Овчинникова И.В., Пчелинцева Е.В. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Овчинникова И.В., Пчелинцева Е.В.



Министерства здравоохранения Российской Федерации

 

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
ПО УЧЕБНЫМ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИМ

ДИСЦИПЛИНАМ

 

 

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ1-5 КУРСОВ

 

студента(ки) _________________________

_____________________________________

 

группы ______________________________

 

факультета ___________________________

 

Иваново, 2016


УДК 159.9 (075.8)

ББК 88я73

 

Рекомендовано РИС ИвГМА в качестве учебного пособия по дисциплинам:

«Психология и педагогика», «Медико-психологическое сопровождение детей раннего, дошкольного возраста, подростков в лечебных, образовательных учреждениях в триаде «родитель – ребенок - врач/ психолог-консультант» (направление подготовки (специальность) код 31.05.02 «Педиатрия»), «Психологическое сопровождение подростков, взрослого населения в лечебно-профилактических учреждениях в триаде «помощник фельдшера - пациент - врач» (н аправление подготовки (специальность) код 31.05.01 «Лечебное дело»), «Психиатрия, медицинская психология (модуль медицинская психология») для студентов (направление подготовки (специальность) код 31.05.02 «Педиатрия», код 31.05.01 «Лечебное дело»).

 

 

Рецензенты:

Худяков А.В. - доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психиатрии, наркологии, психотерапии ИПО ИвГМА.

 

Маркова Е.К. - кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной работы и прикладной психологии ИвГУ.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Название модуля, раздела № страницы
МОДУЛЬ I. «ПСИХОЛОГИЯ, ПЕДАГОГИКА» (1 КУРС) Раздел 1. Психолого-педагогические основы медицинского образования Тема 1.1. Психология и педагогика в высшем медицинском образовании, грани взаимодействия педагогики, психологии и медицины.  
Тема 1.2. Психология познавательных психических процессов, её психолого-педагогические следствия и практические рекомендации для профессиональной деятельности врача  
Тема 1.3. Психолого - педагогические основы организации образовательного процесса в медицинском вузе  
Тема 1.4. Психология личности, её психолого-педагогические следствия и практические рекомендации для профессиональной деятельности врача. Обучение, значимое для личности.  
Тема 1.5. Современные психолого - педагогические методы и технологии обучения и воспитания; их использование в профессиональной деятельности врача  
Раздел 2. Психолого - педагогические основы деятельности врача Тема 2.1. Психолого - педагогические основы профессионального общения. Учет индивидуальных и возрастных особенностей при общении с пациентами, их учет в деятельности врача  
Тема 2.2. Элементы социальной педагогики и психологии и их учет в деятельности врача  
Тема 2.3. Профилактическая медицина в работе врача. Психолого-педагогические выводы и практические рекомендации врачу для его профессиональной деятельности  
Тема 2.4. Образовательный потенциал врача: непрерывное медицинское образование, его цели, задачи, технологии.  
Тема 2.5. Основы медико-просветительской деятельности врача  
МОДУЛЬ II. «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ, ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ В ЛПУ В ТРИАДЕ «ПОМОЩНИК ФЕЛЬДШЕРА-ПАЦЕНТ-ВРАЧ» (3 КУРС) Тема 1. Психология развития и возрастная психология как отрасль современной психологической науки.  
Тема 2. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. Требования к критерию и принципы построения возрастной периодизации, выдвинутые Л.С.Выготским. Значение кризисов в психическом развитии.  
Тема 3. Развитие личности в условиях депривации и особых условиях  
Раздел 2. ПСИХОЛОГИЧСКИЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА И ПАЦИЕНТОВ В ЛЕЧЕБНО - ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ. Тема 1. Методологические и логические основы психологии общения медицинского персонала и пациентов в лечебно - профилактических учреждениях  
Тема 2. Общение как восприятие людьми друг друга.  
Тема 3. Коммуникации в процессе организации совместных действий  
Тема 4. Психологическая коррекция конфликтного общения.  
Раздел 3. ТЕОРИИ И ПРАКТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ И ПОДРОСТКОВ В ЛЕЧЕБНОМ УЧРЕЖДЕНИИ В ТРИАДЕ «ПОМОЩНИК ФЕЛЬДШЕРА-ПАЦИЕНТ-ВРАЧ». Тема 1. Теоретико-методологические основы исследования психологического сопровождения взрослого населения и подростков в лечебном учреждении в триаде «помощник фельдшера - пациент-врач».  
Тема 2. Психологические аспекты дифференцированного медико-психологического сопровождения с учетом степени тяжести двигательных и интеллектуальных, сенсорных нарушений  
Раздел 4. СУБЪКТ-СУБЪЕКТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ДИАДАХ «ПОМОЩНИК ФЕЛЬДШЕРА-ПАЦИЕНТ» «ПОМОЩНИК ФЕЛЬДШЕРА - ВРАЧ», «ПАЦИЕНТ-ВРАЧ» В СПЕЦИАЛЬНО ОБОГАЩЕННОЙ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЕ. Тема 1. Психологические аспекты влияния личности врача на лечебный процесс.  
МОДУЛЬ «МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ» (4-5 курсы). Тема 1. Введение в клиническую психологию. Предмет и задачи медицинской психологии. Определение психического здоровья и уровней психической адаптации человека. Методы психологического исследования  
Тема 2. Клинико-психологические исследования. Подтема «Личность и болезнь. Психологическая структура личности. Влияние особенностей возраста и хронических заболеваний на личность человека. Акцентуации личности. Тактика поведения врача с пациентами, которые имеют акцентуированные черты личности»  
Тема 2. Клинико-психологические исследования. Подтема «Внутренняя картина болезни. Типы отношения к болезни»  
Тема 2. Клинико-психологические исследования. Подтема «Внутренняя картина болезни. Типы отношения к болезни»  
Тема 2. Клинико-психологические исследования. Подтема. «Влияние болезни на эмоционально-волевую сферу человека. Состояние сознания у больного, критерии ясного сознания»  
Тема 3. Психология лечебно-диагностического процесса  
Тема 3. Психология лечебно-диагностического процесса. Подтема «Психосоматические расстройства»  
Тема 3. Психология лечебно-диагностического процесса. Подтема «Психологические особенности больных с заболеваниями различного профиля»  
Тема 3. Психология лечебно-диагностического процесса. Подтема «Психология суицидальности, танатологии и эвтаназии»  
Тема 4. Психологические аспекты профилактики и реабилитации в клинической психологии. Подтема «Психогигиена, психопрофилактика, основы психотерапии»  
Тема 4. Психологические аспекты профилактики и реабилитации в клинической психологии. Подтема «Психология медицинских работников»  
Тема 4. Психологические аспекты профилактики и реабилитации в клинической психологии. Подтема «Общение в медицинской среде. Конфликты и способы их профилактики и разрешения»  
Приложения  

