Модуль I. «психология, педагогика» (1 курс) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модуль I. «психология, педагогика» (1 курс)



 

Содержание тем раздела

Раздел 1. Психолого-педагогические основы медицинского образования

Тема 1.1. Психология и педагогика в высшем медицинском образовании, грани взаимодействия педагогики, психологии и медицины.

Основные рассматриваемые вопросы:

1. Педагогика и психология как научные отрасли знания.

2. Объект, педагогической науки - образование (медицинское образование),

предмет – система отношений субъектов деятельности.

3.Основные понятия образования.

Цели высшего медицинского образования

Система медицинского образования.

4. Система антропологических наук и место в ней педагогики. Проблема диалектической взаимосвязи педагогики и психологии.

5. Педагогическая наука в высшем медицинском профессиональном образовании.

6. Основные функции (задачи) педагогической науки.

 

Основные понятия:

Психология - наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности человека, которая проявляется в его отношениях с окружающими людьми, с самим собой, окружающим его миром в целом.

I этап
II этап
III этап
IV этап
Психология как наука о душе
Психология как наука о сознании
Психология как наука о поведении
Психология – наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики

 

Рис. 1. Этапы развития психологии

Предмет психологии – психика человека.

Психика – это внутренний мир личности, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающим внешним миром, в процессе активного отражения этого мира.

Таблица 1

Психические явления человека

Блоки Название блока Составляющие блока
I Психические процессы Познавательные процессы, чувства, воля
II Психические состояния Состояния бодрости, подавленности, усталости, работоспособности и др.
III Психические свойства Темперамент, характер, способности
IV Психические образования Знания, умения, навыки, привычки

 

Задачи психологии
Изучение сущности психических явлений и закономерностей их протекания в различных условиях
Исследование возможности управления психическими явлениями
Разработка соответствующих методов управления
Использование полученных знаний в практической деятельности человека с целью повышения ее эффективности

 

Рис. 2. Основные задачи психологии как науки

 

Психология
Зоопсихология
Психология человека
Общая психология
Специальные отрасли психологии

 

Рис. 3. Структура психологических наук

 

 

Основные функции психики
Отражение – построение образа мира
Регуляция поведения на основе построенного образа мира

Рис. 4. Функции психики

 

Сознание – высшая, интегрирующая форма психики человека, возникшая как результат общественно-исторических условий формирования его в трудовой деятельности при постоянном общении с помощью языка с другими людьми.

Сознание – отношение к миру со знанием его собственных объективных свойств и возможностей.

 

Таблица 2

Структура сознания

Элементы структуры Характеристика
Познавательные процессы ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь
Различение субъекта и объекта противопоставлеиие себя окружающему миру, различение «Я» и «не Я»: самосознание, самопознание, самооценка и др.
Отношение человека к себе и окружающему миру чувства, эмоции, переживания
Креативная (творческая) составляющая сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее в нем не было, с помощью воображения, мышления, интуиции
Формирование временной картины мира память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего
Формирование целей деятельности исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение

 

Основные функции сознания
Отражательная (познавательные процессы и память)
Оценочная (формирование эмоций)
Рефлексивная (самосознание)
Креативная (воображение, творчество)
Преобразующая (определение целей и их достижение

Рис. 5. Основные функции сознания человека

 

Бессознательное – это сфера психического отражения, в которой образ действительности и отношение к этой действительности субъекта не является предметом специальной рефлексии; это совокупность непроизвольных психических процессов и явлений, которые не осознаются человеком или не контролируются им.

Сознание фокусируется на определенных объектах, а бессознательное перерабатывает второстепенную (в данный момент) информацию.

Б
С
в

Рис. 6. Метафора «луч прожектора», применяемая для объяснения бессознательного компонента психики: Б – бессознательное;

С – сознание; В - внимание

Таблица 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 355; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.0.25 (0.008 с.)