Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психические состояния тренировкиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В тренировке спортсмен переживает и впервые узнает целую гамму психических состояний, оказывающих на него, мотивационную сферу и на конечное отношение к спорту очень большое влияние. Можно сказать, что почти всё, что спортсмен переживает на соревнованиях, закладывается в тренировке, в ней необходимо искать корни многих соревновательных проблем спортсмена. Состояния тренировки вызываются относительно слабыми, но долговременными стресс-факторами и протекают в связи и на фоне утомления, которое спортсмен должен воспринимать как обязательный атрибут тренировки, ее результат и уметь стойко его переносить. Утомление -сопровождает все виды человеческой деятельности. Это функциональное состояние, возникающее в результате интенсивной или длительной тренировочной нагрузки и проявляется во временном нарушении ряда психических и физиологических функций спортсмена, снижении эффективности и качества спортивной деятельности. При продолжительном воздействии чрезмерных нагрузок и отсутствия условий для полноценного восстановления нервно-психической энергии утомление может перейти в переутомление. Одним из наиболее важных психологических факторов способствующих преодолению утомления является мотивация. Депривация (ангел лишать), психическое голодание, психическая недостаточность, потеря чего-либо, лишения из-за недостаточного удовлетворения основных психических потребностей, и в первую очередь, потребности в среде. Содержание депривации наиболее полно определяется при аналогии психической недостаточности с биологической. Также как возникают серьезные нарушения из-за биологической недостаточности питания, белков, витаминов, кислорода и др., серьезные нарушения могут возникать на почве психической недостаточности - лишения любви, недостатка стимуляции, социального контакта, воспитания и т.п. Депривация возникает в депривационной ситуации, для которой характерно стимульное обеднение. Им может быть длительное пребывание в специализированных школах-интернатах, на длительных учебно-тренировочных сборах, в замкнутых командах, группах, уединенных спортивных базах, тренировки в группах с очень строгим режимом, с замкнутым тренером, т.е. там, где происходит отрыв от привычной стимульной среды, семьи, школы, друзей, привычных форм увлечений и отдыха. Психическая депривация является психическим состоянием, возникающим в ситуациях нормирования специфических отношений к стимульному «вакууму». Наиболее близким понятием здесь является фрустрация. Длительная фрустрация (лишение привычной жизненной потребности) постепенно переходит в депривацию (невозможность вообще удовлетворять привычную жизненную потребность). Одним из важных сопутствующих факторов здесь является монотонность деятельности, монотонность общения. Монотония (с греч. mono - единый, tonos - ударение) - психическое состояние, возникающее у спортсмена в виде ответной реакции на однообразную и бедную впечатлениями деятельность, характеризующееся пониженной психической активностью, снижающее общую реактивность и способность к переключению в ситуациях, не допускающих отвлечения на другие виды деятельности и возникающее задолго до наступления истинного утомления. Частое возникновение монотонии снижает мотивацию спортсмена. В современной спортивной тренировочной деятельности, в силу ее высокой избирательности и однообразия, вероятность возникновения монотонии усиливается и депривацией основных психических потребностей. Спортсмены с низкой устойчивость к монотонии –монотонофобные - характеризуются подвижными нервными процессами. У них выражены сила нервной системы, беспечность, мечтательность, тревожность, низкая исполнительность, неуравновешенность, экстраверсия, завышенная самооценка, потребность в избегании неудач, преобладание симпатического тонуса. Врожденную неустойчивость к монотонии частично может компенсировать изменение мотивации, формирование конкретного отношения к деятельности при помощи психической саморегуляции. Педагогические меры профилактики монотонии должны быть разнообразными: эмоциональность учебно-тренировочного процесса, дробление тренировочного занятия, усиление мотивации, актуализации целей, укрупнение простых заданий в блоки упражнений, смена характера работы, места тренировки, применение аудиовизуальных средств (функциональная музыка, слайды, цветовая среда, темпоритмовое раздражение и т.д.), введение элементов соревнования. Во время длительной тренировки гребец на каноэ З.С. несколько раз якобы «видел» в воде несуществующие препятствия (мель, бревно и т.п.) и принимал меры осторожности. Когда же на пути действительно оказалось бревно гребец его не заметил, столкнулся с ним и упал в воду. По словам спортсмена, в середине тренировки стал чувствовать погружение в мягкий сон, «было такое ощущение, что голова спит, а тело работает». Именно в такие моменты появлялись несуществующие помехи на воде. Пресыщение психическое - психическое состояние, из ряда подобных утомлению (см. монотония), возникает в условиях однообразия спортивной тренировки в ситуациях не допускающих переключения на другие виды деятельности. Развитие состояния психического пресыщения проходит определенные фазы: от полной готовности к действию через утрату интереса до состояния отвращения к работе и аффективного взрыва, после которого наступает разрядка и спад возбуждения. Характерным является также эффект «аккумулирования», при котором повторение монотонной работы в схожих условиях вызывает психическое пресыщение значительно раньше. Феномен пресыщения объясняется тем, что напряжения в мотивационной системе выполняемого действия (в результате его непрерывного повторения) становятся ниже, чем в других «системах напряжения». Соответственно эти системы начинают определять поведение человека, и субъект отказывается выполнять монотонную работу, переключается на другую. В психологии спорта, при разработке проблемы монотонии установлено, что чаще всего психическое пресыщение наступает в периоде перехода от выполнения объемных нагрузок к более скоростным, но идентичным по структуре. Стремясь быстро избежать однообразия, спортсмен чаще меняет темп на более скоростной, как защитное поведение возможны иллюзии и галлюцинации. Спортсменка Н.