Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Психология развития и возрастная психология как отрасль современной психологической науки.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Основные рассматриваемые вопросы: 1. Предмет объект психологии развития и возрастной психологии. 2. Разделы в структуре возрастной психологии? 3. Исторический анализ понятия «детство»? 4. Какова связь возрастной психологии с практикой? 5. Что общего и различного в понятиях: рост, формирование, развитие?
Основные понятия: Детство - период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и, следовательно, психологической зрелости; это период становления личности ребёнка, превращения его в полноценного члена человеческого общества. Д.Б. Эльконин на основе изучения этнографических материаловпоказал, что детство возникает тогда, когда ребёнка нельзя непосредственно включить в систему общественного воспроизводства, поскольку он ещё не может овладеть орудиями труда в силу их сложности. Л.С. Выготский. В контексте культурно-исторической психологии изучать детское развитие исторически – значит изучать переход ребёнка от одной возрастной ступени к другой, изучать изменение личности внутри каждого возрастного периода, происходящее в конкретных исторических условиях. Изменения продолжительности детства в нашей стране: 1) От 0 до лет – продолжительность детства связана с введением обязательного начального образования для всех детей –1930 г.; 2) От 0 до 15 лет – продолжительность детства увеличилась благодаря принятию закона о неполной средней школе – 1959 г.; 3) От 0 до 17 лет – продолжительность детства в настоящее время, которое характеризуется представленностью всех детских возрастов и их чёткой дифференциацией.
Задания для самостоятельной работы Задание 1. Предмет возрастной психологии - _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Разделы возрастной психологии - _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Центральные проблемы возрастной психологии - _______________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Лонгитюдные исследования - _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Метод срезов - _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Сравнительный метод - ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ Тест интеллектуального развития - _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Понятийно-терминологические и проблемно-ситуационные задачи Задача 1 . У каждого человека есть жизненное пространство, которое он подсознательно ощущает «своим». Надо ли у ребенка воспитывать ощущение «собственного угла»? Решение. У ребенка есть потребность в жизненном пространстве. Сначала это кроватка, потом манеж. С 4–6 месяцев дети начинают ползать. Появляется потребность в строительстве убежищ из подручных средств, куда можно спрятаться, «укрыться»: под столом, между стульями, в шкафу, среди подушек дивана. Сооружение они нередко покрывают тканью.
Ситуация 2. Дайте психологическое обоснование соотношению понятий «развитие» и «воспитание». Решение. Мнение о том, что «ребенок сначала созревает, а потом его воспитывают», неверно, так как в основном психические процессы возникают благодаря воспитанию. Воспитание надо начинать с момента рождения, когда оно оказывает большое влияние на развитие ребенка. Развитие – это сложный процесс, который происходит неравномерно. Развитие и является результатом собственной активной деятельности ребенка под руководством взрослого, осуществляющего процесс воспитания и обучения. ! Воспитание, обучение должно идти впереди развития и опираться на него в соответствии с «зоной ближайшего развития» (Л. С. Выготский). Раскройте роль и значение педагогики высшей школы в решении задач обновления нашего общества.
Ситуация 3. Сравните определения предмета возрастной психологии в работах ведущих отечественных и зарубежных психологов. С этой целью просмотрите психологические словари, учебники, проанализируйте оглавления и предметные указатели (обратите внимание на ключевые понятия), выделите общие и отличительные черты в трактовке понимания содержания возрастной психологии.
Ситуация 4. Сравните позиции ученого - исследователя в области возрастной психологии и практического возрастного психолога с точки зрения специфики их отношения (в постановке задач, выборе методов и пр.) к развивающемуся субъекту (ребенку, взрослому). Литература: 1. Хухлаева О.В. Психология развития и возрастная психология: учебник для бакалавров. Гриф УМО [Текст]/ О.В.Хухлаева.-.М: 2013. 2. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для ВУЗов. Гриф МО РФ [Текст]/ И.А.Зимняя.- М: 2010. 3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник для вузов. Гриф МО[Текст]/ Тема 2. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. Требования к критерию и принципы построения возрастной периодизации, выдвинутые Л.С.Выготским. Значение кризисов в психическом развитии. Основные рассматриваемые вопросы:
Основные понятия: Согласно концепции Д.Б.Эльконина, в возрасте от 1 года до 3 лет ведущей деятельностью является предметная манипуляция, или орудийно-предметная деятельность, новообразованием этого периода развития будет предметный интеллект. Ведущей называется такая деятельность, в которой возникают и дифференцируются другие виды деятельности, перестраиваются и развиваются все психические процессы, в том числе и речь, а также психологические особенности личности. Согласно Л.С.Выготскому, область созревших функций, то есть то, что ребенок может осуществлять самостоятельно, носит название зоны актуального развития, область еще не созревших функций, то есть то, что ребенок может делать с помощью взрослых, в процессе подражания им, есть зона его ближайшего развития. Зона актуального развития ребенка в данном примере включает в себя пассивный словарный запас и возможности самостоятельного манипулирования с предметами в процессе освоения пространства, зона ближайшего развития – это активный словарный запас, соответствующий по объему пассивному. Обучение должно вести за собой развитие, – на этом принципе Л.С.Выготского необходимо разрабатывать план развивающих занятий с ребенком. Следовательно, для данного возраста необходимо обеспечить ребенку возможности подражания взрослому в назывании слов, обозначающих осваиваемые им в процессе манипулирования предметы.
Задания для самостоятельной работы Задание 1.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 1337; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.60 (0.01 с.) |