Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Овчинникова И.В., Пчелинцева Е.В.↑ Стр 1 из 12Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Министерства здравоохранения Российской Федерации
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДИСЦИПЛИНАМ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
студента(ки) _________________________ _____________________________________
группы ______________________________
факультета ___________________________
Иваново, 2016 УДК 159.9 (075.8) ББК 88я73
Рекомендовано РИС ИвГМА в качестве учебного пособия по дисциплинам: «Психология и педагогика», «Медико-психологическое сопровождение детей раннего, дошкольного возраста, подростков в лечебных, образовательных учреждениях в триаде «родитель – ребенок - врач/ психолог-консультант» (направление подготовки (специальность) код 31.05.02 «Педиатрия»), «Психологическое сопровождение подростков, взрослого населения в лечебно-профилактических учреждениях в триаде «помощник фельдшера - пациент - врач» (н аправление подготовки (специальность) код 31.05.01 «Лечебное дело»), «Психиатрия, медицинская психология (модуль медицинская психология») для студентов (направление подготовки (специальность) код 31.05.02 «Педиатрия», код 31.05.01 «Лечебное дело»).
Рецензенты: Худяков А.В. - доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психиатрии, наркологии, психотерапии ИПО ИвГМА.
Маркова Е.К. - кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной работы и прикладной психологии ИвГУ.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Содержание тем раздела Раздел 1. Психолого-педагогические основы медицинского образования Тема 1.1. Психология и педагогика в высшем медицинском образовании, грани взаимодействия педагогики, психологии и медицины. Основные рассматриваемые вопросы: 1. Педагогика и психология как научные отрасли знания. 2. Объект, педагогической науки - образование (медицинское образование), предмет – система отношений субъектов деятельности. 3.Основные понятия образования. Цели высшего медицинского образования Система медицинского образования. 4. Система антропологических наук и место в ней педагогики. Проблема диалектической взаимосвязи педагогики и психологии. 5. Педагогическая наука в высшем медицинском профессиональном образовании. 6. Основные функции (задачи) педагогической науки.
Основные понятия: Психология - наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности человека, которая проявляется в его отношениях с окружающими людьми, с самим собой, окружающим его миром в целом.
Рис. 1. Этапы развития психологии Предмет психологии – психика человека. Структура сознания
Рис. 5. Основные функции сознания человека
Бессознательное – это сфера психического отражения, в которой образ действительности и отношение к этой действительности субъекта не является предметом специальной рефлексии; это совокупность непроизвольных психических процессов и явлений, которые не осознаются человеком или не контролируются им. Сознание фокусируется на определенных объектах, а бессознательное перерабатывает второстепенную (в данный момент) информацию.
Рис. 6. Метафора «луч прожектора», применяемая для объяснения бессознательного компонента психики: Б – бессознательное; С – сознание; В - внимание Таблица 3 Структура сознания
Рис. 11. Основные функции сознания человека Таблица 7 Бессознательное – это сфера психического отражения, в которой образ действительности и отношение к этой действительности субъекта не является предметом специальной рефлексии; это совокупность непроизвольных психических процессов и явлений, которые не осознаются человеком или не контролируются им. Функции чувств и эмоций
Задания для самостоятельной работы Задание 1. Приведите примеры практического применения в жизнедеятельности человека порогов ощущений (нижнего и верхнего абсолютных порогов, порога различения). ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ……….
Задание 2. Составьте кластер по теме «Память как психический познавательный процесс». Примечания: Кластер – прием графической систематизации материала (автор американец Гудлат). Прием предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди («грозди винограда»).
Задание 3. Напишите аргументированное эссе на тему «Роль мечты в жизнедеятельности человека». Примечания: Эссе – прозаичное сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее ту или иную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, с ним связанные. Аргументированное эссе позволяет автору выбрать определенную позицию в отношении рассматриваемого вопроса и последовательно доказать свою правоту. Схема выполнения аргументированного эссе. 1. Введение: вводное утверждение (вопрос, цитаты, статистические данные, случай из личного опыта, пример реальный или гипотетический и т.п.), которое вводит в проблему, привлекает внимание. 2. Основная часть: а) главное утверждение – тезис, который отражает центральную идею, мнение, – то положение, которое вы планируете доказать; б) аргументация, поддерживающая авторскую позицию; в) контраргументация и её критический анализ, позволяющий убедительно доказать авторскую позицию. 3. Заключение: заключительное утверждение (повторное формулирование основного тезиса, синтез аргументации, а также вероятностное будущее вопроса).
Эссе на тему «Роль мечты в жизнедеятельности человека». ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ……………….
Задание 4. Дайте сравнительный анализ основных теоретических воззрений различных авторов на природу внимания, используя приведенную ниже таблицу.
