Шпиц Р. Психоанализ раннего детского развития. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Шпиц Р. Психоанализ раннего детского развития.



Шпиц Рене Арпад - психоаналитик и психиатр, известен своими исследованиями детей, в которых широко использовал метод прямого наблюдения и киносъемок. Съемки Шпица отстающих в развитии малышей, пустым взглядом смотрящих в камеру, драматически иллюстрируют разрушительные последствия лишения младенцев матери. Кроме нарушения объектных отношений, Шпиц документально продемонстрировал у этих младенцев нарушения инстинктивной жизни, Эго, когнитивного и моторного развития и показал, что в экстремальных случаях лишение матери приводит к смерти ребенка. Изучал восприятие младенцами человеческого лица, определяя те его части, которые являются наиболее важными стимулами для ребенка. Пытался трактовать возникновение улыбки у трехмесячных детей как символ перехода от принципа удовольствия к принципу реальности, когда подсознание и предсознание начинают отделяться друг от друга и возникают первые элементы "Я". Исследовал "трехмесячный смех" и "восьмимесячный страх" ребенка. Разработал идею "сбивчивого диалога". Пришел к заключению, что аффективное развитие предшествует перцептивному и когнитивному.

Шпиц развил свои идеи с помощью лабораторных экспериментов, посвященных прежде всего роли аффекта и диалога. Шпиц пришел к выводу, что аффективная взаимность между матерью и младенцем стимулирует младенца и позволяет ему исследовать окружающий мир, способствуя развитию моторной активности, когнитивных процессов и мышления, интеграции и формированию навыков. Он понимал взаимность матери и младенца как сложный многозначный невербальный процесс, оказывающий влияние как на младенца, так и на мать, и включающий аффективный диалог, который является чем-то большим, чем привязанность младенца к матери и связь матери с младенцем.

Шпиц также уделил особое внимание ранним стадиям развертывания объектных отношений и компонентам, необходимым для установления либидного объекта (младенец явно предпочитает мать всем остальным объектам). Он сформулировал три стадии формирования либидного объекта: 1) предобъектная или безобъектная стадия, предшествующая психологическим отношениям; 2) стадия предшественников объекта, начинающаяся с социальной улыбки в два или три месяца и связанная с началом психологических отношений; 3) стадия собственно либидного объекта

Рассмотрим три феномена, которые интересуют нас с точки зрения их соответствующей функции. Существует ярко выраженное феноменологическое сходство между укореняющим поведением и семантическим сигналом «нет», демонстрируемым покачиванием головой. Укоренение является поведением, связанным с обращением к объекту, приближением, поведением, обеспечивающим выживание новорожденного, это — поведение подтверждения. В отличие от него патологические негативные цефалогирические движения лепривированных детей определенно имеют значение отказа, нежелания вступать в контакт, отрицания. Семантический сигнал «нет», демонстрируемый покачиванием головой, также имеет значение отказа и отрицания. Значением этого последнего жеста является не только отказ; следует помнить, что он является семантическим сигналом, сообщающим об этом отказе другому человеку.

Укореняющее поведение - является симптомом стремления к объекту, индикатором потребности младенца; оно возникает интероцептивно, то есть в ответ на внутреннее переживание. Таким образом, эти два феноменологически сходных движения имеют диаметрально противоположный смысл: если семантический сигнал «нет» представляет собой отказ, то укореняющее поведение представляет собой стремление к объекту.

Идентификация и имитация - играют заметную роль в достижении семантического значения, Предстадии идентификации проявляются в ранней жестовой идентификаиии ребенка. Они возникают после шестого месяца жизни, отчасти в форме посредственной имитации, отчасти в более развитых формах. Идентификация с жестом, равно как и последующие проявления идентификации, будут играть заметную роль в процессах научения ребенка.

На возрастной ступени девяти — двенадцати месяцев, на которой развивается примитивный жест идентификации, ребенок приходит к первому пониманию приказаний и запретов. Первое смутное понимание запретов ребенком переживается во взаимодействии между ребенком и взрослым.

