Лангмейер К., Матейчик З. Психическая депривация в детском возрасте. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лангмейер К., Матейчик З. Психическая депривация в детском возрасте.



«Психическая депривация является психическим состоянием, возникшим в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени».

Причины появления депривации:

-изоляция («волчьи» дети — крайняя форма)

-сепарация (прекращение уже создавшейся связи между ребенком и его социальной средой. Пр: помещение ребенка в дет дом)

-госпитализация (это является наиболее частой ситуацией, при которой развивается дальнейшая сепарация ребенка от семьи, может представить опасность для здорового психического развития ребенка)

-депривация в семье (две группы:

во-первых, когда по внешним причинам в семье царит недостаток социально-эмоциональных стимулов. Пр: неполные семьи, семьи где родители подавляющую часть времени проводят вне дома, или же экономическое и культурное состояние семьи настолько низко что у ребенка отсутствует стимуляция к развитию.

Во-вторых: данные стимулы в семье объективно и имеются, но для ребенка они недоступны, т. к. у лиц воспитывающих его имеется внутренний психический барьер. Такое возможно в полных семьях, с хорошим социальным и культурным положением, однако родители совершенно безразличны к ребенку, у них нет с ним эмоциональной связи, присутствует только механическое обращение с ребенком, т. е. основной уход, без дополнительного внимания)

-депривация в семье по внешним причинам (пр: смерть одного из родителей или уход из семьи, наиболее опасная форма, если уходит или погибает мать «материнская депривация», уход или смерть отца менее болезненно воспринимается ребенком - «патернальная депривация», еще одной причиной депривации может служить алкоголизм одного из взрослых (или обоих сразу), т. е. физически родитель присутствует в семье, но участия в жизни ребенка не принимает, или принимает искаженно, наиболее распространена «патернальная депривация» по причине алкоголизма)

-депривация в семье по психологическим причинам (а)эмоциональная незрелость характера - неспособность установить с ребенком тесную эмоциональную связь имеет нередко причину в незрелости чувств и характера матери, в неуравновешенности матери или любого лица на ее месте.

б)невротические и психические расстройства - С точки зрения депривации наиболее серьезными являются депрессивные состояния, при которых мать совершенно отходит от ребенка, оставляя его проявления без отклика Однако опасны и патологически неуравновешенные позиции родителей, колеблющиеся между равнодушием и проявлениями враждебности, т. е. родителей, у которых отвержение ребенка переходит прямо в жестокость.

в) умственная ретардация и дефекты органов чувств у родителей - односторонне неудовлетворительной стимуляции представляет ситуация матери с хорошим эмоциональным отношением к ребенку, но лишенной способности обеспечивать его стимулами интеллектуального характера. Здесь могла бы идти речь о слабоумной матери, о глухонемой или всего лишь просто неграмотной.

г) нежеланные дети — менее успешны в учебе, менее адаптированны к социальной среде)

 депривация в широкой общественной среде (из-за недостатков внешних стимулов, но при наличии благоприятной обстановки в семье, пр: недостаток общения со сверстниками а) Сам ребенок из-за какого-либо тяжелого дефекта органа чувств, двигательного или психического дефекта не может полностью включиться в общество вне собственной семьи б) семья сама изолирует ребенка от окружающей среды (пр: семьи попавшие под влияние сект) в) семья социально-изолирована как целое (проживание в отдаленных районах, или эмигранты)

 экстремальные жизненные ситуации (Помимо депривационных факторов, каковыми являются временная изоляция, а также сепарация ребенка от семьи, здесь, конечно, находят свое проявление и фрустрация, конфликты, травматические переживания и т. п., которые контролировать полностью не удается.)

Следующие четыре формы психической депривации, выведенные из предшествующего рассмотрения, могут быть, следовательно, обозначены так:

 I. Депривация стимульная (сенсорная): пониженное количество сенсорных стимулов или их ограниченная изменчивость и модальность.

 II. Депривация значений (когнитивная): слишком изменчивая, хаотичная структура внешнего мира без четкого упорядочения и смысла, которая не дает возможности понимать, предвосхищать и регулировать происходящее извне.

 III. Депривация эмоционального отношения (эмоциональная): недостаточная возможность для установления интимного эмоционального отношения к какому-либо лицу или разрыв подобной эмоциональной связи, если таковая уже была создана.

 IV. Депривация идентичности (социальная): ограниченная возможность для усвоения автономной социальной роли.

 

36. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения
Общение – это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения будущего.

С точки зрения деятельности общение является коммуникативной деятельностью.

В теории деятельности А.Н. Леонтьева выделяются следующие структурные компоненты коммуникативной деятельности: предмет, потребность в общении, коммуникативные мотивы, действие общения, задачи, средства, продукты.

Возникновение общения у ребенка: Первые 2 недели- Нет реакции.

С 3-ей недели- Ориентировочно – исследовательская активность, направленная на ознакомление с взрослым.

С 4-ой недели- Эмоциональные реакции: улыбка в ответ на улыбку; улыбка по собственной инициативе.

На 2-ом месяце- «комплекс оживления»:двигательные акты, улыбки, вокализация


Итог: сразу после рождения ребенок никак не общается с взрослым; лишь после двух месяцев младенцы вступают во взаимодействие со взрослыми, которое можно считать общением.

Общение появляется у ребенка в возрасте 2 месяцев

4 критерия возникновения потребности общения у ребенка: Внимание и интерес ребенка к взрослому, Эмоциональные проявления ребенка к взрослому, Инициативные действия ребенка, направленные на взрослого, Чувствительность ребенка к отношению взрослого

 

Форма общения – коммуникативная деятельность на определенном этапе ее развития, взятая в целостной совокупности черт и характеризуемая по нескольким параметрам.

Параметры выделения форм общения: время, место, содержание потребности, ведущие мотивы, средства общения.
Механизм смены форм общения: обогащение содержания деятельности детей и их взаимоотношений с окружающими приводит к смене устаревших форм общения новыми, а последние дают простор для дальнейшего психического прогресса ребенка.

Выводы:

1. Общение – это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения будущего.

2. Общение возникает у детей в возрасте 2 – 3-х месяцев.

3. Основными мотивами общения являются познавательные, деловые личностные.

4. Основными средствами общения ребенка являются: экспрессивно – мимические, предметно – действенные, речевые. Все три группы мотивов существуют и тесно связаны между собой. Но в разные периоды детства их относительная роль изменяется: то одни, то другие занимают положение ведущих.

5. Формы общения ребенка с взрослым в возрасте до 7 лет: ситуативно – личностная, ситуативное – деловая, внеситуативно – познавательная, внеситуативно – личностная.

6. Изменение социальной ситуации развития ребенка приводит к развития психических функций.

7. Основными продуктами общения являются: взаимоотношения и образ самого себя.


Таким образом, можно сказать, что в своей книге «Проблемы онтогенеза общения» М.И. Лисина рассказывает нам о том, как ребенок, появившись на свет, вступает в свои первые контакты с окружающими людьми, как все более усложняются и углубляются его связи с ними. Через общение с другими ребенок познает самого себя. Именно поэтому М.И.Лисина говорит об общении и самопознании как о неразрывно связных, обуславливающих друг друга проблемах. Ее книга полезна как и ученым – специалистам в области детского развития, так и психологам, воспитателям и педагогам. Общение - условие и важнейший фактор психического развития ребенка.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1345; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.128 (0.006 с.)