 

 


Содержание тем раздела

Раздел 1. Психолого-педагогические основы медицинского образования

Тема 1.1. Психология и педагогика в высшем медицинском образовании, грани взаимодействия педагогики, психологии и медицины.

Основные рассматриваемые вопросы:

1. Педагогика и психология как научные отрасли знания.

2. Объект, педагогической науки - образование (медицинское образование),

предмет – система отношений субъектов деятельности.

3.Основные понятия образования.

Цели высшего медицинского образования

Система медицинского образования.

4. Система антропологических наук и место в ней педагогики. Проблема диалектической взаимосвязи педагогики и психологии.

5. Педагогическая наука в высшем медицинском профессиональном образовании.

6. Основные функции (задачи) педагогической науки.

 

Основные понятия:

Психология - наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности человека, которая проявляется в его отношениях с окружающими людьми, с самим собой, окружающим его миром в целом.

I этап
II этап
III этап
IV этап
Психология как наука о душе
Психология как наука о сознании
Психология как наука о поведении
Психология – наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики

 

Рис. 1. Этапы развития психологии

Предмет психологии – психика человека.

Структура сознания

Элементы структуры Характеристика
Познавательные процессы ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь
Различение субъекта и объекта противопоставлеиие себя окружающему миру, различение «Я» и «не Я»: самосознание, самопознание, самооценка и др.
Отношение человека к себе и окружающему миру чувства, эмоции, переживания
Креативная (творческая) составляющая сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее в нем не было, с помощью воображения, мышления, интуиции
Формирование временной картины мира память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего
Формирование целей деятельности исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение

 

Основные функции сознания
Отражательная (познавательные процессы и память)
Оценочная (формирование эмоций)
Рефлексивная (самосознание)
Креативная (воображение, творчество)
Преобразующая (определение целей и их достижение

Рис. 5. Основные функции сознания человека

 

Бессознательное – это сфера психического отражения, в которой образ действительности и отношение к этой действительности субъекта не является предметом специальной рефлексии; это совокупность непроизвольных психических процессов и явлений, которые не осознаются человеком или не контролируются им.