К. мастер спорта международного класса по гребле, во время длительной переменной тренировки пожаловалась тренеру на то, что ее весло стало гнуться. В перерыве ей дали другое, абсолютно одинаковое, якобы более жесткое весло, но через тридцать минут опять последовала жалоба на то, что весло гнется, а разворот перьев весла неодинаков. С раздражением спортсменка продолжала тренировку. Когда же вечером ей предложили определить насколько отличается разворот перьев весла, и какое весло гнулось больше она не смогла различить их. Средствами профилактики психического пресыщения могут быть повышение значимости внутренних мотивов, повышение эмоциональности тренировок, положительная стимуляция спортсмена в жесткой установке на тренировку, создание «окон» для индивидуальных вариаций. Тревога - реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное состояние диффузного безобъектного страха, характеризующего неопределенным ощущением угрозы, в отличие от страха, который возникает в ответ на конкретную опасность. Тревога может возникнуть не только в ответ на ожидание результата соревновательной борьбы, возможного исхода конфликта с тренером или партнером, но из-за соматических нарушений, недостатка витамина В, токсикоза и др. Оптимальный уровень тревоги повышает результаты спортивной деятельности согласно закону Йеркса-Додсона. Основными признаками повышенной тревоги являются: холодные, влажные руки, постоянная потребность мочиться, обильное потоотделение, отрицательные самовнушения, ошеломлённый взгляд, повышенное мышечное напряжение, рассеянность, навязчивые действия, плохое самочувствие, тошнота, головная боль, сухость во рту, нарушение сна. Депрессия - (подавление - лат.) под влиянием спортивных неудач и различных неприятных событий возможно возникновение функциональной депрессии в рамках нормального психического функционирования. Она характеризуется отрицательными эмоциями, падением мотивации, изменением представлений, пассивностью поведения, равнодушием к результатам соревнований. Возникает необоснованное чувство вины и беспомощности. Резко снижается самооценка. Спортсмен быстро устает, не проявляет инициативы ни в тренировке, ни в соревновании. Результаты резко снижаются. Возможен переход на клинический уровень. Гиперпрозекция - (рассекатель - лат.) - болезненное усиление внимания на происходящих в процессе тренировки сдвигах в организме. Спортсмен прислушивается к работе сердца, легких, печени, следит за работой систем выделения и постепенно начинает испытывать все большую тревогу за состояние здоровья, не доверяя тренеру и спортивному врачу, со временем приобретает ипохондрическую фиксацию на проблемах здоровья. Одной из проблем таких спортсменов становится желание добиться результата, не достигая утомления. Бегун В.К. на тренировке почувствовал дискомфорт в области сердца. Врач, делавший кардиограмму нашел, что она соответствует норме, но рекомендовал тренеру несколько снизить интенсивность тренировок перед соревнованиями. Тренер, раздосадованный крушением своих планов, сказал спортсмену: «Из-за твоей кардиограммы я вынужден снижать тебе нагрузку!» Спортсмен, отличавшийся и без того большой мнительностью, стал постоянно прислушиваться к работе сердца, находя все больше и больше «отклонений». Все кончилось тем, что бегун стал испытывать панический страх перед работой на пульсе выше 150 ударов в минуту, боясь сердечного приступа. Потребовалось вмешательство психолога, чтобы развеять страхи спортсмена. Психомоторная персеверация - навязчивое желание продолжать движения или невозможность сразу прекратить движение, не имеющее смысла. При значительном утомлении, это состояние часто спортсменом просто не осознается и после указаний тренера, с которым спортсмен полностью соглашается, он снова начинает ненужное движение. При развитии данного состояния, тренировка, а тем более совершенствование техники, теряет всякий смысл и должны быть немедленно прекращены или заменены на более эмоциональный вид нагрузки. Ярким примером развития состояния психомоторной персеверации является поведение украинского боксера В. Кличко в одном из боев 2004 г. на профессиональном ринге. Он получил подряд четыре приводивших к нокдауну удара, практически в идентичных ситуациях, не делая попытки изменить тактику. Прострация (лат.) - полная физическая и нервно-психическая расслабленность после сильного переутомления или нервного потрясения. Данное состояние возникает редко и, как правило, после нагрузок, где наблюдалось выраженное переживание «болевого финишного синдрома». Спортсмен болезненно переживает состояние прострации при частом его повторении, если им не понят главный смысл тренировки - достижение глубоких степеней утомления, как индикатора эффективности тренировочных упражнений.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.97.9.168 (0.011 с.) |