Тезис гештальтпсихслогии. Зейгарник доказала, что незавершенные действия запоминаются лучше, чем завершенные. Если мы рассмотрим проблему запрещающего «нет» взрослого в свете открытий Зейгарник, то становится очевидным, что для ребенка каждый запрет, будь он вербальным, с помощью жеста или сочетанием того и другого, сдерживает действие, начатое ребенком. Поэтому все большее число запретов оставляет после себя такое же число незавершенных «задач». Таким образом, их общий элемент, «нет», запрещающий жест или слово, способен стать запомнившимся инвариантным фактором.

Психоаналитическая гипотеза — основывается на представлении о том, что каждый запрет означает фрустрацию. Запрещаем ли мы деятельность ребенка, или не позволяем ему получить что-то, чего он желает, или же мы не согласны с формой, которую он хочет придать своим объектным отношениям, мы всякий раз будем фрустрировать влечения его Ид. Поэтому мнемические следы запретов, жесты или слова, в которых мы их выражаем, будут наделены чувственным тоном отказа, поражения, воспрепятствования, разрушения планов— одним словом, фрустрации. Именно этот весьма специфический аффективный заряд обеспечивает прочность следа памяти запрещающего «нет», будь это жест или слово.

Переход от пассивности к активности Первым большим шагом в активном социальном поведении является реакция улыбки у младенца. С этого момента его активность быстро развертывается, следуя вдоль линий соматических достижений, пока не возникает второй важный шаг в развитии — тревога восьми месяцев. Ее пришествие знаменует, поворотный пункт, с которого начинается распространение психической активности; оно будет сопровождать усиление физической активности, которое становится возможным благодаря созреванию мускулатуры и развитию мышечной координации.

В терминах тревоги восьми месяцев то, что мы наблюдаем, может быть понято следующим образом: лицо незнакомого человека сравнивается со следами памяти лица матери, и обнаруживается ее отсутствие. Это не мать, ее по-прежнему нет. Неудовольствие переживается и проявляется.

Первый год жизни можно подразделить на три отдельных периода или стадии.

Созревание и развитие

1. Наследственное оснащение представляет собой совокупность филогенетически сформированных и унаследованных данностей новорожденного — физических и психологических. Так, например, новорожденный появляется на свет с двумя глазами, но только с одним ртом; с двумя почками, но лишь с одной печенью и т.д., а также с другими физическими свойствами, включая сопротивляемость заболеваниям, скорость метаболизма и т.д. Другие важные компоненты этого оснащения охватывают эпигенетически развертывающиеся задатки, врожденные пусковые механизмы, а также то, что мы называем «темпераментом», скоростью реакции, реакцией на стресс, и все остальное, чем наделен новорожденный.

2. Созревание является процессом прогрессирующих изменений и роста, которые происходят в физическом и психологическом секторах организма младенца. В основе этих изменений лежат внутренние передаваемые по наследству факторы, формирующие часть наследственного оснащения у новорожденного.

3. В отличие от Гартманна, Криса и Лёвенштейна мы разграничиваем психологическое развитие и биологическое ( Рапапортом).

Термин «психологическое развитие» включает в себя изменения, которым подвергается наследственное оснащение (как созревание, так и другие внутренние факторы биологического развития) отчасти в силу внешних обстоятельств, отчасти под давлением или при содействии факторов, влияющих на созревание и биологическое развитие. Термин «биологическое развитие» -является предфункциональным и предадаптированным, кумулятивным, прогрессивным и автономным. Факторы, способствующие этому развитию, являются в основном «конституциональными», внутренне присущими растущей системе, и лишь частично — «привходящими», внешними по отношению к ней, то есть факторами окружающей среды.

Описал стадии развития объектных отношений:

1) Нарциссическая (первые 2 недели жизни): нет дифференцируемого объекта

2) Анаклитическая (Стадия предобъектных отношений): отношения нужды

Грудь и лицо

3) Объектная (второе полугодие первого года)

Мать-объект, улыбка

8 мес.- страх перед незнакомцами, постоянство объекта

4) Стадия дифференцированных объектных отношений (второй год жизни)

Дифференцирование от матери



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 643; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.233.58 (0.008 с.)