Сознание фокусируется на определенных объектах, а бессознательное перерабатывает второстепенную (в данный момент) информацию.

Б
С
в

Рис. 6. Метафора «луч прожектора», применяемая для объяснения бессознательного компонента психики: Б – бессознательное;

С – сознание; В - внимание

Таблица 3

Структура сознания

Элементы структуры Характеристика
Познавательные процессы ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь
Различение субъекта и объекта противопоставлеиие себя окружающему миру, различение «Я» и «не Я»: самосознание, самопознание, самооценка и др.
Отношение человека к себе и окружающему миру чувства, эмоции, переживания
Креативная (творческая) составляющая сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее в нем не было, с помощью воображения, мышления, интуиции
Формирование временной картины мира память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего
Формирование целей деятельности исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение

 

Основные функции сознания
Отражательная (познавательные процессы и память)
Оценочная (формирование эмоций)
Рефлексивная (самосознание)
Креативная (воображение, творчество)
Преобразующая (определение целей) и их достижение

 

Рис. 11. Основные функции сознания человека

Таблица 7

Бессознательное – это сфера психического отражения, в которой образ действительности и отношение к этой действительности субъекта не является предметом специальной рефлексии; это совокупность непроизвольных психических процессов и явлений, которые не осознаются человеком или не контролируются им.

Функции чувств и эмоций

функции характеристика
Сигнальная выражается в том, что эмоции и чувства сопровождаются выразительными движениями
Регулятивная выражается в том, что стойкие пережи­вания направляют наше поведение, поддерживают его, заставля­ют преодолевать встречающиеся на пути препятствия
Отражательная (оценочная) выражается в обобщен­ной оценке явлений и событий
Побудительная (стимулирующая) чувства как бы оп­ределяют направление поиска, способное обеспечить решение задачи
Подкрепляющая выражается в том, что значимые со­бытия, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстро и надолго запечатлеваются в памяти
Переключательная обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая по­требность
Приспособительная благодаря вовремя возникшему чувству организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям

 

Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Приведите примеры практического применения в жизнедеятельности человека порогов ощущений (нижнего и верхнего абсолютных порогов, порога различения).

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

____________________________________________________________________ ……….

 

Задание 2. Составьте кластер по теме «Память как психический познавательный процесс».

Примечания: Кластер – прием графической систематизации материала (автор американец Гудлат). Прием предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди («грозди винограда»).

 

Задание 3. Напишите аргументированное эссе на тему «Роль мечты в жизнедеятельности человека».

Примечания: Эссе – прозаичное сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее ту или иную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, с ним связанные. Аргументированное эссе позволяет автору выбрать определенную позицию в отношении рассматриваемого вопроса и последовательно доказать свою правоту. Схема выполнения аргументированного эссе.

1. Введение: вводное утверждение (вопрос, цитаты, статистические данные, случай из личного опыта, пример реальный или гипотетический и т.п.), которое вводит в проблему, привлекает внимание.

2. Основная часть: а) главное утверждение – тезис, который отражает центральную идею, мнение, – то положение, которое вы планируете доказать; б) аргументация, поддерживающая авторскую позицию; в) контраргументация и её критический анализ, позволяющий убедительно доказать авторскую позицию.

3. Заключение: заключительное утверждение (повторное формулирование основного тезиса, синтез аргументации, а также вероятностное будущее вопроса).

 

Эссе на тему «Роль мечты в жизнедеятельности человека».

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

________________________________________________________________ ……………….

 

Задание 4. Дайте сравнительный анализ основных теоретических воззрений различных авторов на природу внимания, используя приведенную ниже таблицу.