Задание 5. Используя материалы лекции и практического занятия, составьте мини-глоссарий по теме «Виды эмоциональных переживаний».
Категории дидактики
Рис. 12. Структура метода обучения
Классификация методов – это упорядоченная по определенному признаку их система. Таблица 11 Задание 2. Заполните таблицу
Методы воспитания
Рис. 15. Средства воспитания Модель непрерывного образования (В. Н. Турченко) ♦ Временная характеристика: процесс всей жизни. ♦ Пространственная характеристика: место не ограничено. Специализированные учреждения, оставаясь опорными пунктами системы образования, интенсивно расширяют свои функции, реализуя их не только в собственных рамках, но и внутри всех других сфер деятельности. ♦ Внешняя характеристика: максимальное сближение школы со всеми другими сферами общественной деятельности, принцип «открытой школы». ♦ Внутренняя характеристика: сомкнутость, преемственность всех ее элементов, плавные переходы от низших ступеней к высшим. Различные формы и типы обучения взаимно дополняют друг друга. ♦ Количественная характеристика: включает не только подрастающее поколение, но и все старшее поколение, являясь в принципе всеохватывающим. ♦ Функциональная характеристика: ученик — субъект самообразования, способный стать серьезным оппонентом своего учителя и даже превзойти его. ♦ Характеристика развития: непрерывное образование — это процесс. Ведущая тенденция — непрерывное обновление содержания, форм и методов обучения, интенсификация учебно-воспитательных процессов. Функции непрерывного образования Принципы непрерывного образования О диагностическая, □ всеобщность, демократизм и доступ- □ самообразование.
Цель непрерывного образования не в том, чтобы человека учить всю жизнь, а в том, чтобы он научился учиться самостоятельно в течение всей жизни. Проблемы непрерывного образования неотъемлемы от проблем, связанных с учителем. Трудно переоценить роль личности учителя, его духовного облика в пробуждении и развитии способностей, наклонностей, талантов ученика (В. А. Сухомлинский).
Современные образовательные технологии, такие как технологии «полного усвоения знаний», «разноуровневого обучения», «коллективного взаимообучения», «включённого обучения», «модульного обучения» и др., позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, различному уровню сложности содержания обучения, специфическим особенностям каждой школы. Категории обучаемых • малоспособные, которые не в состоянии достичь заранее намеченного уровня знаний и умений даже при больших затратах учебного времени; • талантливые (около 5%), которым нередко по силам то, с чем не могут справиться все остальные; • учащиеся, составляющие большинство (около 90%), чьи способности к усвоению знаний и умений зависят от затрат учебного времени.
Реализуя данный подход, Дж. Блок и Л. Андерсон разработали методику обучения на основе полного усвоения знаний. Исходным моментом методики является установка, которую должен принять педагог, работающий по этой системе: все обучаемые способны полностью усвоить необходимый учебный материал при рациональной организации учебного процесса. Основные принципы ©> всеобщая талантливость — нет бесталанных людей, а есть занятые не своим делом; ©> взаимное превосходство — если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получаться лучше, это что-то нужно искать; ©> неизбежность перемен — ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным. Задание 1. Роль обучения в развитии личности. Проблема соотношения и развития личности является не только методологически, но и практически значимой. Обучение это не процесс передачи знаний, а управление учебно-познавательной деятельностью учащихся. На ваш взгляд, в чем разница? Допишите_________________________________________ Под развитием применительно к обучению понимают два разных, хотя и тесно взаимосвязанных друг с другом, явления: * собственно биологическое, органичное созревание мозга, его анатомо-биологических структур; * психическое (в частности, умственное) развитие как определенная динамика его уровней, как своего рода умственное созревание. В психолого-педагогической науке сложились три точки зрения на соотношение обучения и развитие. Первая, наиболее распространенная заключается в том, что обучение и развитие рассматриваются как два независимых друг от друга процесса. В.Штерн считал, что обучение следует за развитием и приспосабливается к нему. Вторая точка зрения принадлежит Джеймсу, который сливает обучение и развитие, отождествляя эти процессы. Третья позиция принадлежит Л.С.Выготскому. Объединяя предыдущие теории, дополняет их новым положением: обучение может идти не только вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но и впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразование. Л.С.Выготский выделил два уровня умственного развития ребенка. 1 уровень. Актуального развития как наличный уровень подготовленности ученика, который характеризуется тем, какие задания он может выполнять самостоятельно. 2 уровень. Зона ближайшего развития ученика, обозначает то, с чем он справится с небольшой помощью. То, что сегодня ребенок делает с помощью взрослого, отмечал ученый, завтра он будет делать самостоятельно; то, что входит в зону ближайшего развития, в процессе обучения переходит на уровень актуального развития. Ошибка современной школы в том, что развитие не понимается как комплексная задача. Педагоги передают знания, формируют умения и навыки, а не работают над развитием ребенка. Попробуйте нарисовать и озвучить схему предложную педагогом. Вывод: -___ ……………………… Задание 2. Представьте ответы на вопросы. 2. В чем разница между воспитанием и социализацией? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ …… 3. Какие функции выполняет воспитание? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ …….. 4. Что влияет на создание моделей воспитания? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ….. Литература 1. Маклаков А.Г. Общая психология: учеб. пособие для студентов вузов и слушателей курсов психолог. дисциплин. – СПб.: Питер, 2010. – 583 с. – С. 354-372. 2. Кудрявая Н.В.едагогика в медицине: учебник для вузов Гриф Министерства Здравоохранения [Текст]/ Кудрявая Н.В. – «Академия»: 2012. 1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика Учебник для вузов. Гриф МО]/ [Текст]/ Н.В.Бордовская, А.А.Реан - М: 2013.
