется способность к рефлексии. Формирование самооценки связано с успешностью в учебной деятельности.
Подростковый возраст. (12-16).
Выготский этот возраст называл пубертатным. Изменение роста, вес, объема сердца, легкие и всего всего. Нервная система начинает очень активно формироваться. Формирование гормональной сферы.
Социальная ситуация развития: расширение сферы социальных контактов, появление значимого взрослого. Ведущая деятельность: интимно-личностное общение со сверстниками. Не учеба определяет его развитие, а общение. Учиться он уже умеет. Снижается интерес к учебе. Стремление познать себя через других, стремление занять определенную социальную позицию, занять статус. Значимым становиться этот статус. Познавательное развитие: Мышление: происходит переход от словесно-логического мышления к абстрактному мышлению. Активно развиваются основные операции мышления, такие как классификация, обобщение, анализ. Развивается рефлексивное общение. Подросток приобретает собственную логику мышления. Развитие личности: становление самоидентичности. Ищется образ для идентификации. Актуальными становятся проблемы осознания собственного «я». Осознание своего протяженного «я».Осознание себя как отличного от интериоризированных родительских образов. Главная задача — формирование эгоидентичности, которая обеспечивает целостность поведения, поддерживает внутреннее единство в личности, позволяет принять социальные нормы и идентифицироваться с групповыми идеалами и стремлениями.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 552; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.184.27 (0.011 с.) |