 

Автор (теория) Понимание внимания Достоинства Недостатки
Внимание как результат двигательного приспособления        
Внимание как результат ограниченности объёма сознания        
Внимание как результат эмоций (Дж. Миль)      
Внимание как результат апперцепции      
Внимание как особая активная способность духа      
Внимание как усиление нервной раздражительности        
Теория нервного подавления        
Моторная теория внимания Т. Рибо        
Теория внимания Д.Н. Узнадзе        
Теория внимания П.Я. Гальперина        

 

Задание 5. Используя материалы лекции и практического занятия, составьте мини-глоссарий по теме «Виды эмоциональных переживаний».

Термин Значение термина
Эмоциональное реагирование    
Эмоциональный тон ощущений    
Эмоция    
Аффект    
Настроение    
Чувства    
Стресс    

 

Категории дидактики

Категория Характеристика
Преподавание упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения, обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний
Учение процесс (сопроцесс), в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные
Обучение упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели
Образование система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления
Знания совокупность идей человека, в которых выражается теоретическое овладение предметом
Умения овладение приемами (способами, действиями) применения усвоенных знаний на практике
Навыки умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства
Образовательная цель то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия
Содержание образования система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения
Организация образования упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы для наилучшей реализации цели
Форма обучения способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания
Метод обучения путь достижения цели и задач обучения
Средство обучения предметная поддержка учебного процесса
Результаты обучения это то, к чему приходит обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели

 

Структура метода
объективная часть
субъективная часть
обусловлена положениями, которые присутствуют в любом методе, независимо от его использования различными педагогами
обусловлена личностью педагога, особенностями учащихся, конкретными условиями

 

Рис. 12. Структура метода обучения

 

 

Классификация методов – это упорядоченная по определенному признаку их система.

Таблица 11

Задание 2. Заполните таблицу

Стиль педагогического взаимодействия Характеристика Положительные черты Отрицательные черты
Авторитарный      
Либеральный, попустительский      
Демократический      

Методы воспитания

Принцип классификации Характеристика Методы
Методы воздействия и убеждения (методы формирования сознания) методы воспитания, направленные на формирование правильных понятий, оценок, суждений, мировоззрения беседа, дискуссия, диспут, конференция, лекция, рассказ, пример
Методы организации практической деятельности пути выделения, закрепления и формирования в опыте воспитанников положительных способов и форм поведения и нравственной мотивации поручение, упражнение, выбор, планирование, отчетность
Методы стимулирования пути побуждения воспитанников к улучшению своего поведения, развития у них положительной мотивации поведения требование, оценка, контроль, поощрение, наказание, принуждение, соревнование, метод естественных последствий
Исследовательские и диагностические методы пути получения информации об эффективности воспитательных воздействий наблюдение, беседа, тест, анкета, опрос, анализ результатов деятельности воспитанников, эксперимент, тренинг
Методы самовоспитания направлены на сознательное изменение человеком своей личности в соответствии с требованиями общества и личного плана развития самонаблюдение, самоанализ, самоприказ, самоотчет, самоодобрение, самоосуждение

 

Средства воспитания

Рис. 15. Средства воспитания

Модель непрерывного образования (В. Н. Турченко)

Временная характеристика: процесс всей жизни.

Пространственная характеристика: место не ограничено. Специализиро­ванные учреждения, оставаясь опорными пунктами системы образования, ин­тенсивно расширяют свои функции, реализуя их не только в собственных рамках, но и внутри всех других сфер деятельности.

Внешняя характеристика: максимальное сближение школы со всеми дру­гими сферами общественной деятельности, принцип «открытой школы».

Внутренняя характеристика: сомкнутость, преемственность всех ее элемен­тов, плавные переходы от низших ступеней к высшим. Различные формы и типы обучения взаимно дополняют друг друга.

Количественная характеристика: включает не только подрастающее поко­ление, но и все старшее поколение, являясь в принципе всеохватывающим.

Функциональная характеристика: ученик — субъект самообразования, спо­собный стать серьезным оппонентом своего учителя и даже превзойти его.

Характеристика развития: непрерывное образование — это процесс. Веду­щая тенденция — непрерывное обновление содержания, форм и методов обу­чения, интенсификация учебно-воспитательных процессов.

Функции непрерывного образования Принципы непрерывного образования

О диагностическая, □ всеобщность, демократизм и доступ-
CI компенсаторная, ность,
О адаптационная, □ непрерывность,
О познавательная, □ интегративность и преемственность,
О культурологическая. □ открытость,

□ самообразование.