Структура общения Учитывая сложность общения, необходимо обозначить его структуру, с тем, чтобы затем возможен был анализ каждого элемента. Г.М. Андреева предлагает характеризовать структуру общения путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Схематично структура общения может быть изображена следующим образом:
Рис. 1. Структура общения (по Г.М. Андреевой)
Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией, в данном случае между врачом и пациентом, интерактивная заключается в организации взаимодействия между коммуникаторами, перцептивная (лат., perceptio – восприятие) – в общении как процессе восприятия партнерами друг друга и установлении определенного уровня взаимопонимания. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями, направленными на установление определенных отношений между врачом и пациентом с целью повышения эффективности лечения. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Задачей терапии с точки зрения влияния врача на самосознание больного является улучшение его способности к сознательному целенаправленному управления психической саморегуляцией, активному противодействию болезни. Естественно, что все эти термины весьма условны. В реальности мы имеем дело с процессом общения как единым целым.
Уровни анализа общения Процесс общения может осуществляться и анализироваться, по крайней мере, на трех различных уровнях. 1. Макроуровень: общение индивида с другими людьми рассматривается как важнейшая сторона его образа жизни. На этом уровне процесс общения изучается в интервалах времени, сопоставимых с длительностью человеческой жизни, с акцентом на анализ психического развития индивида. Общение здесь выступает как сложная развивающаяся сеть взаимосвязей индивида с другими людьми и социальными группами. 2. Мезоуровень: общение рассматривается как сменяющаяся совокупность целенаправленных логически завершаемых контактов или ситуаций взаимодействия, в которых оказываются люди в процессе текущей жизнедеятельности на конкретных временных отрезках своей жизни. Главный акцент в изучении общения на этом уровне делается на содержательных компонентах ситуаций общения – «по поводу чего» и «с какой целью». Вокруг этого стержня темы, предмета общения раскрывается динамика общения, анализируются используемые средства (вербальные и невербальные) и фазы, или этапы общения, в ходе которых осуществляется обмен представлениями, идеями, переживаниями. 3. Микроуровень: здесь главный акцент делается на анализе элементарных единиц общения как сопряженных актов, или трансакций. Важно подчеркнуть, что элементарная единица общения – это не смена перемежающихся поведенческих актов его участников, а их взаимодействие. Она включает не только действие одного из партнеров, но и связанное с ним содействие или противодействие другого (например, «вопрос – ответ», «побуждение к действию – действие», «сообщение информации – отношение к ней» и т. п.). Виды общения Общение чрезвычайно многогранно. Существует множество различных классификаций видов общения, построенных по различным основаниям. Так, выделяют следующие виды. 1) Различают межличностное и массовое общение. Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Массовое общение – это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации. 2) Выделяют также межперсональное общение и ролевое. В первом случае участниками общения являются конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и организации совместных действий. В случае ролевой коммуникации ее участники выступают как носители определенных ролей (пациент—врач, учитель—ученик, начальник—подчиненный). В ролевом общении человек лишается определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью. В процессе такого общения человек проявляет себя уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная единица, выполняющая определенные функции. 3) Общение может быть также доверительным и конфликтным. Первое отличается тем, что в его ходе передается особо значимая информация. Доверительность – существенный признак всех видов общения, без него нельзя осуществлять переговоры, решать интимные вопросы. Конфликтное общение характеризуется взаимным противостоянием людей, выражениями неудовольствия и недоверия.
4) Общение может быть личным и деловым. Личное общение – это обмен неофициальной информацией. Деловое общение – процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность. 5) Общение бывает прямое и опосредованное. Прямое (непосредственное) общение является исторически первой формой общения людей друг с другом. На его основе в более поздние периоды развития цивилизации возникают различные виды опосредованного общения. Опосредованное общение – это взаимодействие при помощи доп
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 862; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.45.223 (0.017 с.) |