 

Цель непрерывного образования не в том, чтобы человека учить всю жизнь, а в том, чтобы он научился учиться самостоятельно в течение всей жизни.

Проблемы непрерывного образования неотъемлемы от проблем, связан­ных с учителем.

Трудно переоценить роль личности учителя, его духовного облика в про­буждении и развитии способностей, наклонностей, талантов ученика (В. А. Сухомлинский).

 

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Развивающее обучение Критическое мышление
Проблемное обучение Модульная
Исследовательская Проектная
Диагностико - технологическая Личностно - ориентированная
ИКТ

 

 

Современные образовательные технологии, такие как технологии «полного ус­воения знаний», «разноуровневого обучения», «коллективного взаимообучения», «включённого обучения», «модульного обучения» и др., позволяют приспосо­бить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, различно­му уровню сложности содержания обучения, специфическим особенностям каж­дой школы.

Категории обучаемых

малоспособные, которые не в состоянии достичь заранее намеченного уровня знаний и умений даже при больших затратах учебного времени;

талантливые (около 5%), которым нередко по силам то, с чем не могут справиться все остальные;

учащиеся, составляющие большинство (около 90%), чьи способности к усво­ению знаний и умений зависят от затрат учебного времени.

 

Реализуя данный подход, Дж. Блок и Л. Андерсон разработали методику обуче­ния на основе полного усвоения знаний.

Исходным моментом методики является установка, которую должен при­нять педагог, работающий по этой системе: все обучаемые способны пол­ностью усвоить необходимый учебный материал при рациональной орга­низации учебного процесса.

Основные принципы

©> всеобщая талантливость — нет бесталанных людей, а есть занятые не сво­им делом;

©> взаимное превосходство — если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получаться лучше, это что-то нужно искать;

©> неизбежность перемен — ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.

Задание 1. Роль обучения в развитии личности.

Проблема соотношения и развития личности является не только методологически, но и практически значимой.

Обучение это не процесс передачи знаний, а управление учебно-познавательной деятельностью учащихся.

На ваш взгляд, в чем разница? Допишите_________________________________________

Под развитием применительно к обучению понимают два разных, хотя и тесно взаимосвязанных друг с другом, явления:

* собственно биологическое, органичное созревание мозга, его анатомо-биологических структур;

* психическое (в частности, умственное) развитие как определенная динамика его уровней, как своего рода умственное созревание.

В психолого-педагогической науке сложились три точки зрения на соотношение обучения и развитие.

Первая, наиболее распространенная заключается в том, что обучение и развитие рассматриваются как два независимых друг от друга процесса. В.Штерн считал, что обучение следует за развитием и приспосабливается к нему.

Вторая точка зрения принадлежит Джеймсу, который сливает обучение и развитие, отождествляя эти процессы.

Третья позиция принадлежит Л.С.Выготскому. Объединяя предыдущие теории, дополняет их новым положением: обучение может идти не только вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но и впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразование. Л.С.Выготский выделил два уровня умственного развития ребенка.

1 уровень. Актуального развития как наличный уровень подготовленности ученика, который характеризуется тем, какие задания он может выполнять самостоятельно.

2 уровень. Зона ближайшего развития ученика, обозначает то, с чем он справится с небольшой помощью. То, что сегодня ребенок делает с помощью взрослого, отмечал ученый, завтра он будет делать самостоятельно; то, что входит в зону ближайшего развития, в процессе обучения переходит на уровень актуального развития.

Ошибка современной школы в том, что развитие не понимается как комплексная задача. Педагоги передают знания, формируют умения и навыки, а не работают над развитием ребенка.

Попробуйте нарисовать и озвучить схему предложную педагогом.

Вывод: -___ ………………………

Задание 2.

Представьте ответы на вопросы.
1. Процессы и результаты социализации имеют внутренне противоречивый характер. В чем заключено это противоречие? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ……

2. В чем разница между воспитанием и социализацией? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ……

3. Какие функции выполняет воспитание? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ……..

4. Что влияет на создание моделей воспитания? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________ …..
5. Какие группы задач воспитания выделил А. В. Мудрик? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ……

Литература

1. Маклаков А.Г. Общая психология: учеб. пособие для студентов вузов и слушателей курсов психолог. дисциплин. – СПб.: Питер, 2010. – 583 с. – С. 354-372.

2. Кудрявая Н.В.едагогика в медицине: учебник для вузов Гриф Министерства Здравоохранения [Текст]/ Кудрявая Н.В. – «Академия»: 2012.

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика Учебник для вузов. Гриф МО]/ [Текст]/ Н.В.Бордовская, А.А.Реан - М: 2013.

 

Структура общения

Учитывая сложность общения, необходимо обозначить его структуру, с тем, чтобы затем возможен был анализ каждого элемента. Г.М. Андреева предлагает характеризовать структуру общения путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Схематично структура общения может быть изображена следующим образом:

 

Рис. 1. Структура общения (по Г.М. Андреевой)

 

Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией, в данном случае между врачом и пациентом, интерактивная заключается в организации взаимодействия между коммуникаторами, перцептивная (лат., perceptio – восприятие) – в общении как процессе восприятия партнерами друг друга и установлении определенного уровня взаимопонимания.

Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями, направленными на установление определенных отношений между врачом и пациентом с целью повышения эффективности лечения.

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Задачей терапии с точки зрения влияния врача на самосознание больного является улучшение его способности к сознательному целенаправленному управления психической саморегуляцией, активному противодействию болезни.

Естественно, что все эти термины весьма условны. В реальности мы имеем дело с процессом общения как единым целым.

 

Уровни анализа общения

Процесс общения может осуществляться и анализироваться, по крайней мере, на трех различных уровнях.

1. Макроуровень: общение индивида с другими людьми рассматривается как важнейшая сторона его образа жизни. На этом уровне процесс общения изучается в интервалах времени, сопоставимых с длительностью человеческой жизни, с акцентом на анализ психического развития индивида. Общение здесь выступает как сложная развивающаяся сеть взаимосвязей индивида с другими людьми и социальными группами.

2. Мезоуровень: общение рассматривается как сменяющаяся совокупность целенаправленных логически завершаемых контактов или ситуаций взаимодействия, в которых оказываются люди в процессе текущей жизнедеятельности на конкретных временных отрезках своей жизни. Главный акцент в изучении общения на этом уровне делается на содержательных компонентах ситуаций общения – «по поводу чего» и «с какой целью». Вокруг этого стержня темы, предмета общения раскрывается динамика общения, анализируются используемые средства (вербальные и невербальные) и фазы, или этапы общения, в ходе которых осуществляется обмен представлениями, идеями, переживаниями.

3. Микроуровень: здесь главный акцент делается на анализе элементарных единиц общения как сопряженных актов, или трансакций. Важно подчеркнуть, что элементарная единица общения – это не смена перемежающихся поведенческих актов его участников, а их взаимодействие. Она включает не только действие одного из партнеров, но и связанное с ним содействие или противодействие другого (например, «вопрос – ответ», «побуждение к действию – действие», «сообщение информации – отношение к ней» и т. п.).

Виды общения

Общение чрезвычайно многогранно. Существует множество различных классификаций видов общения, построенных по различным основаниям. Так, выделяют следующие виды.

1) Различают межличностное и массовое общение. Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников.

Массовое общение – это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.

2) Выделяют также межперсональное общение и ролевое. В первом случае участниками общения являются конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и организации совместных действий.

В случае ролевой коммуникации ее участники выступают как носители определенных ролей (пациент—врач, учитель—ученик, начальник—подчиненный). В ролевом общении человек лишается определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью. В процессе такого общения человек проявляет себя уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная единица, выполняющая определенные функции.

3) Общение может быть также доверительным и конфликтным. Первое отличается тем, что в его ходе передается особо значимая информация. Доверительность – существенный признак всех видов общения, без него нельзя осуществлять переговоры, решать интимные вопросы.

Конфликтное общение характеризуется взаимным противостоянием людей, выражениями неудовольствия и недоверия.

 

4) Общение может быть личным и деловым. Личное общение – это обмен неофициальной информацией.

Деловое общение – процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность.

5) Общение бывает прямое и опосредованное. Прямое (непосредственное) общение является исторически первой формой общения людей друг с другом. На его основе в более поздние периоды развития цивилизации возникают различные виды опосредованного общения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 828; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.253.93 (0.167 с.)